Неизвестные страницы подводного флота
Порой удивляешься, как мало известно о том, что видишь и с чем имеешь дело каждый день. Поразительно, сколько оказывается, неизвестных страниц истории хранят.Хотел бы рассказать об асе-подводнике, Герое Советского Союза Коновалове Владимире Константиновиче.Коновалов Владимир Константинович – ас-подводник, командир гвардейской подводной лодки «Л-3» бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота, Герой Советского Союза, контр-адмирал ВМФ СССР.
Родился 5 декабря 1911 года в семье еврея-земледельца в селе Надежное, ныне – Гуляйпольского района Запорожской области. Настоящее имя – Вульф Калманович Коновалов. После переезда семьи в Юзовку учился в школе, работал слесарем на шахте, по другим сведениям - на одном из заводов города. В 1932 году закончил 3 курса вечернего рабфака при Индустриальном институте города Сталино (ныне Донецкий национальный технический университет).
По молодежной путевке поступил в Ленинградское Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, которое закончил в 1936 году. При распределении Владимир Коновалов попал на Черноморский флот на должность штурмана подводной лодки «М-51». Но превратности воинской службы забросили подводника в небеса – в авиацию, где вплоть до июня 1938 года он был младшим летчиком-наблюдателем, затем – штурманом отряда 11-й авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота.
В июне 1938 года он возвращается штурманом на подводную лодку. В этот раз на более крупную – «Д-4» («Революционер»). После переподготовки на Высших специальных курсах командного состава при Учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова в октябре 1940 года занимает должность помощника командира подводной лодки «Л-3» («Фрунзевец») Краснознаменного Балтийского флота.
Анализируя состав офицеров советского подплава накануне войны, можно констатировать, что большинство из них имело звание, соответствующее занимаемой должности или на одну ступень ниже, что является нормальной кадровой практикой. Этот факт делает декларацию, что к началу войны нашими подлодками командовали новички, занявшие должности благодаря имевшим место политическим репрессиям, мягко говоря, необоснованной. Другое дело, что бурный рост подводного флота в предвоенный период потребовал офицеров намного больше, чем их выпускали училища. С июня 1941 до конца 1942 года Владимир Коновалов участвовал в пяти (по другим источникам – в восьми) боевых походах, имевших задачу прикрытие фланга сухопутных войск с моря, дозорную службу, нарушение морских коммуникаций противника и т.п.. Командиром его субмарины был капитан 3-го ранга Петр Денисович Грищенко. Подводная лодка «Л-3» являлась подводным минным заградителем, поэтому ее основным оружием были морские мины. По некоторым сведениям, в указанный период на минных постановках и в результате торпедных атак было потоплено 28 судов противника. В частности, достоверно известно, что 23 августа 1941 года на скрытно выставленных «Л-3» минах подорвался финских пароход «Сисиль» водоизмещением 1847 т., 19 ноября 1941 г. – германский пароход «Хенни» (764 т.), а 26 ноября 1941 года – немецкий теплоход «Энгерау» (1142 т.). Кроме того, 18 августа 1942 года «Л-3» торпедировала и потопила шведский пароход «К.Ф. Лильевальш» водоизмещением 5513 т.
В марте 1943 года В.К. Коновалов принимает командование лодкой. Сдавая дела, П.Д. Грищенко передал ему корабельную реликвию – изданную в 1904 году Библию с дарственной надписью. Книга не покидала субмарину на протяжении всей войны. А командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц вручил новому командиру Гвардейский Военно-морской флаг, которым был награжден экипаж «Л-3» за успехи 41 и 42 годов. Однако, в кампании 43-го года советские подлодки, запертые противником в Финском заливе, участия практически не принимали. Весь год корабль находился в ремонте, экипаж готовил материальную часть к выходу в море, проводил боевую подготовку. Сам капитан-лейтенант В.К. Коновалов был направлен в командировку на Тихоокеанский флот. Здесь он проходит переподготовку на подлодках типа «Ленинец» (XII серии). Лишь в октябре 1944 года он возвращается в Ленинград, на свою «Л-3», снова в качестве командира.
Оценивая значение подготовки офицеров подплава, современные российские авторы А.В. Платонов и В.М. Лурье в книге «Командиры подводных лодок 1941-1945 гг.» отмечают, что некоторые недочеты технических характеристик советских подводных лодок можно частично компенсировать лишь человеческим фактором. «Вот здесь, наверное, и кроется главная определяющая результативности отечественного подводного флота – Человек! Но у подводников, как ни у кого другого, в экипаже объективно существует некий главный человек, некий Бог в отдельно взятом замкнутом пространстве. В этом смысле подлодка похожа на самолет: весь экипаж может состоять из профессионалов высшей квалификации и работать исключительно грамотно, но штурвал находится у командира и сажать самолет будет именно он. Летчики, как и подводники, обычно или все выходят победителями, или все гибнут. Таким образом личность командира и судьба подводной лодки – это нечто целое.» Всего за годы войны на действующих флотах 358 человек исполняли обязанности командиров подводных лодок, 229 из них участвовали в этой должности в боевых походах, 99 – погибли (43%).
Осенью 1944 года В.К. Коновалов совершает 3 боевых похода в южную часть Балтийского моря. В 1944-45 годы «Л-3» выполнила 5 минных постановок (выставлено 52 мины), на которых погибли транспорт «Генри Лютгенс», ледокол «Поллукс», эскадренный миноносец «Т-34», сторожевой корабль «SV-53» и тральщик «М-3138». Кроме того, В.К. Коновалов выполнил 11 торпедных атак (выпущена 31 торпеда), в результате которых было потоплено четыре вражеских транспорта общим водоизмещением 11785 т., в том числе транспорт «Шпресуфер», плавучая батарея «Р. Мюллер» с грузом боеприпасов, СКР «SV-112».
В начале февраля 1945 года, у Земландского полуострова, группа германских кораблей вела артиллерийский обстрел позиций наступавшей Советской армии. В.К. Коновалов получил приказ воспрепятствовать ведению огня противником. «Л-3» действовала в условиях малых глубин, под килем оставались считанные метры. Однако ей удалось выпустить торпеды, повредившие один из кораблей. Во время контратаки противником было сброшено 28 глубинных бомб. За этот подвиг весь экипаж был награжден медалью «За взятие Кенигсберга».
В апреле 1945 года в Данцигской бухте был атакован из позиционного положения и уничтожен транспорт «Гойя». Догоняя конвой, В.К. Коновалову пришлось вести лодку в надводном положении, что было сопряжено с большим риском, Дистанция залпа составляла 8 кабельтовых (около полутора километров). После успешного залпа фашистские сторожевики стали преследовать подлодку, но «Л-3» удалось оторваться от погони. На транспорте находилось свыше 7 тысяч гитлеровцев. По данным германских историков Ф. Руге и Г. Штейнвега среди них было 1300 подводников и 1500 солдат танковой дивизии вермахта. Из них спаслось лишь 195 человек. По свидетельству Гейнца Шена, по количеству жертв, гибель «Гойи» стала самой крупной катастрофой за всю историю мореплавания.
Из аттестации В.К. Коновалова 1945 года: «За аттестационный период находился в двух боевых походах. На позиции действовал смело и настойчиво, искал встречи с противником, в результате чего имел в обоих походах боевой успех…, энергичный, решительный, инициативный, требовательный к себе и подчиненным. Умеет организационно обеспечить свое решение и настойчиво провести в жизнь».
Когда подводили итоги боевых операций на Балтике, оказалось, что «Л-3» заняла первое место среди подводных лодок по количеству и тоннажу потопленных вражеских судов: 25 фашистских военных кораблей и транспортов общим водоизмещением 51.918 тонн и 4 судна были повреждены. Заслуги В.К. Коновалова нашли отражение в Приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, а 8 июля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Пять членов экипажа гвардейского минзага приняли участие в параде Победы 24 июня 1945 года.
Однако со временем с геройскими победами подводников стало происходить нечто странное: они начали таять на глазах. Первое уменьшение показателей произошло сразу после войны, когда в результате сопоставлений и данных разведки далеко не все достижения нашли подтверждение. Такое часто бывает в подводной войне, когда поврежденному на минах или в результате торпедирования судну удается удержаться на плаву и добраться до порта. В результате тщательных проверок было выявлено, что «Л-3» за всю войну, под командованием Грищенко и Коновалова, уничтожила 13 судов противника (из них 10 – подорвались на минах).
Вторая волна «уточнений» пришлась уже на перестроечное и постсоветсткое время, когда отечественными историками демонстрировалось тотальное недоверие к советским данным, и во внимание принимались лишь подтвержденные немецкой стороной потери, что, по понятным причинам, также нельзя считать объективным. В это время сознательно формировался негативный образ подводника-хвастуна, значительно преувеличивавшего свои победы на берегу. В результате не вызывали сомнений даже у закоренелых скептиков лишь 3 достоверно потопленных цели Владимира Константиновича (6641 т.) и погибшие на выставленных минах один транспорт (762 т.) и один боевой корабль. На уничтожение одной цели Коновалов затрачивал в среднем 18,4 суток. Но даже эти, явно преуменьшенные показатели, позволяют включить Владимира Константиновича в десятку лучших подводных ассов Советского Союза.
После войны В.К. Коновалов командовал трофейной германской подводной лодкой «U-3515» XXI серии. В 1950 году он закончил Военно-морскую Академию имени К.Е. Ворошилова. В.К. Коновалов был начальником кафедры тактики ВМФ Высшего военно-морского училища, начальником штаба, затем – командиром бригады подводных лодок Балтийского флота, заместителем начальника отдела Управления Военно-морских учебных заведений, заместителем начальника штаба Северного флота по боевому управлению, заместителем начальника Высшего военно-морского училища подплава имени Ленинского комсомола. 7 мая 1966 года капитану 1-го ранга Коновалову В.К. присвоено воинское звание «контр-адмирал».
Награжден восемью орденами, в том числе тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной звезды и полководческим орденом Ушакова II степени, медалями: «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Его боевые награды находятся в Центральном военно-морском музее, а ограждение рубки «Л-3» было установлено на Поклонной горе.
Скончался Владимир Константинович от инфаркта 29 ноября 1967 года в Ленинграде, где и похоронен на Красненьком кладбище.
Немає коментарів:
Дописати коментар