В Петропавловске-Камчатском продолжается расследование инцидента с батискафом АС-28 «Приз». Военная прокуратура уже объявила о том, что к уголовной ответственности могут быть привлечены «конкретные должностные лица». Тем временем камчатские военные вчера провели пресс-конференцию у трапа корабля «Георгий Козьмин», на борту которого находится батискаф. К самому батискафу, разумеется, никого не подпустили.
Спасенный АС-28 уже доставлен в Петропавловск. Вокруг мини-субмарины крутятся следователи Главной военной прокуратуры, пытаясь определить, в каком состоянии находится батискаф. С винта АС-28 свисают лохмотья рыбацкой сети, но, по словам экспертов, это вовсе не значит, что при желании военные «не успели бы устранить мелкие неисправности машины, за которые потом пришлось бы отвечать».
На пресс-конференции за всех отдувались двое – капитан I ранга Валерий Лепетюха, который был старшим на батискафе, и начальник штаба группировки Войск и Сил на Северо-Востоке контр-адмирал Александр Витко. Впечатления от пресс-конференции остались неоднозначные. Лепетюха говорил неохотно, ответы были какими-то заученными. Вроде бы понятно: еще не прошло потрясение, еще сказываются безумная усталость и напряжение тех дней. И все равно не покидало ощущение неискренности военных. «Некоторые говорят, что авария произошла не в четверг, а в среду», – спросил один из журналистов. «А вам сказали когда?» – переспросил Лепетюха. «В среду?» – «Значит, в среду».
Говоря о причинах аварии, он прямо заявил, что гражданские моряки совсем потеряли страх перед военными. В советские годы ни одно судно не сунулось бы в закрытый район. А сейчас, посетовал Лепетюха, «рыбаков мало волнует наша работа», и ничего нет удивительного в том, что браконьерская сеть оказалась в «секретной» бухте Березовой. Впрочем, снасть туда могло занести и во время того самого шторма, который сдвинул антенну за несколько дней до погружения.
Пятнадцать литров воды, сухари и бортовые пайки – вот все, чем располагал экипаж АС-28 во время вынужденного подводного заточения. Капитан Лепетюха рассказал, что моряки держались мужественно, спали по очереди и экономили электричество и запасы воздуха. «Все лишнее было отключено. Мы экономили. Но освещение оставили, станцию звукоподводной связи тоже включили, чтобы постоянно быть на связи», – вспоминает офицер. По его словам, конфликтов на борту не было ни разу.
Техническое состояние батискафа комментировал Александр Витко. По его словам, мини-субмарина показала отменную живучесть и военные хотят оставить аппарат в строю, пока Минобороны не оплатит его модернизацию. «Батискаф совершенно целый. На винторулевой группе видна сеть, но если после дефектовки окажется, что группа цела, эксплуатировать аппарат можно и дальше».
Военные отрицают, что батискаф требует капремонта. Если верить Лепетюхе, в последний раз аппарат ремонтировали в 2003 году. Всего на вооружении ВМФ 6 таких батискафов. Все постоянно модернизируются, но как раз до АС-28 «очередь не дошла». Но 19 лет службы для него не предел, слишком живучая машина. Другие внештатные ситуации с АС-28 Лепетюха вспоминать отказался: «Наверное, с 1986 года они и случались. Но мы же обсуждаем конкретную ситуацию».
Вопросы о состоянии подводной антенны, над которой запутался батискаф, военные отметали с ходу. «Конечно, какие-то работы с ней проведены будут, но это уже не тема для прессы», – отрезал контр-адмирал Витко.
Обсуждать ситуацию с батискафом на Камчатке не перестают по сей день. Корреспонденту «НИ» удалось поговорить на эту тему с высокопоставленным офицером-подводником, просившим сохранить его имя в тайне. По словам собеседника «НИ», посвященные в тонкости секретной работы водолазов военные моряки были очень удивлены, что экипаж АС-28 вообще остался в живых. «Вы понимаете, эта бухта Березовая вдоль и поперек напичкана секретной техникой. 80% рыбаков до этого происшествия вообще не знали о ее существовании. Там такая аппаратура, что по всем установкам экипажем должны были пожертвовать, чтобы все это не рассекретить. Поэтому мы насколько рады, настолько и удивлены. Думаю, счастливым концом экипаж АС-28 обязан реваншу, который главкомат ВМФ и Кремль хотели взять за «Курск». Причем так сильно хотели, что не побоялись пустить в Березовую американцев, англичан и японцев. И слава богу!».
Екатерина КОЛЧ. («Новые Известия»
Немає коментарів:
Дописати коментар