вівторок, серпня 27, 2013

Выдержка из книги кап.1 ранга В.В.Шигина "Спасите наши души. Неизвестные страницы истории советского ВМФ" (О гибели апл К-8 в 1970 году)

" Претензий к поведению и действиям замполита ни у кого из оставшихся в живых членов экипажа не было. Наоборот, все, с кем довелось встретиться автору в процессе работы над книгой, отзываются о нем с неизменной теплотой. К тому же реальной помощи Анисов оказать оставшимся явно не мог. Немолодой уже человек (фронтовик) со слабым зрением, в очках, которые беспрестанно обдавало брызгами, он действовал временами почти на ощупь".(цитата из настоящей выдержки по В.В.Анисову)

С ныне покойным замполитом апл К-27 Владимиром Васильевичем Анисовым мне пришлось служить около 3-х лет.Родился он 01 сентября 1927 года.Лично мне в его адрес плохого нечего сказать.Когда он пошел на боевую службу на апл К-8 ему было 42 года.Только из настоящей выдержки из книги я узнал что он был якобы фронтовиком? При службе с ним мы этого не знали.Надо было ему оставаться на  тонущей лодке как замполиту с командиром? Честно говоря не знаю!Он выполнил Приказ командира,а как ему  надо было поступить лично в  той трагической ситуации как комиссару,пусть решает читатель
Вячеслав Мазуренко,член экипажа К-27. 
ТОЧКИ НАД «И»
 Здесь мы подходим к моменту, который всегда вызывал и вызывает до сегодняшнего дня множество различных кривотолков: почему с последней группой с К-8 ушли представители командования лодки: заместитель командира дивизии капитан 1-го ранга Каширский, заместитель командира корабля по политической части Анисов и командир электромеханической боевой части капитан 2-го ранга Пашин?
Из объяснительной записки капитана 1-го ранга В. Каширского: “Мы с командиром считали, что главное донести главкому ВМФ о состоянии подводной лодки и принять меры по выяснению возможности находящихся в районе подводной лодки теплоходов в обеспечении изолирующими дыхательными приборами, средствами автономной связи и взаимодействия при заводке буксира на подводную лодку. Решили, что я схожу на “Касимов”. В процессе работы над книгой автор нашел среди документов, относящихся к К-8, и одну из радиограмм, адресованных главкомом ВМФ на аварийную лодку. В ней С. Г. Горшков прямо приказывает замкомдиву перебраться с атомохода на один из находившихся поблизости транспортов и быть постоянно на связи, возглавив одновременно и действия по спасению лодки. На самой же “восьмерке” положение у него было к тому же несколько двусмысленное. При всей трагичности обстановки командир лодки Бессонов действовал грамотно и решительно, так что отстранять его от командования у замкомдива не было никаких оснований. Его же роль при этом сводилась лишь к советам командиру и руководству личным составом, когда Бессонов просто не мог быть в двух местах одновременно. Другое дело, что тогда было не до объяснений личному составу причин ухода, и у части офицеров и матросов сход с борта аварийного корабля старшего начальника вызвал полное непонимание и даже осуждение. Из объяснительной записки заместителя командира корабля по политической части капитана 2-го ранга В. В. Анисова: “Я настаивал оставить на лодке 5—7 человек, остальных отправить на “Касимов”, но командир приказал садиться в шлюпку, чтобы проводить работу среди личного состава, находящегося на “Касимове”. Вторая объяснительная В. В. Анисова: “...Командир зачитал список убывающего личного состава. К борту лодки подошел спасательный бот. Я обратился к командиру: “Прошу остаться с вами!” Он ответил: “Немедленно в бот! Мы здесь справимся, а на “Касимове” много народу”. Я спустился в бот, там уже был Каширский”. Претензий к поведению и действиям замполита ни у кого из оставшихся в живых членов экипажа не было. Наоборот, все, с кем довелось встретиться автору в процессе работы над книгой, отзываются о нем с неизменной теплотой. К тому же реальной помощи Анисов оказать оставшимся явно не мог. Немолодой уже человек (фронтовик) со слабым зрением, в очках, которые беспрестанно обдавало брызгами, он действовал временами почти на ощупь. К слову, замполит едва не погиб, когда перебирался с баркаса на борт теплохода. Не разглядев того, что корпуса “Касимова” и баркаса сходятся, он едва не был ими раздавлен. Но почему ушел с борта лодки командир электромеханической боевой части, главный идеолог борьбы за живучесть? Ведь кому, как не ему, были известны все тонкости предполагаемых восстановительных работ! Из объяснительной записки капитана 2-го ранга В. И. Пашина: “Вышел из первого отсека с трюмным старшим матросом Новиковым. Задраили люк. Подошла шлюпка. Зачитали списки убывающих. Слышно плохо. Запросил, где находиться механику. Командир сказал: “Механик в шлюпку!” Я предложил еще раз командиру снять всех людей. Шлюпка могла взять 52 человека, и я чувствовал, что подводная лодка тонет, так как видна была третья пара торпедных аппаратов, а корма находилась в воде. На судне ко мне подошел помощник командира. Я еще раз повторил свое мнение, что личный состав надо снимать”. Вспомним, что за последние сутки между Бессоновым и Пашиным возникли серьезные разногласия в вопросе о целесообразности борьбы за спасение лодки. И если командир твердо верил в необходимость продолжения этой борьбы, то командир БЧ-5, наоборот, высказывал мнение о том, что лодку спасти уже практически невозможно и следует как можно быстрее снять с нее всех людей. Не удивительно, что при столь серьезных разногласиях, да еще в столь критической обстановке, Бессонов просто не захотел иметь рядом с собой человека, не разделяющего его убеждений, и который своей настойчивостью, видимо, просто его уже раздражал. В связи с этим обвинять командира электромеханической боевой части в трусости совершенно несправедливо. На протяжении всех трех суток борьбы за лодку капитан 2-го ранга В. Н. Пашин все время был на самых трудных участках. Действовал грамотно и энергично, ну а то, что не скрывал своего мнения и твердо его отстаивал, то в этом он выполнял, прежде всего, свой служебный долг командира БЧ-5, главного специалиста по вопросам живучести. К тому же развернувшиеся вскоре трагические события во многом подтвердили предположения Пашина. Из вопросов, задаваемых в ходе расследования обстоятельств аварии К-8 капитану 1-го ранга Каширскому, капитанам 2-го ранга Анисову и Пашину: Вопрос к Каширскому: Почему вы, прибыв на транспорт, не обеспечили оставшихся на подводной лодке средствами спасения? Ответ: Надежной связи с подводной лодкой не было из-за непогоды. На лодке было 20 жилетов, но на палубе у людей всего 3—4. Вопрос к Анисову: Почему ушел Каширский? Ответ: Каширский ушел, чтобы доложить обстановку на ПЛ. Вопрос к Анисову: Почему командир отправил командира БЧ-5? Ответ: Из-за того, что механик “раскис”. Вопрос к Пашину: Как вы расцениваете сход капитана 1-го ранга Каширского? Ответ: Не имею об этом суждения. Вопрос к Пашину: Были ли у оставшихся 22 человек спасательные жилеты? Ответ: Только у одного. Вопрос к Каширскому: Докладывал ли кто-либо, что необходимы спасательные средства для тех, кто остался на ПЛА? Ответ: Я перед уходом спрашивал у командира лодки, что вам необходимо. Он сказал: “Ничего не нужно, уходите!” Вопрос к Каширскому: Почему сошел капитан 2-го ранга Пашин? Ответ: При перечислении необходимых ему на лодке людей командир не назвал командира БЧ-5. Я спросил: “Почему?” Командир ответил, что командир БЧ-5 отравился газами и ему достаточно двух командиров дивизионов (электротехнического и живучести). Я это утвердил. Что ж, каждый волен сам сделать вывод из прочитанного. Разумеется, легко обвинять кого-то в чем-то, сидя дома на диване. Скажу честно, за время своей долгой флотской службы, мне посчастливилось не побывать в подобной ситуации, а потому я не судья тем, кто прошел ад К-8 Забегая вперед, скажем, что все прогнозы капитана 2 ранга Пашина относительно того, что лодка стремительно теряет продольную остойчивость и, по существу, уже обречена, вскоре в точности сбылись. Поэтому предложение командира БЧ-5 об оставлении атомохода экипажем было, как технически, так и общечеловечески правильным. Однако у командира лодки была своя правда – сражаться за спасение корабля до последней возможности. Бискайская трагедия сломила капитана 2 ранга Пашина. Впоследствии он был переведен под Ленинград, прекратил всякое общение с бывшими сослуживцами и достаточно рано умер. Встречавшие его в последние годы жизни говорили, что он до последнего дня жизни терзался прошлым и никак не мог найти ответа на вопрос, правильно ли он поступил тогда, сказав правду командиру о неотвратимости гибели корабля.
http://www.submarinersclub.ru/Shigin_K8.htm 

Немає коментарів: