неділю, листопада 14, 2010

Штурманские дороги барсов

В тихоокеанских атомоходов третьего поколения - подводных лодок 971 проекта типа «Барс» интереснейшие судьбы.
Для развивающегося атомного подводного флота в г. Комсомольске-на-Амуре со стапелей судостроительного завода им. Ленинского комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) за сравнительно короткий период времени с 1982 по 1994 гг. было спущено 7 атомных крейсерских подводных лодок. Рождались подводные лодки под заводскими номерами 501-й, 502-й, 513-й, …517-й и назывались строителями и подводниками по этим номерам заказами.

Но велению времени у них, кроме заводских и тактических номеров «К-…» имелись еще и собственные имена – «Акула», «Дельфин», «Кашалот», «Нарвал», «Морж», «Дракон». Позднее, в послеперестроечные времена,  почти все они станут носить имена городов – «Барнаул», «Братск», «Магадан», «Самара». Городские названия пришли в трудные времена, когда лодкам и экипажам в новых экономических условия и проблемах приходилось выживать самостоятельно, а помощь городов-шефов оказалась как раз вовремя. Но в речи подводников, служивших на этих лодках, чаще в обиходе можно услышать все те же заводские номера – 501-й, 502-й … Головная подводная лодка «К-284» - 501-1 заказ, была заложена на берегах Амура в 1980 году, спущена на воду через полтора года, а в 1983 году перешла в бухту Большого Камня для достройки и ходовых испытаний на судостроительном заводе «Восток».
Характеристика АПЛ проекта 971
Длина наибольшая
110,3м
Ширина наибольшая
13,6м
Средняя осадка
9,7м
Водоизмещение нормальное
8140
Водоизмещение полное
12770
Предельная глубина погружения
600м
Рабочая глубина погружения
520м
Полная скорость подводного хода
33уз
Надводная скорость
11,6уз
Автономность
100сут
Экипаж
73
Командиром 501-го был капитан 1 ранга Алексеев. Стремление отработать на первом корпусе «барса»  новые технологии, довести тактико-технические характеристики атомохода до уровня, отвечающего требованиям атомным подводным лодкам 3-го поколения, привело к тому, что «К-284» в течении четырех лет находилась в заводской достроечной базе Большого Камня. На пл проводились многочисленные испытания с частыми выходами в море, проверкой механизмов, устройств и систем во всех режимах эксплуатации.
Для штурманов третьего поколения 501-й заказ стал настоящей школой изучения нового инерциального навигационного комплекса «Симфония», хорошей морской школой подводного плавания. В первую штурманскую боевую часть 501-го заказа входили настоящие штурманы-профессионалы,  хорошие учителя – командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Ястреб О.А., командир электронавигационной группы – капитан-лейтенант Макурин Е.И., инженер ЭНГ – капитан-лейтенант Астанин В.И. Этими офицерами-штурманами заложены основы и традиции штурманской службы на «барсах».
На 501-м готовился к своим походом и второй экипаж атомохода под командованием капитана 2 ранга Кириллова Юрия Васильевича (ныне контр-адмирал, заместитель командира эскадры подводных лодок, известный и уважаемый подводник  не только на Тихоокеанском, но и в Военно-морском флоте). Офицеры-штурманы экипажа капитан-лейтенант Бондарев Г.Р., капитан-лейтенант Дроздов И.В., старший лейтенант Сажаев М.И., старший лейтенант Попов П.Г. приобрели на первом «барсе» хорошие знания и бесценный опыт, который помог им решать задачи безопасного плавания на других подводных лодках, через них этот опыт передавался  поколениям молодых штурманов-подводников.
У 501-го заказа судьба оказалась трудной. Полноценной службы в составе боевого соединения «барсов» практически не получилось. Придя третьим по счету «барсом» на Камчатку, сменив при этом несколько командиров и почти полностью экипаж, короткое время атомоход использовался для отработки учебно-боевых задач. Потом наступило долгое время ожидания среднего ремонта, возвращение вначале в родную для него бухту Большого Камня. Не дождавшись ремонта и омоложения, через несколько лет 501-й перешел в соединение атомных подводных лодок длительного хранения или, как коротко говорят подводники – в дивизион «отстоя», вновь ожидая – но теперь уже утилизации. К слову, первый «барс» так и не приобрел себе другого имени, кроме полученного при рождении. Не стал он «городским», да и «Акула» для него не совсем родное имя – это по натовской классификации. Для подводников первый «барс» по-прежнему 501-й заказ!
502-й заказ был несомненно удачливее первенца. Спущенная на воду в 1984 году, пл перешла в б.Большого Камня. В течении полутора лет на ней произведены достроечные работы, заводские и государственные испытания. Два близнеца-«барса» это время находились рядом. Все лучшее от первого находило реализацию и применение уже на втором. Штурманская боевая часть в Большой Камень пришла в составе командир боевой части капитан-лейтенант Шемигон В.И., командир ЭНГ– капитан-лейтенант Ивашкевич Л.В., инженер ЭНГ – старший лейтенант Пантелеймонов Ю.А. Через несколько месяцев штурманом на пл становится капитан-лейтенант Ивашкевич Л.В., а в штурманскую БЧ назначается старший лейтенант Бровчук Н.В. (сейчас командир 501-го заказа).
В 1988 году проходил окончательный этап подготовки, завершение государственных испытаний. Отработка и сдача курсовых задач боевой подготовки на 502-м проводилась 588-м вторым экипажем, который сменил основной экипаж на период отпуска. Командиром экипажа к этому времени стал старший помощник с 501-го капитан 2 ранга Сапа Игорь Анатольевич, заменивший ушедшего с повышением по службе капитана 1 ранга Кириллова Ю.В. Отработав полный курс задач боевой подготовки, выполнив весь комплекс боевых упражнений, практических ракетных и торпедных стрельб, обеспечив решение задач боевой подготовки большинству подводных лодок и надводных кораблей Приморской флотилии, подводная лодка была подготовлена к переходу в основной пункт базирования на Камчатку. Выход в море долго откладывался и только в декабре 1988г. 502-й сумел выйти на межбазовый переход. Руководил переходом командир дивизии капитан 1 ранга Захаренко М.Г. Несмотря на сложные условия осеннее-зимнего периода плавания, подводная лодка, пройдя самостоятельно проливами Лаперуза и 4-м Курильским, 31 декабря вошла в покрытую крепким льдом бухту Крашенинникова и отшвартовалась к пирсу. Штурманская боевая часть на переходе получила высокую оценку старшего на переходе. Флагманский штурман соединения капитана 2 ранга Ситникова И.С., принимавшего участие в этом походе, отметил высокий уровень подготовки штурманской боевой части, способность офицеров-штурманов самостоятельно решать весь комплекс навигационных задач кораблевождения, грамотно эксплуатировать морские средства навигации и навигационный комплекс. По рекомендации флагманского штурмана через несколько месяцев офицеры штурманской боевой части назначаются командирами штурманских боевых частей на подводные лодки дивизии – капитан-лейтенант Сажаев М.И. – во второй экипаж пл пр.971, старший лейтенант Попов П.Г. – в основной экипаж третьего корпуса «барсов» на 513-й заказ.
С прибытием на Камчатку 502-го заказа на Тихоокеанском флоте началась полноценная служба атомоходов третьего поколения. За 15 лет подводные лодки прошли не одну тысячу миль, выполняли задачи боевой службы в Охотском, Беринговом морях, в удаленных районах Тихого океана. На «барсах» выросло целое поколение замечательных командиров, офицеров, штурманов.
Через мостик атомоходов третьего поколения вышли к вершинам службы и стали адмиралами - вице-адмирал Сиденко К.С., контр-адмирал Васин С.Е., контр-адмирал Кириллов Ю.В., контр-адмирал Заика А.К.,  контр-адмирал Аполлонов А.А., контр-адмирал Еремин Ю.П.
У «барсов» были замечательные командиры, оставившие заметный след в истории и судьбах людей – Мишин С.Е., Корбан С.В, Капинос А.В., Матушкин А.В., Сащук В.Н., Головчанский И.О., Игишев С.М., Чувашев В.Н. и другие. Командиры «барсов» на флоте помнят, их опыт и сегодня  востребован. Первыми штурманами тихоокеанских «барсов» были капитан-лейтенанты Ястреб О.А., Бондарев Г.Р., Шемигон В.И., Звершановский К.В., Пашков В.И., Бровчук Н.В., Яцук А.С., Ясинецкий В.В., Макурин Е.И., Ивашкевич Л.В., Попов П.Г., Вернигора А.П., Анастасьин И.А., Шишов А.А., Топоров Д.В., Антонов Е.М.
Через штурманскую рубку «барсов» пролегли  штурманские дороги. Плеяда штурманов, выросшая и воспитанная традициями подводной службы, достойно продолжает службу на всех флотах. Пройдя должность флагманского штурмана соединения многоцелевых атомных подводных лодок продолжают службу:
- капитан 1 ранга Сажаев М.И. – Главным штурманом Тихоокеанского флота;
- капитан 2 ранга Яцук А.С. – флагманским штурмана Ленинградской ВМБ;
- капитан 1 ранга Мансуров С.У. – начальником штурманского цикла в 210 Учебном центре ВМФ
Штурманы  «барсов» достойно служат на флоте - капитан 1 ранга Луйк Э.Э – заместитель Главного штурмана Балтийского флота, капитан 1 ранга Морозкин О.В. – флагманский штурман эскадры пл ТОФ, капитаны 2 ранга Яковлев М.А. и Филиппов К.А. – преподаватели в учебных центрах, капитан 3 ранга Бакишев Ю.Б. – помощник флагманского штурмана соединения атомных подводных лодок. Хороших успехов в решении поставленных задач добиваются сегодняшние штурманы «барсов» капитан 3 ранга Харута А.А., капитан-лейтенанты Изотов С.А., старший лейтенант Тарабаров Д.Ю. и другие.
Барсам, их штурманам не хватает сегодня дальних походов, опыта решения навигационных задач кораблевождения в удаленных районах Тихого океана.
Верится, что в новом тысячелетии у «барсов» будут сложные и ответственные задачи, будут дальние походы, морские просторы и глубины, а штурманам хватит решить поставленные задачи на высоком профессиональном уровне.

Немає коментарів: