ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "К-113"
"К-113" вышла с завода СМП в конце 1960 г . Первые:
Командир корабля капитан 2 ранга Скороходов Виктор Георгиевич.
Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Кудрявцев Алексей Александрович.
Командир ЭНГ лейтенант Кулибаба Виктор Павлович.
Много раз мне довелось быть на выходах в море на "К-113", когда командиром был Николай Дмитриевич Попов (старпом Иван Петрович Уваров, замполит Семен Иванович Дмитриев, помощник командира Леонид Павлович Белкин, командир БЧ-1 Виктор Павлович Кулибаба, командир ЭНГ Иван Порфирьевич Москаленко). Я уважительно относился к каждому из них. На выходе в море учил Н.Д. Попов в ненавязчивой форме штурманскому делу: определению места подводной лодки в различных условиях плавания, рассказывал о возможностям навигационного комплекса "Плутон" (Попов пришел с ПЛ пр.613), о командирском контроле за деятельностью штурманской боевой части - каким он должен быть.
10 марта 1967 г . подводная лодка следует на замер шумности в Мотовский залив. Старший на борту НШ 18-й ДиПЛ капитан 1 ранга В. А. Караваев. Курс 290, скорость 12 узлов, видимость полная дневная. Командир ПЛ спустился в штурманскую рубку, я воспользовался его присутствием. Вместе с Н.Д. Поповым вошли к радиометристам к РЛС "Альбатрос". Командир измерил три Др (о. Кувшин, м. Пикшуев, м. Эйна), определил место с высокой точностью - все три ЛП пересеклись в одной точке, записал красным карандашом в навигационный журнал и облегченна вздохнул. В это время с мостика прозвучала взволнованная команда вахтенного офицера, командира БЧ-3 Руслана Кочергина: "Стоп дизеля! Три мотора самый полный назад!" Командир мгновенно выскочил на мостик. Корпус подводной лодки отреагировал на изменение режима работы средств движения сильной вибрацией. Через некоторое время последовала команда с мостика: "Стоп моторы!" Оказалось, что перед носом ''"К-113" в расстоянии около 100 м начала всплытие ПЛ "К-47" пр. 675. Она по плану работала в полигоне № 27 и, закончив работу, нарушение всех правил, которые изложены в ПИПе, начала всплытие в надводное положение. Катастрофа была неминуема, но Бог уберег нас от гибели. Атомоход, на котором командиром был капитан 1 ранга С. Коломийцев, старшим на борту командир 11-й дивизии контр-адмирал Николай Федорович Рензаев, в штурманской рубке находился флаг-штурман дивизии Лев Антохин, произвел всплытие и, не обращая внимание на вызовы с помощью прожектора с "К-113", лег на курс в Западную Лицу. Караваев и Попов стали приходить в себя, вытирая холодный пот со лба. Что делать? В таких ситуациях необходимо докладывать на КП флота оперативному дежурному. Однако Караваев принял решение, что после замера шумности в полигоне и возвращения в базу будет произведен доклад командиру 12-й эскадры. В противном случае ОД флота возвратит подводную лодку в базу, замера шумности не будет, и "К-113" не будет готова к назначенному сроку идти на боевую службу...
В бухту Ягельная "К-113" возвратилась около 19 часов. Караваев, Попов, я, Кулибаба с секретными картой и навигационным журналом вошли в кабинет начальника штаба эскадры Г.Л. Неволина. Георгий Лукич внимательно заслушал доклад командира "К-113" о ходе выполнения плана выхода в море и даже согласился с тем, что правильно сделали, не доложив ОД флота об опасном маневрировании ПЛ "К-47" с Западной Лицы. В противном случае нас возвратили бы в базу для разбирательства. Что дальше делать? Докладывать сейчас или нет? А вдруг с "К-47" уже прошел доклад? Тогда Г.Л. Неволин решил посоветоваться с Начальником штаба флота вице-адмиралом Г.М. Егоровым, считая его своим близким товарищем по многолетней совместной службе на подводных лодках. Г.М. Егоров выслушал доклад-информацию от Г.Л. Неволина, решительно приказал: "Завтра к 8.00 прибыть в штаб флота Караваеву, Попову и флагманскому штурману. При себе иметь путевую карту, навигационный и вахтенный журналы, черновые журналы вахтенных Центрального поста, VI и VII отсеков". После этих слов Г.М. Егоров положил телефон. Г.Л. Неволин, улыбаясь, сказал: "Приказание надо выполнять. Торпедолов отойдет от контрольного причала в 6.00. Форма одежды - повседневная тужурка, кремовая рубашка.
В этот год в ВМФ часто менялись погоны на тужурках и шинелях, у меня как назло на тужурке были не те погоны, поэтому мне до двух часов ночи пришлось готовить форму одежды. Затем принял душ, а это тоже не просто - надо истопить водогрей, так как горячей воды в домах поселка Ягельный не было. Угомонился лишь на один час.
В 8.00 в бюро пропусков штаба флота произошла встреча с командиром 11-й дивизии контр-адмиралом Н.Ф. Рензаевым, командиром ПЛ "К-47" капитанам 1 ранга С. Коломийцевым и флагштурманом 11-й ДиПЛ капитаном 2 ранга Антохиным. Произошло некоторое замешательство, но Рензаев решительно сказал, что виноваты полностью ГКП ПЛ "К-47" и Вы не переживайте.
Первая разборка началась у флагштурмана флота, которого замещал капитан 1 ранга. А.Н. Яковлев. Он полностью оправдал действия Попова и даже похвалил его за то, что он определил место корабля с высокой точностью и записал в навигационный журнал, то есть, выполнил требование Корабельного устава по командирскому контролю за деятельностью штурмана. От этого Н.Д. Попов воспрял духом. Всю вину А.Н. Яковлев возложил на командира "К-47" Коломийцева.
Вторая инстанция - в кабинете Начальника БП флота контр-адмирала Шишкина. А.Н. Яковлев доложил результаты своего расследования. Контр-адмирал Шишкин согласился с ним, пожурил виновников, слегка ругнул Рензаева. Похвалил Попова.
Третья инстанция - в кабинете у Первого заместителя Командующего флотом вице-адмирала А.И Петелина. Докладывал контр-адмирал Шишкин. А.И Петелин высказал свое мнение, что странное дело, когда на борту находятся старшие начальники и происходят какие-то неприятности. Александр Иванович Петелин стал более решительно ругать Рензаева и еще более громче Коломийцева. Похвалил Попова. Таким образом, виновники опасного маневрирования определены. У Караваева, Попова, да и у меня настроение стало получше.
В более расширенном составе во главе с А.И. Петелиным вошли к Командующему флотом адмиралу СМ. Лобову. Я испытывал некоторое волнение перед входом к Командующему. Ведь не одну тысячу миль пришлось вместе пройти под его флагом на крейсере "Октябрьская революция". Не один стакан крепкого чая он выпил в штурманской рубке крейсера, неоднократно заслушивал мои доклады, да еще интересная встреча-беседа состоялась в День ВМФ в 1961 году напротив Эрмитажа. Сейчас он удостоил на какую-то секунду задержать свой взгляд на мне и не более. Вице-адмирал Петелин доложил по существу коротко, назвав виновных, похвалил Попова. Командующий флотом согласился, коротко сказал, что во всем виноват Коломийцев и ему грозит еще одно служебное несоответствие, а последнее он получил на прошлой неделе. Коломийцев ответил: "Есть!".
Подводя итог и глядя на карту, С.М. Лобов на минуту задумался, и сказал с тревогой: "Могла быть катастрофа, погибли бы обе подводные лодки вместе с личным составом!" Молчал еще минуту, видимо, вспоминал, как у него под ногами переворачивался линкор "Новороссийск". В то, не столь далекое, трагическое время он был на борту линкора, успел спрыгнуть за борт и доплыть до берега. Он знал о гибели более 600 моряков-черноморцев. Командующий сказал: "Но и Вы, товарищ Попов, напрасно гарцевали по Мотовскому заливу с такой скоростью!".
Вот здесь бы Попову тоже надо было или промолчать или ответить "Есть!" Но Попов решил возразить,забыл он старую мудрость: "Прав тот, у кого больше прав." Он сказал, что у него скорость была 12 узлов. После чего Семен Михайлович нахмурил свои густые брови (они у него были почти такие же, как у Брежнева), сбросил карту со стола, вышел из состояния равновесия, Петелину приказал составить Директиву Командующего флотом об этом факте, указав в ней, когда на выходе в море идут старшие начальники на борту - там грубые нарушения Корабельного устава. Перечислил, кого надо наказать. Меня в этом списке не было.
У Попова испортилось настроение, так как он должен был рассматриваться на Военном Совете флота как кандидат для поступления в ВМА. Кто же будет представлять, если есть взыскание от Командующего флотом?
...На "К-113" были проведены все мероприятия, которые необходимо провести перед дальним походом, как то: определены маневренные элементы корабля и поправки штурманских приборов, проведено размагничивание и замер шумности, выполнена предпоходовая подготовка.
С В.П. Кулибабой и И.П. Москаленко мне пришлось вместе готовить штурманскую боевую часть к боевой службе. Вспоминается такая деталь. За один день до выхода старшина команды электриков штурманских доложил, что в электрической схеме пульта третьего оператора АНС "Лира" произошло рассогласование в ручной коррекции. А на завтра по плану погрузка ракет в губе Окольной и, не заходя в Ягельную, на боевую службу! Что делать? Комдив И.Ф, Усков начал нервничать. Мне пришлось идти в Окольную и вместе с В. Кулибабой разбираться в этой "залипухе". Хорошая у меня была связь с заводскими специалистами из Росляково: бригадир Михаил Чеиига мгновенно прибыл со своей бригадой. Целый день они разбирались в этой неисправности, в ходе ее поиска обнаружили, что вышла из строя маятниковая и сельсинная коррекция. Пришлось вскрывать верхнюю голову "Лиры". Все закончилось хорошо. "К-113" своевременно вышла на боевую службу. Не было случая на нашей дивизии, чтобы одна из подводных лодок заставила волноваться высоких флотских начальников по причине неисправности материальной части.
...После боевой службы с командира было снято дисциплинарное взыскание "строгий выговор" от Комфлотом. Николай Дмитриевич получил очередное воинское звание капитан 1 ранга. В это время ему не было и 39 лет. Но по условиям приема в академию он "пролетел", так как возрастной ценз при поступлении не более 38 лет. То, что он получил незаслуженное взыскание - это никого не волновало. Ни один начальник не обратился к Командующему флотом, чтобы по его личной рекомендации приняли Попова в академию, а такие примеры были. Но, видимо, у Попова не та была родословная, чтобы за него ходатайствовать. Николай Дмитриевич продолжал добросовестно служить на командирском мостике ПЛ "К-113" до 1970 г . В 1970 г . его приказом Министра Обороны назначили в ВВМУ им. Фрунзе преподавателем на кафедру Тактики ВМФ, где он продолжил службу, передавая свои знания и богатейший опыт командира-подводника с 15-летним командирским стажем будущим офицерам. Весной 1976 г . Николай Дмитриевич исполнял обязанности старшего руководителя стажировки курсантов 5-го курса на Балтийском флоте. В один из воскресных дней он был у нас в гостях в Калининграде. С душевной теплотой мы встретились, съездили на нашем "Москвиче" на янтарный берег Балтийского моря, затем продолжили беседу за столом.
Виктор Павлович Кулибаба после боевой службы получил назначение помощником командира на атомный РПК пр.658. Он очень быстро сдаст положенные зачеты на допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой, которая вскоре перешла в состав 18-й дивизии. Я снова встретился с Виктором Павловичем на соединении, которым командовал И.Ф. Усков. Через два года штурман с подводной лодки "К-113" станет командиром атомного РПК "К-19" и в конце 1971 года пойдет на боевую службу. Но этот поход закончится трагически.
В 1978 г. я снова встретился с Виктором Павловичем в ВВМУ подводного плавания им. Ленинского комсомола. Он - начальник штурманского факультета, я - начальник кафедры Технических средств кораблевождения. Теперь он мой непосредственный начальник, а прямой - вице-адмирал Георгий Лукич Неволин, с которым мы вместе начинали осваивать ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами пр. пр. 629, 629А, 658 и 658М.
Немає коментарів:
Дописати коментар