вівторок, лютого 18, 2014

ДЛЯ ТЕХ КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ПОДВОДНИКОМ.Из личных воспоминаний.(продолжение)

ИСПЫТАНИЯ  АТОМОХОДА.
 Испытание на максимальную скорость.
 Представьте себе  атомную субмарину высотой в  8-м метров  и длиной около 110 м,которая мчится со скоростью под водой свыше 55 км в час,а затем  дается реверс, это когда винты резко начинают вращаться в обратную сторону.   Масса  атомной субмарины в подводном положении свыше 4400 тонн   Такая махина сразу остановиться не может, а продолжает по инерции двигаться вперед, прежде чем полностью остановится и начнет движение задним ходом. И находиться внутри подводной лодки в этот момент не очень приятно: грохот, лодка трясется, некоторое  имущество в отсеках, недостаточно хорошо закрепленное по-штормовому, срывается со своих мест и летит в проходы.
Аварийное всплытие подводной лодки
Между нормальным и аварийным всплытием разница существенна. В первом случае лодка за счет скорости и рулей всплывает на перископную глубину, затем воздухом среднего давления (ВСД) продувается сначала средняя группа цистерн главного балласта (ЦГБ), а затем концевые. Когда море спокойное, подобную процедуру можно было бы и не заметить, если бы не шум сжатого воздуха подаваемого в цистерны. Другое дело аварийное всплытие, когда продуваются воздухом не среднего, а уже высокого давления (ВВД) все группы балласта  одновременно.  Субмарина, всплывая, резко набирает вертикальную скорость, при этом воздух, расширяясь в ЦГБ, вырывается наружу.  Это напоминает  резко выброшенную вверх пробку при вскрытии  шампанского.Лодка вылетает из воды на поверхность почти полностью, а затем падает На снимках,в кинофильмах, это смотрится красиво и эффектно. Какое состояние подводников в это время внутри лодки? Даже сегодня спустя почти полвека,когда вспоминаю такое всплытие закрадывается холодок . 
 Погружение на предельную глубину.
 Одно из наиболее  опасных испытаний. Различают несколько видов погружения. Перископная глубина- подводное положение, при котором из ПЛ можно вести наблюдение за надводной обстановкой при помощи выдвижных устройств, в том числе перископа. Безопасная глубина около 40 м, на которой ни одно надводное судно, даже супер танкер не может протаранить лодку, а лодка, исследуя окружающую обстановку, может применять все виды оружия, при этом имеет возможность в любое время всплыть в надводное положение. Рабочая глубина максимальная( на апл К-27 - 240 м), на которую подлодка может многократно погружаться без подготовки и находиться неограниченное время без ущерба для прочного корпуса. Предельная глубина граница(апл К-27 опускалась на 300 м), после которой прочный корпус получает остаточную деформацию. Как говорят подводники: «Лодка погружается на предельную глубину дважды: на испытаниях и когда тонет». Расчетная глубина глубина предполагаемого погружения, при которой прочный корпус ПЛ разрушается и лодка гибнет.
Вячеслав Мазуренко

Немає коментарів: