середу, лютого 02, 2011

Давайте никогда об этом не забывать!

АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ СОВЕТСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 1952-2003 г.г.

Дизельные подводные лодки

Флот
Такт. номер, проект
Причины катастрофы
Причины катастрофы
Район катастрофы
Количество погибших
Примечание командир
1
ТОФ
С-117 (бывшая Щ- 117) головная Щука серии V- бис
15-16 декабря 1952
Не установлена
Охотское море
52
Торпедная морская, кап 3 ранга Красников
2КБФМ-200 Типа М XV серии21 ноября 1956 гСтолкновение с эм «Статный» потеря продольной надводной остойчивостиСуурупский пролив Балтийское море28Торпедная прибрежная кап 3 ранга Шуманин
3КБФМ-255 Пр.А-615
1956
Пожар
Балтийское море
7
Торпедная прибрежная Кап 3 ранга С.Ф.Савкин
4КЧФМ-351 Пр.А-615
22 августа 1957
Поступление воды в дизельный отсек через незакрытую захлопку. Пожар. ЗатонулаВ районе бухты Балаклава
--
Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Белозеров
5КБФМ-256 Пр. А-615
26 сентября 1957
Навигационная авария, потеря продольной надводной остойчивости
Балтийское море
28
Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Ю.Вавакин
6ТОФМ-252 Пр.615Vii серия
Октябрь
1959 г
Навигационная авария, посадка на мель, затопление корпуса
Японское море
7
Торпедная, прибрежная Кап 3 ранга Боровков С.Н.
7КСФ
С-80 Пр.644
27 января 1961г
Поступление воды через РДП
Баренцево море
68
Ракетная, морская Кап 3 ранга А.Ситарчик
8КСФ
Б-37 Пр.641
11 января 1962г
Пожар и взрыв стеллажных торпед в 1-ом отсеке
Баренцево море
Полярный
?
Торпедная океанская Кап 2 ранга Бегеба
9КСФС-350 Пр.633
11 января 1962г.
Взрыв стеллажных торпед у рядом ошвартованной лодки
Баренцево море.
Полярный
-
Торпедная морская кап 2 ранга Олег Абрамов
10ТОФК-129 Пр.629А
8 марта 1968г
Предположительно потеря плавучести при поступлении больших масс воды в 5-ый дизельный отсек при несрабатывании поплавкового клапана РДП
Тихий океан
97
Ракетная, крейсерская Кап 1 ранга В.Кобзарь
11ТОФС-178
Пр.613В
24 октября 1981г
Потеря плавучести из-за столкновения с транспортом и поступления в пробоину большой массы воды
Японское море
32
Торпедная морская Кап3ранга Б.Маранго
Атомные подводные лодки
ФлотТакт. номер, проектДата происшествияПричины катастрофыРайон катастрофыКолич
ество погибших
Примечание
1КСФК-19
Пр.658
4 июня 1961
Разгерметизация 1-го контура
Северная Атлантика
8
Ракетная крейсерская Кап 2 ранга Н.Затеев
2КСФК-3
Пр.627«Ленинский комсомолец»
8 сентября 1967пожар во втором отсеке, возгорание регенерацииНорвежское море
39
Торпедная, крейсерск. Кап 2 ранга С.Гориков
3КСФ
К-8
Пр.627А
4 июля 1970
пожар, потеря продольной надводной остойчивости, при поступлении внутрь корпуса больших масс воды.
Бискайский залив
52
Торпедная, крейсерска
Кап 2 ранга В.Бессонов
4КСФ
К-19
Пр.658
24 февраля 1972
пожар в 8 и 9 отсеках
Атлантический океан
28
Ракетная, крейсерск Кап 1 ранга В.Кулибаба
5ТОФ
К-56
Пр.675
13 июня 1973 г
Поступление больших масс воды во второй отсек из-за пробоины, полученной в результате
столкновения с транспортом «Академик Берг»
Японское море
27
Ракетная крейсерская командир кап 2 ранга Леонид Хоменко
6ТОФК-429Пр.670А
24 июня 1983 г.
Потеря плавучести из-за поступления большой массы воды в 4 отсек
Камчатка, Авачинский залив Тихий океан
16
Многоцелев
крейсерска
Кап 1 ранга В.Суворов
7КСФК-131
Пр.675
18 июня 1984 г
Пожар в 8 отсеке
Баренцево море
14
Ракетная крейсерска Кап 1 ранга Селиванов
8КСФК-219Пр.667а
6 октября 1986 г.
Пожар, потеря плавучести
Атлантический океан
6
Ракетная крейсерская Капитан 1-го ранга И.Британов
9КСФК-278 Пр.685 «Комсо
молец»
7 апреля 1989 г.
пожар в 7 отсеке потеря надводной плавучести и продольной надводной остойчивости, разгерметизации и поступления в прочный корпус больших масс воды
Норвежское море
42
Многоцелевая Крейсерска Кап 1 ранга Е.Ванин
10КСФК-141 Пр.94912 августа 2000 г.Взрыв стеллажных торпедБаренцево море118Ракетная крейсерская Кап 1 ранга Лячин Г.П,
11КСФК-159Пр.667А30 августа 2003 г.Потеря надводной плавучести при буксировкеБаренцево море9Ракетная крейсерская, выведена из боевого состава командир, кап 2 ранга Лаппа Сергей
Итак:
1. За рассматриваемый период с 1952 по 2003 г. г. были построены и включены в состав ВМФ :
— 251 атомная подводная лодка
— 29 дизельных пл типа М пр. А-615 с двигательной установкой по закрытому циклу.
— 225 дизельных пл пр.613 и модификаций
—   26 дизельных пл пр.611 и модификаций
—   58 дизельных пл пр.641 и модификаций
—   23 дизельных пл пр.629 и модификаций
2. У погибших или попавших в тяжелую аварию пл ( К-129, К-3, К-8, К-429, К-219, К-278, К-141, К-159, К-56, К-131, К-19, С-80, С-178, С-350, Б-37, С-117, М-200, М-256, М-252, М-351) тактические номера были:
С цифрой -1 (К-129, К-19, К-219, К-141, К-159, К-131, С-178, С351,                  С-117, М-351) — 10 пл
(в 40% еще встречается цифра 9)
С цифрой -2 (К-129, К-429, К-219, К-278, М-200, М-252, М-256)- 7пл
(У более 40% снова встречается цифра 9)
С цифрой -5 (К-159, К-56, С-350, М-252, М-255, М-256, М-351)- 7 пл
С цифрой -8 ( К-8, К-278, С-178, С-80)- 4пл
С цифрой — 9 ( К-19, К129, К-219, К-429, К-159)- 5пл.
Замечание:
— С цифрой 5 , которая находится в разряде десяток, 7 случаев аварий. При этом, 80% аварий у подводных лодок типа М. -
— С цифрой 9 , которая находится в разряде единиц, только пл                 типа К.
— Самое неудачное сочетание цифр 1,2 или 9 - 10 случаев.
— Самое удачное сочетание цифр — 3,4,6,7.

3. Периоды времени максимума катастроф:
-дизельных пл

-1956-1962 г. г. — время, когда было наибольшее количество пл в составе ВМФ и время освоения пл с новой энергетической установкой.
-атомных пл
-1967-1973- время освоения и начало циклического несения бс,
-1983-1989 г. г. — время наибольшего износа материальной части пл 1-го и 2-го поколения и максимального количества пл, несущих бс.
4. Периоды времени минимума катастроф:
-дизельные пл уже хорошо освоены и надёжны.
— 1962-1981 г. г.
-атомные пл

— 1973-1983 г г.- период перехода от пл 1-го поколения к пл 2-го поколения, более современным и надежным.
— 1989-2000 г. г. период прекращение несения бс, за исключением редких выходов в море или в автономное плавание.
5. Катастрофы по флотам ( д/а/всего):
ТОФ:4/2/6
КСФ:3/9/12
КБФ: 3/-/3
КЧФ: 1/-/1 Всего: дпл — 11; апл — 11; Итого-22

6. Основные причины аварий, приведшие к гибели подводных лодок:
— пожар с последующим поступлением большого количества воды внутрь прочного корпуса, потерей надводной продольной остойчивости.
— 3 случая нарушения правил кораблевождения, приведших к столкновению с надводными кораблями.
7. Периодичность катастроф и тяжелых происшествий на ТОФе.
7.1. 1968 г    8 марта - гибель рпл пр.629А «К-129».
7.2. 1973 г. 13 июня — столкновение пларк пр.675 «К-56» с ЭС «Академик Берг».
7.3. 1978 г. 13 июня - затяжной выстрел орудия главного калибра на крейсере пр.68 бис «Адмирал Сенявин».
7.4. 1983 г. 24 июня — гибель пларк пр.670А «К-429».
Кроме того, 1981 г. 24 октября — гибель пл пр.613 В «С-178».
Интервал происшествий практически 5 лет, более того, есть совпадение по датам п.7.2 и 7.3.
Возможные причины аварий и катастроф:
1. Неудовлетворительная профессиональная подготовка командиров подводных лодок и экипажей.
Порочная система отбора и подготовки командного состава — в первую очередь командиров пл — предпосылка всех аварий и происшествий. В середине 70-х годов сложилась обстановка, когда многие старшие помощники командиров ракетных пл не хотели сдавать на самостоятельное управление пл, чтобы их не назначали командирами пл. Из-за боязни ответственности. Так, на 1 февраля 1978 г. из 21 старпома 2 флпл ТОФ 19 человек не хотели сдавать на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Спрашивается, кто потом командовал подводными лодками?
2. Технические ошибки в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных подводных лодок и несовершенство их вооружения. Они носили системный характер, т. к. имели место на многих кораблях, о чем свидетельствуют результаты проверок кораблей и подводных лодок по замечаниям, приведшим к тяжелым авариям и катастрофам.
3. Приемка от промышленности подводных лодок, имеющих значительные недоработки и неисправности систем и механизмов, в угоду командованию ВМФ СССР и Руководству Министерства судостроительной промышленности.
4. Нарушение требований руководящих документов по подготовке экипажей подводных лодок и допуска их к выходу в море.
5. Гибель и аварии подводных лодок типа М проекта А-615 происходила из-за несовершенной энергоустановки, вызывавшей взрыв газовой смеси и пожар.
6. Основная причина гибели надводных кораблей — нарушение правил хранения и использования боезапаса.
7. Трудно объяснить, почему у пл. типа «К», пострадавших в авариях и в катастрофах, в тактических номерах повторялись цифры 1, 2 , 5 и 9.
Целесообразно на подводных лодках , находящихся в составе ВМФ РФ , поменять тактические номера , исключив эти цифры.
8. В ВМФ СССР и ВМФ РФ:
— отсутствуют специалисты, занимающиеся постоянным комплексным анализом состояния механизмов и боезапаса, организации БП, аварийных ситуаций, катастроф пл и нк, и способные обобщать статистический материал с послевоенного времени по настоящее время и давать рекомендации по предотвращению возможных аварийных ситуаций.
— возможно, Командование ВМФ РФ не заинтересовано в проведении тщательного анализа, чтобы данные, обличающие, бывшее руководство ВМФ, не стали достоянием гласности. Не учитывается то, что л/с кораблей будет совершать повторяющиеся в определённой последовательности и периодичности ошибки, которые чреваты тяжелыми авариями и катастрофами..
— кроме анализа навигационных аварий и происшествий в ГШ ВМФ СССР нет других материалов, которые были бы доведены до л/с пл и нк.
В последнее время в открытой печати и на сайтах Интернета появилось много материалов, посвященных авариям и катастрофам советских подводных лодок. Авторы разбирают отдельные причины этих аварий, т. к. не имеют возможности сделать полный анализ из-за отсутствия доступа к материалам. Кроме того, часть сведений носят дезинформационный характер. Для проведения достоверного анализа и выявления объективных причин катастроф, необходимо, чтобы такое исследование провела специальная комиссия. Она должна состоять из профессионалов — подводников, имеющих большой практический опыт, не состоящих на действительной службе и способных вскрыть истинные причины аварий, используя как архивные документы, так и случаи, не нашедшие отражения в этих документах, но оставшиеся в памяти непосредственных участников этих событий. Все командиры знают, что черновой журнал вахтенного ЦП, в котором делались записи всех фактических событий и происшествий, отличался как черное от белого от чистового вахтенного журнала и отчета по боевой службе, которые сдавались в архив,
Кроме официальных материалов, многие из которых до сих пор имеют гриф секретности, значительное количество информации от руководства ВМФ скрывалось или доводилось только до узкого круга лиц.
Я не собирался давать полный анализ этих случаев по той же причине. Просто собрал и обобщил случаи аварии и катастроф, пытаясь найти какую-то необъяснимую закономерность. Кто-то может сказать, что здесь много мистики. Возможно и так. Я надеюсь, что когда-нибудь и этим явлениям будут даны объяснения, и они получат научное подтверждение и объективное обоснование. Если Вы, прочитав эти выводы, сможете мне ответить, буду вам признателен. Думаю, что не мне одному это нужно.
Приложение:
1. Фамилии командиров погибщих кораблей:
С-117  -  Капитан 3-го ранга Красников,
М-200  - Капитан 3-го ранга Шуманин
М-255 -  Капитан 3-го ранга С. Савкин 
М-351 -  Капитан 3-го ранга Р. Белозеров
М-256 -  Капитан 3-го ранга Ю. Вавакин
М-252 -  Капитан 3-го ранга  С. Боровков 
С-80   -   Капитан 3-го ранга Ситарчик
Б-37   -   Капитан 2-го ранга Бегеба
С-350 -   Капитан 2-го ранга О. Абрамов 
С-178 -   Капитан 3-го ранга Б. Маранго
К-129 -   Капитан 1-го ранга В. Кобзарь
К-19   -   Капитан 2-го ранга Н. Затеев
К-3     -   Капитан 2-го ранга С. Гориков
К-8     -   Капитан 2-го ранга В. Бессонов
К-19   -   Капитан 1-го ранга В. Кулибаба
К-56   -   Капитан 2-го ранга Л. Хоменко
К-429 -   Капитан 1-го ранга В. Суворов
К-13   -   Капитан 1-го ранга Е. Селиванов
К-219 -   Капитан 1-го ранга И. Британов
К-278 -   Капитан 1-го ранга Е. Ванин
К-141 -   Капитан 1-го ранга Г. Лячин 
К-159 -   Капитан 2-го ранга С. Лапа
2. Катастрофы надводных кораблей.
2.1. БПК «Отважный» пр.61  (КЧФ) 30 августа 1974 г. рейд бухты Стрелецкая, Черное море,  причина - взрыв стартовых двигателей зур и другого боезапаса, погибло 24 человека
2.2. Крейсер «Адмирал Сенявин» пр. 68 бис (ТОФ)  13 июня 1978 г. Японское море. Затяжной выстрел орудия главного калибра носовой башни, погибло 24 человека.
2.3. Линкор «Новороссийск» бывший «Джулио Чезаре»,КЧФ   29 октября 1955 г . Севастопольская бухта, причина не установлена.  Взорвался и затонул,  стоя на бочке № 3, (спустя 39 лет после гибели линкора  «Императрица Мария» 20 октября 1916 г.  на том же  месте.)

Погибло 610 человек

Немає коментарів: