пʼятниця, червня 17, 2011


Командир советской подводной лодки у перископа
Командиры  подводных лодок

Среди командиров подводных минных заградителей пальма первенства принадлежит командиру «Лембита» А. М. Матиясевичу — восемь уничтоженных целей и одна повреждена торпедой. Есть предположение, что 14 декабря 1944 г. «Лембит» в подводном положении столкнулся с германской подводной лодкой U-479 и потопил ее. Если это так, то Матиясевич обладает абсолютным рекордом среди отечественных подводников. Восемь целей погибло на минах, выставленных К-1 под командованием М. П. Августиновича. Почетное третье место в рейтинге командиров советских подводных минных заградителей занимает С. С. Могилевский. На выставленных его Л-21 минах погиб транспорт и три
боевых корабля. Кроме этого, Могилевский потопил торпедами транспорт или два и боевой корабль. Меньше всех повезло командиру Л-20 В. Ф. Тамману — похоже, на выставленных им 140 минах никто не погиб. Однако мины обычно ставили в районах, указанных штабом флота, зато там, где дело зависело исключительно от мастерства командира, Тамман добился успеха, потопив торпедами два судна.
Традиционно высшие позиции в рейтинге советских подводников занимает Н. А. Лунин. На его счету три достоверно потопленные цели, но, безусловно, знаменитым он стал после атаки германского линейного корабля «Тирпиц». Это произошло 5 июля 1942г., когда линкор вышел на перехват конвоя PQ-17. Трагическая судьба этого конвоя общеизвестна, но если бы к вражеским подлодкам и самолетам присоединился еще и «Тирпиц»… Однако на выходе из шхер германский корабль бесстрашно атаковала советская подлодка К-21 (ох, как немного подводников в мире могут похвастаться атакой германского линкора!) и сразу же в 19.20 донесла командованию о его выходе. Немцы перехватили радиограмму, но пока ее разбирали, в 20.20 «Тирпиц» был обнаружен самолетом-разведчиком, который тоже доложил об этом. В 22.30 — третья радиограмма об обнаружении «Тирпица», на этот раз с британской подводной лодки «Аншейки». Нервы германских адмиралов не выдержали, и в 23.30 германская эскадра, находясь уже на долготе Варангер-фьорда, поворачивает назад и укрывается в норвежских шхерах. А ведь через каких-то 5 часов противник мог оказаться в самой гуще уходящих к Новой Земле транспортов конвоя.
Закончилась Великая Отечественная, но новая, теперь уже «Холодная война» потребовала своих героев. И ими становились, в первую очередь, именно подводники. Правда, теперь они получали высшие награды Родины не за уничтожение кораблей и судов противника, а, как правило, за освоение новой техники и совершение уникальных переходов. Здесь надо заметить, что походы подводных лодок из Баренцева моря через Северный полюс или вокруг мыса Горн на Тихий океан совершались не из спортивного интереса, это было освоение маршрутов развертывания советских подводных лодок в случае начала ядерной войны.
Ледовые плавания подводных лодок имели в России богатую историю. Первой в мире совершила поход под сплошными льдами 19 февраля 1908г. подлодка «Кефаль», за полтора часа она прошла 4мили, а затем, взломав лед, всплыла в надводное положение. В конце лета 1940г. подводная лодка Щ-423 под командованием И. М. Зайдулина впервые в истории подводного плавания прошла с Европейского Севера России на Дальний Восток Северным морским путем. Освоение района Северного полюса началось российскими подводниками еще в 1959г., но впервые над осью земли 17 июля 1962г. прошел первенец советского ядерного флота К-3 под командованием Л. М. Жильцова. На следующий год подлодка К-181 проекта 627А под командованием Ю. А. Сысоева всплыла на Северном полюсе. В 1963г. сразу две атомные подводные лодки под командованием И. Р. Дубяги и А. П. Михайловского перешли с Европейского Севера на Дальний Восток под льдами Арктики, причем затратили на это всего по 6 суток каждая. Всего этим маршрутом перешло более 30 отечественных подводных лодок.

Немає коментарів: