четвер, листопада 12, 2009

НЕМНОГО О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ И ЕГО ЛЮДЯХ

 …Пришла пора признать все экипажи подводных лодок подразделениями особого риска, наделив их членов достойными социальными гарантиями. Мы должны, наконец, осознать, что живем в великой морской державе. Великой даже в грандиозности своих морских катастроф, не говоря уже о своих бесспорных великих достижениях… Сегодня каждый россиянин просто обязан знать имена своих подводных ассов, первопроходцев и мучеников также, как он усвоил имена поп-звезд и футбольных форвардов...
 Предоставляю читателю  некоторые высказывание из статьи капитана 1- го ранга Копьева Александра Федоровича,которые наверно будут интересны тем,кто интересуется проблемами российского подводного флота..

О погибших героях-подводниках в эту войну, широкой общественности неизвестных, нужно говорить не только в дни траура и профессионального праздника, а всегда и везде ради еще живущих моряков и выполняющих свой почетный долг по защите интересов государства на подводных лодках.
8 марта 1968 года, когда я курсантом 5 курса Тихоокеанского военно-морского училища был на преддипломной стажировке на подводной лодке "К-7" 26 дивизии подводных лодок ТОФ (командир – капитан 1 ранга Янбих В.Ф., старший помощник – капитан 2 ранга Хватов Г.А. – будущий Командующий ТОФ), на связь для передачи контрольного радио не вышла подводная лодка 629А проекта "К-129". Прошло более 30 лет, когда приоткрылась тайна завесы секретности для широкого круга общественности причин гибели этой подводной лодки. Подводники 70-х –80-х годов, обучаясь в военно-морских учебных заведениях, имели скудную информацию о проведении сверхсекретной операции ЦРУ США в 1974 году по подъёму "К-129" с глубин более 4000 м в Тихом океане. Сам факт этого события я узнал, обучаясь на командирских классах в 1974-1975 г.г. от преподавателя кафедры управления подводными лодками 6 ВОК ВМФ капитана 1 ранга Свербилова Жана Михайловича- легендарного командира подводной лодки "С-270" Северного флота, обладавшего ярчайшей самостоятельностью при принятии решений в любых условиях обстановки, и даже в тех, которые могли влиять на продвижение по службе. Этот высококвалифицированный командир-подводник, прекрасной души человек, принимавший самое деятельное участие в спасении моряков-подводников "К-19" (ушедший рано из жизни), принял самое правильное решение, которое спасло от смерти многих из экипажа ПЛА "К-19", что стоило ему карьеры. О подводной лодке "К-129" говорю потому, что с нею связана моя юность, начало моей подводной службы.
8 апреля 1970 года, когда я в составе экипажа ПЛА "К-308" 670 проекта в должности командира ЭНГ находился на испытаниях в Белом море, при возвращении с боевой службы из Средиземного моря в Бискайском заливе на подводной лодке 627А проекта "К-8" СФ произошел пожар. Лодка всплыла в надводное положение. Потушить пожар не удалось, сработала аварийная защита реакторов, дизельгенераторы из-за неисправностей использовать не удалось. Часть экипажа была эвакуирована на подошедшие корабли и суда, другая часть с командиром ПЛА капитаном 2 ранга Бессоновым В. Б. осталась навечно на глубине 4680 метров. Среди 52 погибших подводников "К-8" и мой одноклассник по штурманскому факультету Тихоокеанского училища командир БЧ-1 старший лейтенант Шмаков Николай Васильевич. Этого небольшого роста молодого сибирского парня, отличника учебы и хорошего спортсмена-пловца, отличала от 116 выпускников большая скромность и немногословность. После окончания средней школы в г. Новосибирске Н.В. Шмаков, также как и многие мои одноклассники, прежде чем стать курсантами, прошли отбор "на испытания романтикой" в течение года на флоте, в том числе, и на подводных лодках.
Основная причина гибели подводной лодки "К-8" - потеря запаса плавучести и продольной остойчивости. Это была первая катастрофа атомной подводной лодки ВМФ СССР, факт гибели которой хранился в тайне более 20 лет. Первая публикация о гибели ПЛА "К-8" появилась в местной печати в 1991 году, а после трагедии с ПЛА "К-141" о ней стали широко говорить в телевизионных передачах, оставшиеся в живых участники тех далеких событий и жены погибших подводников ПЛА "К-8".
23 июня 1983 года у берегов Камчатки в районе дифферентовки в бухте Саранная на глубине 42 метров затонула атомная подводная лодка II поколения 670 проекта "К-429". В первые минуты аварии погибло 14 подводников – личный состав четвертого электротехнического отсека; еще два подводника погибли при выходе из затонувшей подводной лодки через трубу торпедного аппарата и аварийно-спасательный люк седьмого отсека. На ПЛА "К-429" из 16 погибших подводников были офицер и мичман, которые в мою бытность командиром 305 экипажа 10 дивизии подводных лодок (1976 – 1979 годы), являлись его членами. Капитан-лейтенант Игорь Каспрович – командир группы дистанционного управления ЯЭУ, грамотный офицер БЧ-5 , закончивший Севастопольское военно-морское инженерное училище в 1976 году, а также мичман Николай Жарников – техник-химик ЭРВ - погибли в четвертом отсеке. К событиям, предшествующим трагедии этой подводной лодки в бухте Саранная, а также подготовке 379 экипажа (командир – капитан 1 ранга Суворов Николай Михайлович, командир БЧ-5 капитан 2 ранга Лиховозов Борис Евгеньевич- умер в 1998 году; второй командир – капитан 2 ранга Белоцерковский Юрий Сергеевич и командир БЧ-5 капитан 2 ранга Маркман Александр Борисович), я имел непосредственное отношение.
Отстраненным от должности заместителя командира дивизии к моменту выхода подводной лодки "К-429" в июне 1983 года, я был не только очевидцем подготовки к выходу в море 379 экипажа на этой ПЛА ( командир капитан 1 ранга Суворов Николай Михайлович, командир БЧ-5- капитан 2 ранга Лиховозов Борис Евгеньевич ), но и принимал задачу Л-2 со штабом соединения, правда, на другой подводной лодке. С 1 по 8 июня 1983 года 379 экипаж на ПЛА "К-320" сдал задачу Л-2 с оценкой "хорошо", после чего по годовому плану боевой подготовки он должен был убывать в очередной отпуск, потому- то некоторые офицеры и мичманы командиром Суворовым Н.М., с разрешения командира дивизии капитана 1 ранга Алкаева Н.Н., были отпущены в отпуск

(продолжение следует)   

Немає коментарів: