На борту атомной подводной лодки Северного флота "Даниил Московский", находившейся в Баренцевом море, произошел пожар, унесший жизни двух моряков.Еще один член команды госпитализирован. Главком российского ВМФ Владимир Масорин прокомментировал произошедшее так: "Нас опять подвела техника". И признался, что подлодка выходила в море без планового ремонта.
К счастью, ядерной катастрофы не произошло: реакторы своевременно отключились. По факту пожара возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил кораблевождения" .
А буквально на следующий день техника подвела российский ВМФ еще раз: в Белом море с борта атомного подводного крейсера стратегического назначения "Дмитрий Донской" был осуществлен испытательный запуск баллистической ракеты "Булава", которая через несколько минут незапланированно рухнула в море.
Почему российское вооружение в огне горит и в воде тонет, объясняет зав. аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
— Разумеется, от подобных мелких аварий не застрахован ни один флот мира, так как чем техника сложнее, тем больше их вероятность. Например, не так давно в результате возгорания канадской подлодки, купленной у Великобритании, погиб один член экипажа. Но для других стран — это исключение из правил, и ЧП не является следствием неправильной политики в области вооружения, как у нас. То, что лодка выходила в море без планового ремонта, — повсеместная, увы, практика российского ВМФ.
Многие начальники говорят о нехватке денег на обслуживание, содержание и ремонт техники. Но это, мягко говоря, странно, учитывая, что с каждым годом из бюджета на вооружение уходит все больше средств. Сейчас их выделяется действительно предостаточно. Но проблема в том, что даже депутатам абсолютно неизвестно, куда идут средства и как они расходуются.
Например, корвет "Стерегущий" был спущен на воду в СПб после пяти лет строительства, хотя максимальный срок — два года. Также чересчур долго идет строительство АПЛ "Северодвинск" и еще трех атомных подлодок. При этом "Даниил Московский" — лодка не старая (спущена на воду 31 августа 1990 года — А.А.). В США, к примеру, до сих пор на ходу подлодки, построенные в 70-х годах.
Главное — как с ними обходиться. В России списано много кораблей, которые могли бы служить еще годы. Пусть денежные затраты на ремонт немаленькие, но они несопоставимы с затратами на новое вооружение. Все эти проблемы должно решать политическое руководство, но наша политическая система такова, что во власти это никому не нужно, и все разговоры и действия вокруг вооруженных сил страны — чистый PR и отмывание денег.
— И какое, на Ваш взгляд, решение проблемы с расходованием бюджетных средств?
— Изменение структуры минобороны. Верхушка и основная часть сотрудников МО должны состоять не из профессиональных военных, а из гражданских лиц. Проще говоря, ВС не должны руководить сами собой. Далее: должен быть парламентский контроль за составлением бюджета, его расходованием, вообще за ситуацией в ВС. Ну и, конечно, необходим активный гражданский контроль в лице общественных организаций. По такой системе работают большинство европейских государств, США и даже некоторые развивающиеся страны — например, Индия.
В РФ же даже либеральные партии практически не упоминают об этом. СПС много говорит о реформе ВС, но вся риторика практически сводится лишь к тому, чтобы дети их избирателей могли не служить в армии. В программах партии "Яблоко" есть подобные пункты, но они недостаточно продуманны и не придаются широкой огласке. А у остальных партий таких инициатив просто не может быть. Единственная организация, которая сегодня имеет моральное право назвать себя органом гражданского контроля в данной сфере, — "Солдатские матери", несмотря на неоднозначность этой структуры.
— Вернемся к подводному флоту. Нужен ли он вообще РФ?
— Безусловно, так как у России большая береговая линия. Переход на надводный флот — не вариант: он намного дороже подводного (требуются авианосцы, корабли прикрытия и др.) и обойдется в сотни миллиардов долларов. А подлодки, кроме того, что они дешевле, легче базировать, для них требуется меньше личного и обслуживающего состава. Также пока нет серьезной альтернативы атомным подлодкам, поскольку такой тип лодок наиболее приспособлен для плавания в открытом море, что тоже принципиально для РФ, учитывая ее географическое положение.
— Если политика страны в области вооружения не изменится, каким Вы видите будущее российского подводного флота?
— Сейчас у нас 11 ракетных подлодок, примерно 25-30 торпедных и 10 дизельных. При нынешних тенденциях лет через 15-20 у нас останется 10 подлодок, а еще через 10 лет они исчезнут вообще.
Артемий Александров
Немає коментарів:
Дописати коментар