вівторок, березня 09, 2010

КОШМАР У ОСТРОВА МЕДВЕЖИЙ(из истории атомного подводного флота)




Атомная подводная лодка проекта 705 (класса "Альфа" по классификации НАТО) проектировалась СКБ-143 (позднее - КБ "Малахит") в Ленинграде. В основу проекта положены результаты, полученные в ходе эксплуатации АПЛ 645-го проекта (К-27). Строилась эта АПЛ в г.Северодвинске. Атомная установка 645-го проекта имела принципиально новые ядерные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем (сплавом свинца и висмута) - ЖМТ. Емкости аккумуляторной батареи здесь были почти на четверть меньше, чем на атомоходах предыдущего проекта 627А. На новой лодке впервые устанавливались автономные турбогенераторы, которые повысили надежность и живучесть всей корабельной энергетики. АПЛ проекта 645 дала возможность создать серию из 7 скоростных ПЛ проектов 705 и 705К. Эти лодки были полуавтоматами, экипаж в основном состоял из офицеров, впервые применялась силовая сеть с частотой 400 Гц, что позволило значительно снизить габариты оборудования при одинаковой энергоемкости. Лодки также строились в Северодвинске на ПО "Севмаш" и на Ленинградском адмиралтейском объединении. Серия подводных лодок проекта 705 была создана по инициативе бывшего главнокомандующего ВМФ Адмирала флота Советского Союза Г.Горшкова. Первая подводная лодка после завершения строительства во время заводских испытаний и непродолжительной опытной эксплуатации показала низкую надежность и в результате ряда крупных поломок была разрезана. Остальные шесть кораблей этой серии эксплуатировались в течение 10 лет.

АПЛ проектов 945 "Сьерра", 705 "Альфа", а также "Комсомолец" строились с титановыми сверхпрочными корпусами. Основные преимущества титановых АПЛ заключались в их способности погружаться на глубину, недоступную стальным атомным подводным лодкам (до 1000 м), и развивать большую подводную скорость (до 40 уз).

АПЛ с ядерными энергоустановками с жидкометаллическим теплоносителем (ЯЭУ ЖМТ) были действительно последним словом науки и техники. Ядерный реактор на промежуточных нейтронах с теплоносителем свиней - висмут разрабатывался в ОКБ "Гидропресс" и ОКБМ. Главным достоинством этой ЯЭУ является ее динамичность. Основная силовая сеть была создана на частоте 400 Гц, что позволило практически вдвое сократить массогабаритные показатели оборудования. Однако эксплуатация такого оборудования стала более сложной.
Специфика заключалась в том, что существовала опасность остывания и затвердения сплава-теплоносителя, что привело бы к выводу из строя атомной установки. В Западной Лице, где базировались АПЛ класса "Альфа", был создан береговой комплекс для кораблей этого проекта: котельная для подачи пара на корабли, у пирсов - плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако в связи с невысокой надежностью берегового комплекса подводные лодки "грелись" от своего тепла, то есть реакторы постоянно работали на минимально контролируемом уровне мощности.

Сложность эксплуатации объяснялась еще и высокой автоматизацией этих кораблей. Все отсеки, за исключением двух, были необитаемы. Операции по управлению системами и оборудованием выполнялись с пультов на центральном посту. Несмотря на то что на подводных лодках с реакторами на ЖМТ имели место две ядерные аварии, эти реакторные установки считаются более безопасными, чем ЯЭУ с водой под давлением (водоводяные реакторы).

8 апреля 1982 года у острова Медвежий (Баренцево море) потерпела аварию советская сверхновая атомная подводная лодка-истребитель класса "Альфа". Спустя 7 лет, тоже в апреле, примерно здесь же утонет АПЛ "Комсомолец".

В 60-х годах в СССР начали создаваться атомные подводные лодки, принципиально отличающиеся от других лодок с "атомным сердцем". Они выполнялись из титана, могли двигаться быстрее многих видов торпед, имели обтекаемую каплеобразную форму и новую систему подавления шумов работающих механизмов и эха от работающих гидролокаторов. Они несли принципиально новые системы стрельбы и оружие. Сердцем лодки был ее реактор, также существенно отличавшийся от аналогов. Мощность силовой установки доведена до 40 тыс. л.с. при сравнительно небольших размерах.

О повышенных требованиях к психологической, волевой и профессиональной подготовке каждого члена экипажа таких лодок уже рассказывалось ("Солдат удачи". 1996. ?3). Среди 30 человек экипажа единственным матросом был помощник кока, остальные - офицеры и опытные мичманы. Интенсивность тренировок была такой, что за недельный выход в море во время боевой учебы отдохнуть, лежа головой на подушке, удавалось не более 6-7 часов, урывками.

В то злополучное плавание людей собирали со всего соединения. Подводная лодка пользовалась дурной славой, поэтому люди не спешили попадать в списки идущих в поход. Один из членов экипажа в тесном кругу мрачно пошутил: "Если вернемся живыми, будет чего вспомнить", хотя объективно не было никаких признаков близкой беды.

Но шестое чувство подводника не обманывало ни разу. Первая неделя адаптации в боевом походе прошла быстро. Треть экипажа были прикомандированные, и за это время подводники только-только успели познакомиться. Поэтому приказ командования Северного флота о заходе на базу ракетных лодок Гремиха для встречи с лодкой стратегического назначения и проведения совместных маневрирований ни у кого особой радости не вызвал, кроме химика, у которого не хотела нормально работать установка автоматической регенерации воздуха. Для него это был повод провентилировать отсеки свежим воздухом, а заодно и подремонтировать установку.

Вслед за перебоями в работе установки автоматической регенерации воздуха начались и другие неприятности. Несколько раз по непонятным причинам срабатывала аварийная защита реактора. Механики, эксплуатирующие реактор, ничего внятно объяснить не могли. Потом доктор начал неофициально намекать, что воду из крана пить не следует, так как в ней обнаружен изотоп полония-210. С полонием210 шутки плохи: он чрезвычайно токсичен и радиоактивен, при попадании внутрь вызывает ожог слизистой, рак желудка или других органов. Поэтому все, кто всерьез принимал молодого доктора, слегка насторожились.

Откуда на лодке полоний-210, известно. Он образуется из висмута при нейтронном облучении в первом контуре теплообмена реактора. Но он и должен оставаться только там! Первый контур абсолютно герметичен (во всяком случае, должен быть), и при чем здесь вода? Посыпались вопросы химику о радиационной обстановке на борту АПЛ. Нарасхват стал датчик замера радиоактивности на одежде, руках и подошвах обуви. Аппарат оказался не рассчитан на то, чтобы его в течение недели интенсивно использовали по прямому назначению. Тонкая пленка, покрывающая чувствительный элемент, была прорвана, и датчик вышел из строя. Проблему регенерации воздуха в центральном жилом отсеке еще можно было решить, используя дедовский химический способ, но в кормовых отсеках, где люди появлялись лишь эпизодически, этой проблемой вообще никто не занимался. Хотя нет худа без добра. Через несколько дней это спасло нас от серьезных осложнений. Учения шли по плану, и никто из командования не хотел прислушаться к докладам турбинистов, что необходимо сбросить мощность и отремонтировать масляную систему турбины. В результате струя синтетического масла, прорвавшись из-под прокладки, попала на теплоизоляцию паровых коллекторов, разогретую до 600 градусов. К счастью, в турбинном отсеке было мало кислорода, и только это спасло от полномасштабного взрыва и пожара. 

(продолжение следует)


понеділок, березня 08, 2010

НОВОСТИ О ВЕТЕРАНАХ -ПОДВОДНИКАХ АПЛ К-27.Март 2010 г.

Москва. Как сообщает ветеран апл Леонид Сивов,он на днях говорил со своими сослуживцами,проживающих в разных городах России. С Ивановым(Санкт-Петербург),Коньшиным(Москва),Астанковым(Калужская обл),Литвиненко,Овтиным(Северодвинск),Ткаченко(Кострома),Беспаловым,Мартыненко,Кошаевым ,Черниковым(Северодинск),Стакионисом(Литва).Ветераны крепятся,несмотря на состояние здоровья и жизненные проблемы.В частности старшина команды спецтрюмных мичман Литвиненко Феликс Иванович недавно переехал на постоянное место в -Воронежскую обл. г.Поворино с города Северодвинска.Пожелаем ему удачно освоится на новом месте жительства. Санкт-Петербург. В феврале 2010 года прооперирован капитан 2- го ранга,командир реакторного отсека апл Офман Матвей Иосипович.На сегодня он выписан с госпиталя,состояние здоровья удовлетворительно.Желаем ему быстрого выздоровления.
Украина. Ветераны -подводники,наши старожилы мичман Головко Николай Андреевич(Новая Каховка) ,которому 83 года,капитан 2- го ранга Божко Виталий Иосифович,85 лет(перенес инсульт в 2008 г) бодры,и передают всем привет и добрые пожелания.
 К ним  присоединятся  Николай Ганжа(Полтава) Григорий Раина(Кировоград).Иван Ивченко (Днепропетровская обл),Петр Щербина(Запорожье),Владимир Газин (Донецк), и др.
Молдова.   Добрые пожелания шлет  боцман апл ,главстаршина Ханицкий Андрей Степанович.Несмотря на свои 67 лет и перебои  с высоким давлением,  старается быть оптимистом и мечтает в этом году встретиться со своими сослуживцами.
 Дай Бог всем нам здоровья ,долгих лет жизни и конечно встреч.
Жду очередных новостей  от своих сослуживцах,проживающих в разных городах,селах , и странах бывшего Союз.


суботу, березня 06, 2010

Неизвестные страницы из жизни командира апл К-27 Гуляева И.И.



Автономный поход  в качестве второго командира  ДПЛ «БП-82»

 В 1958 году был совершен совсем фантастический по тем временам второй автономный длительный поход ПЛ «Б-82» продолжительностью 135 суток в Южную часть Атлантического океана. Этот поход был предназначен для изучения, освоения и использования Атлантического океана в интересах обороноспособности страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Вторым командиром был прикомандирован капитан 2 ранга Гуляев И.И. (бывший командир РПЛ «Б-67» и в этот период был командиром строящейся атомной ПЛ « К-27»).
На ПЛ прибыла группа ОСНАЗ (радиоразведка) - начальник группы старший лейтенант Мартьянов Г., старший научный сотрудник Военно-Медицинской Академии из г. Ленинграда (к сожалению, фамилию не помню), гидрометеоролог КСФ капитан Гуревич И.Г. Вторым механиком был прикомандирован опытный инженер капитан-лейтенат Носков В., 3-м штурманом был прикомандирован лейтенант Батасов Н.
На танкере «Вилюйск» находилась одна боевая смена резервного экипажа в составе: старпома, командира БЧ-1 старшего лейтенанта Торопова Ю.П., командира группы БЧ-5 лейтенанта Чебаевского С. и около 30 матросов и старшин всех спецальностей.
Но самое главное, почему в 1958 году предстоял этот поход: на борту ПЛ «Б-82» находилась группа ученых из Союзного НИИ Геодезии и Картографии при МВД СССР. Состав экспедиции 6 человек: руководитель группы - кандидат географических наук Березин Э., старший инженер - кандидат технических наук Соловьев и четыре техника – специалисты по аппаратуре. Группа расположилась во 2-м отсеке. Заняли каюту старшинского состава. Разместили там гравиметрическую аппаратуру. Экспедиция проводила научные работы по замеру гравиметрических измерений Атлантического океана. Поход был секретный. Обеспечивал поход танкер «Вилюйск» Владивостокского Морского Пароходства. Замеры проводились на глубине 100 метров через каждые 100 миль по определенному маршруту, в подводном положении, в определенных координатах (широта и долгота) океана. Координаты указывал руководитель экспедиции, а штурманы при помощи навигационных приборов определяли точное место ПЛ.

пʼятницю, березня 05, 2010

ПОЗДРАВЛЯЕМ..

От всех проживающих на Украине подводников атомной подводной лодки К-27 сердечно ПОЗДРАВЛЯЕМ своего сослуживца ПАВЛА СТАКИОНИСА с его Днем Рождения. Здоровья,счастья,благополучия и долгих лет жизни уважаемый ,Павел! ( О жизни,службе Павла Стакиониса,читатель может прочесть в одном из постов "Не стареют душой ветераны".. размещенный ранее на Блоге.

На фото Павел Стакионис  .1972 год.Гремиха.(слева) И Павел с женой Фаиной.2008 год.Вильнюс.(Литва)

понеділок, березня 01, 2010

ТАЙНА БАЛАКЛАВЫ...

В 15 киламетрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма – Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов, овеянных поэтическими легендами. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атоиных подводных лодок.

Секретный приказ для Берия.
Если бы у трансурановых элементов был запах, то можно было бы сказать, что в 50-е годы в мире запахло «оружейным» плутонием. На полигонах Невады и Новой Земли вовсю вздымались ядерные грибы. Назревал Карибский кризис как запал третьей мировой – термоядерной – и потому последней на планете войны.
Обе сверхдержавы – СССР и США – постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, ядерных боеголовок для ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое мест, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили \, его название на карте Крыма больше не упоминалось.