Альберт Акатов.
Контр-адмирал
СУДЬБА ОФИЦЕРА ПОДВОДНИКА
Начало пятидесятых годов. Идет интенсивное строительство подводного флота. Флоту требовались офицерские кадры. Поэтому 49 человек из 306 курсантов нашего курса выпускаются досрочно. Так я стал офицером Военно-морского флота 17 августа 1953 года с присвоением квалификации торпедиста - подводника. Впервые 1 Балтийское Высшее Военно-морское училище выпускает специалистов, да еще и подводного профиля.
Почти каждый из нас был назначен на должность. Я получил назначение на подводную лодку 613 проекта «С - 141» Северного флота командиром торпедной группы. В начале сентября мы, группа выпускников прибыли в Полярный. «С - 141» находилась в море на отработке задач. С приходом лодки в базу, представился командиру, офицерскому составу. Тут же был назначен обеспечивающим офицером. Весь офицерский состав отправился отдыхать, а я остался с экипажем не зная ни людей, ни обстановки на корабле, ни порядка. Так начиналась моя служба на 96 Бригаде 33 Краснознаменной, ордена Ушакова 1 степени дивизии подводных лодок Северного флота, (впоследствии 4 эскадры пл.пл.) в составе экипажа пл «С-141».
http://www.vetsubmlat.narod.ru/vet8.html
Краткая справка о 33 дивизии (4 эскадры ПЛ).
Я горжусь, что большую часть своей службы в ВМФ, прослужил на Северном флоте. Из 25 лет службы на подводных лодках, 15 лет я прослужил в составе этого замечательного соединения.
История создания подводных сил Северного флога началась в 1933 году, когда по строящемуся Беломорско-Балтийскому каналу, в составе экспедиции особого назначения пришли первые подводные лодки. Это произошло 5 августа.
Первыми пришли пл «Д -1» (Декабрист, командир Б.А.Секунов), «Д - 2» (Народоволец, командир К.Н.Грибоедов). В октябре 1933 года сформировался первый отдельный дивизион подводных лодок в составе Северной военной флотилии. В феврале 1938 года дивизион переименован в Отдельную бригаду ПЛ СФ в составе 2-х дивизионов.
К началу Великой Отечественной войны в состав бригады входили 15 подводных лодок в трех дивизионах. Эти 15 лодок показали в начале войны образцы мужества и героизма, были основной силой Северного флота в море, завоевали 12 наград: шесть из них стали гвардейскими и шесть Краснознаменными. Дивизион « щук» стал единственным, в котором шесть подводных лодок получили шесть наград - четыре ордена Боевого Красного знамени и два Гвардейских флага.
Командир дивизиона И.А. Колышкин стал первым подводником в ВОВ - Героем Советского Союза.
Во время войны бригадой командовали ЬШ.Виноградов (до февраля 1943 г) и И.А.Колышкин. Подводные лодки потопили более 200 кораблей и судов противника водоизмещением более миллиона тонн. Тысячи матросов, старшин и офицеров -подводников награждены орденами и медалями. Семь североморцев - М.И.Гаджиев,И.А. Колышкин, И.Ф.Кучеренко, Н.А.Лунин, В.Г.Стариков, И.И. Фисанович, Г.И.Щедрия стали Героями Советского Союза
Не все подводники - североморцы, сражавшиеся с фашистами дожили до дня Победы. Из 15 ПЛ, входивших в состав бригады в начале войны, в Полярном победу встретили только две.
Всего в боевых походах на СФ погибли 23 подводные лодки. Их названия и фамилии командиров высечены на первом в нашей стране памятнике подводникам, погибшим в ВОВ. Он создан на средства североморских подводников, его автор бывший матрос СФ Лев Ефимович Кербель, позднее академик, Герой Социалистического труда. В годы войны погибли почта 1000 подводников - североморцев (а всего ЗбЗбподводников ВМФ СССР). Все они перечислены в «Книге памяти подводников ВМФ, погибших в годы ВОВ», изданной комиссией объединенного совета ветеранов-подводников ВМФ по увековечиванию памяти (руководитель -Г.Н.Гавриленко).
В 1946 году командиром бригады был назначен Михаил Петрович Августинович, служивший на подплаве с 1933 года и всю войну. 15 марта 1951 года на базе бригады была сформирована 33 Краснознаменная ордена Ушакова 1 степени дивизия подводных лодок в составе трех бригад.
Вот в это время я и пришел служить на 96 бригаду подводных лодок 33 КОУ 1 степени ДИПЛ. Бригадой командовал тогда капитан 1 ранга Г.Ф.Макаренков, начальником штаба был А.В.Горожанкин. Я сразу почувствовал глубокое уважение к комбригу. Это был крупный, уверенный в себе человек, очень спокойный, рассудительный. Один его вид внушал глубокое почтение.
Моя подводная лодка «С - 141» где-то в середине сентября вернулась в базу. Мне очень повезло, потому что я попал в хороший офицерский коллектив. С большим уважением вспоминаю командира пл. капитана 3 ранга Петра Магда, помощника командира старшего лейтенанта Евгения Мокринского, командира БЧ-5 старшего лейтенанта Валентина Шлейфера. Все они очень помогли моему становлению как офицера-подводника. Памятен до сих пор первый день моей службы на лодке. Офицеры ушли отдыхать, а меня, молодого, оставили обеспечивающим с личным составом. Я не знал еще ни личного состава, ни обстановки.
Около 11 часов вечера приходит боцман (он же строевой старшина экипажа) и говорит: « товарищ лейтенант, на пл верхний вахтенный, ваш подчиненный старшина 2 статьи Ширшов напился пьяным, буянит, грозит потопить корабль». Что делать? Бросился бежать на корабль. Не успел пробежать половину пути, как встретил возвращающихся с лодки группу матросов во главе со старшиной команды торпедистов, который доложил, что буяна успокоили, связали и он уже спит. Так я познакомился со своими подчиненными.
Памятен и первый мой выход в море. Стою на вахте. Меня учили, что на флоте порядок, четкое несение вахты по 4 часа. Стою 4 часа, смены нет. Стою 6 часов, смены нет, прошло 8 часов, смены нет. Робко запрашиваю центральный пост, дескать, пора бы сменить меня. Да и время обеда уже прошло. Вышел наш заместитель по полит части, старший лейтенант, но уже человек в годах (фамилию, к сожалению, забыл), сменил меня.
Вечером командир собрал офицеров корабля и, как говорится, выдрал меня по первое число: « наш то, говорит, молодой офицер устал на вахте». Урок пошел на пользу. Понял, что служить надо не, сколько положено, а, сколько нужно и никогда не жаловаться, что тебе тяжело.
С помощью офицеров корабля, особенно старших лейтенантов Мокринского и Шлейфера, а также флагманского минера бригады капитана лейтенанта Станислава Свирина, я к концу ноября сдал на самостоятельное управление торпедной группой и несение ходовой и якорной вахты. К этому времени мы выполнили план боевой подготовки и все офицеры уехали в отпуск, а меня назначили исполнять обязанности старшего помощника. Вот в это время началось мое настоящее становление, как офицера - подводника. Через месяц моего старпомства меня, наконец, отпустили в отпуск за 1953 год.
Возвратившись из отпуска, я сдал на самостоятельное управление боевой частью (БЧ-П-Ш) и, очевидно, по ходатайству флагманского минера, меня назначили командиром боевой части на пл «С - 144» проекта 613, где командиром был назначен капитан 3 ранга Георгий Васильевич Лазарев. Опять я попал в замечательный, дружный офицерский коллектив: помощник командира - Витя Овчинин, командир БЧ -5 - Герман Козлов, начальник медицинской службы - Борис Грачев и другие. Позднее прибыл заместитель но политической части командира капитан-лейтенант Карлош, старший помощник командира капитан-лейтенант Василий Зверев, с которым мы впоследствии подружились.
Сильный был и коллектив БЧ-Ш - командир торпедной группы мой однокашник Олег Куракин, старшина команды торпедистов - главный старшина Заика, командир отделения комендоров - старшина 2 статьи Отпущенников - отец троих детей, мордвин. Все знатоки своего дела
В сентябре 1954 года Витя Овчинин ушел на ВОЛСОК ВМФ и я был назначен помощником командира подводной лодки. В этом же году летом я женился на моей самой любимой женщине Галине Яновне, с которой уже живу более 50 лет.
Дальнейшая служба проходила уже в новом качестве: я входил в состав командования корабля и решал задачи по подготовке корабля в целом, его обеспечения и снабжения, руководил личным составом. Очень помогло, что в это время пришли на лодку после ВОЛСОК старший помощник командира В.И.Зверев и заместитель командира по политической части Н.М. Карлош после окончания Военно-политической академии (кстати, однокашник нашего командира по выпуску из училища).
1954 - 1955 годы остались в памяти, как период становления моего в должности помощника командира, первого в моей флотской жизни длительного ( для того времени) плавания на ПЛ «С-143» в течение 14 суток. Мы выполняли замеры гравитационной постоянной магнитного поля земли. На лодку прибыла группа ученых с этой целью и среди них женщина с кроликами, которая изучала вопросы обитаемости подводных лодок в длительном плавании. Поход для меня был очень интересным: мы обошли архипелаг Новая Земля вдоль западного ее берега, обогнули мыс Желания и прошли через Карское море, далее через пролив Карские ворота вернулись в базу. Впервые в жизни я увидел в Карском море айсберги, причем, в большом количестве.
Как я уже писал,11 Т.В.Лазарев был не только хорошим командиром, но и заботливым начальником. Он, очевидно, заметил какие-то задатки у меня и в ноябре 1956 года я был направлен на командирские классы в ВОЛСОК ВМФ в г. Ленинград.
В июне 1957 года я успешно закончил классы и был назначен старшим помощником ПЛ «С - 155» 96 бригады ПЛ, где командиром был капитан 2 ранга В.П.Маслов. Лодка была объявлена «отличной», поэтому при моем представлении и командир дивизии контр-адмирал Поликарпов и комбриг капитан 1 ранга Горожанкин поставили задачу: не потерять это высокое звание.
Я быстро сработался с офицерским составом, командир давал мне свободу действий и, это приучало к самостоятельности. В июне - июле 1958 года мы участвовали в масштабном общефлотском учении на акватории Баренцева - Норвежского и Гренландского морей. Действовали успешно, результативно. В финале учения мы оказались единственным источником сведений об ОБК (все его потеряли), чем и обеспечили успех учения.
После этого учения приказом Командующего Северным флотом я был допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой 613 проекта, но знак командира пл начал носить только после назначения меня командиром подводной лодки.
С приходом в Полярный нам поставили задачу подготовиться к переходу в г. Ленинград для постановки на Балтийский завод с целью переделки иод проект 665 (пл с крылатыми ракетами) А ведь, в конце 1957 года я впервые получил жилье в виде хорошей комнаты в новом доме на улице Гаджиева, и только, привез жену с маленькой дочкой.
Снова все закрутилось: что-то сдавали, что-то получали, менялись кадры, рассчитывались с береговой базой, с городскими организациями, отправляли свои семьи, загружали свои нехитрые пожитки в лодку и т.д. Переход по озерам и каналу занял около двух недель. Нас приняли в состав ленинградской бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. Через несколько месяцев стало ясно, что работы по переоборудованию корабля будут очень продолжительными. Было принято решение экипаж во главе со мной отправить на Северный флот на стажировку.
КОМАНДИР ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
В сентябре 1959 года экипаж во главе со мной, прибыл, как мы думали, на стажировку в 7 дивизию подводных лодок. Впоследствии оказалось, что, поскольку работы по переоборудованию пл под ракеты задерживались на три года, нас переформировали в резервный экипаж и включили в состав 3 62 бригады ПЛ 7 дивизии ПЛ СФ.
Мне в службе снова повезло. Я влился в замечательный командирский коллектив. Командирами подводных лодок были Юрий Калашников, Лев Куприянов, Валя Балабух, Борис Громов, Феликс Митрофанов, Валентин Постников, Гена Баранов, Жора Слюсарев. Они очень помогли моему становлению как командира. Самое главное, что наш командирский коллектив был очень дружен. Все праздники мы справляли вместе. Они бескорыстно делились со мной своим опытом, удачами и неудачами.
После очередного автономного похода вторым командиром на ПЛ «С - 264», 4 октября мы вернулись и прибыли для доклада в Полярный. Здесь меня ждали новости: умерла после операции в Москве моя мама и родился сын Андрей. Здесь же мне сообщили, что приказом Командующим флотом я назначен командиром «С - 155».
В апреле 1960 года Феликс Митрофанов был назначен командиром АПЛ, а меня назначили вместо него командиром «С - 192»
Началась моя действительно командирская служба. К августу подводная лодка выполнила полный курс задач боевой подготовки и вошла в 1-ю линию уже под моим командованием. Все стрельбы я выполнил с отличными оценками. В ноябре подводные лодки «С- 181», «С-285», «С-192» нашей бригады участвовали в призовых стрельбах на приз Главнокомандующего ВМФ. Правда, приз мы тогда не завоевали. Но моя атака была успешной, и опыт я получил хороший. В общем 1960 - 1961 годы прошли в интенсивной боевой подготовке. Никогда больше -гак много не приходилось стрелять практическими торпедами и «пузырями» по полноценным отрядам боевых кораблей.
В декабре 1961 года подводная лодка встала в средний ремонт на МЗ - 10 в г. Полярном. Командование дивизиона ремонтирующихся подводных лодок очень неохотно отпускали к семьям офицеров и мичманов, особенно командиров. Пришлось бороться за свои права. Как мы добирались до своих семей отдельный разговор. Я, однажды, добирался до поселка Урица, где жила моя семья, через Мурманск, на три дня застрял на Кильдине - Могильном из-за погоды, а другой раз - в Порту - Владимире на острове Шалим. Так прошло полтора года.
В 1962 году вместе с личном составом эскадры мы пережили трагическую гибель пл «Б -37». Смерть наших товарищей на этой лодке и соседней пл «С - 350» (командир - Олег Абрамов), участвовали в похоронах погибших.
В июле 1963 года был закончен средний ремонт, и лодка вернулась к месту базирования в поселок Урица. В мае 1964 года вся наша 162 бригада заступила в боевое дежурство по флоту и попала под инспекцию Министерства Обороны с внезапным выходом в море. В целом, задачи были выполнены, мы получили положительную оценку за действия в море и за результаты инспекции.
В этот период я первый раз лично встретился с Помощником Командующего флотом контр-адмиралом Кучер, которого у нас прозвали «сумасшедшим с ножичком» (Командующего Северным флотом адмирала В.А.Касатонова - «сумасшедший с бритвой») за их очень резкие, порой грубые и не всегда справедливые, на наш взгляд, расправами с командирами кораблей. Особенно это было характерно в первый период командования адмиралом Касатоновым Северным флотом. После адмирала Чабаненко это был резкий контраст.
Я тогда не думал, что мне через 14 лет придется тоже быть в шкуре Помощника Командующего и не менее щепетильно, придирчиво и строго действовать на этом посту.
Сразу после инспекции я стал готовить экипаж и подводную лодку к первой моей самостоятельной автономке. В сентябре - октябре лодка выполняла задачи боевой службы уже со спец.оружием на борту. В целом задачи боевой службы были выполнены, подводная лодка вернулась на базу исправной, экипаж получил хорошую морскую практику.
КОМАНДИР ОКЕАНСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
С приходом в базу я узнал о новом назначении на вновь строящуюся дизелъ-электрическую океанскую подводную лодку «Б - 25» 641 проекта.. Пришлось быстро сдать дела и убыть к новому месту службы в г. Полярный. Экипаж был уже сформирован, и необходимо было начать его подготовку.
Подводная лодка должна была войти в состав 69 бригады 4 эскадры пл СФ. Командиром бригады был капитан I ранга В.Н.Агафонов, начальником штаба - капитан 1 ранга В.А.Архипов. Оба командовали бригадой во время Карибского кризиса. Началась напряженная боевая подготовка по слаживанию экипажа, сдачи задачи № 1 и № 2 КПЛ. Я должен был сдать на допуск к самостоятельному управлению пл 641 проекта. Лодки бригады активно участвовали в Карибском кризисе. Командиры кораблей охотно делились с нами опытом и своими впечатлениями об этой тяжелейшей эпопее.
В начале декабря мы отправились в Ленинград. Прибыли в Ленинград в знакомое мне здание на проспекте Римского - Корсакова, в 39 бригаду строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. Командовал бригадой капитан 1 ранга Папылев.
На Адмиралтейском заводе мы познакомились со своей будущей «кормилицей». Она уже была спущена на воду и достраивалась. Началась размеренная жизнь. Личный состав участвовал и в работах, оказывал помощь заводчанам. Так прошел почти год.
После торжественного подъема Военно-морского флага, торжественного обеда для экипажа и устранении всех замечаний заводом пл вышла в Лиепаю для подготовки к переходу на Северный флот. Переход на Север из Лиепаи совершали в группе с подводной лодкой 611 проекта. Старший перехода - командир 96 бригады капитан 1 ранга О.П.Шадрич.
1966 год прошел в очень интенсивной боевой подготовке. Подводная лодка вошла в число кораблей 1 линии, постоянной готовности. Еще в мае мне поставлена была задача подготовить подводную лодку и экипаж к выполнению задач боевой службы к сентябрю 1966 года в Средиземном море.
К этому времени офицерский состав, и экипаж был хорошо подготовлен и я был уверен в своих офицерах, мичманах и матросах. Командир БЧ-5 - капитан-лейтенант инженер Валентин Янов - прекрасный специалист, мастер своего дела, отличный воспитатель. За ним я был, как за каменной стеной. Командир БЧ -1 - сын командира ПЛ, погибшего в годы войны, старший лейтенант Игорь Мохов. Дотошный, аккуратный, знающий специалист -штурман, который ни разу не подвел меня в море. В дальнейшем он был назначен командиром ПЛ и командиром бригады ПЛ. Отличный командир БЧ -Ш - старший лейтенант Евгений Шеховец. Начальник РТС -лейтенант Иванов - хороший специалист. Старший помощник командира - капитан 3 ранга Борис Сергеевич Синюхин, уже имевший опыт боевой службы в Средиземном море. Помощник командира - капитан лейтенант Борис Евтихиев - перспективный офицер. Заместитель командира по политической части — Александр Сергеевич Баранов - настоящий политработник, который действительно помогал мне своей работой, надежная опора командира. Подстать им были и остальные офицеры корабля. В целом экипаж был надежным.
БОЕВАЯ СЛУЖБА В СРЕДЕЗЕМНОМ МОРЕ.
В сентябре 1966 года, погрузив специальный боезапас, мы вышли в море. Переход был трудным. 70% плавания было с использованием РДП. Никогда больше мы столько под РДП не плавали. Решать вопросы скрытности в тот период очень помогала группа ОСНАЗ. Американские летчики в это время еще беседовали со своей базой в открытом режиме. Мы всегда знали, что самолет взлетел с авиабазы, куда направляется и когда садится. До Гибралтарского пролива шли около трех недель. Пролив проходили в подводном положении, предварительно надежно определив свое место.
На подходе к проливу провели разведку, разобрались, как идут суда в пролив и обратно и использовали при движении их шумовой эффект. Форсировали пролив за 6 часов, используя глубинное течение. Правда один раз оказались близко к африканскому побережью, что почувствовали по тому, что лодка плохо держала глубину на автоматическом режиме. Быстро подправили курс, и дальше все было благополучно. Весь октябрь месяц прошел в районе поиска пла. Имели три обнаружения ила, которые были подтверждены данными разведки. Время слежения колебалось от 12 до 25 минут. Обнаружение происходило, как правило, в ночное время, одно - в дневное время
В начале ноября нам дали (а для меня это было впервые) деловой заход в порт Алжир. В порту Алжир провели около 6 суток. За это время привели в порядок материальную часть. Офицеры и личный состав отдохнули, по графику побывали на экскурсиях в городе ( на покупки нам впервые выдали валюту), в местном зоопарке. Командование отряда и командиры кораблей нанесли визиты мэру города, начальнику Генерального штаба страны, Командующему Алжирским флотом, послу СССР в Алжире Николаю Михайловичу Пегову. Деловой заход был завершен успешно. Все командиры кораблей были поощрены командиром отряда, а позднее и Главкомом ВМФ.
Практически мы выполнили основную часть поставленных задач на поход. Постепенно начали двигаться на выход из Средиземного моря. Я шел впереди, а гш «Б - 103» на сутки хода сзади. Новый год встретили в море, в подводном положении. Все задачи похода были выполнены, подводная лодка получила отличную оценку. С приходом отчитался за поход, часть офицеров и личный состав отправил в дом отдыха.
Командование сообщило, что я утвержден кандидатом для поступления в Академию. Новость меня обрадовала, так как по возрасту я уже был на грани. В марте 1967 года получил возможность отдохнуть, поехал в санаторий, понемногу готовился по математике.
По прибытии из отпуска снова понеслась боевая подготовка. В июне получил добро собираться к поступлению в Академию. Отправил семью в Ленинград. Ждал прибытия командира эскадры контр-адмирала С.Егорова, который поехал к Командующему флотом, чтобы взять добро и на мой отъезд.
Он прибыл поздно вечером. Мне было сказано, что Командующий отказал в убытии на учебу и приказал к августу готовиться на боевую службу. Эта новость меня не обрадовала, так как таяла последняя надежда поучиться, но ничего не поделаешь, надо выполнять приказ. Только потом я узнал, что Командующий такого решения не принимал, а это было вынужденное решение лично командира эскадры. Не было, кого можно было бы послать на это задание. А меня ждали в Академии до ноября и даже условно зачислили, с последующей сдачей экзаменов. Но я возвратился много позже.
Начались трудности. Часть офицеров убыло к новому месту службы, пришли новые люди. Пришлось ускоренно отрабатывать экипаж. К заданному сроку уложились и в конце августа вышли на боевую службу. Первые две недели были заполнены учениями и тренировками. Только после этого я почувствовал уверенность в офицерах и экипаже.
Переход был трудным. Гибралтар форсировал в подводном положении. Опыт уже был и трудностей он не представлял. В этот раз на боевой службе мне пришлось пробыть около 4-х месяцев. Имели, обнаружения иностранных ПЛА, но хочется отметить несколько случаев контактов с противолодочными силами НАТО. К сожалению, объем статьи не позволяет этого.
Во время очередного сеанса связи получил изменение дальнейшего плана действий. Мне было приказано следовать скрытно к заливу Манфредония для встречи с БПК. К назначенному времени подошел к точке встреча. Это было под утро, часов в пять. В перископ обнаружил корабль, силуэт которого мне был незнаком. Только подойдя ближе, разглядел, что это наш БПК 61 проекта. Я раньше не видел таких кораблей. Отсюда некоторая неуверенность.
Всплыли, обменялись опознавательными и позывными. Получили приказание швартоваться к танкеру «Десна». На танкере нас встретил командир нашей 96 бригады ПЛ СФ, штаб бригады. После встречи, соответствующего приветствия, инструктажа получили распоряжение готовиться к деловому заходу в порт Сплит Народной республики Югославия вместе с ПЛ «Б — 21» нашей бригады, которой командовал мой товарищ Женя Мальков.
Сначала экипаж помыли пресной водой на танкере, немного отдохнули от двухмесячного плавания. Дали нам двое суток на подготовку. В порт пошли в составе отряда кораблей: БПК 61 проекта, ЭМ УРО «Зоркий», ПЛ ПЛ «Б - 25», «Б - 21», танкер «Десна». От командира бригады я узнал, что назначен командиром 51.1 оперативной группы пл 51 - го оперативного соединения подводных лодок. Поэтому на меня возложены все обязанности по организации и обеспечение захода лодок в Сплит.
Началась целая неделя различных мероприятий. Для личного состава отдых, ревизия и ремонт механизмов, экскурсии по городу. Что касается нас, командиров кораблей, то это сплошные визиты и приемы. Даже мне предложили дать небольшой прием в честь военного атташе, офицеров связи югославов. С помощью командира ВПК «Отрадный» Джемса Чулкова и пошарив по сусекам подводных лодок, удалось выполнить эту задачу на должном уровне. Такой опыт мне очень пригодился в будущем, когда я командовал отрядами кораблей в иностранных портах.
Прием прошел и салоне командира танкера «Десна» и все (в том числе мой комбриг, капитан 1 ранга О.П.Шадрич) остались очень довольны.
Большое впечатление у меня оставила экскурсия на подземную электростанцию под Сплитом. Интересной была поездка в Далмацию и посещение военного санатория. Памятна экскурсия на остров Вис, где располагался во время войны штаб Иосипа Броз Тито. Я даже один раз искупался на пустынном пляже, так как ноябрь - это уже не купальный сезон в этих краях. 26 ноября надводные корабли экстренно вьшлли из порта. Подводные лодки остались еще на два дня. Мы заканчивали свои дела, ремонтировались и готовились к выходу яо своим планам. Хорошо отдохнув, вечером 27 ноября 1967 года мы вышли из Сплита, прошли уже известным красивейшим маршрутом между островами и вышли в Адриатическое море.
Проведя поиск в очередном заданном районе, я, практически, окончил выполнение задачи боевой службы и получил приказание следовать в базу с попутным поиском. На выходе из Средиземного моря получил боевой приказ (фактический) о занятии района, подготовке оружия с задачей ведения боевых действий. Не поверил, решил, что это ошибка. Попросил повторить РДО. Через некоторое время пришло отменительное распоряжение, и я спокойно следовал дальше.
На переходе появлялись различные неисправности. Они являлись результатом некачественного ремонта в Сплите. Около Англии оказалась негерметичной захлопка подачи воздуха к дизелям. Погода штормовая, работает авиация ПЛО ВМС Великобритании. Решили устранить неисправность. Создали бригаду добровольцев во главе с командиром группы движения. После соответствующего инструктажа, на крепких капроновых концах, выпустили ремонтников на кормовую надстройку. Работали около трех часов, в дневное время. На счастье не было авиации. Только после устранения неисправности, когда был убран в лодку личный состав, обнаружили работу РЛС самолета ПЛО. Погрузились и продолжали следовать домой.
Вскоре у одного из моряков случился острый приступ аппендицита. Дал радио о больном и погружении на операцию. Оперировали в подводном положении, так как море было штормовое. Операция прошла успешно, без осложнений Ее отлично провел старший лейтенант Виталий Щеголев. После наблюдения за больным доктор выразил беспокойство за его состояние и пожелание как можно скорее отдать под наблюдение врачей госпиталя. Я решил всплыть, дал радио, что ввиду такой обстановки, следую дальше в надводном положении, не соблюдая скрытность и скоростью больше заданной.
В базу пришли раньше срока. Встретили нас и командование и санитарная машина. Больного забрали в госпиталь. У него было все в порядке, а меня пожурили за нарушение графика движения. Тут же я узнал о награждении меня орденом Боевого Красного Знамени. Все офицеры корабля были также отмечены командованием. Личный состав и часть офицеров уехали в дом отдыха. Я с одной сменой остался в Полярном.
В январе 1968 года было общефлотское собрание командиров кораблей под руководством Главкома ВМФ. Пришлось выступить и мне с анализом своей боевой службы и своими предложениями. Кажется, мои предложения понравились Главкому (так мне, по крайней мере, передали) Здесь же вручили орден.
Где-то в конце января, точно не помню, на флот приехала большая делегация ЦК комсомола во главе с первым секретарем. Делегация побывала на нашей подводной лодке, посмотрела, как выглядит она после четырехмесячного океанского плавания. Кто-то из командования рассказал секретарю о моей неудаче с поступлением в академию. Он, якобы, обещал помочь в этом вопросе. Я, конечно, не очень поверил, но был благодарен за внимание.
В феврале, однако, получил сведение, что, я включен в список кандидатов для поступления в академию и утвержден Командующим флотом и Главкомом ВМФ. В дальнейшем все пошло более благополучно. Своевременно сдал дела старпому и, как положено, за два месяца убыл в Академию для подготовки и сдачи экзаменов. Конкурс был 2 человека на место. Готовился основательно. Все экзамены сдал на отлично.
Два года учебы в Академии пролетели незаметно. Успешно сдав экзамены и на отлично защитив диплом (руководителем у меня был контр-адмирал Н.Игнатов), я был назначен начальником штаба 42 бригады ПЛ, 9 эскадры ПЛ, в поселок Лиинахамари. После отпуска в конце августа прибыл к месту службы.
Штаб бригады располагался на плавбазе «Н.Столбов». Хотя она входила в состав 9 эскадры ПЛ СФ, но штат был отдельной бригады. В бригаду входили 15 подводных лодок, ГО «Д.Галкин», П.К « Н.Столбов», ПМ-21, береговой учебный центр, 4 торпедолова и другие вспомогательные суда. Командовал бригадой мой бывший начальник штаба 162 бригады капитан 1 ранга Юрий Алексеевич Кузнецов. Район ответственности бригады простирался до рубежа Нордкап - Медвежий. На этом рубеже лодки бригады, в основном, несли боевую службу.
За период службы в Лиинохамари я дважды выходил старшим на борту на выполнение задач боевой службы в зоне ответственности бригады. Обе лодки отлично выполнили поставленные задачи. Плавание в этих районах, конечно, было проще, чем в Атлантике и Средиземном море, хотя интенсивность работы авиации ПЛО Норвегии была значительной. С приходом в октябре 1971 года после боевой службы на моей бывшей когда-то ПЛ «С -192», я получил назначение на должность командира 211 бригады подводных лодок 4 эскадры СФ. Конечно, я был рад вернуться на, вообще - то родную для меня эскадру.
КОМАНДИР БРИГАДЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК.
27 октября 1971 года я прибыл в г. Полярный. Представился командиру эскадры контр¬адмиралу Петру Николаевичу Романенко и начальнику штаба капитану 1 ранга Олегу Петровичу Шадрич. Мне сразу была поставлена задача принять дела и готовить бригаду в полном составе на боевую службу в Средиземное море на июнь - июль 1972 года на срок 6 -8 месяцев.
Командование 4-й эскадры ПЛ. Слева направо:
командир дивизиона ремонтирующихся ПЛ капитан 1 ранга А.М.Толоконцев,
командир бригады ПЛ капитан 1 ранга В.А.Горохов,
командир 4-й эскадры ПЛ контр-адмирал О.П.Шадрич,
начальник штаба эскадры капитан 1 ранга Л.Д.Чернавин,
командир бригады ПЛ капитан 1 ранга И.Н.Паргамон,
командир 69-й бригады ПЛ капитан 1 ранга А.В.Акатов.
Полярный, январь 1974 г. (фото предоставлено И.Н.Паргамоном)
Готовить бригаду на боевую службу - это не то, что готовить одну - две подводные лодки. Работы хватало. Я и мои заместители не вылезали из моря. Потом это было обычной работой перед каждой боевой службой. Половина командиров бригады были линейные, опытные, а остальных надо было готовить и отрабатывать с начала. С огромным трудом бригада была подготовлена к назначенному сроку.
Несколько дней длилась эпопея загрузки оружия и спец.оружия и я, как начальник пункта погрузки, все время был на пирсах и руководил этим мероприятием. Выходили на боевую службу всем составом бригады: 9 подводных лодок нашей бригады и одна пл 651 проекта 9 эскадры пл СФ. Охранение осуществляли 6 кораблей 7 ОПЭСК флота. Старшим перехода -командир 4 эскадры, контр-адмирал П.Н.Романенко.
Шли сложным построением. Подводные лодки сначала не очень четко выполняли сигналы. Через двое суток все вошло в норму. Никаких неприятностей в этом вопросе не было за весь переход, а он длился почти месяц. Силы ПЛО НАТО начали нас тревожить сразу после прохода рубежа Нордкап - Медвежий. Авиация и отдельные корабли НАТО вели себя нагло, приближались на опасное расстояние, пролетали едва, не касаясь мачт. Приходилось разворачивать оружие, выстреливать сигнальные ракеты, поднимать флажные сигналы по международному своду, чтобы как - то воздействовать на такие недружественные действия.
На траверзе Португалии к нам подошла Атлантическая эскадра НАТО в составе 8 кораблей различных классов и стран. Теперь мы шли уже в двойном охранении. Весь месяц мои заместители шли на подводных лодках, где командиры не имели достаточного опыта плавания. При подходе к Гибралтару перестроились в двух кильватерную колонну и так прошяи пролив. Эскадра НАТО шла за нами, но в проливе не мешала. Дальше надо было думать, как погрузить подводные лодки, чтобы они могли выполнить свои задачи.
В ноль часов, по специальному сигналу все подводные лодки внезапно погрузились в обеспечении надводных кораблей, которые поднимали предупредительные сигналы по международному своду и прикрывали пл своими бортами. Такая баталия продолжалась около 2-х часов. За это время мои лодки отошли от района, а столько же лодок 69 бригады И.Н. Паргамона всплыли. Так как лодки были без бортовых номеров, то сразу понять, что это другие пл было невозможно. В этой операции я познакомился с командиром 5 эскадры ВМФ вице-адмиралом Евгением Ивановичем Волобуевым и другими адмиралами и офицерами эскадры.
Придя в точку якорной стоянки, мы с И.Н.Паргамоном произвели смену. Он познакомил меня с обстановкой и рассказал об особенностях работы в штабе эскадры. Штаб 5 эскадры перешел к нам на ПБС «Тобол» и началась боевая служба на Средиземном море.
Происходило много разных интересных эпизодов и событий, соприкосновений с силами НАТО. Работа в штабе эскадры под руководством вице-адмирала Е.И.Волобуева и контр-адмирала И.М.Капитанца была хорошей школой для меня, молодого командира соединения. После первых неудач при форсировании Сардинской узкости и Тунисского пролива, мы научились отрывать ПЛ от преследования ПЛС НАТО, выводить под транспортами или использовали для развертывания нестандартные маршруты, которыми ранее не пользовались. Придумывали другие хитрые приемы. Словом, больше преследований и всплытия пл под воздействием ПЛС НАТО не было.
В штабе эскадры я оставался до ноября 1972 года. За это время не было ни одного недостатка при руководстве штабным постом и управлениями подводными лодками. Должен заметить, что, начиная с 1962 го да, вся тяжесть несения боевой службы на Средиземном море легла на плечи подводников Северного флота. Так сменяя друг друга, мы несли боевую службу до 1992 года по 6 - 8 месяцев и до 13 месяцев.
В ноябре мне было приказано с плавмастерской ПМ - 24 и пл «Б - 26» прибыть в порт Тартус (Сирийская арабская республика) с задачей проведения межпоходового ремонта и отдыха личного состава. Это был первый опыт в порту Тартус. Надо было и завязать добрые отношения с властями города и военно-морской базы.
С прибытием в порт познакомился с нашими представителями в САР. Нанес визит командиру ВМБ. К нам отнеслись очень доброжелательно. Обеспечили всем. Через несколько дней я устроил обед для командования и офицеров базы, он прошел очень хорошо. Местные власти отвели нам участок пляжа для отдыха, предоставили автобус организовали несколько интересных экскурсий. Мои офицеры штаба и подводной лодки приняли участие в подготовке масштабного для Сирии учения по высадке десанта. По окончанию учения был устроен большой прием от Командующего Сирийским флотом.
За период нахождения в порту два раза мы были свидетелями нападения израильской авиации по объектам порта и базы.
Прошел месяц, подводная лодка была хорошо отремонтирована, личный состав отдохнул, Очень тепло распрощались и вышли из порта.
С приходом в точку встречи с 5 эскадрой доложил командиру эскадры о выполнении задания. Через день бригада получила разрешение на возвращение в базу. Подводные лодки возвращались самостоятельно. Все наши действия были оценены, несмотря на первые неудачи, положительно. Подводные лодки бригады имели по 4 - 5 обнаружений пла.
С приходом в базу отчитались за боевую службу. Я несколько раз докладывал по опыту преодоления рубежа ПЛО о. Сардиния - о. Ла-Галит, Туниский пролив. Думаю, что опыт был поучительный и интересный. Все последующие бригады действовали, исходя из этого опыта. Прошло не очень много времени. Я и штаб бригады начал вплотную заниматься своими кораблями, так как следующая очередь идти на 12 месячную службу была наша. Подготовка была еше более сложной, чем в 1972 году. Готовили 8 подводных лодок и плавбазу «Галкнн». К назначенному сроку были готовы к выполнению задания. На этот раз я шел самостоятельно на плавбазе моей бригады. Со мной шли 6 лодок, а две вышли раньше и шли самостоятельно.
Переход был очень интересный. Моей задачей было вызвать интенсивные действия сил ПЛО вероятного противника против подводных лодок бригады. Было нарезано несколько районов, где погружали подводные лодки, имитировали работы с ними, проводку под кораблями, поиск ПЛ. Все эти действия вызывали активизация работы авиации ПЛО США и Великобритании.
Начиная от рубежа ПЛО Гренландия - Фарерские острова - Норвегия, наш отряд все время сопровождался авиацией НАТО. Я начал подозревать, наша работа по УКВ ЗАС, которая имелась на лодках, не только прослушивается, но и расшифровывается. Решил проверить, так ли это. В результате небольшой радиоигры мы поняли, что УКВ ЗАС подводных лодок, не обеспечивают скрытность переговоров. Мы их прекратили. В Средиземном море мы вошли в состав отряда с частью лодок. Пришли в точку якорной стоянки в заливе «Салум». Дальше подводные лодки развертывались, самостоятельно, скрытно, погружалась, как правило, на границе территориальных вод, в ночное время. Обнаружения и преследования лодок не было.
На этот раз в штабе 5 эскадры находился один из моих заместителей и с ним оперативная группа. Остальной штаб вместе со мной находился на плавбазе, где неслось оперативное дежурство.
Среди многих других задач, которые приходилось решать, мне поставила задачу обеспечить выгрузку и хранение специального боезапаса на плавбазе «Д.Галкин». Это была трудная работа, и она была выполнена. Все лодкам перед заходом в порты иностранных государств на межпоходовый ремонт теперь выгружали спец.боезапас на ПБС. Этот опыт был использован и на других плавбазах с помощью заводов.
В декабре штаб 5 эскадры временно перешел на ГО «Галкин», а меня отправили со штабом в Александрию. Надо сказать, что в Александрии командир 51 Оперативной бригады, коим я и являлся, был старшим начальником стоявших там кораблей и судов. В Александрии в это время заканчивала текущий ремонт подводная лодка (командир капитан 2 ранга Э.Голованов) Ремонт проводился на судостроительном заводе, построенном Советским Союзом в подарок дружественному народу Египта. Ремонт лодки на заводе был первым опытом, в Александрии, поэтому офицерами штаба бригады вместе с техническими советниками (нашими офицерами) на заводе, тщательно контролировали все. Лодка была отремонтирована, прошла докование. Штаб бригады обеспечил все ходовые испытания и принятие после ремонта
В этот же период египетское руководство сделало нам отличный подарок - экскурсию на автобусе в город Каир, столицу Египта. Около 50 офицеров штаба эскадры и бригады участвовали в этой очень интересной поездке.
1975 год я встретил также в Александрии. Наблюдал, как встречают новый год в Египте. Нам на плавказарму к этому празднику привезли сосенку из Союза, которую мы установили на верхней палубе плав.казармы и украсили чем могли.
В это же время мы решали вопросы межпоходовых ремонтов и отдыха личного состава подводных лодок и штаба. Поочередно, по 2 экипажа, с передачей подводных лодок для ремонта резервным экипажам, прибывшим из Полярного, весь личный состав отдохнул на базе отдыха ~ мыс Фиолент, офицеры с семьями - в Ялте. В конце февраля повезло и мне. С двумя экипажами и частью штаба я отправился на отдых. Месячный отдых, встреча с семьями очень нужен. Однако потом офицеры и мичманы с трудом входили в рабочее русло. Возвратившись из Севастополя, снова принялись за работу, оставалось еще 5 месяцев до окончания боевой службы.
Были отдельные офицеры, мичманы, матросы и старшины срочной служоы, которые не выдерживали тягот такой службы. Поэтому их отправляли на Север, и требовалась замена. Чуть не сорвала выполнение задач боевой службы подводная лодка 651 проекта 9 эскадры ПЛ СФ.
После межпоходового ремонта на ней вдруг почти половина личного состава заболела дизентерией. В конце моего пребывания в Александрии старшим морским начальником там был назначен командир бригады вспомогательных судов Черноморского флота, капитан 1 ранга Николай Мясоедов. Я с удовольствием сдал ему дела. Однако, ответственность за подводные лодки осталась за мной. С Колей Мясоедовым мы подружились и поддерживали хорошие отношения. Впоследствии мы оба стали адмиралами и помощниками командующих флотами. Он Черноморского, а я Северного.
Подводные лодки, кроме своих непосредственных задач, участвовали в маневрах «Океан -75». Все четыре участника получили на учении хорошие и отличные оценки. Боевая служба была завершена успешно и результативно. За период боевой службы лодки имели до 50 обнаружения ПЛА.
В конце июля я на плавбазе «Д.Галкин» и с частью подводных лодок отправился на Северный флот. В отличие от 1972 года, встреча была торжественной и праздничной. Впервые нашим семьям было разрешена встреча своих мужей и отцов. Для встречи прибыли Командующий флотам, адмирал флота Г.М.Егоров, Член Военного совета флота, вице-адмирал Сорокин, командир и штаб эскадры в полном составе.
В 1976 году произошло несколько значительных событий, которые остались в моей памяти. Командование флотом направило одну из лодок бригады (командир - капитан 2 ранга А.Яременко) на ответственное учение, которое проводила АСС (аварийно-спасательная служба) флота. Старшим на борту был назначен я, командир бригады. Цель учения - проверить штатные возможности по выходу из затонувшей подводной лодки.
С этой целью ПЛ легла на грунт, на глубине 130 метров в губе Ура. Состояние моря и видимость были отличными. Такими же были и условия для работы. Над местом покладки встал спасатель, СС «Алтай». С него спустились на корму лодки водолазы - глубоководники Они приняли и состыковали с комингс-площадкой аварийного люка 7 отсека спасательный колокол. Первая попытка продолжалась трое суток и безрезультатно. Лодку присосало, и она с трудом оторвалась от грунта. Через трое суток учение повторили и опять без результата. Так ничем и закончилось это учение по спасению жизни личного состава затонувшей ПЛ. А, ведь, в то время этому вопросу уделялось достаточно внимания и тренировки проходили регулярно. Вспомнилось это в дни, когда спасали затонувшую АПЛ «Курск». Там была, правда, другая ситуация и другие спасатели.
В 1977 году бригаде снова поставили задачу подготовиться к несению боевой службы составом бригады к августу месяцу. Поэтому, понятно, что конец 1976 года и начало 1977 был периодом переформирования, кадровых перемещений, оредиоходовых ремонтов, интенсивной боевой подготовки. Снова все время в море. О высоких результатах боевой учебы свидетельствует приз Главкома ВМФ, по торпедной подготовке. Контрольные выходы сменялись загрузкой, корректировкой документов. Несколько суток ушло на погрузку спец.оружия. Все это настолько изматывало командование, штаб, офицерский и личный состав, особенно командиров кораблей, что все с облегчением ждали выхода в море.
В этот раз каждая подводная лодка выходила самостоятельно, имея индивидуальное задание. Некоторые подводные лодки действовали самостоятельно в районе Карибского моря, другие у побережья Анголы и Конго. Остальные - в знакомом Средиземном море.
Я шел старшим на борту бывшей моей ПЛ «Б - 25». Мои заместители и офицеры штаба были распределены по лодкам. Больше месяца плавали в Атлантике, параллельно, на переходе, проводя испытания, новой антенны и приемной аппаратуры. Определяли эффективность приема в подводном положении на СДВ. За полтора месяца плавания я проверил командира и личный состав и с приходом в точку якорной стоянки дал донесение о допуске командира капитана 3 ранга Баскакова к самостоятельному решению поставленных задач. В командире я не ошибся.
ПЛ капитана 2 ранга Злотиикова успешно действовала по отдельному плану в районе о. Куба. Три лодки участвовали в действиях по учению в районе Канарских островов, позднее две из них действовали в районе Анголы. Не помню в какой точке якорной стоянки я находился на ПМ - 26 (командир капитан -лейтенант Бакурадзе), но вечером меня вызвал к аппарату БПЧ- ЗАС (буквопечатание) мой бывший подчиненный, мичман Воробьев, служивший в Главном управлении кадров МО СССР. Раньше всех начальников он сообщил мне, что подписано Постановление Совета Министров СССР о присвоении мне звания контр-адмирал.
Присвоение воинского звания, тем более адмиральского, всегда большое событие в жизни офицера, а присвоение звания в море - это событие вдвойне. Чувствуешь себя моряком и понимаешь, за что тебя повысили в звании. Через день мой однокашник из управления кадров ВМФ Володя Гарин подтвердил это событие. К 7 ноября я уже был в соответствующей форме. Не было только фуражки. Ее мне прислали уже после Туниса. Должен сказать, что в звании контр-адмирала мне уже легче было общаться, особенно в иностранных портах, когда руководил отрядами кораблей во время деловых заходов.
Дважды с отрядами кораблей заходил в порт Аннаба ( Республика Алжир) дня отдыха личного состава и ремонта кораблей. Оба деловых захода получили высокую оценку командования, посольства и арабской стороны. Весь ЛИЧНЫЙ состав был в городе на экскурсиях. Кроме Аннабы, я. руководил деловыми заходами отрядов кораблей в Тартус (Сирия), Александрию (Египет) и, наконец, в ноябре 1977 года в Республику Тунис города Бичерта -Мензель-Бургиба. Обо всех этих походах и посещений осталась масса воспоминаний.
В результате несения боевой службы были выполнены бригадой все задачи. Был выполнен и план боевой и политической подготовки составленный на 1977 - 1978 учебный год,
В период несения боевой службы были встречи и с нашими атомными подводными лодками. Мы их принимали к борту плавбазы, заправлял» (свежими продуктами и регенерацией, в основном), разбирали результаты действий, проверяла корабли и личный состав. После этого инструктировали и обеспечивали скрытный выход. Все задачи были выполнены. Нас сменила бригада лодок капитана 1 ранга Юрия Данькова. Это была его первая боевая служба в должности комбрига, а МОЙ, как оказалось последняя. Все лодки моего соединения возвращались из разных точек Атлантики на этот раз самостоятельно. Я же отправился на ПМ - 26 через Севастополь на Родину. Результаты боевой службы и на этот раз были высоко оценены командованием 5 эскадры ВМФ (командир - контр - адмирал Рябинский) и Командованием Северного флота.
По итогам года бригада была объявлена лучшей среди дизельных подводных соединений флота и повторно награждена Переходящим Красным Знаменем Военного Совета Северного флота. Но получал его уже новый комбриг.
Я был назначен приказом Министра Обороны СССР Помощником Командующего Северным флотом. На этой должности я тоже не расставался с морем. Помимо своих прямых обязанностей Помощника Командующего и Начальника гарнизона г. Североморск, я исполнял обязанности командира сил высадки. То есть все, что связано с высадкой десанта находилось в моей ответственности. Пришлось руководить четырьмя крупными высадками десантов, но это другая история.
Так закончилась моя 25- летняя служба на подводных лодках, из которой 9 лет я командовал подводными лодками 613 и 641 проектов, полтора года был начальником штаба бригады пл 613 проекта и 7 лет командовал бригадой пл 641 проекта Только на боевой службе в Средиземном море я пробыл более 3 лет.
Уже нет тех подводных лодок, которыми я командовал: ПЛ «С -192», «С - 155» где то ржавеют или уже разрезаны па металлолом а Лиепае, ПЛ «Б - 25», проданная в ФИНЛЯНДИЮ, затонула при буксировки ее в иностранный порт. Очевидно, не пожелала идти за границу. 211 бригада ПЛ расформирована, на ее штате и под ее войсковой частью сейчас действует дивизия ПЛА на Северном флоте. От бывшей могучей 4 эскадры подводных лодок остались одна бригада, правда, с новыми проектами лодок. Все это очень грустно.
Самым трудным при руководстве соединением было то, что, выполняя план - график боевой службы, мы ежегодно переформировывала корабельный состав, а, следовательно, и личный состав. То есть, каждый год надо было все начинать по боевой подготовке с самого начала.
Но если бы меня спросили, какой службой я был более всего удовлетворен, я ответил однозначно: командованием кораблем и соединением в Средиземном море. И если бы мне пришлось повторить свой жизненный путь, не задумываясь, сделал, бы это.
Может быть, более ответственно отнесся бы к. начальному этапу моего офицерского пути.
Немає коментарів:
Дописати коментар