Наблюдая за тем россияне сутками стоят на Керченской переправе, дерутся за право приобщиться к "крымнашу", иногда там же, в очереди, и умирая - перестаешь понимать, в чем был смысл всей этой авантюры.
Однако, помимо очевидных гуманитарных последствий аннексия Крыма имеет и ряд скрытых политических перспектив.
И они напрямую связаны с уже открытой войной, которую Россия затеяла в Донбассе.
Факт открытой агрессии и ввода российских войск в Донбасс уже официально признали и в США и в ЕС. Даже игравшая роль доброго полицейского Ангела Меркель заявила со всей определенностью - это российско-украинский конфликт, не внутренний.
Ввод войск понадобился Путину для того, чтобы вернуть ситуацию к апрельскому состоянию - когда ДНР и ЛНР занимали практически всю площадь двух областей и намеревались диктовать свою политическую волю Киеву.
В этом в общем никто не сомневается - без российской регулярной армии террористические анклавы были обречены. После вторжения российских войск в Донбасс, вместо того чтобы сесть за стол переговоров и усадить за него Украину, США всерьез рассматривает возможность военной помощи Киеву, а Евросоюз выбирает своим главой непримиримого поляка Дональда Туска.
Владимир Владимирович обижается, ведь с его точки зрения скрытый ввод войск в Украину - это то что надо Западу для сохранения лица.
В кремлевской картине мира именно Путин дает лидерам цивилизованного мира шанс выйти сухими из воды и признать за Россией право на ее влияние в Украине, "как это было раньше".
Ключевой вопрос - а как раньше?
Путин живет в своем мире и в нем же совершенно не понимает, почему Запад ополчился на него. Ведь происходящее сейчас в Донбассе происходит на постсоветском пространстве далеко не в первый раз.
Отделение Приднестровья, также происходившее при поддержке российских войск и под соусом защиты мирных граждан, Абхазия и Южная Осетия - во второй раз Россия открыто ввела войска в Грузию.
Философию создания террористических анклавов на территориях государств-соседей и давления на них с помощью этих анклавов - именно такой была тактика российских спецслужб еще при Ельцине.
Путин, как человек в принципе не верящий, что в мире есть какое-то объективное и безличностное право, в том числе международное, не улавливает и границ дозволенного, которые этим правом установлены.
Запад настраивается решительно по отношению к путинской агрессии и вводу войск в Украину из-за Крыма. А именно, из-за его аннексии и присоединения к России.
Если бы Крым стал под влиянием России как бы независимым непризнанным государством, то, скорее всего, и реакция Запада на агрессию России в Донбассе была бы мягче
Послевоенная система международных договоров, формировавшаяся в условиях распада колониальных империй и становления независимых государств, в условиях страха перед странами-агрессорами сформировала важную аксиому сосуществования государств - государства могли дробиться, разделяясь, но ни одно государство не имело права насильно завоевывать часть другого.
Если бы Крым стал под влиянием России как бы независимым непризнанным государством, то, скорее всего, и реакция Запада на агрессию России в Донбассе была бы мягче.
Такое положение вещей укладывалось бы в распиаренную теорию о распаде искусственного украинского государства.
Однако, именно аннексия Крыма была сочтена неадекватным шагом, обрушивающим всю архитектуру мировой безопасности. Теперь Донбасс и война Украины с Россией воспринимается в этой парадигме не как помощь восставшим сепаратистам, а как борьба за "жизненное пространство", за новые территории.
А Путин, не понимая природу западных санкций и западного гнева, сам подливает масла в огонь. Все же когда разгорался приднестровский конфликт, идея "похода на Кишинев" не высказывалась, тем более Ельциным, а тем более в разговоре с лидерами западных стран, это, как и Абхазия, был процесс направленный вовнутрь - создание анклава влияния.
В Украине же с точки зрения Запада Путин ведет экспансивную войну - иначе не было бы всех этих идей о коридоре на Крым, вбросов о походе на Одессу и в другие регионы, в которых не осталось ни капли агентуры, способной создать "народные республики" и "очаги сопротивления хунте".
Именно поэтому, Запад в конце-концов будет обречен помогать Украине не только советом, но и вооружением.
И именно непонимание особенностей мировой политики погубит Путина. Нам остается только воевать и не впадать в отчаяние - отступая и перегруппировываясь, формируя линии обороны по границам Донбасса.
И ни в коем случае не вести переговоры статусу Крыма. Да, украинские военные эксперты всерьез прорабатывают сценарии атаки на Одессу или высадки российского десанта в Борисполе - но эти же эксперты уверены, что для оккупации Украины и ее удержания у Путина нет ни сил, ни ресурсов.
Победит в этой войне тот, кто будет более стоек и вынослив. Нам надо продержаться до включения программы ленд-лиза и до истощения самой России. Может быть, гибридная война продлится несколько лет.
Но итогом такой войны непременно станет крушение путинской России и становление современной, активной, модернизированной Украины.
Сергій ВИСОЦЬКИЙ
источник