Эпизод из жизни моряков-подводников
Один из таких эпизодов подводников, потребовавший нечеловеческого напряжения сил, случился с экипажем и кораблём, самой современной тогда, многоцелевой атомной подводной лодкой .По классификации НАТО, она "звалась" "Виктор-2". Произошло это на боевой службе, вблизи "вражеских" (вероятного противника) берегов…
Опускаю до следующего раза, повествование о том, как прошли весь океан, не прошли, а "прокрались", то и дело, обозначая ложное направление движения, маскируясь под "планктон", пускаясь во все хитрости, на какие только были способны. Один только факт, мы более двух недель шли под супертанкером, скрываясь в его шумовом поле.
Супертанкер следовал в том же направлении, что и мы. На танкере, естественно, и не подозревали, что под ними находится "стальной ядерный конь", вооруженный до "зубов", и, как минимум, сотня "юных бойцов". Удержание ПЛ под танкером, требовало большой выучки экипажа и значительного напряжения сил.
Было интересно, наблюдать в перископ за гигантским плавучим нефтяным монстром, водоизмещением в несколько сотен тысяч тонн, идущего, со скоростью около, сорока километров в час. Профессионально "сфотали" его в "хвост и в гриву", "срисовали" и записали акустический портрет - вести разведку, входило в наши планы.
Настало время, когда нам стало не по пути, на прощание, мысленно, по - командирски, поблагодарил капитана супертанкера за сотрудничество и "отвалил", в сторону, продолжая следовать генеральным курсом в назначенный район, в самую, что ни наесть, "пасть врага". На сердце было тревожно, впереди полная опасности неизвестность, чужая земля, чужой берег, чужой континент. И нас там, никто не ждал…
Одна надежда, - экипаж, свой в доску, отработанный до автоматизма, иначе, нельзя; подводный корабль, вручённый тебе Родиной, хороший корабль, надёжный; и ты сам, с верой, надеждой и любовью. О себе, думы в последнюю очередь, потому что за спиной десятки молодых ребят, которые верят в тебя, надеются, что командир у них самый лучший, не подведёт, в случае чего, защитит, спасёт, знает, что делает, уверен в себе. Все они, как один, готовы были выполнить приказ, зная, что и от них, многое зависит.
А вокруг, непроглядная тьма, и враждебный, смертельно опасный океан! Безмерная толща воды, обхватив подводное судно мёртвой хваткой, влекла нас все дальше и дальше от родных берегов. Пока наши намерения совпадали, океан надёжно оберегал нас от преследователей, от так называемых противолодочных сил "вероятного" противника, с которыми нам ещё предстояло встретиться...
Нельзя было забывать ни на минуту, что сам океан, из попутчика, мог мгновенно превратиться в смертельно опасного, безжалостного и бессловесного убийцу. Это обстоятельство было посильнее, чем условный противник. Все должны были помнить о постоянной бдительности и понимать, что, надежда, только на себя и командира. Форсирование океана продолжалось…
В конце концов, скрытно форсировали весь Тихий океан в подводном положении, на глубинах от сорока до двухсот пятидесяти метров, лишь изредка, всплывая на перископную глубину для передачи сведений на берег и ведения разведки. Скрытно, означало, что мы прошли незамеченными, для всех развернутых в океане и на подходах к берегу "вражеских" ловушек. В противном случае, нас бы уже "вели" и "встречали" как непрошенных "заморских гостей" - по полной "программе". Мы, же незаметно приблизились к самому берегу, и, уже видели в перископ светящийся огнями берег "капитализма". Даже в страшном сне мы не могли предполагать, что в недалёком будущем, сами долго и мучительно будем "строить" этот капитализм с "человеческим лицом" и "социалистическим оскалом". За что боролись?!
Спустя несколько дней, нашего пребывания у "вражеских" берегов и относительного спокойствия, прибрежный океан словно, "закипел" от боевых кораблей, многоцелевых подводных лодок и специальных судов, а небо, наполнилось противолодочными самолётами, вертолётами. Вся эта кутерьма, началась от того, что военно-морскому командованию США стало известно о возможном присутствии советских атомных подводных лодок вблизи их территориальных вод, в районах, прилегающих к выходу из базы.)
Цель нашего незваного прибытия подводной лодки, им была понятна: это скрытое наблюдение и слежение за развертывающимися из базы подводными лодками с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Такого, "нахальства", они не могли потерпеть, хотя сами уже прочно обосновались и постоянно "паслись" у наших берегов на выходе из пунктов базирования советских ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПКСН).
Через некоторое время, стало ясно, что "супостат" начал проводить противолодочную операцию, нацеленную на обнаружение и вытеснение предполагаемых советских ПЛА из прибрежного района в открытый океан. Три противолодочных корабля, развернувшись строем "пеленга", включив мощные гидролокаторы, двинулись прямо на нас. В небо поднялись противолодочные самолёты и вертолёты с гидроакустическими буями, пытаясь охватить ими возможный район нахождения ПЛ.
Можно было с уверенностью предположить, что в поиск включились и противолодочные многоцелевые ПЛА, которые находились поблизости и сразу включились в охоту. Они скрупулёзно, прослушивали подводные толщи воды, пытаясь в хаосе шумов и звуков, выявить шумы вражеской субмарины. Командиры лодок, нацеленные против нас, знали весь замысел начавшейся операции и ждали, когда советский командир, не выдержав натиска противолодочных кораблей, совершит ошибку. А, уж, они, "акулы", внезапно и бесшумно завершат дело…
При всём при этом, нельзя было сбрасывать со щитов и стационарную противолодочную систему "СОСУС", установленную на береговом шельфе и дне океана, на подходах к побережью и предполагаемых маршрутах развертывания наших ПЛ, которая так же могла при определённых условиях обнаружить нас. Вот, та неполная картина, которая сложилась на тот момент.
Армада из разнородных сил: кораблей, подводных лодок, самолётов и вертолётов против одной советской субмарины, с единой задачей: обнаружить, непрерывно и надёжно следить, не выпуская её из цепких противолодочных когтей и, в конечном итоге, "выдворить", непрошенную гостью, в открытый океан, как можно дальше от своих берегов. Затем триумфальное скрытое или демонстративное слежение за лодкой до берегов СССР. А заодно и отработка на реальном противнике своих противолодочных задач. Вот почему надо было выстоять, не дать свершиться задумке противника, не посрамить флаг Родины, показать свою боевую выучку и готовность на равных противостоять хвалёному "американцу".
Потом, уже, при выполнении других задач, ещё не раз приходилось нам отстаивать это право. И мы с честью выполняли задачи, прорывая хвалёную глубокоэшелонированную оборону авианосных ударных группировок, выходя на дистанцию прямого залпа по авианосцу торпедами подводных лодок…
Но, всё это, и другое, было, потом…
Заговорив об авианосцах, хотелось бы высказать свою точку зрения на покупку кораблей т. Мистраль:
В связи с покупкой "Мистралей", не окажутся ли они, простой мишенью, доступной не только для авиации, противокорабельных ракет, но и подводных лодок, которые скрытно и надёжно, а значит, безнаказанно, могут торпедировать корабли такого класса, которые требуют для обеспечения своей боевой устойчивости прикрытие разнородными силами, которых пока нет, и о них ничего не говорится, хорошо, если это военная тайна...
А сейчас, по крупицам собирали информацию, домысливали на карте, чтобы правильно оценить сложнейшую обстановку в районе. Я, понимал, что вероятность обнаружения ПЛА при такой концентрации противолодочных сил и ограниченности района маневрирования, была высока. Самое простое решение, пока мы не обнаружены, развернуться и уйти заблаговременно в океан. Но, тогда под срывом оказалось бы, выполнение главного задания, которое состояло в том, чтобы обнаружить и следить, за выходящей из базы ПЛАРБ. До боли, отчётливо понимал, что если нас обнаружат, шансов оторваться от слежения будет ничтожно, мало. Это было бы полным провалом не только поставленной задачи, но и возможно, фактом позорного "сопровождения" (эскортирования) нас до самого дома. Роль, загнанного и побитого волка, исполнять, крайне, не хотелось…
Обстановка накалялась с каждой минутой, напряжение чувствовалось не только в центральном посту, но и во всех отсеках подводной лодки ПЛ. Не потому, что была объявлена "Боевая тревога", а от того, что действительно, настал момент, который потребует полного напряжения сил каждого. Хотя, далеко не все понимали, всю сложность положения. Детали были известны лишь командиру и его боевому расчёту, который добывал информацию, анализировал её и докладывал командиру. Главный командный пункт (ГКП) напряженно работал, пытаясь достать хоть какую-то информацию из растревоженного океана. Глаза и уши подводной лодки - гидроакустики, непрерывно докладывали обстановку - только за пультом гидроакустического комплекса можно было слышать шумы кораблей, подводных лодок, пеленговать их и выдавать в центральный пост (ЦП), штурману, боевому информационному посту (БИП), на экран боевой информационной системы.
Работа гидролокаторов прослушивалась уже в отсеках подводной лодки, невооружённым ухом. Гидроакустики непрерывно докладывали пеленги на корабли, штурман и БИП наносили обстановку на карту и на боевые планшеты. Всё было, как в бою. Торпедный отсек тоже готовился к бою. Командир боевой части три (минно-торпедной боевой части), доложил о готовности к бою, что означало, о его готовности выполнить любую команду командира, включая применение торпедного оружия.
Всё внимание было приковано к характеру маневрирования и полосе поиска противолодочных кораблей, нарастающей силе гидролокаторов. Уже было ясно, что скрытно из полосы, выйти можно было только в открытый океан. И такое желание было, очень сильно! ГКП искал выход, времени было в обрез, надо было, немедленно, что-то предпринять!? Нервы не выдерживали, не найдя выхода, принял решение на самый простой выход из положения - оторваться на скорости в открытый океан. Но три вопроса продолжали давлеть и терзать, первый, главная задача так и остаётся не выполненной, второй: там в океане, при условии обнаружения и такой армады преследователей и сверху, и снизу, уйти будет архи сложно, даже на большой скорости. Перехватывающие буи авиации решат исход преследования, а ПЛА противника, перехватят и организуют длительное слежение, и, третий, самое позорный сопровождение до самого дома, победно демонстрируя своё превосходство и возможности. Этого допустить было никак нельзя!
Только несколько минут шла борьба, альтернативное решение пришло молниеносно и уже созрело в голове. Почему-то вспомнилось раннее детство: "Права была моя бабушка, окрестив меня "бесстрашным дворянином", за то, что шёл напролом, против огромного гуся, весной, когда он был особо злым, защищая своих гусят. За что и, был бит крыльями и щипан острым гусиным клювом. Подумалось: "Как бы сейчас, в пасть, не попасть!". Решение идти контркурсом, прямо под корабли противника, было дерзким, нестандартным и, конечно, противоречило всякой официальной тактике подводных лодок. Ставка была сделана на внезапность и на то, что противник не успеет среагировать…
Погрузился на глубину, увеличил ход до полного, благо шума в районе было предостаточно, "прижался" как можно ближе к каменистому грунту, который преобладал в этом районе плавания. Начал прорыв, в направлении под средний противолодочный корабль. Естественно, такого нахальства и наглости, противник не ожидал. Они все, кто охотился на нас, были уверены - у подводной лодки, один путь, в океан, а там, мы с ним, разберёмся. Не могли они даже вообразить, что "противник" будет действовать вопреки всякой логике и тактике подводных лодок, которую они, конечно, же знали, и совсем не предполагали, такой маневр…
Расчёт был, именно, на это, даже в случае, обнаружения, никто не поверит, не успеет. Представьте, себе, мчащуюся ПЛ со скоростью тридцать узлов, плюс скорость самих кораблей, около двенадцати узлов. Итого, суммарная скорость сближения, более сорока узлов, это около 80 км/час! В конечном итоге, так, и случилось, строй кораблей, мы проскочили за несколько минут, тут же развернулись, находясь уже в их кильватерном следе, прослушали, обстановку, никаких изменений в характере маневрирования и работе гидролокаторов не было, значит, мы, прорвались не обнаруженными! Это был первый опыт, такой встречи, такого противоборства, по крайней мере, на ТОФ.
Для поднятия духа экипажа, несколько раз вышли в учебную атаку по преследователям, в упор, с кормовых курсовых углов "расстреляв" их всех, до единого. На экране БИУС (боевая информационная система) в тренировочном режиме, было видно, как торпеды сближались с кораблями и проходили под ними, взрываясь, своими мощными зарядами. Корабельный боевой расчёт (КБР) работал лихорадочно, но профессионально и надёжно.
Напряжение нервов, просто зашкаливало. В ходе атак нужно было успеть переглянуться с механиком - не подведёт ли матчасть, всё ли ладно с ядерными реакторами, которые как монстры, давали знать о себе красными сигнальными лампочками на переборке соседнего, четвёртого отсека.
Не прошли даром тренировки на берегу, в море на учениях. Ликованию экипажа не было предела, после "атаки", все восспряли духом, повеселели. Для верности, принял решение всплыть под перископ, хотя, рисковал быть обнаруженным. В любом случае, нужно было донести на берег об обстановке и непосредственном соприкосновении с противолодочными кораблями вероятного противника.
Со всеми необходимыми предосторожностями, всплыл под перископ: да действительно, увидел "задницы" идущих красивым строем, кораблей, которые, не подозревая ничего, продолжали, старательно "гнать" "ИВАНА", подальше от родных, капиталистических берегов. Они и не предполагали, что уже "атакованы", а их корабли, от гигантских пробоин русских торпед, "уходят" на дно глубокого подводного ущелья…
Командир, понимал, что это только начало, что будет, когда маневр раскроется… Нужно, быть готовым ко всему…Оценив информацию от имеемых источников радио, радиолокационной разведки, визуально и мысленно, было понятно, что неподалёку, мористей, развернулась нешуточная поисковая операция, что-то будет дальше… Это в кино интересно смотреть, сидя на диване. А в море, совсем иное, пусть и мирное время, но моряка, особенно подводника, подстерегают опасности со всех сторон. А, с ПЛ, как известно, не сбежишь, всем придётся бороться с опасностью. Здесь, как никогда, к месту лозунг: "ОДИН за всех, и все за одного!". Другого выбора, нет!!! Только степень ответственности, и возможности, у каждого, разные.
На подводной лодке есть категория людей, от которых в наибольшей степени зависит жизнь экипажа, корабля в целом. Здесь нет, тех, кто бы, намеренно, вредил кораблю. "Комикадзе" на подводных лодках не было, нет, и не будет.. Непреднамеренно, да такое случалось. Первое, чему учат на ПЛ, ничего не трогать! Особенно, если, это не твоя материальная часть или отсек, в котором ты живёшь. У каждого подводника в книжке-боевой номер (есть такой уникальный документ) расписано всё до деталей, что крутить и в каких случаях, по какой команде, и кто проверит после этого… У кого же ручонки, очень шаловливые и чешутся, ему "тактично" намекали, где ковырять…, в носу или ещё, где-нибудь, только не на подводной лодке.
По страницам интернета.
Немає коментарів:
Дописати коментар