АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ СОВЕТСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 1952-2003 г.г.
Дизельные подводные лодки
№ | Флот | Такт. номер, проект | Причины катастрофы | Причины катастрофы | Район катастрофы | Количество погибших | Примечание командир |
1 | ТОФ | С-117 (бывшая Щ- 117) головная Щука серии V- бис | 15-16 декабря 1952 | Не установлена | Охотское море | 52 | Торпедная морская, кап 3 ранга Красников |
2 | КБФ | М-200 Типа М XV серии | 21 ноября 1956 г | Столкновение с эм «Статный» потеря продольной надводной остойчивости | Суурупский пролив Балтийское море | 28 | Торпедная прибрежная кап 3 ранга Шуманин |
3 | КБФ | М-255 Пр.А-615 | 1956 | Пожар | Балтийское море | 7 | Торпедная прибрежная Кап 3 ранга С.Ф.Савкин |
4 | КЧФ | М-351 Пр.А-615 | 22 августа 1957 | Поступление воды в дизельный отсек через незакрытую захлопку. Пожар. Затонула | В районе бухты Балаклава | -- | Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Белозеров |
5 | КБФ | М-256 Пр. А-615 | 26 сентября 1957 | Навигационная авария, потеря продольной надводной остойчивости | Балтийское море | 28 | Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Ю.Вавакин |
6 | ТОФ | М-252 Пр.615Vii серия | Октябрь 1959 г | Навигационная авария, посадка на мель, затопление корпуса | Японское море | 7 | Торпедная, прибрежная Кап 3 ранга Боровков С.Н. |
7 | КСФ | С-80 Пр.644 | 27 января 1961г | Поступление воды через РДП | Баренцево море | 68 | Ракетная, морская Кап 3 ранга А.Ситарчик |
8 | КСФ | Б-37 Пр.641 | 11 января 1962г | Пожар и взрыв стеллажных торпед в 1-ом отсеке | Баренцево море Полярный | ? | Торпедная океанская Кап 2 ранга Бегеба |
9 | КСФ | С-350 Пр.633 | 11 января 1962г. | Взрыв стеллажных торпед у рядом ошвартованной лодки | Баренцево море. Полярный | - | Торпедная морская кап 2 ранга Олег Абрамов |
10 | ТОФ | К-129 Пр.629А | 8 марта 1968г | Предположительно потеря плавучести при поступлении больших масс воды в 5-ый дизельный отсек при несрабатывании поплавкового клапана РДП | Тихий океан | 97 | Ракетная, крейсерская Кап 1 ранга В.Кобзарь |
11 | ТОФ | С-178 Пр.613В | 24 октября 1981г | Потеря плавучести из-за столкновения с транспортом и поступления в пробоину большой массы воды | Японское море | 32 | Торпедная морская Кап3ранга Б.Маранго |
Атомные подводные лодки
№ | Флот | Такт. номер, проект | Дата происшествия | Причины катастрофы | Район катастрофы | Колич ество погибших | Примечание |
1 | КСФ | К-19 Пр.658 | 4 июня 1961 | Разгерметизация 1-го контура | Северная Атлантика | 8 | Ракетная крейсерская Кап 2 ранга Н.Затеев |
2 | КСФ | К-3 Пр.627«Ленинский комсомолец» | 8 сентября 1967 | пожар во втором отсеке, возгорание регенерации | Норвежское море | 39 | Торпедная, крейсерск. Кап 2 ранга С.Гориков |
3 | КСФ | К-8 Пр.627А | 4 июля 1970 | пожар, потеря продольной надводной остойчивости, при поступлении внутрь корпуса больших масс воды. | Бискайский залив | 52 | Торпедная, крейсерска Кап 2 ранга В.Бессонов |
4 | КСФ | К-19 Пр.658 | 24 февраля 1972 | пожар в 8 и 9 отсеках | Атлантический океан | 28 | Ракетная, крейсерск Кап 1 ранга В.Кулибаба |
5 | ТОФ | К-56 Пр.675 | 13 июня 1973 г | Поступление больших масс воды во второй отсек из-за пробоины, полученной в результате столкновения с транспортом «Академик Берг» | Японское море | 27 | Ракетная крейсерская командир кап 2 ранга Леонид Хоменко |
6 | ТОФ | К-429Пр.670А | 24 июня 1983 г. | Потеря плавучести из-за поступления большой массы воды в 4 отсек | Камчатка, Авачинский залив Тихий океан | 16 | Многоцелев крейсерска Кап 1 ранга В.Суворов |
7 | КСФ | К-131 Пр.675 | 18 июня 1984 г | Пожар в 8 отсеке | Баренцево море | 14 | Ракетная крейсерска Кап 1 ранга Селиванов |
8 | КСФ | К-219Пр.667а | 6 октября 1986 г. | Пожар, потеря плавучести | Атлантический океан | 6 | Ракетная крейсерская Капитан 1-го ранга И.Британов |
9 | КСФ | К-278 Пр.685 «Комсо молец» | 7 апреля 1989 г. | пожар в 7 отсеке потеря надводной плавучести и продольной надводной остойчивости, разгерметизации и поступления в прочный корпус больших масс воды | Норвежское море | 42 | Многоцелевая Крейсерска Кап 1 ранга Е.Ванин |
10 | КСФ | К-141 Пр.949 | 12 августа 2000 г. | Взрыв стеллажных торпед | Баренцево море | 118 | Ракетная крейсерская Кап 1 ранга Лячин Г.П, |
11 | КСФ | К-159Пр.667А | 30 августа 2003 г. | Потеря надводной плавучести при буксировке | Баренцево море | 9 | Ракетная крейсерская, выведена из боевого состава командир, кап 2 ранга Лаппа Сергей |
1. За рассматриваемый период с 1952 по 2003 г. г. были построены и включены в состав ВМФ :
— 251 атомная подводная лодка
— 29 дизельных пл типа М пр. А-615 с двигательной установкой по закрытому циклу.
— 225 дизельных пл пр.613 и модификаций
— 26 дизельных пл пр.611 и модификаций
— 58 дизельных пл пр.641 и модификаций
— 23 дизельных пл пр.629 и модификаций
2. У погибших или попавших в тяжелую аварию пл ( К-129, К-3, К-8, К-429, К-219, К-278, К-141, К-159, К-56, К-131, К-19, С-80, С-178, С-350, Б-37, С-117, М-200, М-256, М-252, М-351) тактические номера были:
С цифрой -1 (К-129, К-19, К-219, К-141, К-159, К-131, С-178, С351, С-117, М-351) — 10 пл
(в 40% еще встречается цифра 9)
С цифрой -2 (К-129, К-429, К-219, К-278, М-200, М-252, М-256)- 7пл
(У более 40% снова встречается цифра 9)
С цифрой -5 (К-159, К-56, С-350, М-252, М-255, М-256, М-351)- 7 пл
С цифрой -8 ( К-8, К-278, С-178, С-80)- 4пл
С цифрой — 9 ( К-19, К129, К-219, К-429, К-159)- 5пл.
Замечание:
— С цифрой 5 , которая находится в разряде десяток, 7 случаев аварий. При этом, 80% аварий у подводных лодок типа М. -
— С цифрой 9 , которая находится в разряде единиц, только пл типа К.
— Самое неудачное сочетание цифр 1,2 или 9 - 10 случаев.
— Самое удачное сочетание цифр — 3,4,6,7.
3. Периоды времени максимума катастроф:
-дизельных пл
-1956-1962 г. г. — время, когда было наибольшее количество пл в составе ВМФ и время освоения пл с новой энергетической установкой.
-атомных пл
-1967-1973- время освоения и начало циклического несения бс,
-1983-1989 г. г. — время наибольшего износа материальной части пл 1-го и 2-го поколения и максимального количества пл, несущих бс.
4. Периоды времени минимума катастроф:
-дизельные пл уже хорошо освоены и надёжны.
— 1962-1981 г. г.
-атомные пл
— 1973-1983 г г.- период перехода от пл 1-го поколения к пл 2-го поколения, более современным и надежным.
— 1989-2000 г. г. период прекращение несения бс, за исключением редких выходов в море или в автономное плавание.
5. Катастрофы по флотам ( д/а/всего):
ТОФ:4/2/6
КСФ:3/9/12
КБФ: 3/-/3
КЧФ: 1/-/1 Всего: дпл — 11; апл — 11; Итого-22
6. Основные причины аварий, приведшие к гибели подводных лодок:
— пожар с последующим поступлением большого количества воды внутрь прочного корпуса, потерей надводной продольной остойчивости.
— 3 случая нарушения правил кораблевождения, приведших к столкновению с надводными кораблями.
7. Периодичность катастроф и тяжелых происшествий на ТОФе.
7.1. 1968 г 8 марта - гибель рпл пр.629А «К-129».
7.2. 1973 г. 13 июня — столкновение пларк пр.675 «К-56» с ЭС «Академик Берг».
7.3. 1978 г. 13 июня - затяжной выстрел орудия главного калибра на крейсере пр.68 бис «Адмирал Сенявин».
7.4. 1983 г. 24 июня — гибель пларк пр.670А «К-429».
Кроме того, 1981 г. 24 октября — гибель пл пр.613 В «С-178».
Интервал происшествий практически 5 лет, более того, есть совпадение по датам п.7.2 и 7.3.
Возможные причины аварий и катастроф:
1. Неудовлетворительная профессиональная подготовка командиров подводных лодок и экипажей.
Порочная система отбора и подготовки командного состава — в первую очередь командиров пл — предпосылка всех аварий и происшествий. В середине 70-х годов сложилась обстановка, когда многие старшие помощники командиров ракетных пл не хотели сдавать на самостоятельное управление пл, чтобы их не назначали командирами пл. Из-за боязни ответственности. Так, на 1 февраля 1978 г. из 21 старпома 2 флпл ТОФ 19 человек не хотели сдавать на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Спрашивается, кто потом командовал подводными лодками?
2. Технические ошибки в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных подводных лодок и несовершенство их вооружения. Они носили системный характер, т. к. имели место на многих кораблях, о чем свидетельствуют результаты проверок кораблей и подводных лодок по замечаниям, приведшим к тяжелым авариям и катастрофам.
3. Приемка от промышленности подводных лодок, имеющих значительные недоработки и неисправности систем и механизмов, в угоду командованию ВМФ СССР и Руководству Министерства судостроительной промышленности.
4. Нарушение требований руководящих документов по подготовке экипажей подводных лодок и допуска их к выходу в море.
5. Гибель и аварии подводных лодок типа М проекта А-615 происходила из-за несовершенной энергоустановки, вызывавшей взрыв газовой смеси и пожар.
6. Основная причина гибели надводных кораблей — нарушение правил хранения и использования боезапаса.
7. Трудно объяснить, почему у пл. типа «К», пострадавших в авариях и в катастрофах, в тактических номерах повторялись цифры 1, 2 , 5 и 9.
Целесообразно на подводных лодках , находящихся в составе ВМФ РФ , поменять тактические номера , исключив эти цифры.
8. В ВМФ СССР и ВМФ РФ:
— отсутствуют специалисты, занимающиеся постоянным комплексным анализом состояния механизмов и боезапаса, организации БП, аварийных ситуаций, катастроф пл и нк, и способные обобщать статистический материал с послевоенного времени по настоящее время и давать рекомендации по предотвращению возможных аварийных ситуаций.
— возможно, Командование ВМФ РФ не заинтересовано в проведении тщательного анализа, чтобы данные, обличающие, бывшее руководство ВМФ, не стали достоянием гласности. Не учитывается то, что л/с кораблей будет совершать повторяющиеся в определённой последовательности и периодичности ошибки, которые чреваты тяжелыми авариями и катастрофами..
— кроме анализа навигационных аварий и происшествий в ГШ ВМФ СССР нет других материалов, которые были бы доведены до л/с пл и нк.
В последнее время в открытой печати и на сайтах Интернета появилось много материалов, посвященных авариям и катастрофам советских подводных лодок. Авторы разбирают отдельные причины этих аварий, т. к. не имеют возможности сделать полный анализ из-за отсутствия доступа к материалам. Кроме того, часть сведений носят дезинформационный характер. Для проведения достоверного анализа и выявления объективных причин катастроф, необходимо, чтобы такое исследование провела специальная комиссия. Она должна состоять из профессионалов — подводников, имеющих большой практический опыт, не состоящих на действительной службе и способных вскрыть истинные причины аварий, используя как архивные документы, так и случаи, не нашедшие отражения в этих документах, но оставшиеся в памяти непосредственных участников этих событий. Все командиры знают, что черновой журнал вахтенного ЦП, в котором делались записи всех фактических событий и происшествий, отличался как черное от белого от чистового вахтенного журнала и отчета по боевой службе, которые сдавались в архив,
Кроме официальных материалов, многие из которых до сих пор имеют гриф секретности, значительное количество информации от руководства ВМФ скрывалось или доводилось только до узкого круга лиц.
Я не собирался давать полный анализ этих случаев по той же причине. Просто собрал и обобщил случаи аварии и катастроф, пытаясь найти какую-то необъяснимую закономерность. Кто-то может сказать, что здесь много мистики. Возможно и так. Я надеюсь, что когда-нибудь и этим явлениям будут даны объяснения, и они получат научное подтверждение и объективное обоснование. Если Вы, прочитав эти выводы, сможете мне ответить, буду вам признателен. Думаю, что не мне одному это нужно.
Приложение:
1. Фамилии командиров погибщих кораблей:
С-117 - Капитан 3-го ранга Красников,
М-200 - Капитан 3-го ранга Шуманин
М-255 - Капитан 3-го ранга С. Савкин
М-351 - Капитан 3-го ранга Р. Белозеров
М-256 - Капитан 3-го ранга Ю. Вавакин
М-252 - Капитан 3-го ранга С. Боровков
С-80 - Капитан 3-го ранга Ситарчик
Б-37 - Капитан 2-го ранга Бегеба
С-350 - Капитан 2-го ранга О. Абрамов
С-178 - Капитан 3-го ранга Б. Маранго
К-129 - Капитан 1-го ранга В. Кобзарь
К-19 - Капитан 2-го ранга Н. Затеев
К-3 - Капитан 2-го ранга С. Гориков
К-8 - Капитан 2-го ранга В. Бессонов
К-19 - Капитан 1-го ранга В. Кулибаба
К-56 - Капитан 2-го ранга Л. Хоменко
К-429 - Капитан 1-го ранга В. Суворов
К-13 - Капитан 1-го ранга Е. Селиванов
К-219 - Капитан 1-го ранга И. Британов
К-278 - Капитан 1-го ранга Е. Ванин
К-141 - Капитан 1-го ранга Г. Лячин
К-159 - Капитан 2-го ранга С. Лапа
2. Катастрофы надводных кораблей.
2.1. БПК «Отважный» пр.61 (КЧФ) 30 августа 1974 г. рейд бухты Стрелецкая, Черное море, причина - взрыв стартовых двигателей зур и другого боезапаса, погибло 24 человека
2.2. Крейсер «Адмирал Сенявин» пр. 68 бис (ТОФ) 13 июня 1978 г. Японское море. Затяжной выстрел орудия главного калибра носовой башни, погибло 24 человека.
2.3. Линкор «Новороссийск» бывший «Джулио Чезаре»,КЧФ 29 октября 1955 г . Севастопольская бухта, причина не установлена. Взорвался и затонул, стоя на бочке № 3, (спустя 39 лет после гибели линкора «Императрица Мария» 20 октября 1916 г. на том же месте.)
Погибло 610 человек
Опубликовано КАПИТАН 2 РАНГА ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ИОСИФОВИЧ
Немає коментарів:
Дописати коментар