четвер, лютого 16, 2012

КАК СОЗДАВАЛИСЬ НЕКОТОРЫЕ ПРОЕКТЫ СОВЕТСКИХ ДИЗЕЛЬНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПОСЛЕ ВОЙНЫ С ГЕРМАНИЕЙ.

30 марта 1945 года войска 2-го Белорусского фронта взяли Данциг. Здесь, на стапелях завода «Schichau» были обнаружены корпуса двадцати новейших подводных лодок XXI серии (U-3538 – U-3557). Еще для 14 субмарин (U-3558 – U-3571) были заготовлены секции. Летом 1945 года корпуса недостроенных подводных лодок были спущены на воду и переведены в Советский Союз. Первые 13 субмарин включили в состав флота уже 13 апреля 1945 года. Оставшиеся семь – 12 февраля 1946. В советском флоте все они получили обозначения «ТС-5» - «ТС-13», «ТС-15», «ТС-17» - «ТС-19», «ТС-32» - «ТС-38» В марте 1947 года «ТС-5» - «ТС-12» получили обозначения «Р-1» - «Р-8». Часть подлодок имела достаточно высокую степень готовности, (так, например, «U-3538» - 75%), поэтому субмарины предполагалось достроить по проекту 614 с заменой недостающего немецкого оборудования комплектующими отечественного производства. Работы над проектом вело ленинградское СКБ-143 под руководством В.Н.Перегудова, а затем П.С.Савинова. Под давлением бывших союзников по антигитлеровской коалиции от планов достройки трофейных лодок пришлось отказаться. Находящиеся в наиболее высокой степени готовности «Р-1», «Р-2» и «Р-3» (бывшие германские «U-3538», «U-3539», «U-3540») 8 марта 1947 года были затоплены в 20 милях к северо-западу от маяка Ристна, остальные подводные лодки сданы на разборку в 1947-1948 году.
Наоборот, вошедшие в состав советского флота 5 новейших «электролодок» XXI и XXIII серий («U-3515», «U-2529», «U-3035», «U-3041» и «U-2353», в советском флоте «Н-27»…«Н-31»), подверглись тщательному изучению как военных моряков, так и кораблестроителей.

История создания «электролодок» достаточно интересна. Весной 1943 года, когда стало ясно, что Германия проиграла битву за Атлантику, одним из специалистов конструкторского бюро Г.Вальтера Г. Хеепом и офицером конструкторского управления Кригсмарине Х.Эльфеном было предложено создать на базе скоростной парогазотурбинной лодки XVIII серии принципиально новой субмарины, особенностью которой являлось бы применение мощных электродвигателей и аккумуляторных батарей с втрое увеличенным количеством групп элементов. Так как работа над парогазотурбинными установками затянулась и нуждалась в длительной отработке, командование Кригсмарине, прекрасно понимая, что для перелома положения в Атлантике нужен принципиально новый корабль, приняло этот вариант. Особенностью нового корабля стала энергетическая установка. Кроме того, в проект были заложено все лучшее, что наработали немецкие конструкторы за последнее время. Несмотря на прекращение работ по подводным лодкам XVIII серии, Г.Вальтер благожелательно отнесся к проекту коллег, предложив к нему несколько своих разработок.

Главная «изюминка» подводной лодки – ее электроэнергетическая установка. Она должна была, по расчетам проектантов, обеспечивать ей подводную скорость до 18 узлов. Это позволяло ей бороться с конвоями не всплывая на поверхность ни для сближения с целью, ни для атаки. Применение самонаводящихся торпед увеличивало шансы на успех, а наличие гидролокатора позволяло подводной лодке атаковать по данным гидроакустики не всплывая под перископ для визуального контакта с противником. Использование передовых технологий того времени позволяло увеличить глубину погружения до 200 метров. Выступающие части подводной лодки сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге значительно улучшились гидродинамические характеристики корабля. Шнорхель позволял подводной лодке резко сократить свою радиолокационную заметность при зарядке батарей или при ходе в подводном положении под дизелями.

19 июля 1943 года материалы проекта «электролодки», получившего шифр «XXI серия», был одобрен гросс-адмиралом К.Деницем и его штабом. Принятая в июле 1943 года программа кораблестроения Германии, расчитаная на период до 1945 года предусматривала с середины 1944 года ежемесячное строительство 40 подводных лодок. При этом на шести верфях предполагалась постройка 102 «электролодок» XXI серии при сдаче первых кораблей к ноябрю 1944 года.

За дело взялся один из самых талантливых организаторов III Рейха министр вооружений Альберт Шпеер. К тому времени ресурсы Германии были уже весьма ограничены, и промышленность работала с колоссальным напряжением. Шпеер принял весьма нестандартное решение – назначил главой кораблестроительного комитета человека до этого не связанного с кораблестроением. Им стал генеральный директор завода по производству пожарных автомобилей «Magirus Werke» Отто Меркер. Он предложил использовать знакомые ему методы производства в автомобилестроении, чтобы верфь являлась сборочным производством из готовых секций, которые поставляются предприятиями-смежниками расположенными внутри страны. Каждое такое предприятие было ответственно за сборку и своевременную поставку только одного рода блоков. Таким образом, весь технологический цикл делился на три стадии: изготовление «голых» секций; монтаж в них оборудования и испытание отдельно установленных механизмов; сборка подводной лодки из готовых блоков.

Для выпуска конструкторской документации и координации работ предприятий, участвующих в проекте, в сентябре 1943 года было создано конструкторское бюро «Ingenieurburo Gluckauf» во главе с Х.Эльфкеном. К началу декабря 1943 года бюро, в котором по 12 часов в день при трех выходных в месяц работало 1.200 человек, завершило разработку проектных материалов, выпустив 18.400 рабочих чертежей.

Разработанный график отводил на постройку одной подводной лодки 176 дней. Окончательную сборку должны были осуществлять три верфи: «Bloom und Fo?» в Гамбурге, «Deschimag AG Weser» в Бремене и «Schichau» в Данциге. Технология, предложенная О.Меркером позволила примерно на треть сократить трудоемкость строительства подводных лодок при стоимости работ 5,75 млн. марок за корабль.

19 апреля 1944 года в Данциге отметили 55-летие фюрера, спустив на воду первую «электролодку» «U-3501». В июле она была передана флоту. В Гамбурге первая «электролодка» была сдана на месяц раньше – 15 июня.

Благодаря бомбардировкам союзников намеченный график строительства новых подводных лодок выдержать не удалось. Пытаясь оградить сборку субмарин от бомбежек, в Бремене сборочная база была переведена в железобетонные укрытия-убежища, но в марте 1945 года союзники двумя 10-тонными бомбами остановили и это производство. Все же, несмотря на тяжесть обстановки, Германия сумела построить 119 (по другим данным 126 подводных лодок XXI серии).

Как и любое дело, сделаное в «пожарном порядке», проект имел ряд недостатков, которые обнаружились только в процессе испытаний первых подводных лодок. Несмотря на это экипажи активно осваивали субмарины, но к концу войны в боеготовое состояние была приведена только «U-2511». К началу мая 1945 года курс боевой подготовки должны были завершить еще 12 подводных лодок XXI серии, но 4 мая Дениц, ставший к тому времени переемником Гитлера дал приказ о прекращении подводной войны. Все подводные лодки Германии, находящиеся в море должны были возвратиться в базу. Вышедшая в боевой поход «U-2511» (командир кавалер Рыцарского Креста с дубовыми листьями Адальберт Шнее, механик кавалер Рыцарского Креста с дубовыми листьями и мечами Рейнхард Зурен) 4 мая в районе Фарерских островов обнаружила британский крейсер в охранении эсминца. Проведя имитацию атаки, Шнее не стал пускать торпеды и, незамеченный противником, удалился. Встречу с противником имела и «U-3008» (командир Хельмут Мансек), направляющаяся из Вильгельмсхафена в одну из норвежских баз. Так же, как и подводная лодка Шнее, «U-3008» атаковать не стала.

После подписания акта о капитуляции Германии Дениц отдал приказ немецким подводникам не топить свои корабли, однако, посчитав, что он действует под давлением союзников, часть командиров подводных лодок предпочла не подчиниться своему главнокомандующему. Около 90 подводных лодок XXI серии были затоплены своими экипажами, часть субмарин погибла несколькими днями раньше от действий союзной авиации при попытке прорваться через Датские проливы в Норвегию. Перед странами антигитлеровской коалиции капитулировали лишь 17 «электролодок» XXI серии.

Как и на Западе, так и в СССР, прекрасно понимали, какие корабли попали к ним в руки. Как и знаменитый «Dreadnougt», одним своим появлением сделавшим ненужной грудой металла целые эскадры броненосцев, так и германские «электоролодки» стали тем фактом, давшим основанием отправить на металлолом подводные лодки военной поры всех стран.

Поделив «электролодки» между собой, теперь уже бывшие союзники приступили к их тщательному изучению. В результате чего в США приступили к программе GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power), в рамках которой все подводные лодки постройки военных и довоенных лет, которые остались в строю, были существенно модернизированы до германских стандартов. Появившиеся в годы «холодной войны» подводные лодки типа «Tang» и «Darter» были непосредственным развитием лодок XXI серии. Только создание атомного подводного флота и запрет в 1959 году строительства дизель-электрических подводных лодок в США пресекло эту ветвь развития.

Великобритания так же серьезно отнеслась к германскому опыту. Подводные лодки типа «Porpoise» и «Oberon» яркое тому подтверждение. После изучения германских субмарин часть подводных лодок Великобритания передала Франции, где бывшая немецкая подводная лодка под именем «Roland Morillot» (бывшая «U-2518») служила до 1968 года.

Приступая к возрождению подводного флота ФРГ немцы в 1957 в районе Фленсбурга подняли «U-2540». После ремонта и переоборудования подводная лодка вошла в состав флота Западной Германии под именем «Wal». В 1984 году она была установлена в качестве памятника в Музее немецкого мореплавания в Бремерхафене под названием «Wilhelm Bauer».

В советском флоте прямыми наследниками немецких «электролодок» могут считать себя разработанные ЦКБ-18 субмарины проектов 611 (большие подводные лодки, построено 26 единиц – классификация НАТО «Zulu») и 613 (средние, построено 215 единиц кассификация НАТО «Whiski») – первые советские лодки послевоенного поколения. В проектах было воплощено все лучшее, что советские конструкторы и строители переняли у германских коллег. Позже Советский Союз передал часть подводных лодок 613 проекта Албании, Болгарии, Египту, Индонезии, Польше, Сирии и Китаю. Мало того, в 1954 году решением советского правительства Китайской Народной Республике были переданы рабочие чертежи и техническая документация подводных лодок 613 проекта. По договору первые три субмарины полностью изготовляли советские верфи, а затем секциями они перевозились в Китай, где вновь собирались и испытывались. Вся техническая документация силами советских специалистов была переведена на китайский язык. Они же провели обучение китайского персонала. В деле строительства подводных лодок Советский Союз оказал КНР поддержку не только специалистами. Для подводных лодок из СССР в Китай поставлялись механизмы, оборудование, приборы и вооружение. Первые подводные лодки были построены на шанхайском судостроительном заводе «Дзянань», затем к постройке подключили Учанский завод в Ханькоу.

С сайта http://town.ural.ru/ship/ship/trofi.php3

Немає коментарів: