суботу, жовтня 11, 2014

В военное время коррупция в Украине может быть столь же смертоносна, как и пуля


 Этим летом я получил официальное уведомление о том, что меня призывают на службу в украинскую армию, и что через несколько недель меня направят на восток, где наши солдаты сражаются с поддерживаемыми Россией сепаратистами. Я глубоко переживаю за мою страну и хочу защищать ее». Но я столкнулся с дилеммой: следует ли мне идти на войну, зная, что придется выложить из своего кармана более 2 тысяч долларов на приобретение способного сохранить мою жизнь военного снаряжения, поскольку из-за коррупции в государстве Министерство обороны не в состоянии «адекватно» снарядить новобранцев. Либо у меня есть второй вариант: заплатить взятку в 2 тысячи долларов для приобретения бумаг, которые свидетельствовали бы о том, что по медицинским показаниям я не годен для несения службы. Я всегда выступал резко против коррупции, одной из серьезнейших проблем в моей стране, в том числе и для солдат, сражающихся на востоке страны. Моему брату, который сейчас служит на востоке, когда он пошел в армию, выдали лишь старомодный АК-47. Моей семье, как и очень многим другим семьям, пришлось тратить свои собственные деньги, чтобы купить ему все необходимое. Мы нашли поддержанную НАТОвскую униформу, бронежилет, каску, подсвет прицела для его оружия, наколенники и ботинки, что вылилось в сумму порядка 2400 долларов, включая зимнюю одежду.
Нам повезло, что у нас были эти деньги. А так, среднемесячная зарплата на Украине составляет 260 долларов, что означает невозможность для среднестатистической семьи снарядить своих сыновей и братьев на войну. Зарплата призывника, в зависимости от ранга и специальности, варьируется от 185 до 417 долларов. В мирное время коррупция бьет по людям не напрямую. В военное время коррупция может быть столь же смертоносна, как и пуля. Война в Украине с поддерживаемыми Россией сепаратистами нагрянула внезапно, к чему правительство оказалось неготовым. В советские времена военные были относительно хорошо оснащены, но после десятка-другого лет после завершения той эры, состояние наших военных сил ухудшалось с сокращением бюджетных ассигнований на армию. В последнее время информация о процедуре закупок Министерства обороны не раскрывается – к примеру, не публикуются спецификации снаряжения. Это означает, что правительство может проворачивать махинации с закупкой низкокачественного снаряжения. И именно это оно и делает. Недавно Генеральная прокуратура объявила, что она выдвинула обвинения против нескольких бывших чиновников Министерства обороны, которые закупали низкокачественные бронежилеты для армии. Они обвиняются в растратах на 5,6 миллиона долларов на покупку 17 080 штук низкокачественных бронежилетов, которые, согласно информации украинских СМИ, привели к сотням увечий и смертей во время военных операций на востоке. Было очевидно, что используемая броня не может защитить от прямого попадания пули. В августе, президент Петр Порошенко уволил из-за коррупции двух руководящих сотрудников Министерства обороны. Согласно сообщениям в СМИ, их обвиняют в нецелевом использования бюджетных средств, но не в убийстве. Новые процедуры снабжения армии были направлены на то, чтобы предотвратить коррупцию, из-за которой солдаты подвергаются еще большему риску. В 2013 году, Министерство обороны заявило, что его Департамент внутреннего аудита и финансового контроля начинает специальное расследование от имени армии под руководством тогдашнего министра обороны Павла Лебедева. Ранее, для бюрократов в министерстве было легко «развалить» расследование. Но в июне этого года, представители департамента внутреннего аудита были исключены из комитетов по закупкам и утратили свои мандаты на проверку военных контрактов. Чиновник министерства обороны пояснил, что во военное время, руководству армии требуются полномочия и гибкость в проведении собственных закупок, чтобы обеспечить быстрые поставки для своего войска. Мой брат говорит, что ему сообщили, что ему необходимо покупать себе зимнее снаряжение, поскольку армия не гарантирует его предоставление. Если они поменяли систему снабжения, для того чтобы она работала быстрее, почему они все еще говорят солдатам, что те должны сами о себе позаботиться? Татьяна Черновол, бывшая журналистка, которая в новом правительстве занималась вопросами антикоррупционной политики, недавно покинула свой пост. В своем интервью газете она заявила что «в Украине нет политической воли вести бескомпромиссную широкомасштабную войну против коррупции». Обычные жители Украины, хотят помочь своим солдатам. Они покупают специальные браслеты для того, чтобы поддержать военных и уделяют свою время работе в волонтерских организациях. Однако некоторые из недавних инициатив оказались обычными схемами по быстрому обогащению. Я слышал об одной организации, члены которой собирали пожертвования для покупки военного снаряжения для войск, а потом попыталась солдатам это самое снаряжение продать. Коррупционные скандалы происходят во многих странах. Но на Украине сама система поражена коррупцией. Она смазывает колесики между всеми учреждениями, будь это государственный или частный сектор, добровольческие движения или даже НКО. Без этой смазки ничего не функционирует. Среди украинского народа и среди наиболее дальновидных политических лидеров есть желание провести реформы. Однако с момента свержения предыдущего президента Виктора Януковича этот импульс ослаб. И теперь «из-за напряженности с Россией и нестабильности на востоке» многие из нас обеспокоены тем, что война с коррупцией будет проиграна. Если сейчас не будут проведены реформы, они, вероятно, никогда не будут проведены. Будучи сотрудником офиса связи НАТО я посещал недавно Великобританию, для того чтобы изучать программы по борьбе с коррупцией. Их работа очень важна, поскольку помогает решить проблемы прозрачности на военных предприятиях и в правительствах по всему миру. Однако для Украины подобные усилия недостаточны: «для того чтобы «излечить» страну, должны быть задействованы все слои общества. А также должна быть политическая воля вести эту борьбу». Сейчас, когда бои на востоке стихли, меня, возможно, не станут призывать. Однако я принял для себя решение, что, если все-таки это произойдет, взятку платить я не буду. В конце концов, мне 33 года и я годен для службы. Но если меня призовут сражаться за мою страну, я хочу быть надлежащим образом снаряжен, для того чтобы быть в состоянии защитить себя. Если я рискую своей жизнью, то хочу знать, что правительство берет на себя обязательство предоставить мне лучшую защиту, которую оно может себе позволить. На данный момент я в этом не уверен. И я боюсь за своего брата, который все еще на передовой
. Александр Ляпко, старший специалист оффиса НАТО в Украине.
 Опубликовано в «The New York Times»