неділю, березня 25, 2012

ОРАНИЕНБАУМСКИЙ ДИВИЗИОН

В предвоенном, 1940 году, в районе Ораниенбаума базировался Отдельный Учебный Дивизион Подводных Лодок - ОУДПЛ. На лодках этого дивизиона проходили «производственную практику», т.е. практическое обучение краснофлотцы (воинское звание «матрос» было введено на флоте после окончания войны), старшины команд и командиры отделений, а также средний комсостав –командиры боевых частей, прошедшие теоретическую подготовку в Учебном Отряде Подводного Плавания им. С.М.Кирова (УОПП) или на Специальных
Курсах Усовершенствования Командного Состава (СКУКС).

В состав этого дивизиона входило 11 подводных лодок различных типов: Б-2 (типа «Барс»), L-55 (трофейная английская), три эскадренных подводных лодки типа П - «Правда»,»Искра» и «Звезда»(П-1, П-2 и П-3), а также семь подводных лодок типа Щ: Щ-301, Щ-302, Щ-303, Щ-305, Щ-306, 307 и 308
(эти лодки до сентября 1934 года имели «рыбные» названия -«Щука», »Окунь», «Ёрш», «Линь», «Пикша», «Треска» и «Сёмга» соответственно.
Командовал дивизионом капитан 2 ранга Н.Э.Эйхбаум
История создания и боевой службы большинства кораблей дивизиона настолько насыщена интересными событиями, что отдельные факты из их послужного списка заслуживают хотя бы краткого освещения.
Подводная лодка Б-2 была построена в 1916 году по проекту известного российского кораблестроителя И.Г.Бубнова и под наименованием «Пантера» вошла в состав Балтийского флота. Успела принять участие и в первой мировой, и в гражданской войне.
31 августа 1919 года «Пантера» под командованием военмора А.Бахтина (воинские звания были отменены ещё после Февральской революции) в Копорском заливе потопила торпедами британский эскадренный миноносец «Витториа».
Подводная лодка «ПАНТЕРА»

31 декабря 1922г «Пантера» получила новое, революционное название «Комиссар», а с 1934 на её рубке вместо имени появились литеры: Б-2. Несмотря на проведённую в 1933-35 гг значительную модернизацию, к 1940 году лодка была признана небоеспособной и её перевели в разряд опытовых,
а в 1942 году она стала плавучей зарядной станцией.
L-55 была построена в 1918 году в Англии и приняла участие в
интервенции на Балтике. 4 июня 1919 года в районе о.Сескар дозорные эсминцы советского флота «Азард» и «Гавриил» обнаружили британскую подводную лодку в надводном положении и атаковали её. 102-мм снаряд с «Азарда» угодил в рубку уже погружавшейся лодки. Почти одновременно
L-55 коснулась краем рубки мины заграждения. Взрыв этой мины разрушил кормовую часть рубки и отправил лодку на дно со всем экипажем.
В 1928 году лодка была обнаружена на дне залива, поднята с помощью спа- сательного судна «Коммуна» и затем поставлена в один из кронштадтских доков. Останки британских подводников были с воинскими почестями переданы на специально пробывший из Англии пароход. Стоявшую в доке лодку тщательно изучили советские кораблестроители и многие из обнару-женных на этой лодке технических решений были использованы при

разработке проектов отечественных подводных кораблей. Было решено восстановить лодку и ввести её в строй. Эту работу выполнил Балтийский завод и в августе 1931 года L-55 вошла в состав Морских Сил Балтийского моря (МСБМ)-так до 1935 года именовался наш Балтфлот.
В 1940 году одновременно с Б-2 лодку вывели из боевого состава, а с 1942 года её использовали в качестве ПЗС –плавучей зарядной станции.
Подводные лодки П-1, П-2 и П-3 относились к типу так называемых эскадренных лодок, предназначенных для ведения боя в составе эскадры надводных кораблей.
В английском и французском флоте были прецеденты создания подобных кораблей, но довольно скоро выяснилось, что они не оправдали возлагав-шихся на них надежд.
Подводная лодка 11 серии П-1 «ПРАВДА»

Создание подобных лодок требовало сочетания противоречивых или даже несовместимых требований высокой скорости надводного хода с большой глубиной погружения и малым временем ухода под воду. Находившийся в заключении в одной из «шарашек» НКВД практик-кораблестроитель А.Н.Асафов предложил проект такой лодки, обещая обеспечить скорость надводного хода 24 узла и мощное артиллерийское вооружение –из двух 130-мм орудий, установленных в башнях. Проект был одобрен и было принято решение построить серию из трёх кораблей (IVсерии). Ещё в процессе строительства стало ясно. что обеспечить заявленные автором качества не удастся по ряду причин, в первую очередь из-за ошибок в расчётах прочности и отсутствия некоторых механизмов и возможости их заказа за рубежом. В результате расчётная скорость надводного хода снизилась до 20 узлов, а мощные стотридцатки пришлось заменить на 100-мм орудия. Глубина погружения даже после принятых мер по повышению прочности корпуса составляла всего 50 метров, что было почти вдвое меньше общепринятой в те годы (90 м), зато время погружения оказалось почти вдвое больше нормы –108 секунд вместо 60 из-за слишком большого запаса плавучести. В 1936 году лодки были приняты флотом от промышленности. В процессе эксплуатации выявилось, что при плавании в штормовую погоду в надводном положении из-за малой осадки часто оголяются винты, а при волнении моря свыше 5 баллов лодка становилась практически небоеспособной. Букет указанных выше «достоинств» не позволил держать лодки в боевом составе и они были причислены к учебным и оказались в составе Ораниенбаумского дмвмзмона.
Попытки использовать лодки этого типа во время войны в боевых условиях оказались неудачными. 9 сентября 1941 года командиру П-1 было приказано перейти из Ораниенбаума в Кронштадт, выгрузить торпеды, и, приняв в отсеки груз боеприпасов, медикаментов и мясных консервов, выйти на Ханко. Планом перехода предписывалось форсировать Финский залив на максимальной скорости в надводном положении. Но на Ханко лодка так и не прибыла. Вероятнее всего, она подорвалась
на мине заграждения, выставленного финнами южнее полуострова в день выхода лодки из Кронштадта. Командовал «Правдой» капитан-лейтенант Иван Андреевич Логинов.
В сентябре 1941 года ОУДПЛ был расформирован. Входившие в его состав «щуки» были включены в Бригаду подводных лодок КБФ
Командир П-2 И.П.Попов получил боевой приказ – обстрелять объекты на побережье Эстонии в районе Усть-Нарвы. 25 сентября П-2 («Искра») направилась в Нарвский залив. На переходе, уже находясь в Нарвском заливе, лодка из-за неумелых действий экипажа получила большой дифферент на нос, что привело к разлитию электролита из аккумуляторов и выделению хлора в отсеки. Пришлось возвращаться в базу. На обратном пути «Искру» обстреляла вражеская артиллерия с Кургальского полуострова. Лодка получила осколочные повреждения ограждения рубки и носовой части надстройки от близко разорвавшихся снарядов. И.И.ПОПОВ
30 декабря 1941 года лодка приняла в балластные цистерны груз соляра и ночью под проводкой ледокола перешла из Кронштадта в Ленинград.
Третья лодка, П-3(«Искра»), участия в боевых действиях не принимала и в 1942 году была поставлена на консервацию.
Боеспособными кораблями дивизиона являлись лишь подводные лодки типа Щ- «щуки»( по имени первой из заложенных лодок 3-й серий.«Щука». «Окунь» и «Ёрш» (позднее-Щ-301, Щ-302 и Щ-303)были построены на Балтийском заводе по проекту инженера-кораблестроителя с дореволюци-онным стажем Б.М.Малинина и в конце 1933 года вступили в строй. Они имели надводное водоизмещения немного менее 600 тонн, два дизеля МАН (Машиненбау Аугсбург-Нюрнберг) мощностью по 600 лс, приобретенных в Германии, Они позволяли лодкам развить скорость всего 11,6 узла. На вооружении «щуки» имели четыре носовых и два кормовых 533-мм торпе-дных аппарата и 10 торпед (6 –в аппаратах и 4 запасных) Артиллерийское вооружение было слабеньким: одна 37-мм пушка, заменённая позже 45-мм орудием 21-К.

«Щуки» последующих серий Щ-305, Щ-306, Щ-307 и Щ-308 получили уже по две 45-мм пушки(тоже не Бог весть какая огневая мощь!), а также более мощные дизели, построенные на Коломенском заводе по лицензии. Их мощность составляла 685 лс , что позволяло лодкам достигать 12-узловой скорости. Глубина погружения составляла 90 метров, а время погружения –составляло 65 секунд. Экипаж состоял из 40 человек, в том числе 7 средних командиров (слово «офицер» было в те годы синонимом лютого врага): командирподводной лодки, комиссар, помощник командира, инженер-механик (командир БЧ-5), минёр(командир БЧ-2-3 –минно-артиллерийской боевой части), штурман (командир БЧ-1-4) и фельдшер. В экипаж входили команды мотористов, электриков, трюмных, торпедистов, рулевых и радис-тов во главе со старшинами, боцман, комендоры, строевой, кок, штурман-ский электрик и шифровальщик. Автономность лодки (время непрерывного пребывания в море) составляла 40 суток, хотя по проектным расчётам предполагалось 20. Дальность плавания надводным экономическим ходом – 4500 миль.
10 августа 1941 года из Таллина в свой первый боевой поход вышла «щука» по имени «Щука», т.е. Щ-301. Её командир, капитан-лейтенант Иван Васильевич Грачев получил приказ действовать на коммуникациях противника у стокгольмских шхер ( вне шведских территориальных вод.) 19 августа Грачёв обнаружил стоявший на якоре транспорт и атаковал его двумя торпедами. Уйдя после залпа на глубину, подводники услыхали взрыв и посчитали транспорт потопленным. После войны факт потопления в трофейных документах подтверждения не нашёл. 24 августа Грачёв атаковал одной торпедой конвой из трёх транспортов, сопровождаемых миноносцем. На этот раз после торпедной атаки транспорт сочли повреждённым.
28 августа во второй половине дня Щ-301 возвратилась в Таллин.
К удивлению Грачева рейды были пусты –боевые корабли, транспортные и вспомогательные суда начали печально знаменитый Таллинский прорыв. Взяв курс на Кронштадт, Грачёв через пару часов со своим «парадным» ходом 11 узлов нагнал плетущиеся на восток караваны и его «Щука» присоединился к одному из них, но вскоре под кормой лодки взорвалась мина. Взрывом разворотило кормовой торпедный отсек и загнуло вверх гребные валы. Грачёв спустился с мостика, осмотрел и оценил полученные лодкой повреждения и приказал экипажу покинуть корабль. Подошедший к борту морской охотник снял оставшихся в живых подводников и доставил их на пассажирское судно «Вирония», повреждённое к тому времени авиабомбой. К «Виронии» подошли для оказания помощи спасательное судно «Сатурн» и транспорт «Алев» и в этот момент все три судна почти одновременно подорвались, попав, очевидно, на минную банку. Часть уцелевших пассажиров «Виронии»(а их было более 2000 чел.), находив-шихся на верхней палубе, оказалась в воде.
Их спасением занимались катера. Из экипажа «Щуки» спасли лишь двоих – Грачёва и одного из краснофлотцев. Подобравший их катер-охотник высалил обоих подводников на грузовой пароход «Казахстан» На этом судне уже находилось свыше 5000 пассажиров–личный состав ПВО Главной базы во главе с генералом Г.С.Зашихиным.
Оба подводника нашли себе укромное местечко на спардеке между ходовым мостиком и дымовой трубой, где и провели остаток ночи. Утром начались налёты немецкой авиации. В мостик и спардек судна угодило две бомбы, взрывы которых сбросили за борт несколько человек, в том числе капитана «Казахстана» В.С.Калитаева и обоих подводников. Калитаева в полубес-сознательном состоянии подобрала подводная лодка Щ-322 и доставила в Кронштадт, где он был обвинён в дезертирстве и расстрелян по приговору военного трибунала.
Из двух «щукарей», высаженных накануне на «Казахстан», спасся только Грачёв. Он ухватился за плававший в воде ящик и долго ожидал помощи, которая вновь явилась в образе морского охотника.
С него через несколько часов Грачёв был наконец-то высажен на твёрдую землю острова Гогланд, где таких же, как он, бедолаг к исходу 29 августа набралось более 12 000 чел. Менее чем за 12 часов Грачёв трижды оказывался на краю гибели, но счастливо избежал её, видимо, судьба приберегала его до поры, до времени. Вскоре после прибытия в Кронштадт Иван Васильевич Грачёв был назначен командиром подводной лодки Щ-405 (10-бис серии), прежний командир которой, И.А.Сидоренко, погиб 11 августа при возвращении из боевого похода, когда из-за несогласованных действий экипажа лодка ушла под воду с открытым рубочным люком и работающими дизелями. Находившиеся на мостике подводники, в том числе и Сидоренко, погибли, а лодка упала на грунт на запредельной глубине –125 метров! С большим трудом экипажу удалось спасти лодку и поднять её на поверхность, а затем с немалыми приключениями привести её в базу.
13 июня 1942 года Щ-405 совершавшая переход из Кронштадта к острову Лавенсари, пропала без вести по неизвестной причине, после того, как миновала о.Сескар, что было зафиксировано сигнальщиками поста СНиС этого острова. На следующий день волнами к Сескару прибило тела двух подводников в капковых бушлатах, а ещё через сутки морской охотник обнаружил и подобрал в море тело командира лодки И.В.Грачёва. Взрывов мин по маршруту движения Щ-405 не было отмечено, противник потоплением нашей лодки по радио на хвастался, поэтому остаётся предположить, что лодка повторила свой прошлогодний «фортель» от 11 августа, и погибла в результате аварии.


Щ-302 («Окунь») в свой первый боевой поход вышла в октябре 1942 года . С момента отдачи швартовых командир лодки, Вадим Дмитриевич Нечкин, на связь с базой не выходил. Известно лишь, что 11 октября она миновала о.Гогланд. Имеются недостоверные сведения о том, что лодка получила повреждения в результате подрыва на мине и позже была добита немецким или финским самолётом (и финские, и немецкие лётчики докладывали об атаке советской подводной лодки к северу от о. Большой Тютерс 14 октября 1942г)
Щ-303 («Ёрш»), как и «Щука» и «Окунь», была построена на Балтийском заводе и вошла в состав МБСМ 26 ноября 1933 года.
Начало войны «Ёрш» встретил, находясь в ремонте. Командовал лодкой ст.лейтенант И.В.Травкин. Первый боевой поход лодка совершила летом 1942 года с 4 июля по 9 августа, действуя в районе острова Утё, где провела торпедные атаки, одна из которых, имевшая место 20 июля, завершилась повреждением крупного немецкого транспорта «Альдебаран».

Второй боевой поход, продолжавшийся с 1 октя- бря по 13 ноября 1942 года, Щ-303 совершила в район шведского острова Готланд.
За время нахождения на позиции Травкин провёл 4 торпедные атаки, ни в одной из которых достоверного успеха не было достигнуто.
Считалось, что 4 ноября Немецкий транспорт «Альдебаран» Травкину удалось потопить транспорт «Лидинге» вместимостью 5584 брутто-регистровых тонн, но после войны военные историки подвергли эту победу сомнению.
Третий боевой поход Щ-303 совершила в начале летней кампании 1943 года. Травкину было поручено найти проход в противолодочном сетевом заграждении, выставленном немцами в два ряда по линии о.Нарген—полуостров Порккалаудд весной 1943года, а также разведать обстановку в районе заграждения и организацию его охраны. 6 мая лодка Травкина покинула Лавенсари и направилась на запад. Как выяснилось, противником было организовано круглосуточное патрулирование сторожевых катеров вдоль сетей, а с воздуха вели наблюдение противолодочные гидросамолёты Арадо 96.
При первой же попытке «пролезть» под сетью «Ёрш» запутался в ней и с большим трудом освободился. Повезло! Однако Травкин предпринял ещё одну попытку с тем же результатом. При освобождении от сети были сильно разряжены аккумуляторные батареи.

Сигнальные буи, навешенные на сеть, выдали противнику присутствие нашей лодки. Началось преследование, длившееся много часов.
В конце концов Травкин решил перейти на известное ему вражеское минное поле , где преследователи, опасаясь подрыва, оставили его в покое. Но и здесь после всплытия лодка могла находиться на поверхности, вентилируя отсеки и заряжая аккумуляторы не более получаса: её обнаруживал рыскав-ший над морем гидросамолёт. Лодка подолгу лежала на грунте. Тут произо-шло почти невероятное – в составе экипажа нашёлся подлый предатель, решивший спасти свою шкуру любой ценой, пусть даже и ценой жизни своих товарищей.
Старшина трюмных (умышлено не называю его фамилию, чтобы не создавать ему геростратовой славы) , воспользовавшись тем, что он остался в центральном посту один, заблокировал двери в соседние отсеки и продув главный балласт, поднял лодку на поверхность. Двери удалось разблокировать и Травкин пулей взлетел на мостик, где его глазам представилась такая картина: «Ёрш» находился вблизи вражеских кораблей, а на носовой палубе лодки предатель размахивает белой тряпкой. Спасением могло быть только срочное погружение. Стоявшие на якорях вражеские корабли не могли сразу развить ход, что и дало возможность Травкину увести лодку из-под почти неизбежных роковых ударов
И.В.ТРАВКИН
Чудом избежав гибели, урывками заряжая батареи на вражеском минном поле, мо-
ряки постепенно довели плотность электролита до необходимой и двину-лись на восток, домой, на Лавенсари. Утром 11 июня «Ёрш» прибыл в Кронштадт. Можно считать, что только за один это поход Травкина стоило представить к званию Героя, но побег пре-дателя был слишком тяжёлым происшест-вием, чего Ивану Васи-льевичу политорганы скостить на смогли.
Четвёртый боевой по-ход Щ-303 совершила с 17 декабря 1944 г. по
4 января 1945-го под 11 июня 1943 года Ёрш полаёт швартовы на пирс началом капитан-

лейтенанта Е.А.Игнатьева. 30 декабря при уклонении от преследования кораблей противника лодка ударилась о грунт и повредила топливные цистерны, что лишило её скрытности –за идущей под водой «щукой» на поверхности тянулся хорошо видимый днём масляный след. Лодку отозвали в базу.
Последний за войну поход «Ерш» совершил после окончания ремонта. 2 февраля он направился в район Либавы. Находясь на позиции, Игнатьев провёл две торпедные атаки. В первой (ночью 5 марта) обе торпеды прошли мимо цели, после второй (в 00.04 9-го марта).с лодки находившейся в надводном положении, наблюдали взрыв одной из четырёх выпущенных торпед у борта транспорта из состава атакованного конвоя. Результат атаки остался неизвестным. Считается, что был потоплен немецкий транспорт «Борбек» вместимостью 6002 брт. 25 марта лодка возвратилась в базу.
«Ерш» оказался единственной лодкой 3-й серии, уцелевшей в войне. После её окончания Щ-303 была выведена из боевого состава и разоружена. Её ржавеющий корпус с сохранившимися на носовой оконечности крупными накладными металлическими буквами «ЕРШ» можно было видеть на откосе восточного волнолома Ломоносовского порта ещё в 1958 году.
Щ-305 («Линь») был построен в Ленинграде на заводе им. Марти (ныне –Адмиралтейские верфи) и 19 июля 1935 года вошёл в состав КБФ.

25 июня 1941 года ст.лейтенант К.С.Кочетков повёл свою Щ-305 в западную часть Финского залива, где уже 29 числа обнаружил и атаковал торпедами финскую подводную лодку «Висихииси».
Торпеды в цель не попали, а два дня спустя «Линь» сам был вынужден уклоняться от торпед этой финской подводной лодки.

В августе командование «Линём» принял капитан 3 ранга Дмитрий Михайлович Сазонов.
23 сентября 1941 года, во время ожесточённой бомбардировки Кронштадта лодка получила повреждения корпуса и механизмов от близких разрывов авиабомб и очередной боевой поход смогла выйти лишь 11октября 1942 года. Назначенная ей позиция находилась в южной части Ботнического залива. Ночью 5 ноября «Линь»
проводил зарядку аккумуляторов и по грохоту работающих дизелей был обнаружен финской Д.М.САЗОНОВ подводной лодкой «Ветехинен». Когда финский командир понял, что выпущенные им торпеды в цель не попали, то повёл свою лодку на таран. Удар форштевня вражеской
лодки пришёлся в район боевой рубки Щ-305 и был настолько сильным, что наша лодка сразу пошла ко дну со всем экипажем.
Финская лодка тоже получила при ударе значительные повреждения, но смогла самостоятельно возвратиться в базу.
Щ-306 («Пикша») была построена на Балтийском заводе и 17 августа вошла в состав КБФ. К началу войны командовал лодкой ст.лейтенант Николай Иванович Смоляр. Он и повёл лодку в первый боевой поход, который начался 27 июня 1941 года. Район патрулирования Щ-306 был отведен на подходах к Хельсинки и Порккалаудду. Находившуюся на позиции Щ-306 обнаружили финские сторожевые катера, которые, сменяя друг друга, долго преследовали её, сбросив при этом более 200 глубинных бомб. 5 августа «Пикша» возвратилась в базу.
Второй боевой поход»Пикши» состоялся 16 месяцев спустя.
20 ноября Смоляр уже в звании капитан-лейтенанта повёл свою лодку к шведским берегам. В течение трёх недель Смоляр сохранял радиомолчание, но 11 ноября нарушил его, сообщив, что возвращается в базу, однако в назначенную точку рандеву с эскортом лодка не прибыла. После войны было установлено, что в районе действий
Щ-306 был потоплен торпедой немецкий транспорт «Эльбинг 1Х», а два судна получили повреждения. По-видимому, «Пикша» погибла от подрыва на мине в районе значительно усиленной противником к этому времени Нарген-Порккалауддской противолодочной позиции.
Щ-307 («Треска»), как и «Пикша» была построена на Балтийском заводе и вошла в состав КБФ в один день с ней,17 августа 1935 года.
Спустя ровно месяц после начала войны, 22 июля 1941 года Щ-307 под командованием капитан-лейтенанта Н.И.Петрова вышла на боевую позицию, отведенную ей на подходах к Либаве. 30 июля Петров обнаружил немецкую подводную лодку и пытался атаковать её, но та успела уклониться от атаки погружением. По истечении срока патрулирования Щ-307 направилась в базу. Вечером 10 августа. когда лодка приблизилась ко входу в пролив Соэла-Зунд, вахтенный офицер обнаружил всплывшую немецкую подводную лодку , Петров принял решение атаковать и подал команду: «Торпедная атака! Кормовые, Товсь!» и выполнив необходимое предзалповое маневрирование, скомандовал:»Пли1» В 22.20 обе торпеды поразили цель. положив конец кровавому пиратству U 144.
Эта лодка вступила в строй в начале 1941 года. Именно она ранним утром 23 июня в районе маяка Ужава потопила “малютку” М-78 ст.лейтенанта Д.Л.Шевченко. Возмездие свершилось! 28 немецких подводников во главе с капитан-лейтенантом Гертом фон Миттель-штедтом отправились на дно. Это был пер-вый реальный успех балтийских подводни
ков, однако вместо заслуженной славы и наград Николай Ива-нович Петров по неи- звестным причинам вскоре был арестован и страшной блокадной зи-
зимой умер в «Крестах».
В декабре 1941 года осиротевшую “щуку” по имени “Треска” возглавил капитан-лейтенант Н.О.Момот. Во время второго боевого похода, продол-жавшегося с 23 сентября по 6 ноября 1942 года, лодка действовала в районе Аландских островов. Как выяснилось после войны, присутствие в этом районе нашей “щуки” было установлено противником с помощью радиоперехвата. В район патрулирования “Трески” финское командование направило подводную лодку “Ику-Турсо”, которая обнаружила нашу лодку вечером во время зарядки батарей, атаковала её торпедами и только в результате невероятного везения (в момент залпа ничего не подозревавший Момот отдал команду:”Срочное погружение!”) наша лодка избежала гибели. Днём 25 октября Момот атаковал двумя торпедами финский транспорт “Бетти-Х” вместимостью 2474 брт и потопил его.
Вторично“Ику-Турсо”обнаружила”Треску”ноч
ью 26 октября, когда та снова занималась зарядкой батарей и вентилировала отсеки. Финская лодка приближалась в надводном положении и открыли огонь из 76-мм пушки. К счастью для наших подводников, вспышки первых же выстрелов ослепили финских комендоров у орудия и офицеров на мостике, что дало возможность Момоту благополучно уйти из-под удара и погрузиться.


Подводная лодка 5-й бис-2 серии Щ-307 «ТРЕСКА»
Следующей ночью финская лодка вновь обнаружила “Треску” по характерному стуку её дизелей 38-К-8(ещё не видно, но уже слышно).”Ику-Турсо произвела торпедный залп, но на этот раз Момот уловил момент вражеской атаки и успел уклониться от торпед маневром, а затем ушёл под воду. Финны посчитали, что “щука” не погрузилась, а затонула. К счастью, они ошиблись.
В середине сентября 1944 года Финляндия не только вышла из войны, но и объявила войну своей бывшей союзнице –Германии.
Наши подводники получили возможность базироваться в портах на юго-западе Финляндии –Або, Турку и Ханко, а также проходить доковый ремонт в Хельсинки.
Третий боевой поход Щ-307 начался 4 октября 1944 года. Ей был отведен район патрулирования в районе Виндавы. Днём 16 октября Щ-307 на внешнем рейде Виндавы обнаружила стоящий на якоре конвой в составе танкера и 4 транспортов при семи кораблях охранения и в 16.44 командир (с февраля 1944-го «Треской» командовал капитан-лейтенант М.С.Калинин) атаковал его четырьмя торпедами с дистанции 18 кабельтовых(более 3 км). Через 2 минуты на лодке было отмечено два взрыва. В 17.21 командир при осмотре рейда в перископ отметил отсутствие одного транспорта и М.С.КАЛИНИН гибель танкера и посчитал, что потопил одним залпом танкер и транспорт, однако после войны этот факт не нашёл подтверждения в трофейных документах.
23 октября состоялась ещё одна атака, но обе выпущенные торпеды прошли мимо цели. Ночью 3 ноября Калинин предпринял ещё две атаки. Первая снова оказалась безрезультатной, зато в результате второй был потоплен грузовой пароход «Скрунда» (из состава Латвийского государственного морского пароходства, потопленный немецкой авиацией во время Таллинского прорыва и затем поднятый немцами со дна и введённый ими в строй)
7 ноября лодка возвратилась в базу.
Четвёртый боевой поход Щ-307 продолжался с 4 января по 3 февра- ля 1945 года. 9 января Калинин двумя торпедами потопил транспорт из состава конвоя, а 16 января –второй, «Генриета Шульте», вмести-мостью 1923 брт. 6 марта Щ-307 была награждена орденом Красного Знамени, а её командир, Михаил Сергеевич Калинин, стал Героем Советского Союза.
Щ-308(«Сёмга») была построена заводом «Красное Сормово»в городе
Горьком (ныне и прежде –Нижний Новгород) и 20 ноября 1935 года вошла в состав КБФ.
К началу войны лодкой командовал капитан-лейтенант А.Ф.Маркелов. В первом боевом походе, продолжавшемся с 21 июля по 9 августа 1941 года, командир вёл себя настолько пассивно, что по возвращении в базу командование 2-й БПЛ, которому лодка была оперативно подчинена, вознамерилось ходатайствовать об отдаче Маркелова под суд военного трибунала.(Маркелов был понижен в звании и назначен командиром траль- щика «Коралл», погиб с кораблём в январе 1945 г южнее Хельсинки в результате торпедной атаки.)
В свой роковой поход «Сёмга» вышла 18 сентября 1942 года с рейда острова Лавенсари под коман-дованием капитана 3 ранга Льва Николаевича Костылева, принявшего лодку всего два месяца тому назад, (22 июля).
Действовать лодке предстояло в районе Аландских островов(в устье Ботнического залива). В своём единственном донесении в штаб бригады Костылев сообщил о потоплении трёх транспортов и о полученных повреждениях прочного корпуса. Вероятно именно эта радиограмма демаскировала Л.Н.Костылев «Сёмгу» и была запеленгована противником. На перехват финны послали свою подводную лодку «Ику-Турсо» По финским данным, ночью 28 октября во время зарядки аккумуляторов Щ-308 была обнаружена ею по шуму работающих дизелей и потоплена двумя торпедами у южного входа в пролив Сёдра-Кваркен( проход в Ботнический залив) Ботнического залива.
Таким образом, из девяти принимавших участие в боевых действиях подвод-ных лодок ОУДПЛ (расформирован в начале сентября 1941г)«дожили» до дня Победы две –Щ-303(«Ерш») и Щ-307 («Треска»), но обе эти лодки внесли достойный вклад в общее дело для разгрома врага. О судьбе «бренных останков» Щ-303 было сказано выше, а рубка славной Щ-307 после распада СССР была вывезена из Либавы и ныне находится в Москве в экспозиции Музея боевой техники на Поклонной горе.

Немає коментарів: