четвер, листопада 11, 2021

Первая атомная субмарина в мире К-27(ЖМТ) с уникальными ядерными реакторами.

 

Вячеслав Мазуренко

Крейсерской атомной подводной лодке Северного флота "К-27" была уготована судьба, далеко выходящая за рамки простой военно-морской службы. Созданная в соответствии с известным Постановлением от 12.09.1952 ПЛА "К-27" прошла необычный жизненный путь, полный приоритетов и первопроходчества, где героическое и трагическое переплелись в тесный узел; на ней был установлен ряд рекордов, соответствующих времени ее жизненного цикла:

В период испытаний ПЛА "К-27" прошла за 528 ходовых часов 5760 миль, из которых 3370 миль (59%) в подводном положении, что явилось своеобразным рекордом для советских атомоходов того времени, превысив в 1,5 раза достижение ПЛА "К-3"; ПЛА "К-27" первой из отечественных ПЛ превратилась из "ныряющей" в, по-настоящему, "плавающую" под водой, совершив два автономных одиночных похода в экваториальную Атлантику (1964 г. - 51 сутки не всплывая, пройдя 12425 миль, из которых 12278 миль (99%) под водой). Это всесоюзный рекорд непрерывного подводного плавания! И в Средиземное море (1965 г. - 59 суток, пройдя 15000 миль); Во время этих походов, среди других тактических задач отрабатывался поиск и преследование подводных лодок "противника", таким образом, "К-27" стала первым в мире подводным "охотником" за ПЛ; Изучением района центральной экваториальной Атлантики в период 1-го похода ПЛА "К-27" подготовила плацдарм для несения боевой службы кораблями других проектов и поколений ПЛА в этом важном стратегическом районе; В период 1-го похода экипажем и испытательными группами четко фиксировались изменения солености, плотности и температуры забортной воды, их влияние на работу технических устройств и систем и характер, связанных с этим неисправностей. По окончании похода результаты исследований были отражены в отчетах и положили начало организации на предприятиях многих министерств в центральных заводских лабораториях отделений климатических испытаний, которые решили многие технические проблемы; В период второго похода "К-27" первой из отечественных ПЛА впервые скрытно преодолела противолодочную систему наблюдения в районе Гибралтара и провела 36 суток непрерывной боевой службы в Средиземном море, выполнив все боевые задачи и положив этим походом начало постояннодействующей группировке боевых сил ВМФ в Средиземном море;После выработки кампании обоими реакторами при участии экипажа впервые была проведена уникальная операция по перезарядке активных зон (а.з.) при поддержании ЖМТ в расплавленном разогретом состоянии с помощью специально созданного унифицированного перегрузочного оборудования; этот опыт был в дальнейшем использован на других ПЛА с ЖМТ. Опыт создания и эксплуатации ПЛА К-27 позволил создать серию высокоскоростных,комплексно-автоматизированных ПЛА 705 и 705К проектов. На ПЛА произошла серьезная ядерно-радиационная авария с человеческими жертвами, весь личный состав, находящийся на борту был облучен дозами, значительно превышающими предельно-допустимые уровни, но вывел ГЭУ из работы. На протяжении ряда лет решался вопрос восстановления ПЛА. Учитывая высокую стоимость капитального ремонта, которая усугублялась тем, что оборудование, требующее замены, промышленностью уже не производилось, а в плане строительства были ПЛА с ЖМТ новых, более совершенных проектов, по рекомендации Межведомственной комиссии на правительственном уровне впервые в практике ВМФ было принято решение о затоплении ПЛА "К-27" вместе с реакторным отсеком, содержащим две новые активные зоны. Впервые в истории ВМФ по правительственному постановлению и приказу командования личный состав своими руками подготовил корабль к затоплению, демонтировав главные турбины и ряд ценных агрегатов, восстановив плавучесть ПЛА, необходимую для буксировки в полигон и обеспечив приемлемую ядерную и радиационную безопасность ЯЭУ при хранении под водой, Экипаж навел идеальный порядок во всех отсеках ПЛА, она была отбуксирована в залив Степового, что на Новой Земле в Карском море и 10..09.1981 затоплена на глубине 33 м в точке с координатами: 72°31 СШ и 55°30" ВД.

 

Немає коментарів: