суботу, серпня 22, 2009

ВЕТЕРАНЫ-ПОДВОДНИКИ ВСПОМИНАЮТ...



                                Уважаемый мой читатель!
За годы переписки со своими сослуживцами накопились сотни и сотни писем.В них ветераны делятся своими воспоминаниями о службе,о своих товарищах и друзьях с кем служили, с кем ходили в походы, с кем делили радости и тяжести  военной службы.
Считаю своим долгом довести до Вашего внимания многие из этих писем.Ибо это уже не только письма,это наша   на сегодня История службы на уникальной атомной подводной лодке К-27 Северного Флота бывшего Советского Союза.На корабле, на котором мы достойно служили и достойно с честью защищали Отечество.
Открываю  этот цикл воспоминаниями бывшего помошника командира корабля К-27,ныне капитана 1- го ранга  МИЛОВАНОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВИЧА( г.Тверь,Россия)


На опытовую атомную лодку "К-27" я пришёл штурманом с дизельных ПЛ пр.613 в октябре 1962 года. До этого мне не приходилось даже видеть атомную лодку и поэтому моё воображение рисовало фантастические карти­ны, как внешнего вида подводного корабля, так и внутреннего оборудова­ния. Я любил свою профессию моряка, и предложение перейти служить на атомоход принял с радостью и воодушевлением.
Все первые впечатления от корабля и экипажа если не превзошли мои ожидания, то, во всяком случае оставили самые положительные эмоции. По сравнению с 613пр. корабль был огромен и красив. В его облике чувство­валась огромная сила, динамика и способность уверенно действовать в глубинах океана. Его механическая начинка (атомные реакторы, мощные генераторы тока, турбины и обеспечивающие системы) поражали мое вообра­жение. Я думал, - Как же мне все это изучить ? Но приглядевшись к неко­торым общекорабельным системам, я нашел их достаточно схожими с теми, с которыми уже имел дело. Штурманское же оборудование почти всё у меня не вызвало особой тревоги своей сложностью .
Экипаж. Первое, что бросалось в глаза, огромное количество офицеров, мичманов. Второе - во всем чувствовался высокий уровень подготовки всего экипажа до матросов включительно. Третье - отношение экипажа к своему кораблю, к своему заведованию как образец преданности своему делу. Весь экипаж, я так чувствовал, с нетерпением ожидал окончания строи­тельства корабля и начала испытаний его в море. Почти сразу и я "зара­зился" этим ожиданием, стараясь как можно лучше освоить  м/ч и корабль. Иногда до поздней ночи лазил по кораблю готовясь, к непростым экзаменам на допуск к самостоятельному исполнению своих обязанностей. В этом мне много помогали командир БЧ-5 Олег Леонидович Нагорских, командиры дивизионов Зубков, Сорокин, Шпаков, командиры отсеков, старшины и матросы. Особый интерес, конечно, у меня «люкса», вызывал пульт управле­ния реактором. И , не зайдя в него, не проходил мимо. Там сидели такие корифеи как Сяднев - Полетаев, братья-близнецы Придатко и другие. Часто там можно было застать профессионалов - технарей КиПовцев Витю Полубояринова, Калмыченко, Конечно я засыпал их вопросами, но по их ответам соз­давалось впечатление, что все это просто. Я давно заметил такую особен­ность - чем грамотней человек, чем лучше он знает своё дело, тем более доходчиво, до самой простоты он расскажет, как устроена система и как она функционирует.
Свою штурманскую технику мне помогли быстро освоить прекрасные  старшины Иловайский, Мурадов, Боцман Анатолий Мерзляков и др..
После сдачи зачетов на допуск я почувствовал, что экипаж принял меня окончательно. Должен заметить, что моральный климат на корабле был очень благоприятным для прохождения нелегкой службы моряка-подводника. Чувствовалось уважение друг к другу везде. На мой взгляд, это обеспечивалось с одной стороны тем, что каждый в своих сослуживцах видел вы­соких профессионалов, о другой стороны тон этих традиционно флотских отношений задавали такие высококультурные в морском понимании люди, как командир корабля Иван Иванович Гуляев, командир БЧ-5 О.Нагорских, командиры БЧ и дивизионов В.Николаев, А.Гужеленко, А.Шпаков, В.Зубков, Ю.Сорокин, всеми любимый врач Борис Ефремов, помощник командира Эрик Кова­лев и другие. На корабле служили два моряка-подводника, ветераны войны старшина команды трюмных мичман Головко Иван Андреевич и старшина команды радиотелеграфистов мичман Хренов. Они своим примером и опытом так же многое сделали для становления экипажа.
Нужно сказать, что испытания первых АПЛ выявили ряд новых, ранее неизвестных явлений. Не избежали их и мы. Не­которые из них я перечислю:
- На скоростях хода более 15 узлов резко снижались гидроакустические возможности корабля из-за большого уровня собственных помех;
- Выяснилось, что необходимо ограничивать скорость корабля при стрельбе торпедами. На больших скоростях торпеда не успевала набрать скорость хода, ПЛ догоняла торпеду, таранила её и топила;
- Все "подвижные" элементы лёгкого корпуса и ограждения рубки (которые открывались-закрывались, выдвигались-задвигались) требуют конструктивной доработки, т.к. многие из них оказывались просто выр­ванными. Многие подводные лодки в те первые годы уходили после пос­тройки, в базы флота имея на борту запасные двери, лючки и др.. Эти, казалось бы, незначительные недоработки создавали большие проблемы в вопросах скрытности плавания по понятным причинам;
- Имеемые на борту средства навигации, связи не могли обеспечить длительное скрытное плавание;
- Серьёзного решения требовали вопросы обитаемости корабля  в подводном положении при выполнении длительного плавания;
- Интересные данные были получены по управляемости лодки, что легло в основу будущих разработок
-       и др..
В целом корабль и экипаж успешно прошли испытания морем. Наша вера в корабль ещё более укрепилась, мы считали большой честью для себя службу на таком современном корабле. Отмечу, что когда корабль  уже, бу­дучи на Северном флоте, проверялся штабом соединения по курсу боевой подготовки серьёзных замечаний в наш адрес не было.
Не ставлю перед собой задачу написать обо всём пути АПЛ "К-27".Ниже расскажу о некоторых эпизодах и людях корабля.
Экипаж любил своего командира - капитана 1 ранга Гуляева Ивана Ивановича. Он был грамотным, опытным моряком-подводником. Мне нравилась его уверенность и в управлении кораблём, и в руководстве экипажем. О одной стороны о командире можно было сказать, что он высокотребователен (вплоть до того, что не терпел ношения неуставных носков).С другой стороны командир был доступен, справедлив и заботлив. А насчет требова­тельности очень правильно и образно говорил другой известный моряк -подводник Северного флота Вадим Леонидович Березовский : "Лучшая забота о подчинённых - высокая требовательность!" Держался он всегда с достоин­ством, знающего себе цену командира. Когда однажды при входе в губу Зап. Лица один из начальников, бывших тогда на мостике, пытался вмешаться в управление кораблём (нарушая Устав ВМФ), Иван Иванович быстро и резко поставил его на место.
Командир правильно понимал одно из назначений своих помощников -вырабатывать и всегда иметь предложения и рекомендации командиру для принятия наиболее эффективного решения по тем или иным вопросам. Это положительно сказывалось и на деятельности ГКП, всего командного сос­тава. Характерен эпизод из плавания корабля в районе близком к экватору. Тогда у нас "полетели"  холодильные машины. Забортная вода и на глу­бине 100 метров была 31 градус Цельсия. Температура в отсеках, соответ­ственно, и в реакторном, резко и опасно стала расти. Кто плавал на АПЛ, поймёт серьёзность ситуации. Командир по старой флотской традиции соб­рал офицеров в кают-компании, обрисовал ситуацию и выслушал мнение всех, начиная с младшего. После этого принято было ряд решений по борьбе за живучесть корабля. Трудно ему было. Я это понял особенно, когда он со мной штурманом мерил измерителем расстояние до "ближайшего" далёкого Дакара, куда в случае чего нам в те времена разрешено было "притулиться". Старый морской волк не показывал и тени волнения ! Спасли положение холодильщики  под руководством комдива три Юры Сорокина.
Я иногда думал о том, почему Иван Иванович не командует соединениями, флотом? И пришел к выводу – много плавающие моряки неудобны для таких должностей. Слишком независимы.
Другой колоритной личностью экипажа был командир электромеханической боевой части инженер капитан 2 ранга Олег Леонидович Нагорских (впоследствии инж.контр-адмирал, нач.кафедры Академии ВМФ, лауреат Ленин­ской премии).Трудно переоценить его роль в воспитании и обучении значительной части экипажа - механиков. Этот фактор особо значим тем, что материальная часть БЧ-5 являла собой на тот период наиболее передовые технологии ядерной энергетики. Считаю, что Олег Нагорских во многом определил взаимоотношения в экипаже в духе требовательности к себе, уважения к своим сослуживцам, в создании понимания "мой экипаж - моя семья".
На корабле служили два ветерана-подводника, участника Великой Отечественной войны. Это старшина команды радиотелеграфистов мичман Хренов Николай и старшина команды трюмных мичман Головко Иван Андреевич. Их боевой и морской опыт, безусловно нашел применение не только в командах трюмных и радистов - но и на всём корабле.
Как-то вовремя  проходивших на корабле тренировок по борьбе за живучесть на боевых постах на корабль прибыл один из проверяющих шта­ба соединения. Спустившись в центральный пост и услышав громкие крики в трюме отсека он обеспокоено спросил: У вас что, авария?! Спустившись в трюм, он увидел следующую картину. Мичман Головко, собрав в кружок своих трюмачей отрабатывал порядок докладов и команд имеемых место при аварийных тревогах. Старый моряк Знал, как трудно передать команду или услышать доклад, например, при реве воды поступаю­щей в отсек на глубине. Так, когда его подчинённый трюмный ЦП матрос Хачик кричал, - Аварийная тревога, поступление воды в трюме третьего отсека !! - по спине бегали мурашки. Хачик и в других вопросах был примерным моряком.
Однажды при проверке носовых горизонтальных рулей была выявлена неисправность - отказал механизм отвалки-завалки НГР. Была зима, и стояли сильные морозы. На следующий день, на построении на подъём флага смотрю мой рулевой Игнатьев Терентий (или Куксов - дай Бог память) стоит в строю, -  руки держит за спиной. Я, конечно, сделал ему замечание, И только боцман мне объяснил, что руки перебинтованы, т.к. кожа осталась на промерзшем металле привода отвалки НГР. В рукавицах было неудобно работать.
Моим помощником в штурманском деле был командир ЭНГ капитан-лейте­нант Владимир Федорович Ходяков. Исключительно добросовестный и по­рядочный офицер. Если Володя брался за дело, то можно было не сомне­ваться - всё будет выполнено. По штату на лодке нас было двое штурма­нов и вое моря "К-27"(кроме последнего выхода) мы с Володей несли 2-х сменку. Порой приходилось нелегко.
Однажды, следуя к Гибралтарскому проливу, мы длительное время не имели возможности определить местоположение корабля. Прошли пару противолодочных рубежей и вот командир решил определить место по маяку Сан-Висенти (он расположен на одноименном мысе Португалии). Кратковременно всплыли на перископную глубину, сделали один "мазок" нашей хорошей РЛС и определили место. По моим расчётам невязка обсервации составила 2.3 мили. Я доложил о результатах определения места командиру. После этого в штурманскую рубку заходит старший на походе кап.1 ранга Михайловский А.П. и, обвинив меня в очковтирательстве, сам взялся проверять мою прокладку за несколько суток. С одной стороны его поведение было для меня оскорбительным, но с другой - я был уве­рен в безошибочности своих расчётов.  Примерно через час старший на похо­де, пригласив командира корабля, заявил, что я все же очковтиратель и моя невязка не 2.3 мили, а 2.1 мили. Мы рассмеялись, и инцидент был исчерпан. Мы продолжили плавание в Средиземное море.
Несколько, слов о наших заводских строителях подводной лодки. Ответственным сдатчиком корабля был Овчинников Алексей Алексеевич. Сдаточным механиком - Осипов Иван Дмитриевич. Оба относились уже тогда к опытным, старым кораблям. Работа с ними была характерна единым жела­нием построить отличный  корабль и всем его обеспечить. За период стро­ительства лодки отношения с ними стал, и характеризоваться как отношения с близкими людьми. Все проблемы, а их было  немало, решались оперативно и качественно.
Что касается  ядерной аварии 24 мая 1968 года? Я лично считаю, что на корабле никто, в том числе и командир ПЛ, не представляли истинные параметры катастрофы! Иначе как объяснить длительное пользование душа командиром. Совсем рядом, можно сказать. Воеводу сварило р/активным излучением. Я сам весьма плотно пообедал совершенно некстати. Мы исходили из предположения минимального ущерба, а нужно было исходить из максимального. Но, тем не менее, сигнал  «РО» повышал готовность всего экипажа в борьбе с пришедшей напастью, это не подлежит сомнению. Единственно, кто мне наиболее реально представил ситуацию - это представитель СРБ базы ст.л-т Пасхалов.
Виновен ли командир? Думаю, виновен. И в том, что произошла авария, и в том, что пострадали люди… безусловно, есть обстоятельства, о которых нельзя не говорить. Это было:
-  Время, когда под руководством ГК Горшкова с людьми не считались;
- Время, когда радиационная опасность воспринималась почти как нечто обыденное;
- Время, когда организация службы вопросы радиационной опасности были
во власти решений только командира (после нас эта ситуация в корне изменилась);
- Время, когда плавания в мирное время накладывали на экипаж нормы поведения, как на смертельной войне и др..
Тема  большая ...
Как-то в Палдиски, где я был со своим экипажем на учебе, я встретился с Павлом Федоровичем. Мы с ним всю ночь проговорили. Из нашего разговора я тогда понял, что он все осознал, что получил он тяжелую моральную травму. На всю жизнь. Свое понимание случившегося ему объяснил. И не хочу кому-нибудь пожелать быть на его месте.
Подводя итог сказанному мною об аварии, могу от себя лично заключить:
Причина трагического исхода аварийной ситуации мне представляется в следующем:
1.Конструктивные особенности ГЭУ, систем доз.контроля изначально не предусматривали возникновения столь тяжёлых ситуаций.
2.Руководящие документы по "Ж" имели серьёзные недоработки, естес­твенные для первого периода освоения АШ1.
3.Система воспитания и обучения л.с. АПЛ ставит во главу угла - боеготовность корабля. И это правильно. Но при отсутствии раскрепощённого мышления, стремлении сохранить боеготовность любой, ценой порой теряет здравый смысл, искажает понимание идеи и усугубляет ситуацию. Ведь по-сути - ПЛ не была боеготовая еще до выхода в море! Это проявилось на разных уровнях: Командование - командир ПЛ, Командир ПЛ. - коман­дование БЧ-5, Командование БЧ-5 - спецтрюмные.
Сказанное характеризует понятие "система управления", которая су­ществовала, и   существуют в настоящее время.
АПЛ (особенно современные) на порядок сложнее любого космического корабля. Пока уровень подготовки экипажей АПЛ будет находиться на уровне каменного века (по сравнению с космонавтами) - исключать тяжелые аварии АПЛ не приходится.
                                                                              С уважением, Валентин М.


Добавить на Newsland

Немає коментарів: