Атомная подводная лодка «Акула» – Тайфун
Проект 941, в рамках которого создавалась каждая атомная подводная лодка «Акула», она же – «Тайфун» (Typhoon) по НАТОвской классификации, изначально имел другие цели, нежели сегодня. Генштабу Советского Союза требовалось средство ведения боя с территории Ледовитого океана, тем более что США создавали АПЛ класса «Огайо», способные нанести одновременный ядерный удар по нескольким десяткам целей на территории СССР с любой точки Тихого и Атлантического океанов. http://www.akulizm.ru/lodka-akula/atomnaya-podvodnaya-lodka-akula-tajfun.htmlШансы на опережающий ядерный удар были только у подвижных субмарин из-под северного ледового панциря – отследить субмарину под толщей льдов невозможно даже с орбитальных спутников.
Техническое задание на постройку советской арктической субмарины было очень сложным: атомная подводная лодка «Акула», чье второе название – «Тайфун», должна была иметь 20 пусковых шахт для ядерных баллистических ракет, с возможностью одновременного старта всех 20-ти из подводного/подледного положения. Стратегия потенциальной ядерной войны на то время заключалась в немедленном ракетном ударе, возможно единственном – шанс на повторный залп был минимальным, т.к. зону, откуда будет произведен пуск, немедленно поразят ответные ядерные удары. Кроме того, «экономное» командование потребовало, чтобы осадка огромного крейсера позволяла ему базироваться на уже существующих военных базах подлодок. К сведению: для АПЛ класса «Огайо» базы строились дополнительно.
В результате корабль вышел просто огромным, большая часть (до 55%) его 50 000 тонного водоизмещения отведена содержимому балластных цистерн, отчего арктический крейсер получил меткое прозвище среди подводников – водовоз. Завершенный в 1981 году атомный крейсер «Дмитрий Донской» создал новую проблему – погрузка основного вооружения атомохода была невозможна. Баллистические ракеты Р-39 обладали внушительными размерами, а совместить погрузочные шахты атомного крейсера с ж/д веткой, по которой подвозили каждую ракету, не удавалось – подойти к причалам огромная «Акула» не могла, т.к. те были рассчитаны на субмарины меньших размеров. Пришлось создавать уникальное по настоящее время средство погрузки – большегрузный кран, способный поднять и удержать вес баллистической ракеты.
На этом проблемы доставки и погрузки вооружения на борт АПЛ проекта 941 не закончились. По планам Генштаба СССР требовалось создание персональной инфраструктуры для «Акул»: она была создана лишь частично и имела один колоссальный недостаток – ветка, по которой предполагалась доставка баллистических ракет, имела множество поворотов и изгибов, по которым длинные платформы с ракетами не проходили. Впрочем, в 1990 году атомная подводная лодка «Акула», она же – «Тайфун», была выведена из серийного строительства, частично созданная последняя ТК-210 – демонтирована по договору ОСВ, одновременно с основным оружием атомных крейсеров (ракетами Р-39).
Проект 941 ожил в 1996 году, для арктических субмарин была создана новая баллистическая ракета «Булава-М», точное наведение которой предполагалось с помощью системы ГЛОНАСС. Какие задачи может выполнять атомная подводная лодка «Акула» - «Тайфун» в наши дни, ведь угроза ядерной войны вроде бы исчезла вместе с противостоянием СССР-США? Прежде всего – американские АПЛ класса «Огайо» по-прежнему несут дежурство в Тихом океане, проводя в нем до 2/3 от года каждая. Договор ОСВ лишил атомные субмарины ракет «Трайдент», но их заменил «Трайдент-2» - 24 баллистические ракеты имеются в пусковых шахтах каждого из 18-ти американских ракетоносцев.
В 1993 году стартовал некий научный проект под названием SCICEX («научное исследование льдов»), в рамках которого на борт американских атомных субмарин в каждый арктический рейс шли пятеро ученых – в ходе арктического рейса они исследовали состояние арктических льдов, популяцию местной фауны. Программу временно прекратили в 1998 году, на тот момент было проведено пять «научных» экспедиций. Данные в ходе последних лет, по заданию командования ВМФ США, собирал экипаж субмарин. Расчет здесь таков – таянье льдов со временем сделает возможным судоходство в Ледовитом океане, облегчит добычу полезных ископаемых, а также круглогодичные маневры ВМФ стран НАТО.
Сам собою напрашивается вывод – боеспособные «Акулы» России нужны сейчас, как никогда ранее.
Немає коментарів:
Дописати коментар