неділя, квітня 18, 2010

Уникальному цеху 42 Севмашпредприятия - 56 лет


  Мало кто из ныне работающих на Севмаше знает, что изначально цех 42 проектировался совсем с иными целями. О массовом строительстве подлодок в стране, тем более с принципиально новыми энергетическими установками, проектанты и архитекторы завода № 402 и не помышляли, по их замыслу 42-й, а тогда механический цех № 3, создавался как производство артиллерийских башенных установок крупных надводных кораблей.БЫЛ уже выполнен большой объем работ нулевого цикла, изготовлены фундаменты и конструкции под специальное оборудование, когда линкоры и артиллерийские крейсера стали стремительно терять свой боевой удельный вес в океане. С решением о строительстве в Северодвинске первой советской атомной подлодки, по сути, началась и новая история цеха - его решили перепрофилировать в особое стапельно-сборочное производство.В связи с этим сразу же возникли и специфические вопросы, которые естественным образом увязывались с обеспечением ядерной, радиационной безопасности и, конечно, секретностью. Это уже потом возникло его официальное определение - опытно-промышленный судостроительный комплекс, а первое время цех 42 в восприятии представал «особенно закрытым производством», где на основе последних достижений науки и самых передовых технологий создаются новейшие подводные корабли.Кстати, по количеству построенных кораблей 42-й значительно уступает главным цехам Севмаша - 50-му и 55-му. Но в том-то и дело, что к «массовости» здесь изначально не стремились, производя, если так можно сказать, «штучный товар». Но какой! Самые первые атомные лодки (проект 627) строились здесь, первая атомная подлодка с ЖМТ также вышла отсюда, первая АПЛ с корпусом из титанового сплава, знаменитая «золотая рыбка» (проект 661), уникальные атомоходы 705-го проекта, боевой рекордсмен-покоритель глубин «Комсомолец» - все это создавалось на стапелях 42-го.

Немає коментарів: