понеділок, січня 13, 2014

ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК. ДИЗЕЛЬНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА "С"


Дизельные подводные  лодки типа "С" были самыми совершенными советскими средними подводными лодками.   История их создания такова.. В 1926 году руководство военно-морского флота Германии предложило руководству Советского ВМФ приобрести чертежи самой удачной средней субмарины кайзеровского ВМФ типа UB-III, спроектированной в 1918 году. Наши флотские инженеры сочли немецкий проект устаревшим и решили развернуть крупносерийное производство подлодок типа "Щ". Основой для "Щук" стала английская субмарина L-55, построенная по менее удачному, чем немецкая, проекту. Она была потоплена в Финском заливе в Гражданскую войну и затем поднята. А немцы развернули работы по модернизации своих "Троек". В 1932 году советским кораблестроителям удалось ознакомиться со строившейся немцами для Испании подводной лодкой Е-1, которая была развитием UB-III. По зловещей иронии судьбы, подводные лодки типа «С» проектировались по советскому заказу германской фирмой «Дешимаг» в 1932 – 1934. В декабре 1934 года по немецким чертежам на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде были заложены первые три лодки. Изначально серия получила в качестве названия букву «Н», и только с октября 1937 года для обозначения её класса стали применять букву «С» – «сталинец». В 1934 году в СССР заложили 3 корпуса, и уже в конце 1935-го два из них спустили на воду. Испытания лодок прошли столь успешно, что советская сторона отказалась от дальнейшего сотрудничества с "Дешимаг" и запустила "советско-немецкий проект" в крупную серию под литерой "С" — "средняя". В Великую Отечественную войну с немецким флотом сражалось 30 таких субмарин. При подводном водоизмещении 1090 тонн они были вооружены одной 45-ти и одной 100-миллиметровой пушками, шестью торпедными аппаратами с боезапасом 12 торпед (то есть могли перезарядить аппараты и сделать ещё один залп). Имея экипаж 44 человека, надводную скорость до 40, а подводную — до 18 км/час, "эски" могли, не заходя в базу до 30 суток, нести службу даже в океане. Но и немцы не остались в накладе! Советская "эска" 9-й серии стала основой немецких "стальных акул" 7-й, самой массовой и грозной серии подводного флота гитлеровской Германии. Причём предельную глубину погружения своих "эсок" немцы увеличили в два раза, а всего их построили... 704 единицы!   Небезынтересно, что именно эти проработки легли в основу проекта германской подводной лодки «серии VII» – самой массовой подводной лодки Третьего рейха.
В.Мазуренко.

Немає коментарів: