вівторок, лютого 08, 2011

Несколько слов об Арктической проблеме

 
Новость на Newsland: Несколько слов об Арктической проблеме
После экспедиции Отто Шмидта (1932 год), заработал Северный морской путь, с середины 30-х годов путь Мурманск - Владивосток работал постоянно. Даже Отечественная война не смогла приостановить его работы.
Но, демократы смогли сделать то, что не удалось гитлеровцам - после 20 лет «демократизации», работает отрезок от Мурманска до Диксона. Сильно ослаблена и военная мощь, Северный флот практически не пополнялся новыми кораблями, от Чукотки до Кольского полуострова зияет «дыра», почти не прикрытая ВВС и ПВО.
Со времён СССР не пополнялся атомный ледокольный флот.

Зачем России Арктика?
- Истощение природных ресурсов, заставляет все пристальнее присматриваться к шельфам планеты, в том числе и Арктике. Север содержит около 25% мирового запаса углеводородов и других полезных ископаемых. По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, русская арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти (нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей). В Арктике есть крупные залежи угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов и титана. И огромная часть этих запасов находится на российских шельфах.
- В последние годы шло потепление климата, значительная часть льдов Арктики и Антарктиды, подверглась разрушению, Северный путь становится всё более доступным. Некоторые исследователи, считают, что вскоре по северным морям можно будет ходить на прогулочной яхте. Северный путь более выгодный, чем путь через Суэцкий канал. Расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал - только за 42 дня. Экономия времени, топлива, а это всё довольно существенные деньги, да и безопаснее - в Малаккском проливе, и особенно в Красном море шалят пираты.
Поэтому в Южной Корее и КНР, вроде, к Арктике не имеющих отношение, быстрыми темпами развивается программа строительства ледоколов.
- Военная угроза, в последние годы США, Канада, Дания, Норвегия резко активизировали свои арктические военные программы. Заговорили даже о Северном «Мини-НАТО», в составе Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. Канада планирует создать к 2012 году арктические ВМС, построив 8 боевых кораблей арктического класса. Правительство Дании одобрило план создания в 2011-2014 гг. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования.
Достижения демократоров в Артике
- Вес перевозимых грузов сократился с 7 до 1,5 млн. тонн.
- Ликвидирован полярный авиационный отряд, когда то гордость Советского Союза.
- В несколько раз сократилось число научно-исследовательских станций, обсерваторий, наблюдательных пунктов. Большая часть научных исследований Арктики идет на иностранные гранты. В исследовании Севморпути заинтересованы Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония, Китай.
- Свертывание градообразующих производств, упадок инфраструктуры, отток населения
- Не пополняется ледокольный флот, через несколько лет у нас не останется атомных ледоколов.
- Существенно подорваны силы безопасности РФ на северном направлении. Протяженность арктического побережья которой составляет 19,7 тысячи км. Группировка Вооруженных Сил РФ дислоцируется лишь на самом западном его краю, на северо-западе Кольского полуострова. Это 1 мотострелковая бригада, 1 бригада морской пехоты, 3 авиабазы и 2 зенитно-ракетных полка С-300П. Суммарно они включают примерно 100 танков, более 100 БТР, свыше 100 артиллерийских систем и 60 боевых самолетов, около 30 ударных и столько же транспортных вертолетов.
Если двигаться вдоль побережья на восток, то еще найдется всего одна боевая часть - зенитно-ракетный полк С-300П под Северодвинском. Дальше - до Берингова пролива - нет ничего. В состав Северного флота России входят (не считая атомные ракетные подлодки, относящиеся к СЯС) 16 атомных и 7 дизельных подлодок, 1 авианосец, 3 крейсера, 2 эсминца, 5 больших и 6 малых противолодочных кораблей, 3 малых ракетных корабля, 7 тральщиков, 5 десантных кораблей. Вместе с тем 7 атомных и 1 дизельная ПЛ, 1 крейсер, 2 БПК, 3 МПК и 3 десантных корабля находятся в ремонте или консервации. Из ремонта в нашем ВМФ корабли возвращаются в строй крайне редко. Гораздо чаще из него идут на разделку.
Надо иметь в виду, что наш Северный флот по сути считается не только и даже не столько «северным», сколько «атлантическим». Для этого реально имеющихся кораблей, катастрофически мало. Особенно если учесть, что из надводных кораблей более или менее современными и боеспособными являются лишь введенные в строй в 90-е годы атомный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко».
Позиция Западных государств
Запад уже довольно давно вынашивает идею интернационализации Северного морского пути. Еще в 1940 году совместно использовать Северный путь предложил Гитлер, с привлечением Японии. Позднее создать эту идею поднял Черчилль с Рузвельтом, но Сталин их послал туда же куда и Берлин в своё время, подальше.
СССР сам развернул активную многостороннюю деятельность на Севере - научную, военную, экономическую.
Но в условиях нынешнего развала, западные страны опять подняли этот вопрос и намерены внести в Комитет ООН по морскому праву предложения по интернационализации Северного морского пути. Аргументы весьма весомые - РФ сама не в состоянии (или не хочет) поддерживать Севморпуть в рабочем состоянии, а мы мол поможем.
Планы развития РФ
«Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» правительство РФ разработало несколько лет назад. Документ подписал Дм. Медведев.
Первый этап 2008-2010 гг. - ничего существенного сделано не было. Все негативные тенденции присутствовавшие и ранее, только усугубились. МЧС провела экспедицию с целью мониторинга опасных объектов - в Карском море мониторинг затопленных ядерных реакторов. На Новой Земле экспедиция детально обследовала реакторную сборку и реакторный отсек атомного ледокола «Ленин».
До 2020 года планируются:
- модернизация портов;
- МЧС России планирует создать систему специализированных аварийно-спасательных центров в российском секторе Арктики, в зону ответственности войдет и вся трасса Севморпути. Места будущих центров МЧС: в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке и Анадыре. Новые подразделения оснастят пожарно-спасательным спецоборудованием, вертолетами со специально подготовленными экипажами, а также судами и катерами;
- в 2011-2015 гг. запланировано создание единого информационного пространства Арктической зоны России, рассматривают прокладку кабеля по дну арктических морей - систему «Поларнет»;
- есть планы создания в Петропавловске-Камчатском международного порта, крупного транспортного узла на Северном морском пути между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой
Что же надо сделать?
Кроме мер предусмотренных в «Основах государственной политики РФ в Арктике...», крайне необходимо:
- восстановить полярную авиацию;
- немедленно начать строительство новых ледоколов;
- разработать комплексную программу по экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов;
- на дипломатическом фронте жестко отстаивать свои позиции, не дать Западу добраться до кладовых Севера, брать пример со Сталина;
- немедленно начать восстановление и модернизацию Северного флота, переориентировать его на главную задачу - защиту Русской Арктиды;
- создать специальное боевое подразделение, численность до корпуса, способное вести боевые действия в условиях Крайнего Севера.
Если этого не будет сделано Север будет уже не Русским.

Источник: topwar.ru

Немає коментарів: