понеділок, листопада 15, 2010

Американский флот основал контр-адмирал… флота российского!

В Летнем саду, в том, что в Кронштадте, среди мокрых кустов одиноко лежит на земле поверженная вандалами мраморная плита.
Если убрать с нее опавшие осенние листья, то без труда можно прочесть надпись: «На этом месте к 300-летию Санкт-Петербурга будет установлен памятник Джону Полу Джонсу (1747 – 1792), контр-адмиралу российского флота, герою американской революции, кавалеру высших орденов Франции. Город Кронштадт». Памятник, как видно, не поставили, а про плиту и вообще забыли.

Но кто же все-таки такой этот американский Джон, что ему собирались оказать такие почести в России?
Когда-то Летний сад был любимым уголком отдыха жителей острова Котлин. Сейчас же он много лет пребывает в запустении. Правда, экскурсоводы заводят иногда сюда туристов, чтобы показать самый первый кронштадтский памятник – мичману корабля «Азов» А. Домашенко, который в 1827 году «при берегах Сицилии» отважно бросился в воду спасать матроса и сам при этом погиб. И другой – в память моряков, затонувших на клипере «Опричник» в Индийском океане в 1861 году. Видимо, с расчетом на будущий расцвет кронштадского Летнего сада было решено установить здесь и памятник Джону Полу Джонсу.
Последний «эпический герой»
Кто же он, контр-адмирал российского флота, герой американской революции и обладатель высоких французских наград? Историки считают, что он был чуть ли не одним из последних «эпических героев» и жизнь его, без сомнения, можно было назвать Одиссеей XVIII века.
Теперь эта доска валяется где-то под кустами. Про памятник забыли?
«Она прошла среди огня и крови морских сражений, среди блеска и роскоши первых европейских дворов». Так писали о нем Александр Дюма, Фенимор Купер, Киплинг, Валентин Пикуль. Его приятелями были очень разные, но достойнейшие люди своего времени: Бенджамин Франклин, Тадеуш Костюшко, Александр Суворов.
А родился Джонс в Шотландии в семье скромного садовника.
В тринадцать лет оставил отчий дом и устроился юнгой на корабль. В восемнадцать лет он – третий помощник капитана, через год – первый. На бригантине «Два друга» перевозил «черное дерево» (негров-рабов). Такая работа удручала моряка, и в двадцать восемь лет он поступил на службу в Королевский флот. Довольно скоро поднялся на капитанский мостик. Но успешной карьере помешал бунт на корабле, во время которого Пол Джонс убил сына влиятельного чиновника и был объявлен британским правосудием в розыск.
В 1775 году началась война за независимость США, шотландец предлагает свои услуги молодому государству и становится первым лейтенантом зарождающегося американского флота.
В один час с флагом США
14 июля 1777 г. Конгресс принимает две резолюции: 1) Постановить, что флаг тринадцати Соединенных Штатов Америки должен состоять из тринадцати чередующихся красных и белых полос, а их союз должны символизировать тринадцать звезд на синем фоне. 2) Назначить капитана Джона Пола Джонса командиром корабля «Рейнджер».
Позднее он справедливо заметит: «Наш флаг и я – близнецы, мы родились в один час…»
Именно Джонсу поручили после окружения и пленения английской армии под Саратогой сообщить эту радостную весть во Францию послу Бенджамину Франклину.
На фрегате он отправляется к европейским берегам и уже вскоре в составе французской эскадры борется против Англии. Победы бывшего подданного приводят в негодование британского короля Георга III, который дал слово повесить шотландца дважды: за шею – для лишения жизни и за ноги – для позора.
А Франция за морские победы награждает моряка орденом и золотой шпагой.
В США в его честь отчеканена медаль.
Слава о подвигах Джонса дошла и до России. Она в ту пору готовилась к войне с Турцией и Швецией. Тогда-то ему и поступило предложение от Екатерины II о русской службе. Ответ был краток: «Я согласен, я в пути».
Предложение от императрицы
После встречи с российской императрицей американский офицер вышел контр-адмиралом. Сбылась мечта Джонса о высоком звании! Кстати, именно он преподнес Ее Императорскому Величеству экземпляр еще не принятой, но напечатанной конституции США. Боевое крещение в составе российского флота иностранец принял на Черном море под Очаковом. За что был награжден орденом Святой Анны.
Вскоре по Кронштадту и Петербургу пошел слух, что на место скоропостижно скончавшегося командующего Балтийским флотом С. Грейга едет американец Джонс. Особенно встревожились англичане, служившие на русском флоте: «пират-янки» – командующий флотом?!
Между тем, петербургский свет принял американского контр-адмирала восторженно. Но назначение затянулось. В один из дней домой к Джонсу заявилась некая девица и инсценировала изнасилование. Было возбуждено уголовное дело. Однако французскому послу Сьюру удалось доказать, что происшедшее было хорошо организованной акцией. Некоторые историки, и не безосновательно, увидели в этом руку английской разведки.
Вскоре по обоюдной договоренности с Екатериной II Джонс покидает столицу России и едет в Париж «поправить здоровье». Два года он еще получает жалованье из российской казны.

Загадочная смерть
Из Франции моряк присылает проект конструкции 54-пушечного корабля, который почему-то не рассматривают. Он ратует за развитие отношений между Россией и США, предлагает создать объединенную русско-американскую эскадру для обеспечения мира на Средиземном море.
И вдруг 18 июля 1792 г. консьержка нашла Джонса лежащего мертвым. На нем был мундир русского адмирала…
Лишь в 1905 году американцы вспомнили о своем герое и с трудом отыскали могилу в Париже. Было принято решение о перезахоронении его праха. В последний путь моряка провожали с положенными почестями. Многокилометровый кортеж возглавлял сам премьер-министр Франции.
За океан гроб сопровождала эскадра кораблей ВМС США.
В России контр-адмирала Джона Пол Джонса вспомнили в ходе празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На доме № 23 по Большой Морской улице, где он жил, 6 июля 2003 года была установлена мемориальная доска с барельефом и надписью: «Джон Пол Джонс, контр-адмирал российского флота, национальный герой и основатель флота США жил в этом доме в 1788 – 1789 гг.». Находившийся в эту пору с официальным визитом на фрегате «Николас» командующий 6-м флотом США Скотт Фрай говорил о доброй воле американского народа и развитии дальнейшего сотрудничества военно-морских сил.
В то время появилась и плита в Летнем саду Кронштадта с информацией о сооружении памятника Джонсу. А год назад ее просто свалили с небольшого пьедестала. Зимой серый гранит плотно прикрывал снег, а сейчас прячет от любопытных глаз осенняя листва.

Немає коментарів: