неділю, листопада 14, 2010

Адмиралы проданного флота( Из архива "КП")

 Торганув вспомогательными судами ТОФ, военно-морские начальники запутались в бизнес-аферах, а теперь хотят сделать крайним капитана танкера.

Кто ищет правду - тот преступник?
Недавно военная прокуратура Тихоокеанского флота передала в один из судов Владивостока пудовое уголовное дело. Следствие длилось два года. Единственный обвиняемый - бывший капитан бывшего танкера ТОФ "Аргунь" Петр Королев.
Находясь под подпиской о невыезде, он ежедневно ходил в прокуратуру, как на работу, где по окончании следствия читал и копировал материалы. Обвиняют его по нескольким статьям УК: 159 (мошенничество), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 303 (фальсификация документов). По мысли прокуратуры, преступные действия Королева едва не оставили Военно-Морской Флот России без его законного имущества - танкера "Аргунь".
В чем же суть этих действий? Согласно обвинительному заключению "в реализации преступного умысла, получении денежных средств в виде зарплаты путем вынесения судебного решения с использованием своих должностных полномочий, создании условий для ареста и последующей продажи танкера "Аргунь". Если перевести эту канцелярщину на понятный язык, то получится, что Королеву и его экипажу не платили зарплату, а моряки решили выбивать ее через суд.
Вроде бы типичный для времен недоразвитого капитализма случай. Но "преступный умысел" Королева потянул за собой огромный ворох документов, придающих его уголовному делу грандиозный размах. То тут, то там в прокуратурских бумагах мелькают фамилии известных российских флотоводцев - на днях уволенного с поста Главкома ВМФ России Владимира Куроедова и его предшественника Феликса Громова, адмиралов Михаила Захаренко и Игоря Хмельнова. Мелькают справки о взаиморасчетах флота и его партнеров по бизнесу, о сданных в аренду кораблях и навсегда потерянных, растраченных, уплывших в частный карман десятках миллионов долларов. А на судебный эшафот тянут единственного стрелочника - Королева.
В свете недавних драматических событий на Камчатке эта "бухгалтерия" навевает унылую мысль: как же так, эдакие деньжищи "гуляли" на флоте, и всё мимо, мимо, раз до сих пор не можем ни людей своих из пучины спасти, ни технику как следует починить? Едва не утопили батискаф. А теперь, похоже, кому-то очень хочется "утопить" отдельно взятого капитана.
Как барабанщик ТОФом командовал
Петр Королев проработал на танкерах Тихоокеанского флота без малого 30 лет. Ходил по морям-океанам, снабжая "горючкой" родные крейсеры и эсминцы. Но в середине 90-х российские власти затеяли грандиозную сдачу в аренду и списание военного имущества (многие флотоводцы быстро смекнули, какой сказочный бизнес сулит им сокращение ВМФ). Только на ТОФе из боевого состава были исключены 213 вспомогательных судов, 35 кораблей и подводных лодок. На этот супердоходный товар мигом клюнули прыткие люди из Госкомимущества и коммерсанты, ринувшиеся в штаб флота ТОФ, как пчелы на мед. Они и предлагали адмиралам головокружительные бизнес-планы, сулившие военачальникам немалые личные выгоды. Для тех же покупателей или арендаторов, которые умели щедрее всех благодарить адмиралов за сговорчивость, создавался режим наибольшего благоприятствования.
К примеру, во Владивостоке, в бывшем флотском кафе, открыли гамбургерную - детище СП "Совьет Америкэн Фуд". Хозяином закусочной был некий Михаил Михайлов. Начинал в Магадане, играл по ресторанам на барабанах, водил дружбу с нужными людьми в военторге.
Затем перебрался с Дальнего Востока в уютную Калифорнию, стал там гражданином США и президентом компании "Нэшнл Пасифик Лтд." Майклом Майзелом. Именно ему, по рекомендации старых флотских друзей, один за другим стали сдавать в аренду суда вспомогательного флота ТОФ - "Илим", "Анадырь", "Егорлык", "Печенгу", "Бориса Бутому", "Калар", "Ахтубу", "Аргунь".
Справка "КП": Суда вспомогательного флота - это танкеры, сухогрузы, буксиры. Их задачи: обеспечение боевых кораблей и береговых баз флота горючим, доставка продовольствия и других грузов. В начале 90-х годов со снижением интенсивности боевых выходов кораблей ВМФ уменьшились и нагрузки на вспомогательный флот. Большинство судов стали сдаваться в аренду коммерческим структурам. Как результат правовой неурегулированности, последовали факты неоднократной утери прав собственности на имущество со стороны ВМФ РФ.
Тогда, в 96-м, Тихоокеанским флотом командовал вице-адмирал Владимир Куроедов (экс-Главком ВМФ, адмирал флота). Приняв Майкла, как эстафетную палочку, от своих предшественников, новый командующий вроде бы не жаловал нового американца. И было за что. Майзелу сдали в аренду самый большой танкер "Ахтуба", и вскоре под удобным флагом Гондураса собственность России навсегда "уплыла" в Бангладеш. А Майкл, не оставшись в накладе, "возместил" флоту убытки таким образом, будто головной танкер ТОФ был ржавым металлоломом. Как информировал тогда российский МИД Владимир Куроедов: "Военной прокуратурой ТОФ через международно-правовой отдел Генеральной прокуратуры России возбуждается уголовное дело против президента компании "Нэшнл Пасифик Лтд" Майзела М. Материалы по Майзелу М. передаются в ФБР США".
Удивительное рядом - буквально следом калифорнийский комбинатор получает письмо от заместителя Куроедова вице-адмирала Евгения Сербы: "Уважаемый господин Майзел! Тихоокеанский флот с согласия командования ВМФ (Главкомом был тогда Феликс Громов. - Прим. авт.) и Госкомимущества России считает возможным передать танкер "Аргунь" в аренду вашей компании "Нэшнл Пасифик Лтд." сроком на 7 лет со сменой флага на удобную страну, с правом лизинга (то есть выкупа. - Прим. авт.)".
Так укравший, в сущности, у флота один танкер, Майзел тут же получил другой. лучше прежнего ("Аргунь" на тот момент было самым молодым вспомогательным судном ТОФ). Создается впечатление, что Тихооканским флотом командовал не умудренный жизнью адмирал-государственник, а бывший барабанщик. Х-ха! Командующий угрожает уголовным преследованием? Что ж, Майкл предъявляет долги ему самому. И вот по этим долгам в Сингапуре, где ремонтировались суда ТОФ, уже арестован и подведен под аукцион танкер "Аргунь". И, по международным законам, бывший музыкант из магаданского ресторана уже почти имеет право ареста собственности страны за границей вплоть до здания посольства РФ в Сингапуре! Флот трепещет и, забыв про "Ахтубу" и прочие "пассажи" заклятого друга Майкла, сдает ему в аренду, пока не поздно, танкер "Аргунь".
Материалы уголовного дела по обвинению Петра Королева убеждают: искать логику в дикой военно-морской коммерции тех лет - значит попусту тратить время. Отношения Тихоокеанского флота с Майклом Майзелом - это история бесконечных взаимных препирательств и претензий. Вот флот предъявляет Майклу долг за использование своих судов - свыше 15 млн долларов! А вот Майкл грозит бывшей Родине увести навсегда арендованные суда.
Как поется в песне, "знает только ночь глубокая, как поладили они". Флот после всех угроз возбудить против Майзела уголовное дело вдруг ... признал за собой долг перед ним в 7 млн баксов. Тогдашний начфин флота - генерал-майор Иван Шевченко (ныне он начальник Финансово-экономического управления ВМФ РФ) - завизировал акт сверки задолженности. А гасить ее предстояло в течение 7 лет, то есть по одному млн долларов в год, танкеру "Аргунь" и экипажу под командованием капитана Петра Королева.
Цена танкера - один доллар
Передо мной сидит немолодой уже человек и, рассказывая о своих злоключениях, подтверждает сказанное документами.
- С 1996-го по 1998-й зарплата нам выплачивалась полностью, - рассказывает Королев. - "Аргунь" работала на Майзела и приносила ему каждый месяц по 70 тысяч долларов чистой прибыли. А в мае 1999-го, при заходе в Кейптаун (ЮАР), наш танкер арестовали по долгам Майкла перед его сингапурскими партнерами по ремонту и комплектации судов. К тому времени "Аргунь" была уже практически собственностью гражданина из Калифорнии. Воспользовавшись возможностями, предоставленными ему с перепугу письмом замкомандующего ТОФ вице-адмирала Евгения Сербы (см. выше), Майзел спустил на танкере флаг России, заменил его на "удобный" флажок оффшорного государства Белиз и продал "Аргунь" самому себе за...один доллар. Тот же фокус он наверняка проделал бы и с другим, отданным ему в аренду танкером "Иркут".
Но к тому времени ставший уже Главкомом ВМФ России Владимир Куроедов и вступивший в должность командующего ТОФ Михаил Захаренко, следуя в отношениях с Майклом привычным фарватером "от любви до ненависти", встали на защиту "Иркута", что называется, грудью. И (так оно и было!) буквально отбили танкер у партнера прямо в порту Владивостока, десантировав на причал вооруженных до зубов морских пехотинцев. Майзел сильно обиделся. И первое, что сделал, - перестал платить зарплату простым морякам.
Как Мишка стращал Куроедова
Кроме того, отвергнутый партнер пошел в решительное наступление на Главкомат ВМФ. И на этом тоже стоит остановиться, чтобы понять, чем были всерьез озабочены и с каким "потенциальным противником" воевали крупнейшие российские флотоводцы все последние годы. Вот какое "неудобное" письмо отправил обиженный Майкл из Калифорнии в Москву в октябре 1999-го адмиралу Куроедову:
"Уважаемый Владимир Иванович! В октябре 1996 г. мы приняли ваше предложение по танкерам "Аргунь" и "Иркут" в счет погашения перед моей компанией "Нэншл Пасифик ЛТД" (НПЛ) долга Тихоокеанского флота в размере 7 млн долларов США. Однако с вашей стороны обязательства не выполнены, и происходят непонятные действия. Если вы не примете мер для выполнения наших условий, я оставляю за собой право предъявить все имеющиеся документы с последующим взысканием ущерба в свою пользу".
План контратаки в Главкомате созрел мгновенно. Во Владивосток полетела депеша с кратким содержанием "Полундра!". В военную контрразведку Тихоокеанского флота был вызван представитель компании "Военмор Ойл" - некто Цыпкин (фамилия агента и название фирмы из соображений коммерческой тайны изменены. - Прим. авт.).
- Вам надлежит явиться к командующему флотом. Срочно! - строго сказали ему.
Командующий ТОФ адмирал Михаил Захаренко (ныне замглавкома ВМФ РФ) приказал Цыпкину ближайшим авиарейсом вылетать в Лос-Анджелес. И наделенный доверенностью на представление интересов ТОФ в России, глубоко секретный порученец устремился в Америку. Как уже нетрудно догадаться, к опасному Майзелу. Проверить, насколько серьезен его письменный шантаж. Майкл принял гостя на своей вилле в Беверли Хиллз.
- Он показал мне большой архив документов, - сухо отчитался по возвращении на родину агент. - При этом пояснил, что это - компрометирующий материал на некоторых должностных лиц российского флота в случае обострения взаимоотношений.
Кроме того, доложил Цыпкин, бывший компаньон на протяжении нескольких лет, из года в год, переадресовывал свои долги перед сингапурскими фирмами дружественному Тихоокеанскому флоту. И, кроме того, выставлял нашим адмиралам очень даже завышенные счета за ремонт судов в Сингапуре. Во Владивостоке эти счета легко подписывались флотскими финансистами и офицерами службы вспомогательного флота ТОФ. А еще, докладывал Цыпкин, Майзел откровенно куражился:
- Какие перерасчеты? Раньше надо было задумываться! Верните должок!
Тем временем, пока "партнеры" соревновались, кто кого перешантажирует, экипаж "Аргуни" томился под арестом в Кейптауне.
В Кейптаунском порту с Ван Даммом на борту
- Я уже понял, что ни от флота, ни от Майзела ждать нечего. Посоветовался с экипажем, нашел местных юристов, согласных работать за будущие проценты, и подал иск о выплате нам зарплаты в Высокий суд Южной Африки, - рассказывает мне Королев.
А вот как говорится об этом вынужденном шаге капитана в обвинительном заключении: "Злоупотребляя служебным положением, вопреки интересам службы Королев собрал экипаж и объявил, что они могут обратиться в суд с иском о погашении зарплаты". Что же тут преступного?
Но своя специфическая логика действий была и у прокуратуры. Следственную машину запустили не сразу. Пока арестованная "Аргунь" дрейфовала по волнам кейптаунского залива Тэйбл Бэй под жалким флажком Белиза, на Родине случились перемены. Невезучий танкер со всеми долгами Майзела отдали другому "другу" Тихоокеанского флота, молодому и напористому президенту нефтеналивной фирмы "Ойл-Компакт" Евгению Соколову.
Судя по всему, Мишу-Майкла со всеми его Белизами и Панамами на флоте было решено забыть, как страшный сон. Экипаж Королева был отправлен на Родину. А на "Аргунь" наняли... трех негров для охраны. Эта экзотика продолжалась целых два года, до тех пор, пока господин Соколов не прислал в Кейптаун новый российский экипаж.
Тем временем суд ЮАР выносит решение в пользу Петра Королева и его экипажа. А платить по долгам Майзела дураков нет. Значит, судно и дальше стоит под арестом. И тоже, как водится, без зарплаты. Опять пошли моряки в иностранный суд.
Теперь пришел черед воевать Соколову. Только не с адмиралами, а с моряками. Еще бы! Сотни тысяч долларов прибыли на дороге не валяются. А тут минус 20 тысяч ежемесячно только за стоянку у чужого причала. И полетели от Соколова из Владивостока в Кейптаун телекс за телексом:
- Иски отозвать! Акции протеста у посольства РФ свернуть! Иначе всех до одного разорю и привлеку за незаконное удержание российской государственной собственности в иностранном порту!
Всё тщетно. Приостановить бурный поток исков россиян по зарплате в Высокий суд Южной Африки не удавалось никак. Вот тогда-то и пошла в ход тяжелая артиллерия. Военная прокуратура ТОФ вслед за угрозами Соколова всех привлечь и обездолить возбудила уголовное дело против капитана Королева.
- Почему, - спрашиваю его, - именно вы оказались крайним?
- Потому что первым пошел в суд. Наказали как зачинщика. Мне потом так и сказали в службе вспомогательного флота: "Хороший ты капитан. Но зачем нам работник, который таскает нас по судам?"
Беспросветные дни, недели, месяцы вынужденной стоянки "Аргуни" в порту Кейптауна не обошлись без трагедии. 30 июня 2003 года умер сменивший Королева капитан Владимир Перебендюк - сердце не выдержало. За 13 месяцев работы на проклятом танкере, как сказала мне тогда его жена Людмила, мужу были перечислены на справку-депонент в Находку жалкие 60 долларов. - Я тогда позвонила Соколову, говорю: "Что, хотите, чтоб с этой "Аргуни" всех вынесли вперед ногами?" Он бросил трубку, - чуть не плача, рассказывала мне жена стармеха Галина Бронникова.
Но даже после такого ЧП ни Госкомимущество России (собственник судна), ни Тихоокеанский флот (балансодержатель), ни Соколов (арендатор) не пошли экипажу на уступки. И "Аргунь" постояла еще.
Выжить помог... Голливуд, непосредственно компания "Коламбиа Пикчерз". Если читатель помнит, мы писали два года назад о том, как в один удивительный день на борт "Аргуни" поднялся собственной персоной Жан-Клод Ван Дамм и на судне начались съемки боевика с подходящим моряцкой беде названием "Смертельная встряска". Жан-Клод в главной роли героя-полицейского носился по "Аргуни" как угорелый, отстреливался от бандитов, кого-то спасал. А в жизни оказался осторожным человеком: привез с собой биотуалет и всякий раз аккуратно запирал его на замок. Впрочем, правильно делал - "удобств" на "Аргуни" к тому времени не было уже решительно никаких. Расстались с мегазвездой тем не менее хорошо: помимо сигарет и водки каждому члену экипажа за 10 дней съемок Голливуд отвалил аж по тысяче долларов. Дорога домой была обеспечена!
А "Аргунь" по иску этого самого экипажа вскоре продали с аукциона.
За все платит Минобороны
Кейптаунские торги походили на пьесу абсурда. За злосчастный танкер "рубились" две российских частных компании. Одна из них, поскольку небедная (ОАО "Совфрахт"), оплатила командировку в ЮАР двум чинам ВМФ России - начальнику службы вспомогательного флота контр-адмиралу В.Бурцеву и начальнику отдела финансово-экономического управления полковнику А.Большакову.
- Особой цели у нас не было, - поделился потом с военной прокуратурой ТОФ один из них. - Лишь указание по возможности принять все меры по соблюдению экономических интересов России и не разглашать военную тайну.
В результате две фирмы в бою за "Аргунь" и интересы Отечества взвинтили цену до 1 млн 600 тыс. долларов. А чего было не "винтить", когда все расходы всё равно гасит впоследствии Минобороны - тогда еще Главком Куроедов с согласия министра подписал сей коммерческий проект. Это, видимо, и есть страшная "военная тайна".
Сегодня натерпевшийся, но по-прежнему непотопляемый танкер возит "горючку" в составе Северного флота. Кстати, бедовое название "Аргунь" руководство ВМФ распорядилось заменить на тихое - "Кама". Видимо, от греха подальше.
Кстати, Тихоокеанский флот подобного судна не имеет до сих пор. Как сказал мне один старый моряк, долгие годы служивший на флотских танкерах, сегодня "подошло время, когда все суда надо списывать - 30 лет служат, уже и носовые переборки проржавели, корпуса не держат".
Но танкера-"ветераны" вместе с боевыми кораблями по-прежнему несут свою службу. К примеру, в августе участвовали в первых российско-китайских учениях на Тихом океане. И лишь свой, флотский люд знает, на каком русском слове эти развалюхи еще держатся и что старые корабельные борта сверкают на солнце, как новенькие, лишь потому, что моряки, громко посылая подальше всё и вся, покупают порой краску за свои кровные, вскладчину.
Кстати
Выдержка из Постановления Счетной палаты:
"...в 1997-99 г.г. командование Тихоокеанского флота (Куроедов, Захаренко) не смогло организовать полную сохранность и поддержку своих единиц в плавучем состоянии. Количество затопленных и притопленных кораблей и судов ТОФ достигло 206 единиц, в том числе средний крейсер "Грозящий", эсминец "Стойкий". 8 затопленных бронекатеров были проданы за 12,9 тыс. руб. (460 т металлолома). Судно-док "Анадырь" под видом перехода в Баренцово море вышло из порта Владивосток без таможенного оформления в порт Эль-Феррол (Испания), где было продано руководителю фирмы "Анадырь Лтд." за 21 млн долларов (при стоимости 65 млн)".
- Мы должны Родину защищать, а не заниматься коммерцией, - поделился со мной своими взглядами нынешний начальник управления вспомогательного флота ТОФ Александр Пискунов. - Нас этому никто не учил. А Майзел этим воспользовался и обманул нас всех. Вот мы свои корабли и просохатили. Коли так, почему ни "друг Майкл", ни его благодетели в больших золотых погонах даже не были допрошены прокуратурой хотя бы как свидетели? Почему отвечает за всех капитан?
А в это время
Кто много знает, долго не живет. Пока в дело Королева месяц за месяцем подшивались всё новые и новые документы, проводились многочисленные выемки, облавы на владивостокские квартиры и кабинеты, один за другим, будто и впрямь по страшному тайному сговору, начали уходить в мир иной важные свидетели. Ковальчук, Яковлев, Тухватулин, Силков, Саблин, Лазарев. Все - офицеры, бывшие командиры и подчиненные из службы вспомогательного флота ТОФ образца 90-х годов. Кто вроде как неизлечимо болел, кто по пьянке вдруг выпал из окна, кто убит. Стечение обстоятельств, роковое совпадение? "Считаю, они слишком много знали о незаконном обогащении определенных лиц", - записал следователь Дворяткин за очередным, вызванным в прокуратуру свидетелем.

Немає коментарів: