пʼятниця, серпня 12, 2011

Подводники - люди, довольствующиеся малым. Им всей этой чепухи не надо. Они не любят, когда их хвалят, потому что хвалить - искушать судьбу, а потому никаких криков: "Это самые мужественные люди! Это цвет!" - и так далее. Просто сядут за столами, расскажут друг другу такие истории и поднимут бокалы за то, чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий


Приказано - выжили


 Первые подводники Владивостока. Фото из архива VT




Холодно

Зимой на дизельной лодке холодно. Почти всегда. Так рассчитано ее боевое применение. В подводном положении, где забортная вода хотя бы плюс пять, круглосуточно работают все механизмы производства отечественной оборонки, выделяющие в ограниченно-замкнутую атмосферу отсеков жуткое количество гигакалорий, в лодке тепло и даже жарко и душно. Зато в базе, где отсеки обогревают только ма-а-а-ленькие паровые радиаторы, чертовски холодно.


Но ты же офицер-подводник, поэтому на дежурство заступаешь ("Родина дала - Родина пусть и смеется") в шапке, альпаке, ватных штанах и меховых рукавицах. Вахтенные матросики тоже утепляются не по-детски: помощник дежурного - годок вообще напялил аварийное ч/ш и валенки.

Поэтому холодно зимней ночью на лодке только крысам. Греются они в работающих электроприборах, где коротят хвостами все, что можно, и невольно являются очагами жутких и непредсказуемых пожаров в припрятанных баталером (кладовщиком) кипах белья, и особенно на подводочных плафонах освещения. Они на субмарине плоские, как блин, подвешены на пружинах, чтобы не биться при качке, а две-три лампочки-"сороковаттки" нагревают плафон до состояния больничной грелки - вот и сбиваются бок о бок на каждом штук по 6-7 половозрелых особей размером с головку пионера. Теснота, теплынь - но хвосты на плафоне уже не умещаются. Идешь по отсеку – а у тебя прямо перед носом с плафона свисает гроздь серо-розовых жгутиков. Берешь их быстро и крепенько в горсть, дергаешь и с размаху -хыбля, бьешь все это разнежившееся в тепле и младенчески пищащее - об переборку. Стряхиваешь с колена и сапога мозги и то-о-о-о-нкие косточки и в "Каштан" - усталый, но с чувством выполненного долга: "Центральный, запиши в вахтенный журнал: обошел ПЛ, замечаний нет".                           

Тепло

Петька - помощник командира дизельной "старушки" - продал за забором бригады два мешка картошки и в очередной раз жутко нажрался "шила" с корефанами-мичманами на СРМ. Идти в семью в таком состоянии не хотелось, поэтому он прибрел сквозь мартовски-скользкий пирс на лодку и рухнул сквозь шахту ЦП на голову дежурному.

- Боевая тревога! Лодку экстренно к перешвартовке на первый пирс приготовить!

Экстренно - это значит, силами вахты, пока горит спичка в руках помощника. Дежурный лейтенант, чертыхаясь - ни одного рулевого на вахте, а значит, грузить руль гидравликой и переводить его управление на мостик ему. А значит, нет у него в загашнике той минутки, когда можно было бы выскочить на пирс и позвонить в кубрик, чтобы старший по команде - а сегодня в казарме ночует сам старпом, однокашник херра помощника - прибыл на "железо" и скрутил Петьку - мужчину огромно-грузного и бывшего чемпиона флота по боксу.

Через минуту после приема докладов о готовности запустить электромоторы и дизель и "отдать концы" - лейтенант доложил в белеющие "шилом" и нарастающие гневом зрачки помощника: "Лодка к перешвартовке готова! Разрешите отбой тревоги?"

- Х…й тебе! - Помощник, видимо, лишь чуть-чуть недопил до отключки, но в относительном тепле центрального его еще не развезло, поэтому был он зол на весь свет и на не в меру борзого лейтенанта особенно. - Приказываю перешвартовать лодку фактически!

- Товарищ капитан-лейтенант... Разрешите получить «добро» ОД на отход от пирса?

- До х… ты п…шь, лейтенант? Я уже получил.

- Тогда, - лейтенант не растерялся (да разве перегонишь корпус по забитой льдом бухте, да всего вшестером, да ночью... Да и вставят же потом по самые гланды, как пить дать), - запишите вводную в вахтенный журнал.

Петька грузно заворочался в кресле вахтенного, выкручивая рыло и длань к журналу, засопел, утирая набежавшую на воротник шинели и унавоженную лохмотьями курицы в собственном соку густую слюну, устраиваясь половчей и вороша замызганные страницы. Спустя семь минут он, засыпая, исколбасил-таки каракулями страницу журнала и громко захрапел, уткнувшись пропотевшей шапкой в "Каштан". Лейтенант на цыпочках отошел от тела и выскользнул в верхний рубочный люк...

Через 8 минут на борт прибыли вчерне веселые (помощник начинал вечером именно с ними) старпом и механик. С помощью лейтенанта они закинули (через переборочный люк) центнер этого голубя сизого на диванчик в кают-компанию, связали его брючным ремнем ("И до подъема флага не кантовать - хоть уссытся!"), а потом изъяли из
набедренного кармана помощника ключи от провизионки и, радостно повизгивая, взяли ее недра приступом, как Батый закрома Рязани. Уходя с лодки, с трудом вволакивая в люк вверх по трапу "дуковский" мешок с копченостями, ветчиной, воблой и шоколадом, старпом сунул за пазуху вахтенный журнал ("Запрещу этой сволочи сход на берег и заставлю весь переписать"), а механик отвалил лейтенанту от щедроты душевной банку растворимого кофе и полпачки сахару: "Побалуйтесь тут с вахтой вкусным до утра. Отбой учебной
тревоги!"

Горячо
                              
Знаете, почему русские непобедимы? Потому что в решающий бой за Россию идут не зеленые призывники и даже не вымуштрованные суперпрофессионалы-коммандос, которые одним ударом лба разбивают летящий кирпич. Решающий бой на Руси всегда поручается серьезным мужикам, мобилизованным от семьи, от станка и сохи - они войну не любят, поэтому спешат ее закончить побыстрее и с наименьшими потерями.

На флоте этих мужиков (которые отслужили свои три года уже лет ...цать назад, однако регулярно призываются из запаса на месяц-полтора для сохранности военной кондиции) называют "партизанами" и стараются без нужды не кантовать. Обычно "партизан" просто получает задание: добыть или сделать нужное кораблю или лично старпому в обмен на свободу. Такой бартер устраивает всех, в том числе и военкомат, который и призывает на переподготовку одних и тех же классных слесарей, водил и мотористов - в последнее время в их ряды активно "вливают" еще и компьютерных гениев.

Однако в те еще годы на флотских иногда нападала серьезность мысли и цели - вот и решили однажды (ровно 28 лет тому назад, если быть точным, аккурат в такие же душные августовские дни) в высоких начальственных сферах взять и расконсервировать дизельную подводную лодку, уже несколько лет тихо ржавевшую у пирса. И выгнать ее в море на торпедную стрельбу, и посмотреть - а смогем ли мы, "дизеля" с Улисса, ввести в строй однажды из него выведенное...

А чтобы на полном серьезе - приурочили это дело к настоящим флотским учениям - с сигналом тревоги "Дыня", ночным выдергиванием офицеров из домашних постелей и ночным же призывом на расконсервируемое "железо" экипажа "партизан" с гражданки. Мужиков свозили в бригаду на милицейских "газиках" всю ночь с субботы на воскресенье и сгружали на срочно расставленные в пустовавшем кубрике кровати под охрану тех же "ментов". Реквизированные были не против службы, но требовали - выходной же не кончился! - продолжения банкета. Особенно рвался из постромков будущий военврач экипажа: он этой ночью вернулся во Владик с морей из полугодового рейса, и взяли его военкомовские прапорщики прямо возле кровати и жены, когда он снимал штанину со второй ноги...
Утром слегка протрезвевшие "партизаны" толпой пришли на камбуз бригады, похлебали теплого чайку и уже строем пошли на корпус, где в разграбленных за годы отстоя отсеках с ночи суетились флагманы и будущие командиры БЧ. До обеда мужики впотьмах трюмов и выгородок излазили все свое заросшее ржавчиной, мохом и тиной заведование,
а потом отправили делегацию к ровеснику-командиру, которого многие помнили по совместной службе на Малом Улиссе еще лейтенантом.

- Батя, - сказали делегаты хрипло, - п…ц лодке, однако... Пора ее на иголки резать.

- Ребятушки, - взмолился капитан второго ранга с рожей, потрескавшейся от старости, - не подведите. Выход в море ровно через месяц. Обойдемся без стрельбы, чтобы корпус не рассыпался, но отойти от пирса в район боевой подготовки, погрузиться и всплыть мы обязаны - иначе вас тут запрут еще на полгода, а меня пнут с флота с "волчьим билетом".

- Тогда давай увольнительную до утра, - подумав, ответила заводская вольница. - Надо по цехам идтить, инструменты реквизировать, тащщить некомплект матчасти с "заказов". И "шила" давай, не жмись, надо ЗИП покупать у ребят...

На следующее утро "партизаны" пришли на лодку с ящиками инструментов и деталей и выгнали с ПЛ всех срочников - пусть не суетятся под ногами, а то головы нечаянно поотдавливаем. И заставили помощника перевести экипаж на лодочное довольствие, первым делом запустив камбуз и провизионку и доверив харчи выборному артельщику. И вытребовали на береговой базе грузовик на весь месяц - не в руках же крышки дизелей таскать на «Дальзавод» и обратно. Пахали они круглые сутки как лошади, забывая про обеденный перерыв - кок (в миру - шеф-повар ресторана "Зеркальный") готовил сразу обед и ужин ночью, а днем наравне с мужиками тягал эти лодочные "дюраселфы", 120-килограммовые аккумуляторные батареи, с пирса в отсек.

Вечеряли на пирсе уже под звездами с обязательными "наркомовскими" и шли в кубрик спать. Через месяц лодка загрузила боезапас и продукты, пробила зарядку АБ у пирса, корпус проверили на герметичность и вышли в море, где не только погрузились и всплыли, но даже стрельнули по вероятному противнику - крейсеру "Дмитрий Пожарский" - из носового ТА пузырем воздуха.

После моря всех "партизан" горячо поблагодарил комэск и приказал мужиков демобилизовать досрочно. Они пришли в кубрик и наконец-то нормально "приняли на грудь", а потом долго гонялись по бригадным сопкам за артельщиком, который все же попытался их обжулить - не дать сэкономленных "партизанами" тараньки и шоколада.

Глоссарий ненаучного исследования

АБ - аккумуляторная батарея - источник электроэнергии для работы двигателей ПЛ под водой и при аварии.

Альпак (или канадка) - овчинная куртка-спецодежда советского подводника. Русский подводник носит канадку на рыбьем меху.

ДУК - дистанционное устройство камбузное - труба для удаления отходов, которые перед оным упаковываются в прочный и объемистый мешок.

Железо (оно же корпус) - эвфемизм от ПЛ.

ЗИП - запасные инструменты и приборы.

"Каштан" - система радиотрансляции для связи отсеков и передачи команд экипажу.

ОД - оперативный дежурный. Главный морской начальник бригады в повседневные дни и ночи.

РБЖ-ПЛ - Руководство по борьбе за живучесть ПЛ - написано кровью погибших подводников. Читал давно. Наизусть уже не помню.

СРМ - судоремонтная мастерская. В те годы ее начальником был младший лейтенант Олег Мельников - ныне помощник губернатора ПК.

ТА - торпедный аппарат - оружие лодки.

Центральный пост - главный командный пункт ПЛ.

Ч/ш - чисто шерстяное аварийное белье подводника, на которое перед выходом из затонувшей лодки одевается спасательный гидрокомбинезон. Ч/ш носить нельзя, но если очень хочется, то можно.

"Шило" - спирт технический ректифицированный двойной очистки. Используется подводниками для питья и распития, а также в качестве свободно конвертируемой валюты.

Немає коментарів: