вівторок, липня 05, 2011

КАПИТАН 1- ГО РАНГА В.Н.КОЛЕСНИКОВ ВСПОМИНАЕТ...

Первыми атомными ракетными подводными лодками, предназначенными для нанесения ударов по целям на территории США, стали пять атомоходов проекта 659, получившие на вооружение крылатые ракеты П-5. С 1957 года их строили в Комсомольске-на-Амуре. 28 июня 1961 года в строй Тихоокеанского флота вступила К-45, первая лодка проекта 659, вооруженная шестью контейнерами крылатых ракет. Однако первые атомные ракетные подводные ракетоносцы разочаровали моряков. На испытаниях К-45 в отсеки лодки и в ракетные контейнеры постоянно проникала забортная вода, но наибольшую обеспокоенность Вызывало вооружение. Неудачная конструкция газоотводов среднего и кормового контейнеров приводила к тому, что в момент старта глохли маршевые двигатели ракет, и они падали в районе запуска, вместо того, чтобы лететь к цели. А те ракеты, которые нормально стартовали, постоянно отклонялись влево от цели. Из 13 пусков ракет на испытаниях, успешными были признаны только шесть (46 %). Для установления на этих лодках торпедных аппаратов калибра 400 мм еще не успели создать торпеды, поэтому первое время вступившие в строй субмарины 659 проекта оставались практически безоружными. К многочисленным недостаткам ракетного комплекса, кроме  перечисленных, нужно отнести еще и надводный старт, а также ограничения по рельефу берега и погодным условиям. Поэтому уже в 1965-1969 годах все пять лодок данного типа переоборудовали в торпедные, демонтировав технически несовершенные и морально устаревшие ракеты. В 1965 - 1967 годах подводная лодка К-178, на которой я служил, находилась в ремонте на заводе в Большом Камне. Наша К-178 и К-45, на которой служил мой одноклассник по училищу- Боря Завъялов- командиром паротурбинной группы, стояли наши лодки у одного пирса на заводе. Боря Завъялов еще долго служил на Тихоокеанском флоте на атомных подводных лодках, дослужился до капитана первого ранга. Дальнейшую его судьбу я не знаю.
После вступления в строй первых подводных ракетоносцев моряков ждал еще один неприятный сюрприз. Практически дальность стрельбы крылатыми ракетами оказалось намного меньше чем, чем заявляли конструкторы, поскольку у флота отсутствовали системы указания береговых целей дальше линии горизонта, а морские цели РЛС подводных лодок захватывали не дальше 30-40 км. Между тем, баллистическая дальность полета крылатых ракетП-5 и П-6 составляла 500 км.
Но поскольку других ракет, радиолокаторов и электронных приборов все равно не было, в 1961 году в Северодвинске и Комсомольске-на- Амуре началось строительство новой серии ракетных подводных лодок проекта 675, предназначенных для с американскими авианосцами. Их основным оружием являлись все те же крылатые противокорабельные ракеты П-6 (восемь пусковых установок). В общей сумме флот получил 29 подводных лодок этого проекта. Позже малоэффективные ракеты П-6 заменили новыми противокорабельными ракетами П-500 « Базальт «   « « «тоже« с надводным стартом. После появления армейской оперативно-тактической баллистической ракеты Р-11, тогда родилась идея - установить ракету Р-11 на подводную лодку, что позволило бы максимально приблизить ракету к целям на территории стран НАТО. Хрущеву идея понравилась, и в 1965 году начались работы по созданию подводного ракетоносца проекта 611-АВ на базе  океанской дизель-электрической подводной лодки проекта 611. В Северодвинске была срочно переоборудована лодка Б-67, вступившая в строй в 1953 году. В ее четвертом отсеке разместили две ракетные шахты диаметром 2 метра и высотой 14 метров. Успешные пуски баллистических ракет с борта подводной лодки Б-67 произвели на Хрущева большое впечатление, поэтому уже в 1956 году было принято решение о строительстве специально спроектированных дизель- электрических ракетных подводных лодок проекта 629. Первые лодки этого типа вступили в строй в 1957 году ( из них в составе Северного флота сформировали 140-ю бригаду подводных лодок, в дальнейшем развернутую в 16-ю дивизию), они несли по три баллистических ракеты Р-11ФМ, пуск производился в надводном положении при волнении моря до 4-х баллов. Всего за четыре года (1959-62 годы) были построены 23 ракетные подводные лодки проекта 629. Однако реальная боевая ценность этих лодок являлась более чем скромной— недостаточная дальность полета ракет Р-11 (166 км.), необходимость всплывать на поверхность для их запуска в значительной мере сокращали возможности боевого применения . Некоторые авторы высказываются еще более резко: « При попытке вникнуть в данный вопрос появляется мысль, что « идеологи« строительства ракетоносного подводного флота отводили советским подводникам  роль смертников-по крайней мере, на первом этапе его развития).»
Подводные лодки проекта 65 8М стали первыми атомными стратегическими ракетоносцами советского флота и несли боевую службу до конца 80-х годов, несмотря на то, что морально устарели еще до вступления в строй. Наиболее уязвимым местом первых советских атомных лодок являлась несовершенная энергетическая установка. Неотработанная конструкция атомных реакторов постоянно преподносила трагические сюрпризы. Так, 13 октября 1960 года произошла авария атомного реактора на подводной лодке К-8, которую удалось ликвидировать с минимальными потерями. Прошло чуть более полугода, как на той же лодке случилось новое происшествие - утечка радиоактивного газа. Через два года на К-11 произошел пуск реактора с мгновенным выходом на неконтролируемый уровень мощности и с выбросом радиоактивного пара, после чего начался пожар в реакторном отсеке. Подобные происшествия регулярно случались и на других подводных лодках.
Все попытки конструкторов и производственников устранить их особого эффекта не давали. Дело дошло то того, что группа офицеров-подводников отдельной бригады подводных лодок Северного флота, служивших на первых атомоходах, обратилась с жалобой в ЦК КПСС. Они информировали партийное руководство о том, что « имеющиеся в строю и строящиеся атомные подводные лодки в настоящее время не пригодны к боевому использованию по линии энергетики. Дело приняло неприятный оборот для конструкторов и адмиралов. Оказалось, что деньги, израсходованные на строительство атомных подводных лодок, оказались выброшенными на ветер. Боевая
ценность новых кораблей была близка к нулю - из-за ненадежной энергетической установки их нельзя было выпускать в море.
Современная субмарина -это узилище чудовищных энергий—электрических, ядерных, тепловых, химических, заключенных в тесную броню прочного корпуса. Никому не придет в голову размещать пороховой погреб в бензохранилище. Но именно так, с такой степенью  пожаровзрывоопсности,  устроены подводные лодки, где кислород в убийственном соседстве с маслом, электрощиты с соленой водой, регенерация    с  соляром. И это не от недомыслия, а от  жестокой военной
необходимости  плавать под водой быстро, скрытно, грозно. В этом жизнеопасном пространстве, выгороженном в жизнеопасной среде, подводники вынуждены жить так, как живут солдаты на передовой, смерть в любую секунду от любой случайности. Даже если лодка стоит  у причала, она все равно-«зона повышенной опасности«. Подводник не ходит в штыковую атаку и никогда не видит противника в лицо. Но он в любой момент готов схватиться врукопашную с взбесившейся от боевой раны или заводского дефекта машиной, с беспощадным В слепой ярости агрегатом— мечущим электромолнии, бьющим струями кипящего масла, крутого пара, огня...
Боевая служба- так стала называться сложившаяся к началу 60-х годов высшая форма поддержания в боевой готовности сил Военно-Морского флота в мирное время. Это потом, к середине 70-х годов, число кораблей, несущих боевую службу, вышло за 100 единиц, и в середине 80-х годов в различных районах Мирового океана несли боевую службу в среднем ежедневно 150-160 кораблей и судов обеспечения различных классов, в числе которых до 40 подводных лодок различных проектов. РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) -так называются все наши подводные лодки с баллистическими ракетами, начали регулярное патрулирование у Восточного и Западного побережья США, в Атлантическом ( Северный флот ) и Тихом ( Тихоокеанский флот ) океанах. Стратегический океанский паритет между США и СССР, установившийся в середине 70-х годов, продолжал быть устойчивым и не вызывающим сомнения до начала 90-х годов, до начала так называемых реформ Вооруженных сил. Задачи боевой службы было во что бы то ни стало достигнуть заданного района патрулирования и патрулируя в районе, весь предусмотренный планом срок, быть в готовности нанести ракетно-ядерный удар. Например, город Сан-Франциско, наша К-178 патрулировала, встречая новый год, подряд 67-й, 68-й, 69-й годы. Незначительная точность попадания нашей ракеты ( плюс-минус 5 км. от точки прицеливания) и малое количество их компенсировалось громадной мощностью головок боевых частей ракет. По некоторым данным, мощность эта составляла 1,5 МГт, что в 70-80 раз больше, чем мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Скрытность плавания в автономном походе была важнейшим условием выполнения задачи боевой службы. Все это вынуждало подводные ракетоносцы с момента выхода из базы (точки погружения ) и до момента возвращения (точка всплытия и встречи с кораблем-контролером) плавать в подводном положении. Дело осложнялось тем, что ракетоносец не только должен своевременно занять свой район патрулирования, но и в назначенное время проходить так называемые контрольные точки по маршруту перехода, в которых командир обязан дать радиосигнал по СБД (система быстродействующей связи). Это необходимо Главному командному пункту для слежения и управления. Все мы, кто нес боевую службу на подводных ракетоносцах, хорошо понимали, что шло ожесточенное соревнование в гонке вооружений, « холодная война« разворачивалась на полный ход, напряженность международной обстановки была такова, что в любой момент мир мог оказаться на грани ядерной войны.

Немає коментарів: