субота, березня 24, 2012

МОРСКАЯ ДУША: ОТ БАРКА «ТОВАРИЩ» ДО ПОДВОДHОЙ ЛОДКИ «Щ-303»
Чтобы рассказать об этом человеке, о его военной судьбе во время Великой Отечественной, прежде всего, наверное, надо возвратиться в самое начало века. Именно тогда, в 1905 году, в Петербурге в семье токаря Балтийского завода Алексея Петровича Гольдберга и его жены Марии Григорьевны родился сын, которого нарекли Григорием. Через какое-то время семья переехала на юг, в Новороссийск, и в этом городе прошли детские и отроческие годы Гриши. Подрос – стал работать в порту грузчиком, матросом.
По комсомольской путевке поехал в Ленинград и поступил в Морской техникум. На старательного и способного юношу обратил внимание директор техникума – известный капитан Дмитрий Афанасьевич Лухманов. Григорий становится одним из любимых учеников Лухманова, а со временем и его зятем, женившись на дочери Лухманова Ксении.



ВНАЧАЛЕ была практика на судах матросом, штурманским учеником на учебном парусном бриге «Товарищ», которым в дальнем плавании в Южную Америку командовал Д.А. Лухманов. После получения диплома Григорий плавает третьим, затем вторым помощником капитана на судах Балтийского пароходства. Обстоятельства того непростого предвоенного времени подчас существенно изменяли намерения и планы многих людей. В то время Военно-Морской Флот нашей страны пополнялся новыми кораблями и для них нужны были умелые, опытные специалисты. И, как и многие другие, Григорий Гольдберг становится военным моряком. Окончив в 1935 году учебный отряд подводного плавания, получил назначение на Тихоокеанский флот помощником командира подводной лодки.

Служил, пока до Дальнего Востока не докатилась волна развязанных Сталиным необоснованных репрессий. Арестовали Дмитрия Афанасьевича Лухманова, его сына-военного, взяли и Григория Гольдберга и его жену Ксению, которая ждала ребенка, – их обвинили в шпионаже в пользу иностранного государства. Там, во Владивостокской тюрьме, родилась дочь Григория и Ксении.

Каких-либо доказательств вины этих арестованных у следствия не было, да и быть не могло, и в 1939-м их освободили из заключения. Григория Алексеевича направили для продолжения военной службы на Балтику, в Ленинград.

С НАЧАЛОМ Великой Отечественной войны он командует дивизионом подводных лодок. Интересная подробность: штаб дивизиона находился на яхте «Полярная звезда», построенной когда-то на Балтийском заводе для российского царя. Суровой блокадной зимой 1942 года находившаяся в ремонте яхта была ошвартована на Неве у Эрмитажа и обеспечивала музей электроэнергией. В новогоднюю ночь 1942 года в уютной кают-кампании гостем Григория Алексеевича и командиров дивизиона был директор Эрмитажа академик И.А. Орбели.

На яхту частенько наведывались известные литераторы, которых интересовали подробности боевых дел подводников. На «Полярной звезде» тогда побывали Александр Фадеев, Леонид Соболев, Ольга Берггольц, Вера Кетлинская, Всеволод Вишневский, Александр Крон, Всеволод Азаров…Всех их, по воспоминаниям сослуживцев Григория Алексеевича, он поражал своей культурой и эрудицией.

Время от времени командир дивизиона тоже выходил в боевые походы, чтобы «обкатать» молодых командиров. Так было, например, в начале июля 1942 года, когда он пошел в поход на подводной лодке «Щ-303», командиром которой незадолго перед тем был назначен И.В. Травкин, в будущем Герой Советского Союза. Накануне похода Григорий Алексеевич писал эвакуировавшейся с детьми в Кировскую область жене Ксении Дмитриевне: «Иду на большое, важное и трудное дело и возвращаться буду только с победой. Во всяком случае, честь балтийских подводников не подведу».

ПОСЛЕ ВОЙНЫ И. Травкин написал книгу «Всем смертям назло», в которой, в частности, отмечал: «Мы все любили Гольдберга. Он никогда не вмешивался в действия командиров лодок, с которыми выходил в поход, предоставляя им полную самостоятельность, и если только командир ошибается или у него возникает неожиданная трудность, он мягко поправит, поможет советом, а то и строгим, но всегда полезным замечанием».

Об одном из боевых эпизодов, характеризующих поведение командира дивизиона в том летнем походе 1942 года, рассказал батальонный комиссар Г. Мягков в очерке «Подводник Гольдберг», опубликованном в газете «Краснознаменный Балтийский флот».

Через полтора месяца «Щ-303» возвратилась из автономного плавания в Кронштадт; возвратилась с вмятинами на корпусе, но – с победой. Члены экипажа лодки получили награды. Капитан 2-го ранга Г.А. Гольдберг был награжден орденом Ленина – очень высокой по тому времени наградой.

Храбро, героически сражались с врагом подводники дивизиона под командованием Г.А. Гольдберга. И вместе с непосредственными исполнителями мастерских торпедных атак заслуженно наградили и их командира. На его кителе рядом с орденом Ленина засияли ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. Одним из первых среди подводников удостоился он ордена Ушакова.

В ПОСЛЕВОЕННЫЕ годы Григорий Алексеевич служил на командных должностях в Риге, Лиенае, Балтийске. Неоднократно подавал по команде рапорты с просьбой направить его на учебу в военно-морскую академию, но получал отказ. Видимо, кто-то, в силу своего служебного положения определявший судьбы боевых, заслуженных офицеров, решил, что в послевоенное время храбро воевавшие люди уже менее нужны флоту, без них можно обойтись. Но в то же время – это случилось в 1954 году – ему издевательски было официально заявлено, что без высшего образования он не может возглавлять учебный отряд, которым командовал. Григорий Алексеевич подал рапорт об увольнении из военно-морских сил.

Ему было сорок девять лет, и, по сути, все предстояло начинать сначала.

На семейном совете местом жительства избрали южный украинский город Мариуполь, где за полвека до того помощником начальника морского порта служил тесть Григория Алексеевича, отец его жены Ксении Дмитриевны, прославленный капитан и писатель-маринист Дмитрий Афанасьевич Лухманов. Вместе с семьей дочери в Мариуполь приехала и жила с ними вдова старого капитана – Вера Николаевна Лухманова.

Григорий Алексеевич стал работать капитаном-наставником в Азовском управлении углерудовозного флота Черноморского пароходства. Знавшие его по работе азовские капитаны старшего поколения, да и другие, отзываются о нем как о хорошо знающем свое дело, эрудированном специалисте, принципиальном, но добром и отзывчивом человеке.

Как много мужественных и храбрых сражавшихся с врагом воинов, не жалевших себя в боях, в послевоенные годы безвременно ушли из жизни!.. Надорванное войной, а то и грубостью и безразличием какого-то командного чиновника, в последующие, уже мирные годы, сердце не выдерживало.

ИМЕННО ТАК – неожиданно, внезапно – в ноябре 1960 года оборвалась жизнь Григория Алексеевича Гольдберга. Ему было всего 55 лет.

Похоронили Григория Алексеевича у самой ограды старого мариупольского кладбища моряков. На скромном надгробии – краткая надпись: «Г.А. Гольдберг. 28.03.1905 – 23.11.1960».

После его кончины осиротевшая семья капитана покинула Мариуполь.

Где-то на территории бывшего СССР живет и работает Григорий Гольдберг-младший – ученый, видный специалист в области аэрофотометрии земной поверхности, внук боевого моряка-подводника и правнук известного капитана и писателя Дмитрия Афанасьевича Лухманова.

Минувшее не исчезает бесследно. В суровом 1942 году возвращение из боевого похода подводной лодки «Щ-303» в Кронштадт запечатлели находившиеся там кинооператоры, и снятые тогда кинокадры хроники под названием «Битва на море» вошли в 12-ю серию многосерийного документального советско-американского фильма «Великая Отечественная. Неизвестная война». Когда эта серия демонстрировалась по телевидению, эпизод возвращения подлодки из похода увидела семья Григория Алексеевича Гольдберга. Об увиденном по телевидению рассказывала его дочь: «…И прямо на меня шел с букетом полевых цветов весело и счастливо улыбающийся, худой, с впалыми щеками до боли знакомый каждой черточкой своего красиво-мужественного лица мой отец! Здравствуй, ПАПА! Как давно я не видела тебя живым!..»

Семен ГОЛЬДБЕРГ,
журналист, однофамилец
моряка-подводника

Немає коментарів: