Самая первая лодка «Акула»
В начале XX века политическая обстановка в мире все более накалялась – для правителей многих стран, в том числе и России, перспектива разрешения конфликта вооруженным путем была очевидна. Мир был на грани войны, известной сейчас как Первая Мировая война.
Российский флот нужно было спешно перевооружать, особенно не хватало подводных судов – их создание было поручено русскому инженеру И.Г. Бубнову, другие заказы разместили на верфях США. http://www.akulizm.ru/lodka-akula/foto-podvodnaya-lodka-akula.html
Сегодня на выцветших архивных фото лодка «Акула», спроектированная и построенная Бубновым, выглядит малюткой, если сравнивать ее с современными подводными крейсерами, но в 1905 году это был проект самой крупной подлодки царской России.
Фактическое строительство ПЛ «Акула» длилось долгих шесть лет – бюрократические проволочки и отсутствие финансирования, доработки, вносимые Бубновым в ходе строительства, сбои в поставках зарубежными и отечественными подрядчиками, ряд повреждений, полученных судном при ходовых испытаниях – все это задерживало передачу судна российскому флоту.
Проект «Акулы» был утвержден весной 1905 года, но деньги на строительство не были выделены. Весной 1906 года финансирование строительства подлодки началось, но в крайне малых суммах – на строительство ПЛ «Акула» и «Минога» была ассигнована сумма в 200 тысяч рублей, с условием, что субмарины будут завершены через 20 месяцев. В начале осени 1906 года Бубнов обратился к Морскому техническому комитету с предложением заменить проектные бензиновые двигатели на двигатели Дизеля, после полуторамесячного рассмотрения такая замена была согласована. Начались длительные переговоры с зарубежными производителями силовых установок и на первых фото лодка «Акула» появится лишь через четыре года.
Корпус подводной лодки на стапелях Балтийского судостроительного завода строился быстро, проблемы возникли с силовыми установками: заказ на дизельные двигатели был размещен не у германского завода «MAN», строившего дизеля для французских подлодок, а на российском заводе «Л. Нобель», прежде не выпускавшем такие двигатели. Причина такого решения была проста – российский производитель назвал меньшую цену за свою работу. В результате силовые установки для ПЛ «Акула» были готовы лишь весной 1909 года, т.е. на год позже, чем это планировалось. Вдобавок сгорела аккумуляторная батарея, поставленная французским заводом «Матэ» - пришлось заказывать новую.
Летом 1909 года двигатели все же были установлены, аккумуляторная батарея – заменена. Наступил долгожданный момент – фото, на котором подводная лодка «Акула» сходила со стапелей, было опубликовано в российской прессе. Но спуск «Акулы» еще не означал ее готовность к боевым действиям. Корабль перенес серию конструктивных изменений: новые винты, поставленные взамен проектных, оказались неспособными развить достаточную скорость; восемь торпедных аппаратов оснастили волнорезами; требовалось устранить множество других недоделок.
Несмотря на ряд несоответствий «Акулы» проектному заданию (в том числе: недостаток хода, низкая посадка в надводном положении), в сентябре 1911 года субмарина была введена в состав российского военного флота. На фото подводная лодка «Акула» похожа больше на игрушку, чем на полноценный боевой корабль, которым она являлась – но эта субмарина была первой отечественной лодкой, способной вести боевые действия на территории противника, послужившая прототипом для целой серии подводных лодок царской России.
Субмарина «Акула» находилась в строю флота Российской Империи четыре года, она выполняла боевые задания в Балтийском море, обороняя российские берега от флота кайзеровской Германии. В 1915 году из-за нехватки минных заградителей, субмарину оборудовали системой погрузки и постановки мин. 14 ноября 1915 года «Акула» вышла в свой последний боевой поход – на постановку мин вдоль побережья между Мемелем (совр. Клайпеда) и Либавой (совр. Лиепая). В ночь на 15 ноября 1915 года разыгрался шторм, береговые наблюдатели видели неподалеку от берега «Акулу», боровшуюся с волнами – больше субмарину никто не видел. По сей день точное место, где затонула подлодка, как и причины ее гибели неизвестны. Архивные фото, на которых запечатлена подводная лодка «Акула» - вот все, что осталось от нее сегодня...
Немає коментарів:
Дописати коментар