середу, липня 31, 2013

ИСТОРИЯ АНДРЕЯ ТИМОФЕЕВА .КАК "УГОНЯЛИ" ЭМ. "НАСТОЙЧИВЫЙ"

Андрей ТИМОФЕЕВ
Все уже знают историю с расстрелянным в 1975 году  во время угона в Швецию СКР «Сторожевой», но почти никто не знает, что у него был, говоря на современном сленге, «виртуальный» предшественник. Только в этом случае все сложилось вопреки известной сентенции: сначала фарс (моя история), а трагедия («Сторожевой»)  – потом…       
Дело было в 1972 г. Наш корабль, эскадренный миноносец проекта 56A «Настойчивый»,  на котором я, только что зачисленный из “трехгодичников” в кадровый состав ВМФ и вскорости после этого назначенный  на должность начальника радиотехнической службы (РТС), выполнял в Северном и Норвежском морях задачи боевой службы, обычные для нас в те годы: слежение и разведка очередного НАТОвского учения, оно, помнится, называлось “Северная свадьба”.
Автор истории, Андрей Тимофеев.
Фото: Личный фотоархив

Миноносец проекта 56A «Настойчивый».
Фото: Личный фотоархив
Задачи были успешно выполнены, мы уже возвращались домой, и, как обычно, перед Балтийскими проливами отстаивались на якорной стоянке у мыса Скаген (побережье Дании). Настроение было приподнятое, как всегда перед возвращением, немного отравляло его только то, что по финансовым правилам тех лет мы, за время похода не посетившие ни одного иностранного порта не имели права на получение “валюты”.
Здесь необходимо пояснение, почему слово “валюта” закавычено. Наверное, многие из сегодняшних читателей уже не знают, что в те времена настоящей валюты (долларов, франков и прочих фунтов) мы и в глаза не видели, нам выплачивали “боны”, как называли моряки чеки Внешторгбанка, на которые мы отоваривались в спец. магазинах импортных товаров, именуемых везде одинаково: “Альбатрос”.
Так вот, настроение наше вдруг резко улучшилось — к концу стоянки стало известно, что Командующий Балтийским флотом, адмирал В. Михайлин, в поощрение за отлично выполненные задачи боевой службы, приказал нашему кораблю зайти в п. Свиноуйсьце в Польше, к месту базирования советской 24 бригады катеров, что автоматически давало нам право на получение той самой желанной “валюты”.
И тут по БПЧ, связи от политуправления БФ, пришла очередная информация “о положении в стране и за рубежом”, в которой сообщалось о том, что греческий эсминец “Веласкес” добровольно, со всем экипажем на борту, в знак протеста против режима “черных полковников”, установившегося в Греции в те годы, перешел в итальянский порт (кажется, Неаполь) и сдался итальянским властям.
Естественно, эта тема стала предметом обсуждения для всего экипажа, но, сидя вечером по боевой готовности №2 в гидроакустической рубке, мои матросы (между прочим, с участием комсорга РТС, командира отделения гидроакустиков старшины 2 статьи Петрова) придали этой теме неожиданный поворот:
 - А возможно ли сделать такое на нашем корабле?
Мнения разделились.
Впервые какие-то смутные подозрения, что не все ладно в моей РТС, у меня зародились дня через два после прибытия в Лиепаю, когда вдруг утром в воскресенье, находясь на законном выходном, я получил через оповестителя приказание немедленно прибыть на корабль. Прибываю. Оказывается, мне (замполитом!) поручается сопроводить трех своих матросов (список выдает лично замполит) на квартиру какого-то офицера то ли Лиепайской базы, то ли прокуратуры для производства там ремонта, причем отдельно указывается, что мое присутствие в квартире и доставка их обратно в мои функции не входят. На мое законное недоумение Михаил Петрович отделался многозначительным разведением рук в стороны.
Автор истории, Андрей Тимофеев.
Фото: Личный фотоархив
На следующий день мне приказывают (опять же замполит) сопроводить тех же матросов и старшин и еще двух-трех человек на работы в помещении склада радиотехнического отделения Лиепайской базы, но на этот раз Михаил Петрович уже дал мне понять суть происходящего, котораясостояла в том  что и он, и я, и мои матросы и старшины действуем по сценарию Особого отдела, и причина этого, ни более ни менее: мои матросы и старшины хотели угнать эсминец на Запад! И теперь “особисты” одним им известными приемами хотят получить дополнительную информацию от “заговорщиков”.
Не забудьте, это был 1972 год, до “Сторожевого”, о котором стране стало известно уже после «перестройки», было еще три года, поэтому восприятие нами данной версии на уровне фантастичной легенды вполне понятно...
Кстати, в тот же день, сопровождая “заговорщиков” по окончании назначенного мне времени со склада на эсминец, я наблюдал картину, которую никогда, наверное, не забуду. Адмирал Михайлин (кто помнит его, подтвердит) был для нас олицетворением спокойствия, рассудительности, даже, пожалуй, благодушия. И тут я вижу на причале перед своим кораблем Командующего БФ, что называется, с пеной у рта “распекающего”, в том числе и непечатно, нашего оперативника ОО. Запомнились только слова: “Вы на кого работаете, старший лейтенант?! Ведь вы мне лично доложили в Свиноуйсьце, что на корабле все в порядке! А что теперь?!...” Дальше слушать было просто неприлично, и я с матросами прошел по трапу на корабль.
После этого “заговорщиков” отправили на гауптвахту в качестве подследственных, одновременно “списав” их с корабля, а на нас навалились с проверками высокие комиссии из штаба и политуправления флота. Командира, капитана 2 ранга Николая Викентьевича Касперовича, кстати, незауряднейшего человека, лучшего из всех командиров, с которыми мне пришлось познакомиться за все время моей военно-морской службы, отправили командовать береговой базой соединения подводных лодок, откуда он вскорости перевелся в Таллин, командиром дивизиона кораблей консервации, где безвременно скончался от тяжелой болезни... Уверен, флот много потерял от несостоявшейся служебной карьеры этого настоящего офицера и моряка
Николай Касперович.
Фото: Личный фотоархив
Замполита, капитана 3 ранга Денисенко М.П., тоже самого порядочного и умного из всех замполитов, которых я знал, убрали с кораблей на береговые части, окончил службу он заместителем по политчасти командира минного арсенала. К сожалению, тоже безвременно скончался уже в 1997 году...
Я, так как только месяц был в должности начальника РТС и являлся к тому времени беспартийным, отделался то ли выговором, то ли неполным служебным соответствием, короче, как в таких случаях говорят, “легким испугом”.
Но самое интересное не это.
Где-то через месяц я заступил дежурным по караулам Лиепайского гарнизона. В мои обязанности входила обязательная ночная проверка караула гарнизонной гауптвахты, и вот, во время этой проверки, ознакомившись у начальника караула со списком арестованных, я увидел знакомые фамилии. Оказывается, они до сих пор находились на гауптвахте, хотя я думал, что они уже где-нибудь подальше... Я не удержался от соблазна лично поговорить с кем-нибудь из “заговорщиков”, ведь я был уверен, что вся эта история раздута наподобие мыльного пузыря, из ничего, и надеялся найти подтверждение своему мнению в личной беседе со своими бывшими подчиненными.
К моему удивлению, мне элементарно просто удалось вызвать в комнату для допросов старшину 2 статьи Петрова (комсорга), и мы с ним поговорили tete - a - tete.  Я не сомневался в том, что на мои вопросы будет один ответ: они не имели намерений угнать корабль, просто болтали несерьезные разговоры, и т.п. Как же я был наивен в те годы! Оказывается, месяц общения с работниками Особого отдела даром для моих матросиков не прошел!
Матрос с "Настойчивого".
Фото: Личный фотоархив
Петров, не поднимая глаз, пробубнил мне, что он, дескать, еще учась в 9-10 классах средней школы где-то в Сибири, увлекаясь западными рокгруппами типа “Роллинг Стоунз”, задумал бежать на Запад и чуть ли не специально с этой целью пришел служить на корабли боевой службы Балтийского флота!
Затем он, очевидно, как я потом понял, чтобы не сказать мне лишнего, протянул мне листок с машинописным текстом. Это был протокол допроса, где значилось то же, что он мне рассказал.
Больше говорить нам было не о чем.
Я находился в недоумении. Неужели я ошибся, как говорят на флоте, в оценке обстановки?
Лишь позже сообразил, что ребят просто запугали, а косвенным подтверждением этому стало то, что за столь “серьезное  преступление” они отделались всего лишь переводом на берег, на посты радиотехнического наблюдения на островах Хиума (или Саарема), где благополучно закончили службу и были уволены в положенный срок.
А этот протокол до сих пор хранится где-то в моих бумагах...
Источник материала см- 

Немає коментарів: