Командир атомного подводного ракетного крейсера К-141 "Курск" (АПРК проекта 949А) 7-й дивизии подводных лодок (ПЛ) Краснознамённого Северного флота (КСФ), капитан 1-го ранга. Родился 1 в совхозе "Сарпинский" Сарпинского района Сталинградской, ныне Волгоградской области, в рабочей семье. Русский. В 1972 году окончил среднюю школу № 85 в городе-герое Волгограде. В рядах Вооружённых Сил и Военно-Морского флота СССР/РФ с 1972 года. В 1977 году окончил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола и прибыл в Видяево командиром группы управления ракетной боевой части (БЧ-2) на дизельную ракетную подводную лодку К-58 Северного флота. С этого времени вся его дальнейшая судьба связана и с этим Флотом, и с этим посёлком. В 1980 году старший лейтенант Лячин Г.П. - командир БЧ-2, и вскоре становится капитан-лейтенантом. С октября 1984 года по 1986 год капитан 3-го ранга Г.П.Лячин - старший помощник командира подводной лодки Б-77. В 1986 году его направляют на учебу в офицерские классы.
В этот период он становится капитаном 2 ранга, а по возвращении вновь назначается на должность старпома на ПЛ Б-478. В октябре 1988 года капитан 2-го ранга Г.П.Лячин становится командиром дизельной ракетной ПЛ Б-304 (проекта 651) 35-й дивизии ПЛ КСФ и пребывает в этой должности до 1991 года, имея желание поступить в академию. Однако, в связи с начавшимся сокращением Флота, исполнить мечту не удалось. Кроме этого, результатом сокращения явилось расформирование 35-й дивизии и вывод ПЛ Лячина из боевого состава Флота…В апреле 1991 года Г.П.Лячин вновь становится старпомом, но не дизельной, а атомной подлодки проекта 949А, экипаж которой лишь формировался, а сама лодка ещё строилась на стапелях Северодвинска…С сентября 1991 года по март 1993 года вновь сформированный экипаж обучался в Обнинском учебном центре, а по возвращении на Север - в Видяево - принял свой корабль - АПРК "Воронеж". До 1996 года старший помощник командира ПЛ Лячин вместе с экипажем "Воронежа" несёт боевую вахту, отрабатывая ракетные и торпедные стрельбы. За этот период АПРК "Воронеж" три года подряд объявлялся лучшим в дивизии…В феврале 1996 года "Воронеж" выходил на боевую службу в Северную Атлантику, где экипаж отрабатывал задачи вместе с возвращавшимся из Средиземного моря авианесущим крейсером "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов". В боевом походе старпом нёс командирскую вахту вместе с командиром подводного крейсера капитаном 1-го ранга Ежовым, и тот был спокоен, когда Лячин его заменял. Однажды в штормовую погоду во время вахты Г.П. Лячина, в районе с очень интенсивным судоходством лодку выбросило на поверхность. Но капитан 2-го ранга Лячин не растерялся. Пока командир добежал из третьего отсека до второго, старпом уже заполнил цистерны, погрузился и дал ход. В том же 1996 году Геннадий Лячин назначается командиром "близнеца" "Воронежа" - АПРК К-141 "Курск" и становится капитаном 1 ранга. На этом посту Г.П.Лячин фактически стал первым командиром новой российской океанской школы конца XX-го века. Именно ему было поручено вывести атомоход "Курск" после долгого перерыва на просторы Средиземноморья, именно он сделал все от него зависящее для возвращения престижа российского флота. В 1999 году капитан 1-го ранга Г.П.Лячин выводит "Курск" в средиземноморский боевой поход, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ России. Поход АПРК "Курск" осуществлялся по замыслу и под управлением командующего КСФ адмирала Попова В.А., который дал ему следующую характеристику: "Командиру "Курска" удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!" Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах 6-го флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки". Из официального документа: "В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК "Курск" действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан 1-го ранга Г.Лячин представлен к званию Героя России. АПРК "Курск" признан лучшей подводной лодкой СФ. Губернатор Мурманской области вручил командиру корабля приз "Лучшая подводная лодка Северного флота". По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 "Курск" - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - "отличные". 23% членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77% - специалисты 1-го и 2-го классов. В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г.П.Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия, после распада СССР, вновь готовилась вернуться в Средиземное море…10 августа 2000 года командир "Курска" выводит подводный атомоход в море, на трёхдневные плановые учения…12 августа 2000 года Г.П.Лячин и все 117 членов экипажа АПРК "Курск" погибли в результате взрыва торпеды в первом отсеке подводной лодки. Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 2000 года капитану 1-го ранга Лячину Геннадию Петровичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Все члены экипажа посмертно награждены орденами Мужества. 16 марта 2002 года командир подводной лодки капитан 1-го ранга Геннадий Лячин был опознан по фрагментам, обнаруженным в поднятом со дна "Курске". Останки командира опознаны вдовой Ириной Лячиной. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, следствию удалось идентифицировать по телам и фрагментам личности 114 подводников из 118, находящихся в момент катастрофы на корабле. Родственниками опознано 110 членов экипажа. 18 марта 2002 года моряки-североморцы отдали последние воинские почести командиру АПЛ "Курск" капитану 1-го ранга Г.П.Лячину. У гроба героя-подводника, установленного на постаменте, на территории североморского военного госпиталя, выстроился почетный караул. Здесь же - сослуживцы Лячина, представители командования 7-й дивизии атомных подводных лодок, в состав которой входил и атомоход "Курск", медперсонал, члены следственной бригады. Проститься с командиром "Курска" пришел и командующий КСФ адмирал Геннадий Сучков. Прозвучал траурный салют. Мимо гроба торжественным маршем прошли матросы и старшины из роты почетного караула. 23 марта 2002 года Герой Российской Федерации, капитан 1-го ранга Лячин Г.П. похоронен на аллее героев Серафимовского кладбища города Санкт-Петербурга вместе с шестью членами экипажа "Курска". В августе 2003 года, в третью годовщину трагедии, там, на самом крупном захоронении моряков с "Курска", где нашли свой "последний причал" 32 члена экипажа, открыт и освящён величественный памятник-мемориал (архитектор Г.С.Пейчев). Почётный гражданин Курска (2001; посмертно). Имя Героя России носит средняя общеобразовательная школа № 85 города-героя Волгограда, в которой открыт музей в память о её бывшем выпускнике.
18 мая 2001 года на здании школы (улица Эльбрусская, дом 91) открыта мемориальная доска.
Немає коментарів:
Дописати коментар