неділю, лютого 28, 2010

МОИМ СОСЛУЖИВЦАМ И МОИМ ЧИТАТЕЛЯМ ПОСВЯЩАЕТСЯ....

Спасибо Вам, мои друзья,
спасибо Вам за пониманье!..
за то, что любите меня
и исполняете желанья...

Спасибо Вам за радость встреч,
за сон, что явью стал прекрасной,
и я сумею уберечь
в ладони пойманное счастье...

За чудеса, что Вы смогли
мне подарить волшебным словом,
спасибо Вам, друзья мои,
и я в любви признаюсь снова!..

...Как в первый раз, внимаю я
стихотворениям и взглядам...
спасибо Вам, мои друзья,
зато что Вы со мною рядом!.

ТАЙНА ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-129

  Предлагаю читателю  статью Анатолия Тихоновича Штырова - контр-адмирала, в прошлом первого заместителя начальника разведки ТОФ, заместителя начальника военно-морского управления Командования войск на Юго-Западном направлении о гибели подводной лодки  Тихоокеанского Флота К-129  о тех,кто финансировал тайную операцию по  подьему этой лодки.

Тайна гибели советской дизельной подводной лодки (ПЛ) в свое время стала предметом не только международного скандала, но и источником возникновения разных легенд и слухов. Однако советская печать долгое время хранила гробовое молчание о событиях, происходивших в Тихом океане.
Известно, что ПЛ вышла на неплановое боевое патрулирование из пункта базирования на Камчатке 28 февраля 1968 года. На борту лодки находилось 3 баллистические ракеты типа Р-13 с ядерными боеголовками и две торпеды в ядерном оснащении. Командовал ПЛ капитан 1 ранга Кобзарь Владимир Иванович, один из опытнейших подводников того времени на ТОФ. Однако 8 марта лодка не донесла предусмотренным в боевом распоряжении коротким условным сигналом о проходе поворотной точки маршрута.
Первым это зафиксировал оперативный дежурный на ЦКП ВМФ и объявил тревогу. Были проведены длительные поиски кораблями и авиацией флота (с переброской на помощь даже авиации СФ) в обширном районе от точки получения последнего донесения ПЛ и далее по ее маршруту, но все безрезультатно. Вскоре поисковые действия были свернуты - лодку сочли погибшей. Об этом ЧП на всех уровнях наших "инстанций" предпочитали помалкивать.
В то же время американцы сообщили СССР об обнаруженном ими "масляном" пятне в одном из районов океана - район этот совпадал с маршрутом нашей ПЛ. Одновременно США заявили, что донными акустическими обнаружителями их БГАС системы "Цезарь" якобы зафиксирован и запеленгован "грохот", который соответствует звукам от разлома раздавленного сжатием воды прочного корпуса подводной лодки, погрузившейся на глубину свыше предельно допустимой. Странно, однако, то, что точных координат этого "шума" американцы командованию ВМФ не сообщили.
Данные разведки свидетельствуют о том, что во время выхода ПЛ "К-129" на патрулирование в Авачинском заливе действовала "на дежурстве" атомная многоцелевая ПЛА ВМС США "Суордфиш", которая, вполне вероятно, могла установить скрытное слежение за вышедшей из базы нашей ПЛ. За этот период данная американская ПЛА в базах ВМС США не отмечалась. Однако доподлинно известно, что 11-12 марта, то есть через 3-4 суток после невыхода ПЛ "К-129" на связь, ПЛА "Суордфиш" ночью прибыла в ВМБ "Йокосука" (Япония) со смятым корпусом боевой рубки. За ночь в режиме повышенной секретности был срочно произведен ремонт рубки (рихтовка, наложение заплат, покраска), и с рассветом ПЛА "Суордфиш" спешно покинула базу. Позднее стало известно, что весь экипаж ПЛА дал подписку о неразглашении некой тайны. Был ли этот факт связан с гибелью ПЛ "К-129", тогда еще представлялось загадкой.
Можно предположить, что ПЛА "Суордфиш" вела скрытное слежение за ПЛ "К-129" и была непреднамеренно протаранена следящей американской подводной лодкой. Именно непреднамеренно, поскольку американцы не дураки, им тоже жить охота. Возможно, при столкновении американская ПЛА ударила лобовой частью своей боевой рубки ПЛ в районе ее 3-го отсека (центральный пост). Принимая огромные массы воды, ПЛ "К-129" не смогла справиться с быстрой потерей плавучести и затонула на глубине свыше 5200 м в точке с координатами Ш=40±06' сев. 179±57' зап. (от Камчатки - 1230 миль, или ок. 2300 км). Впоследствии эта точка фигурировала в официальных документах как точка "К".
Позднее, когда тайное стало явным, представители США на различных брифингах и встречах упорно отрицали факт столкновения и тарана ПЛ "К-129" американской ПЛА. Бесспорным является тот факт, что американцы знали место советской ПЛ с точностью до 1-3 миль. Такую точность могла обеспечить только их ПЛА - виновник столкновения и гибели ПЛ "К-129", никаких других судов в этом районе не было. В последующем стало также известно, что в период 1968-1973 гг. американцы обследовали глубоководными батискафами состояние корпуса и положение затонувшей ПЛ "К-129" (лежала на ровном киле). На основании обследования был сделан вывод о возможности подъема ПЛ. Этот вывод и был положен в основу замысла операции, получившей кодовое название "Дженифер".
"ДЖЕНИФЕР"
Главной целью операции "Дженифер" было проникнуть в "святая святых" нашего ВМФ - в его шифрованную радиосвязь (в разведке это называлось "расколоть" шифры), особенно в радионаправлении "берег-подводные лодки". Гибель советской ПЛ и точное знание места ее затопления американцы сочли благоприятным случаем попытаться вскрыть всю систему развертывания и управления нашего ВМФ. А именно, подняв ПЛ, извлечь из нее шифрдокументы, боевые пакеты, аппаратуру засекреченной радиосвязи (ЗАС) и пр. С помощью шифров прочитать весь радиообмен ВМФ СССР за несколько лет (от последней даты смены шифрдокументов). Но маячила еще более соблазнительная перспектива - возможность найти ключевые основы разработки наших новых шифров, которые считаются в мире "абсолютно стойкими". Как говорится, игра стоила свеч: о возможности проведения, а тем более успеха подобного рода "тайной операции" всегда мечтали все разведки мира без исключения. Кроме того, американцы очень интересовались нашим ракетным и торпедным оружием с ядерными боеголовками.
Операция "Дженифер" проводилась в строжайшем секрете. В полном объеме в ее замысел были посвящены только президент США Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби и миллиардер Говард Хьюз - главный финансист всей операции, на подготовку и проведение которой ушло без малого 7 лет с затратами около 350 млн. долл. Для подъема ПЛ было построено специальное судно "Гломар Эксплорер", водоизмещением 36 000 тонн с особыми системами обеспечения глубоководных работ и устройствами для подъема. Об операции в прессе опубликована за прошедшие годы масса материалов. Отмечу только, что на завершающем ее этапе планировалось поднять нашу ПЛ в кратчайший срок и непременно в отсутствие в районе разведывательных и следящих сил советского флота.
Сегодня доподлинно известно, что специалисты США подняли не всю ПЛ. Кормовая ее часть по линии разлома корпуса от тарана в центральном посту (3-й отсек), включая 4-й и все кормовые отсеки, вывернулась из клешней лап захвата "Эксплорера" и опустилась на дно. Как это, возможно, происходило - показано в известном телефильме Евгения Киселева. Однако американцы сочли главную задачу операции выполненной, поскольку интересующие их шифрдокументы, боевые пакеты, аппаратура ЗАС-связи и пр. должны были находиться, как на всех подводных лодках, во втором командирском отсеке. "Эксплорер" с док-камерой под днищем, где находилась поднятая носовая часть нашей ПЛ, убыл в район Гавайских островов (о. Мауи).
Из носовой части ПЛ якобы были извлечены, как писали американские газеты, тела около 60 погибших подводников, за шесть с лишним лет почти не тронутых тленом - на такой глубине кислорода нет. Куда делись погибшие подводники, извлеченные из корпуса ПЛ - если они действительно были извлечены, - неизвестно. Но шестеро погибших были перезахоронены американцами в море по принятому в ВМФ СССР ритуалу: тела накрывались Военно-морским флагом и играл гимн Советского Союза. Похороны были засняты на цветную кинопленку, которую затем запрятали в сейфы ЦРУ.
Впоследствии, когда тайное стало явным и между МИД СССР и Госдепом США началось фехтование на дипломатических "шпагах", эти предусмотрительные действия США сыграли свою роль. МИД СССР направил первую ноту США: "Ваши службы в нарушение международного морского права тайно подняли часть нашего корабля". Ответная нота Госдепа США: "Вы не объявили о гибели вашей ПЛ, следовательно, по нормам международного права - это ничейное, бросовое имущество". Тут же МИД СССР направляет вторую ноту: "Вы надругались над нашими погибшими подводниками, нарушили их братскую могилу". Госдеп США в ответ: "Ничего подобного - ваши моряки захоронены по всем правилам, принятым в ВМФ СССР, соблаговолите получить копию киносъемки". В результате нашим дипломатам и крыть было нечем.
Из поднятой носовой части ПЛ американцы извлекли оборудование и две торпеды с ЯБЧ (ядерной боевой частью). Но главной цели операции они не достигли: шифры найдены так и не были. Причина оказалась банальной и неожиданной одновременно. Дело в том, что командир ПЛ капитан 1 ранга В.Кобзарь был высокого роста и постоянно мучился в своей тесной и маленькой каюте, к которой прилегала шифр-рубка. Во время ремонта ПЛ в Дальзаводе (1967-1968 гг.) он упросил главного строителя, и тот в отступление от проекта перенес шифр-рубку в четвертый (ракетный) отсек. Несмотря на разразившийся скандал, ЦРУ США собиралось все же поднимать и кормовую часть ПЛ. В то же время Главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков приказал установить "боевое дежурство" в районе точки "К" вплоть до бомбежки района при появлении "посторонних". Дежурство было снято только после того, как по решению Конгресса США было запрещено ЦРУ производить подобные операции.

ОНИ СЛУЖИЛИ НА АПЛ К-27..(из ахива Мазуренко Вячеслава)



На фотографиях.Слева сверху.
Сидят..В.Овчинников,В.Кубышкин,Г.Лушпай(слева направо)
Стоят.(справа налево) З.Митрофанов,В.Котельников,Е.Свирид,И.Пыдорашко,В.Кулиш.
Ленинград.Госпиталь.июнь1968г.
Внизу.Отдых  на базе отдыха после окончания лечения.
Сидят(слева направо)Кулиш,Котельников
Стоят(слева направо)Свирид,Дрозд,Уланов,Пыдорашко,Митрофанов,Осянин,Кайдалов,Куст.

Справа.Сверху.Владимир Дмитриевич Газин.Январь 2010 годг.Донецк,подводник- турбогенераторщик. шахтёр с многолетним стажем.Кавалер орденов и медалей.
внизу.Подводники на лечении в госпитале Ленинграда.июнь 1968г.
Лежит Дрозд,сидят справа налево..Кайдалов,Кулиш,Тиняев,Котельников,Лушпай.Стоят( справа налево)-Митрофанов, Осянин (?) ,Завизион.

Печально,но сегодня среди нас нет уже тех,кто указан  на фотографиях. Ивана Кайдалова,Алексея Куста,Зинона Митрофанова,Евгения Свирида,Владимира Овчинникова,Виктора Кулиша. Светлая память Вам дорогие мои сослуживцы.....

ОБ ЭКИПАЖЕ ПОДВОДНИКОВ….


Берег любит моряков, а море- дураков.
        
Флотская поговорка



Экипаж начинается с командира. Он задаёт ту планку, на которую должен подняться весь экипаж. Вера в своего командира сплачивает экипаж не меньше, чем общая цель. Вера в своего командира, вера в свои силы, вера в своих подчинённых, вера в свой экипаж- эти этапы проходит каждый моряк, прежде чем он становится членом боевого экипажа. Уверенность в том, что каждый выполнит то, что он должен, чувство ответственности за весь экипаж, желание сделать всё, что возможно, но не подвести своих товарищей,- всё это и есть чувство общей судьбы.
  Жизнь экипажа может зависеть от одного человека, но победить в бою может только весь экипаж. Страна может иметь хорошего президента, министров и даже губернаторов, но пока она не будет представлять из себя единого целого- она обречена.
  Послушайте речь моряка. Вы услышите: "Мы вышли в море... Мы попали в шторм... Мы тушили пожар... Мы... Мы..."  
  Подводники- элита вооруженных сил. А как становятся подводниками? Подводником можно стать только в море. Если взять за основу данную истину, то Россия давно уже лишилась своего подводного флота. Если экипаж не выходит в море более года, он перестаёт быть боевым.  
 .
Экипажи первых атомных подводных лодок набирались из лучших специалистов с дизельных лодок. Это была элита подводного флота. В специальных центрах их обучали эксплуатации новой техники, которая была далека от совершенства. Все аварии того времени показывают, что даже на такой технике подводники творили чудеса.  Подводных лодок было мало и все они использовались максимально. В этих условиях на лодках нельзя было держать "балласт". Если человек не справлялся со своими обязанностями, то его списывали на берег. На лодках первого поколения сложилась особая идеология подводного плавания, которая впитала в себя всё лучшее с дизельных подводных лодок и добавила возможности атомоходов. К сожалению, эту идеологию флоту сохранить не удалось.
Количество лодок быстро росло, на флот шли корабли второго поколения. Экипажи на них набирались уже с первого поколения, которое само постоянно находилось в морях. Кого в этих условиях отпустит командир на новое формирование? Часто на новые лодки назначали выпускников училищ, которые не имели никакого опыта и ещё не сформировались как подводники, а учебные центры не способствовали этому формированию (они продолжали переучивать подводников). Всё это приводило к тому, что уровень подготовки экипажей сильно снизился. Знания подводников всё чаще ограничивались только кругом специальных вопросов. Количество лодок увеличилось, а значит появилась возможность держать целые экипажи в заводах. На эти экипажи списывали "балласт" с боевых кораблей. Часто на новое формирование посылали офицеров с этих "заводских" экипажей. Но даже если на новое формирование попадал боевой экипаж, то он отрывался от моря на многие месяцы и даже годы. Более чем достаточный срок для полной деградации. Это привело к тому, что третье и последующие поколения подводных лодок стали представлять опасность уже не для потенциальных противников государства, а для своих экипажей. Что отличает подводника от других людей? Во-первых, ответственность. Чем выше должность на лодке, тем выше ответственность, тем больше людей находится в зависимости от твоих решений. Ответственность перед теми, кем руководишь ты. Ответственность перед теми, кто руководит тобой. Чувство ответственности не позволяет подводнику прикрываться чужой спиной или сваливать ответственность на своих подчинённых. Если я руковожу боевой частью- я отвечаю за всё, что в ней происходит. Во-вторых, терпение. Подводник постоянно должен учиться и обучать своих подчинённых. Нужно десятки раз повторить одно и то же действие, чтобы добиться нужного эффекта. Нужно десятки раз проверить приборы и отдельные элементы, чтобы найти неисправность. Всё это требует огромного терпения. В-третьих, рассудительность. Подводник, практически всегда, принимает решения в условиях недостатка информации. При этом цена ошибочных решений очень велика. Служба на подводных лодках развивает аналитическое мышление.

ЯДЕРНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ СВОИХ ГРАЖДАН


   6 августа внимание всего мира приковано к одному японскому городу, который стал жертвой атомной бомбардировки 6 августа 1945 года. Из года в год, в 8:15 местного времени в Парке мира раздается колокольный звон, потом следует минута молчания. На этих церемониях зачитывают декларацию с призывом не ослаблять усилий по запрещению ядерного оружия и всеобщего ядерного разоружения и добавляют новые имена умерших от последствий бомбардировки. У жертв бомбардировки Хиросимы и Нагасаки есть Парк мира, тогда как у жертв советского ядерного оружия никаких парков и прочих мемориалов нет. Эти жертвы, как и само советское ядерное оружие, были строго секретными и почитать их память было запрещено. Ядерное оружие в СССР оказалось таким молохом, которое постоянно требовало жертв. С момента изготовления и испытания первой атомной бомбы и до настоящего времени список людей, которые погибли от облучения в результате испытаний, аварий и просто набрав дозу на производстве, не прекращается. Только на комбинате "Маяк" в Челябинской области, только в 1848-1954 годах, когда работы по созданию ядерного оружия были наиболее интенсивными, от облучения серьезно пострадали 10,5 тысяч человек, в том числе 2,5 тысячи получили лучевую болезнь. Но кроме того, что вообще атомное производство - чрезвычайно сложное и опасное, постоянно несущее в себе смертельный риск, что в 1940-1950-х годах решались новые и очень сложные задачи, при создании и испытании ядерного оружия в СССР были совершены чудовищные преступления, последствия которых ощущаются и до сих пор. Преступная практика В ставшей известной благодаря ряду опубликованных фактов практике, можно выделить несколько видов подобных преступлений. Во-первых, широко применялось привлечение солдат к ликвидации всевозможных ядерных аварий, в избытке возникавших на атомных предприятиях из-за чрезмерной спешки, пренебрежения к мерам безопасности. Нравы в армии той поры были куда суровее, чем теперь, приказы не обсуждались. Солдаты были отправлены на первую же атомную аварию в СССР - "закозление" реактора для наработки плутония на ПО "Маяк" 19 июня 1948 года. Солдат отправляли на ручную рассверловку урановых блоков в реакторе, не снабдив дозиметрами и не проинструктировав об опасности. Если персонал реактора получил дозу в 25 рентген на ликвидации этой аварии, то солдаты наверняка получили куда большие дозы облучения. Солдаты бросались на ликвидацию множества аварий, начиная от первых реакторов на секретных комбинатах, заканчивая ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС. Ликвидаторам первых аварий не говорили о том, какую работу они делают, не инструктировали, они не получали никакой медицинской помощи, их не лечили, и не давали статуса ликвидаторов. Всего в эти годы на советских ядерных производствах произошло 11 аварий (в том числе 7 на ПО "Маяк"). Во-вторых, в СССР к ликвидации аварий и последствий радиоактивного заражения привлекались гражданские лица, в том числе дети. Когда на ПО "Маяк" 29 сентября 1957 года взорвалось хранилище радиоактивных отходов, который привел к заражению 23 тысяч кв. км, на которой проживало 270 тысяч человек. На ликвидацию пятна заражения на самом ПО "Маяк" в первый день были брошены пожарная и войсковая часть, полк военных строителей и лагерь заключенных. Участвовало около 5 тысяч человек. Они получили дозы до нескольких сотен рентген, но можно быть уверенным, что о них забыли сразу после завершения работ.