пʼятниця, червня 17, 2011

Рано или поздно негативные явления, происходящие в армии, становятся достоянием общественности. Но поначалу с бесподобной прямолинейностью они почти всегда скрываются. Сначала пытались скрывать факт существования в армии "дедовщины" как явления повсеместного. Потом факт гибели "Курска". Примеров более чем достаточно. Армия стала тем органом, который серьезно болен, но наличие болезни тщательно не замечается военачальниками.

 Среди последних попыток "умолчать" и "похоронить" была гибель солдата БЕРЕЗИНА, замерзшего от нерадивости и неспособности адекватно оценивать ситуацию отцов-командиров. На прошлой неделе к числу постыдных фактов замалчивания добавился инцидент на атомной подводной лодке, стоящей в закрытом городе Вилючинске
http://kamtime.ru/old/archive/24_11_2004/1.shtml

. Происшествие можно было бы квалифицировать как обычную аварию, если бы не смерть солдата срочной службы. Надо признать, что гибель военнослужащих в мирное время в рядах нашей армии стала повседневностью. В ходе последнего доклада министра обороны президенту РФ была названа цифра - 700 человек. 700 военнослужащих по тем или иным причинам, не связанным с ведением боевых действий, больше никогда не вернутся домой...В их число 14 ноября попал и матрос-срочник Дмитрий КОВАЛЬ. Факт его смерти военные пытались тщательно скрыть, и о случившемся на борту атомной субмарины ЧП стало известно только после того, как на родине КОВАЛЯ, в Красноярске, прошли его похороны. Родственники рассказали о взрыве и смерти Дмитрия в эфире местного радио, после чего скрыть что-либо стало невозможным, хотя военные начальники по традиции вовсю пытались ввести гражданских в заблуждение. Официальные лица либо никак не комментировали произошедшее, либо уводили журналистов от сути, чем еще больше дискредитировали Вооруженные Силы России. В итоге вместо четкого объяснения случившегося появился клубок событий, распутать который оказалось делом весьма непростым.фото

К-223

Итак, как стало известно нашей редакции, 14 ноября во втором отсеке ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-223 "Подольск", относящегося ко второму поколению АПЛ - проекту 667БДР "Кальмар", произошел взрыв. Субмарина, приписанная к одной из в/ч ЗАТО Вилючинск (там располагается одна из крупнейших баз подводных лодок ТОФ, которую в НАТО называют "осиным гнездом русских"), вернувшаяся с боевого дежурства, стояла на рейде у пирса. В тот день на ней не происходило ничего необычного: велись плановые технические работы.
Первая информация о ЧП просочилась в прессу только через неделю - 19 ноября. А первые комментарии пришлось дать оперативному дежурному группировки войск и сил на северо-востоке России. Он подтвердил факт гибели моряка-подводника. Под нажимом СМИ остальные военные, упорно не желавшие до этого комментировать ЧП, тоже были вынуждены подтвердить факт взрыва.

ПРИЧИНА ВЗРЫВА

рисунок
Схема подачи воды в цистерну. Бак-цистерна находится прямо под каютой командира.
По предварительной версии, впоследствии получившей свое подтверждение, взрыв на борту подлодки произошел в результате разрыва цистерны с пресной водой, обеспечивающей лодку, в том числе, поступающей и для орошения торпед. Система подачи воды на подлодках данного типа такова, что она поступает в различные отсеки под давлением. Чтобы таковое создать, в цистерну нагнетают воздух. В сжатом виде в котле он создает давление в 45 атмосфер, однако, когда поступает в цистерну с пресной водой, там образуется давление всего в пять атмосфер. Стенки же самой цистерны рассчитаны на 10 атмосфер. Понижение давления происходит благодаря запорному вентилю и неразборному редукционному клапану. Давление в цистерне держится постоянно. Но вот 14 ноября по какой-то причине не выдержал клапан. Ремонту он не подлежит, поэтому о вмешательстве человека в данном случае говорить не приходится. Не исключено, что инцидент, стоивший человеческой жизни, произошел как раз из-за устаревшего изношенного оборудования.
В итоге в цистерне с пресной водой создалось избыточное давление, и стенки бака емкостью 1,5 тонны не выдержали. Взрыв был такой силы, что вся вода превратилась в воздушно-капельную смесь. Первым неладное услышал Дмитрий КОВАЛЬ. В самом аварийном отсеке его не было, он находился чуть ниже. Однако матрос крикнул двум другим срочникам, находившимся вблизи цистерны, чтобы они спасались. Они успели, а вот Дмитрия настигло взрывной волной в нескольких сантиметрах от двери. Осколок цистерны на огромной скорости попал ему в затылок.
Дмитрий оказался на пути вырвавшейся из бака смеси и остатков самого бака. С тяжелой черепно-мозговой травмой парень был доставлен в госпиталь, где скончался...

КАЮТА КОМАНДИРА

В момент взрыва на лодке близи второго отсека разрушило все легкие переборки, в том числе, огораживающие каюту командира. На счастье командир всего за несколько минут до происшествия был вызван в штаб. Взрывом в каюте разметало все предметы и даже оторвало дверцу от холодильника.
По предварительным оценкам, на восстановление легких конструкций лодки и замены трубопровода с цистерной потребуется около месяца. Серьезного ущерба несущим частям АПЛ взрыв не нанес.

ПОХОРОНЫ

Тело КОВАЛЯ было отправлено родным. Хоронили его на кладбище "Бадалык" в родном Красноярске, откуда Дмитрия и призвали на флот. В Красноярске у Дмитрия КОВАЛЯ остались мать, отец и два брата. Одному исполнилось 17, другому - 22. На похоронах военные офицеры, прибывшие с Камчатки, говорили, что Дмитрий КОВАЛЬ спас своих сослуживцев. В медицинском заключении, с которым ознакомили родственников КОВАЛЯ, сообщалось, что смерть наступила в результате черепно-мозговой травмы.
Представитель воинской части № 69122, где служил матрос КОВАЛЬ, капитан второго ранга А. БЕРЕЗИН отказался комментировать инцидент: "Единственное, что я могу сказать: Дмитрий выполнил свой долг до конца и спас экипаж ценой собственной жизни. Служил он честно, нареканий со стороны командования за время его службы не было. Всё. Про обстоятельства смерти разговаривайте с пресс-службой Тихоокеанского флота, она уполномочена".
"БОЕВАЯ ЕДИНИЦА"
"Он никогда не бегал от армии, даже гордился тем, что служит в подводном флоте, говорил - будет, что рассказать детям..." - сообщила журналистам мать погибшего Татьяна Коваль.
Весной 2005 года Дмитрий, матрос-электрик срочной службы, должен был вернуться домой. За время службы за его плечами было несколько боевых выходов, в том числе, во время пусков с борта "Подольска" межконтинентальных баллистических ракет. Лодка может совершать их как в надводном, так и в подводном положении.
Вот как один из пусков с борта АПЛ "Подольск" прокомментировал начальник пресс-службы Главного штаба ВМФ РФ Игорь ДЫГАЛО: "Атомная подводная лодка Тихоокеанского флота "Подольск" произвела учебный пуск баллистической ракеты из акватории Охотского моря на север по полигону Чижа, который находится на мысе Канин между Белым и Баренцевым морями. Пуск происходил согласно плану боевой подготовки. Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота Владимир КУРОЕДОВ поблагодарил командира подводной лодки и экипаж с успешно выполненным заданием, за проявленные профессионализм и мастерство. Такое происходит не каждый день и не каждый месяц. Сам по себе пуск баллистической ракеты из подводного положения с борта стратегической атомной подводной лодки требует от экипажа высокого уровня подготовки. Именно эти качества и проявил экипаж подлодки "Подольск".
На следующий день, после того как стало известно о ЧП на подлодке, тот же Игорь ДЫГАЛО дал первый официальный комментарий: "На субмарине, стоявшей у пирса, произошло техническое происшествие - разрушение трубопровода подачи воздуха, - заявил он. - Конечно, никаким взрывом это назвать нельзя. Авария носила локальный характер и не представляла угрозы для вооружения лодки, систем жизнеобеспечения и всего экипажа в целом". Т.е. самого взрыва на АПЛ не было, случившееся - результат технической неполадки. Его слова подтвердила и специальная комиссия Тихоокеанского флота, прибывшая на Камчатку для расследования причин взрыва. Как было на самом деле, должна выяснить военная прокуратура Тихоокеанского флота, которая начала расследование по факту гибели 19-летнего матроса Дмитрия КОВАЛЯ. Уже назначена техническая экспертиза.
Комментируя случившееся информагентству РИА "Новости" военный прокурор гарнизонной прокуратуры Вилючинска Игорь РУФФ сказал так: "Экспертиза будет проводиться на вилючинском заводе подводных лодок, однако, не исключено, что потребуется экспертное заключение специалистов завода-изготовителя". По его словам, "в ходе расследования, проведенного комиссией Тихоокеанского флота и следственной группой прокуратуры, с пострадавшей лодки изъяты вещественные доказательства, в том числе, детали машин и оборудования, неисправность которых могла привести к взрыву". Прокурор напомнил, что по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по статье 293 УК РФ (халатность). "Обвинение никому не предъявлялось. Виновные будут устанавливаться по результатам технической экспертизы и предварительного следствия", - заключил РУФФ.
"Выводы комиссии будут доложены главкому ВМФ и министру обороны", - сообщил в субботу высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ. "Инцидент на АПЛ К-223 был расценен комиссией как техническое происшествие. Взрыв на борту подлодки произошел в результате разрыва трубопровода, подающего давление в цистерну с пресной водой", - отметил представитель Главного штаба.
Пресс-служба группировки войск и сил на северо-востоке ограничилась еще меньшим пресс-релизом: "Материальный ущерб от происшедшего незначителен. Пострадавшая лодка будет отремонтирована и введена в строй". В этом же документе лодка была названа дизельной...
СПРАВКА "КВ"
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Подольск".
Из справочника А. ПАВЛОВА "Военные корабли СССР и России 1945 - 1995 г.г." Атомная подводная лодка проекта 667 БДР (по натовской классификации - "Дельта-3") имеет следующие тактико-технические данные:
  • водоизмещение: надводное - 8940 тонн; подводное - 10600 тонн;
  • длина - 155 метров;
  • ширина - 11,7 метра;
  • осадка - 8,7 метра;
  • глубина погружения: предельная - 550 метров; рабочая - 390 метров;
  • скорость: надводная - 14 узлов; подводная - 25 узлов;
  • автономность - 90 суток;
  • экипаж - 130 человек;
  • вооружение: 16 пусковых установок для ракет комплекса Д-9Р, шесть торпедных аппаратов.
Экипаж субмарины был сформирован в марте 1976 года. Первым командиром стал капитан 2-го ранга Дмитрий Николаевич НОВИКОВ. 19 февраля 1978 года подводная лодка была заложена на судостроительном заводе в Северодвинске, 28 апреля она была спущена на воду. 27 ноября 1979 года на корабле поднят военно-морской флаг. 10 июля 1980 года атомный подводный крейсер заступил на первое боевое дежурство. Тогда же с 25 августа по 6 сентября в составе тактической группы крейсер первым из своего соединения АПЛ совершил переход с Северного на Тихоокеанский флот Северным морским путем подо льдами центральной Арктики и до начала ноября находился на боевом патрулировании. За этот переход командир крейсера капитан 1-го ранга Д. НОВИКОВ удостоен звания "Герой Советского Союза". 18 июля 1998 года приказом главнокомандующего ВМФ субмарина получила наименование "Подольск".
Семь лет субмарина носит имя одного из подмосковных городов. Заключен договор о шефской помощи с администрацией Подольска, но за эти годы шефы ни разу так и не навестили своих подшефных.

Немає коментарів: