ЧАСТЬ 20
Об одной истории произошедшей на ПЛА «К-10».
В сентябре- октябре 1978 года ПЛА «К-10» находясь в
центральной части Тихого океана, выполнила задачи автономной боевой
службы. В 20-х числах октября командир подводной лодки капитан 1 ранга
Медведев Валерий Николаевич получил команду из штаба ВМФ следовать
курсом к родным берегам. Незадолго до получения этого радостного для
всего экипажа приказа, на подводном крейсере вышло из строя устройство
«ДУК». Этот механизм был в единственном экземпляре и предназначался для
удаления различного мусора из прочного корпуса ПЛА (атомной подводной
лодки) на скорости хода до 18 узлов и глубине погружения не более 200
метров. Он отличался от обычного домового мусоропровода относительной
сложностью исполнения. Представлял из себя высокопрочную стальную
трубу диаметром 400 мм. с герметичной передней и задней крышками. Они
имели гидравлический привод. После загрузки в трубу мусора в
специальных пластиковых мешках, он выстреливался в море с помощью
сжатого воздуха или воды. Устройство «ДУК» было немного сложнее
конструкции кувалды, тем не менее, оно не раз становилось причиной
неприятностей на многих ПЛА..Источник-http://andreeva.1gb.ru/story/holland17.html
В октябре 1960 года на «К-19» при удалении за борт досок от продуктового ящика через ДУК девятого отсека произошло заклинивание крышки этого устройства, и в отсек стала поступать вода, затопившая его на одну треть.
В 1969 г. в базе был затоплен трюм IX отсека ПЛА проекта 675 через устройство ДУК. Было принято большое количество забортной воды, выведено из строя электрооборудование и механизмы отсека. Командиром 3-го дивизиона « К-10», в заведовании которого находился «ДУК» - был грамотный офицер из выпускников СВВМИУ, способный обстоятельно объяснить, почему у вас слабый напор воды в умывальнике или откуда она иногда берется на палубе в вашей каюте. А также успокоить вас, что вода в умывальнике или на камбузе действительно не всегда хорошего качества и это вам не кажется. И еще, уверенно, и со знанием дела, назвать вам с десяток уважительных причин, почему не удается быстро устранить все эти мелкие, досадные неисправности, и утешить, что вам повезло, убедительно доказав, что и на других ПЛА, оказывается, все это еще хуже…
Офицеры - механики обладают высоким уровнем подготовки и легко смогут вам объяснить, как работает любой механизм на корабле. Хуже получается, когда надо объяснить командиру, почему он сейчас не работает и когда будет устранена неисправность. Техника живет по своим законам, и самый грамотный инженер втайне осознает, что он только думает, что их знает. (законы эксплуатации вверенной тебе матчасти). Если устройство имеет вероятность неустойчивой работы, то найдется специалист, который создаст для этого все необходимые условия…Упавшая в трюм деталь, обязательно попадет в самое труднодоступное место. Вероятность ее обнаружения и извлечения тем меньше, чем меньше их имеется в ЗИПе. Ремонт любой техники, состоящей из более чем трех деталей - это такое же, как секс, утомительное занятие, от которого трудно оторваться по своей воле. Однако, ремонт требует гораздо большего воображения, знаний и практики, а также допускает помощь коллег и старших товарищей. В случае его удачного завершения испытываешь явно большее удовольствие и облегчение. Очень часто устройство «ДУК» выходило из строя по причине попадания посторонних предметов под переднюю крышку. В этой связи, «мусоропровод» становился негерметичным. Именно это и произошло при выполнении ПЛА «К-10» задач государственной важности. В связи с быстрым ростом количества бытовых и других
отходов, личный состав дивизиона живучести ПЛА был поставлен на «рога». Частые «хлопанья» передней крышкой устройства «ДУК», периодические повышения скорости хода корабля, положительных результатов не дали. За несколько дней все свободные места подводной лодки, были заставлены мешками с мусором. Командир подводного ракетоносца, капитан 1 ранга Медведев В.Н. предложил командиру минно-торпедной боевой части вытащить из торпедного аппарата 10 отсека малогабаритную торпеду и через него выстрелить скопившийся в огромных количествах мусор. На многих ПЛА такой способ удаления мусора часто практиковался при поломках «ДУКа» и был четко отработан. В этот раз, командир БЧ-3 был категорически против, боясь поломки деталей торпедного аппарата. Командир электромеханической боевой части ( БЧ- 5 ) предложил командиру ПЛА всплыть в позиционное положение и быстро выбросить мусор через рубочный люк, а заодно и перекурить на свежем воздухе. Предложение механика было принято. Ночью всплыли в позиционное положение, но из-за сильного шторма выполнить поставленную задачу не удалось. Высота волн достигала восьми метров и полностью захлестывала подводную лодку. Погрузившись на глубину, она пошла своим курсом. Рано утром ПЛА «К-10» всплыла в позиционное положение. Во избежание лишних вопросов вышестоящего командования ВМФ СССР, Валерий Николаевич перед всплытием запретил делать соответствующую запись в вахтенном журнале корабля. Командир проинструктировал радиометриста о немедленном докладе ему, в случае обнаружения сигнала радиолокационной станции разведывательного противолодочного самолета «Орион». Море штормило, но из-за безысходности, они решились на выброс мусора.
Легли по волне. Отдраив верхний рубочный люк, начали быстро выбрасывать накопившийся хлам. Спустя минуту поступил доклад радиометриста: « Слышу слабый сигнал РЛС самолета». Через три минуты самолет «Орион» с ревом пролетел над ними на высоте 40-50 метров. Видимо его РЛС (радиолокационная станция) работала на пониженных мощностях, благодаря чему радиометрист был введен в заблуждение. Мусор был выброшен и ПЛА быстро погрузившись, пошла курсом в базу. Спустя несколько суток, она пришла в Рыбачий. Валерий Николаевич увидел на пирсе группу офицеров, среди которых находился начальник штаба флотилии контр-адмирал Авдохин. После соответствующего доклада адмиралу, к командиру «К-10» подошел разведчик флотилии. Он спросил: « Где вы всплывали?». Капитан первого ранга Медведев В.Н. доложил ему, где и при каких обстоятельствах ПЛА всплыла в позиционное положение. Разведчик сообщил, что в указанном районе упал самолет «Орион». Видимо, пилоты самолета разыскивали «К-10» до тех пор, пока на его борту не произошла авария, и он не упал в океан. В связи с этим, правительство США по дипломатическим каналам обратилось к главам государств региона об оказании помощи личному составу разбившегося самолета. Первым к месту аварии подошел советский рыболовный траулер. С двух американских плотов экипаж траулера "Мыса Сенявина" снял десять живых и трех мертвых членов экипажа. Двое, в том числе и командир "Ориона", ушли на дно с самолетом. Судовой врач оказал спасенным первую помощь. Их переодели в сухие робы, укрыли одеялами. Выдержка из интервью второго пилота "Ориона" Эдварда Кэйлора, которое он давал зарубежной прессе. "Когда мы увидели, что загорелся левый двигатель самолета, а справиться с пожаром не было возможности, у нас оставалось два варианта: либо продолжить полет, и тогда последует взрыв, либо приводниться. Мы выбрали второе, - рассказывал он. –
Самолет продержался на плаву несколько минут и затонул. Высота волн достигала 8 метров, был штормовой ветер, температура воды где-то 4-5 градусов по Цельсию. Проливной дождь. Мы на аварийных плотах ждали спасения 12 часов». Летчиков перевезли в военный госпиталь. Поместили их, как потом рассказывали, в двухместные палаты, поставили им цветные телевизоры, кормили до отвала. (Особенно американцам понравился борщ). А уже через несколько дней, переодев летчиков в советские теплые летные куртки, переправили самолетом сначала в Хабаровск, а затем через Японию в США.
ЧАСТЬ 21
Психологический и нравственный аспект подвига личного состава пла « К-10 ».
Для обеспечения безопасности выполнения подводниками задач
учебно-боевой службы необходима была ежедневная, профессиональная
психологическая подготовка. Психологическое обеспечение безопасности
деятельности моряков-подводников – это, на мой взгляд, важнейшая
составляющая боевой подготовки личного состава подводных лодок. В те
времена психологическая подготовка подводников была заменена
«деятельностью» политрабочих. В основном их работа сводилась к выпуску
боевых листков и собиранию компромата на неугодных людей. Офицерами
боевых частей пла проводились политзанятия по воспитанию у подводников
чувства патриотизма и интернационализма. Интернационализм – яд, которым
травили сознание моих сограждан! Он был возведен в ранг
государственной политики. Этим чрезвычайно токсичным ядом были убиты и
искалечены десятки тысяч моих сограждан при выполнении никому ненужного
«интернационального долга» в различных частях земного шара. В этой
связи хочу привести стихотворение Е.Евтушенко: АФГАНСКИЙ МУРАВЕЙ
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползёт по скуле.
Очень трудно ползти... Мёртвый слишком небрит,
и тихонько ему муравей говорит:
«Ты не знаешь, где точно скончался от ран.
Знаешь только одно — где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам,
здесь впервые услышавший слово «ислам»?
Что ты дашь нашей родине — нищей, босой,
если в собственной — очередь за колбасой?
Разве мало убитых вам, — чтобы опять
к двадцати миллионам ещё прибавлять?»
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей-мусульманин ползёт по скуле,
и о том, как его бы поднять, воскресить,
муравьёв православных он хочет спросить,
но на северной родине сирот и вдов
маловато осталось таких муравьёв.
1983 год.
В ВС СССР существовали два института, с помощью которых массированно воздействовали на сознание военнослужащих:- КГБ и Политуправление СА и ВМФ. Методы работы политорганов носили примитивно- топорный, мизантропический характер и, как правило, позитивных результатов не приносили. Тогда действовала тройная мораль: «Говорили одно, думали о другом, делали третье!» Плотного общения психологов и психиатров с подводниками не предусматривалось, за исключением случаев состояния белой горячки от чрезмерного употребления спиртных напитков офицерским или мичманским составом. Видимо руководство ВМФ придерживалось известного выражения В.Маяковского: « Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» Безусловно, гвоздь прочное изделие и, несмотря на изготовление по определенной технологии, он все равно гнется, и ломается! Возможно, оно руководствовалось популярным высказыванием: « Во флоте больных нет, а есть живые и мертвые»! Тем не менее, я считаю, что для сохранения психического здоровья моряков-подводников, необходима была постоянная работа квалифицированных врачей. В местах постоянного базирования пла должны были находиться учреждения психологической разгрузки подводников. В первой флотилии КСФ таким местом была гарнизонная гауптвахта! В этой тюрьме, подводники подвергались таким чудовищным физическим и психологическим издевательствам, что после возвращения на подводную лодку, условия службы казались им райскими. Все в мире относительно! На подводной лодке был штатный доктор, но он не мог в одном лице эффективно выполнять функции врачей других специальностей. Козьма Прутков говорил: « Нельзя объять необъятное»! В связи с вышеизложенными обстоятельствами, основная деятельность по психологической подготовке подводников, и выработке у него соответствующих характеристик необходимых для выполнения задач боевой службы проводилась в первую очередь командиром подводной лодки и офицерским составом. Эффективность этой работы зависела от качества, способностей и желания вышеназванных категорий. Ключевая роль в этом чрезвычайно важном процессе отводилась командиру пла. В народе говорят: «Каков поп, таков и приход».
Командир пла «К-10» капитан 1 ранга Медведев Валерий Николаевич постоянно проводил работу по выявлению и профилактике переутомления моряков-подводников, формирование их готовности к безопасному выполнению учебно-боевых задач в различных условиях деятельности, развитию и повышению устойчивости функционирования психики по противодействию психогенным факторам во всех периодах плавания. Для выполнения такой работы от командира ракетоносца требовались: «Великолепное знание психологии человека вообще и моряка – подводника в частности. Чуткое, доброжелательное, заботливое отношение к подчиненным. Добросовестность, порядочность, совестливость, духовность и вера в каждого подводника пла « К-10». Этими качествами природа щедро одарила Валерия Николаевича. Хорошие знания психологии военных моряков он получил в процессе длительной службы на подводных лодках в различных командных должностях. Экзамен по проделанной работе с личным составом корабля, он сдавал Южно- китайскому морю при столкновении с подводной лодкой КНР 22 января 1983 года. Как мы знаем из предыдущего рассказа командира пла «К-10», во время этих драматических событий подводники испытали аффективный страх (животный ужас). Это самый сильный страх, вызываемый чрезвычайно опасными, сложными обстоятельствами, парализующий на какое-то время способность к произвольным действиям. Я думаю, каждый из нас испытал бы то же самое. Другое дело, что для преодоления животного ужаса, подводникам первого отсека «К-10» потребовалось всего пару минут. Этот факт говорит о колоссальной психологической устойчивости моряков подводного ракетоносца! И в этом состоит огромная заслуга его командира капитана 1 ранга Медведева Валерия Николаевича! У каждого человека существует индивидуальный предел психического напряжения, после которого начинают преобладать защитные реакции в виде попытки спрятаться, замаскироваться, стремление уклониться от опасности, покинуть угрожающую обстановку. Испытывая аффективный страх, подводник или цепенеет, не может сдвинуться с места, или бежит, нередко в сторону источника опасности. Известно, что «бесстрашных» психически нормальных людей не бывает. Все дело в мгновениях времени, необходимого для преодоления растерянности, требуемого для рационального принятия решения о целесообразных действиях.
Реакция на страх зависит, как от особенностей нервной системы, так и от уровня психологической подготовки подводников.
Даже такой многоопытный морской «волк», как командир «К-10» во время морской трагедии, так же испытал состояние стресса. Медведев Валерий Николаевич рассказал мне: « В момент столкновения с подводной лодкой КНР, я впервые в жизни обратился с просьбой к Богу! Я умолял его спасти жизни личного состава пла «К-10». К счастью, Бог услышал умоляющий крик его души. К огромному сожалению, экипажу смертельно травмированной подводной лодки КНР спастись не удалось. Если бы у них был, хотя бы один шанс на спасение, капитан 1 ранга Медведев В.Н. не задумываясь, спас бы моряков с гибнущего корабля! После разыгравшейся трагедии, психика всего личного состава пла «К-10» находилась в «аварийном» состоянии. Экипажу пла требовалась срочная психологическая и психиатрическая помощь. Но командование ВМФ посчитало это непозволительной роскошью! И действительно зачем? В нашей стране человеческая жизнь никогда не являлась ценностью! Другое дело, оказать братскую безвозмездную помощь племенам людоедов за обещание следовать по социалистическому пути развития! В качестве внимания и заботы о личном составе «К-10», командование ВМФ прислало для их эскортирования в Камрань БПК «Петропавловск». В базе Южного Въетнама морякам «К-10», находящихся под явными последствиями пережитого аффекта в медицинской помощи так же было отказано. На мой взгляд, даже последнему идиоту с адмиральскими погонами было ясно, что личный состав «К-10» нуждается в медицинской реабилитации. Глупость - это не отсутствие ума, а ум, организованный особо диким способом. Поверхностно осмотрев чудовищные деформации носовой части «К- 10», очень «умное руководство» ВМФ отправляет аварийную пла к родным берегам, находящихся на расстоянии 4500 км. от Камрани. Чем рисковало руководство ВМФ, отдавая преступный приказ капитану 1 ранга Медведеву В.Н.? Абсолютно ничем! Если бы при осуществлении беспрецедентного, практически на ощупь перехода, ракетоносец «К-10» затонул, виноватым в его гибели был бы однозначно назначен его командир. Информация к размышлению. 24 июня 1983 года у берегов Камчатки затонула атомная подводная лодка Тихоокеанского флота К-429, которой командовал капитан 1-го ранга Н.М. Суворов. Судили именно его, хотя, кроме него, и на борту, и на берегу было немало других командиров, сделавших весьма немало для того, чтобы подлодка утонула. Однако военный трибунал Тихоокеанского флота решил, что отвечать за гибель 16 моряков из 120, находившихся на лодке, должен именно Николай Михайлович Суворов. И он получил по приговору десять лет лишения свободы. Суворову Н.М. и его семье в результате несправедливого приговора суда полностью сломали жизнь. До конца своих дней он пытался реабилитировать себя но, увы! Мог ли капитан 1 ранга Медведев В.Н. отказаться от выполнения чрезвычайно рискованного приказа? Я думаю - нет! В силу своей порядочности, офицерской чести, воспитанности, духовности и нравственности, а так же уверенности в каждом подводнике «К-10», Валерий Николаевич предпочел бы скорее смерть, чем бросить на произвол судьбы своих моряков! Перед уходом пла в героический поход, большая группа матросов, находясь в послестрессовом состоянии, отказалась от выхода в море. Политрабочий долго беседуя с подводниками, пытался убедить их в безопасности осуществления беспрецедентного похода к родным берегам. Результат беседы – отрицательный! И только после общения со своим командиром, они поверили ему, и согласились уйти в длительное, чрезвычайно опасное плавание. Их решение, является наивысшей формой доверия и похвалы выдающемуся командиру пла. Не каждый командир может похвастаться подобным эпизодом из своей службы! Экипаж подводной лодки под командованием капитана первого ранга Медведева Валерия Николаевича совершил невозможное. Не имея на своем борту исправного гидроакустического оборудования, ракетоносец вслепую, безаварийно преодолел в подводном положении огромное расстояние, и благополучно прибыл в родную базу. На мой взгляд, капитану 1 ранга Медведеву Валерию Николаевичу, за проявленные мужество и героизм должно было быть присвоено звание Героя Советского Союза, а весь экипаж представлен к высоким государственным наградам. Но, увы, «наградили» наказанием! А ведь, сколько было липовых героев в Советском Союзе, и продолжает быть в современной России!
ЧАСТЬ 22
Взрыв водорода на пла «К-10».
В мае 1979 года стало известно, что местом постоянного базирования пла «К-10» станет Приморье. Командир « К-10» капитан 1 ранга Медведев Валерий Николаевич в это время убыл поступать в академию.
Командование флотилии, пользуясь его отсутствием, прикомандировывает
на пла другого командира на время перехода ее к новому месту
базирования. Как правило, подобные мероприятия использовались
командованием дивизии для избавления от неугодных подводников. К этой
категории относились:- хронические алкоголики, подводники, не нашедшие
общего языка с политрабочими, и другие военнослужащие, не поладившие с
отцами – командирами по тем или иным причинам. Подводники,
прослужившие некоторое время на Камчатке, не хотели покидать
полюбившийся край и использовали все варианты, чтобы остаться служить на
прежнем месте. В этой связи на пла «К-10» возник дефицит штатных
специалистов, который был быстро устранен прикомандированием
подводников из других войсковых частей. Прикомандировано было порядка
35% от штатного количества личного состава всех категорий. Среди них
были люди, имевшие весьма слабую профессиональную подготовку, и этот
вопиющий факт не составлял тайны для офицеров штаба дивизии подводных
лодок. На мой взгляд, отправлять пла в море с неподготовленным личным
составом – чудовищное преступление, заслуживающее самого строгого
уголовного наказания. Я думаю, не ошибусь, если скажу, что взрыв
водорода на пла «К-10» был спланирован офицерами штаба дивизии.
Планирование - это создание продуманного комплекса последовательных
мероприятий, направленного на решение конкретных задач, достижение
определенных результатов в определенный отрезок времени в соответствии с
требованиями существующих организационных и методических документов,
наличными силами и средствами. Неоднозначно и бестолково поставленная задача дает целый ряд решений. Тоже - не менее неоднозначных и бестолковых!
Для выполнения бездарного плана нужны были талантливые исполнители! Но где их взять? Штаб - не кормушка, а поле, на котором прорастают идеи начальников. Видимо, весна 1979 года выдалась на Камчатке очень засушливой и идеи офицеров штаба прорастали в скудном и чахлом «виде».
Давно известно, что аварийные ситуации на пла сами по себе не возникают, они случаются или по вине личного состава, или организуются кем-то из вышестоящих инстанций. Штабные офицеры обязаны регулярно посещать корабли, и даже иногда ходить на них в море, чтобы не забывать, почему же они так рвались скорее уйти с них на береговую службу. У меня сложилось впечатление, что выход в море пла «К-10» планировался абсолютно не компетентными работниками штаба, склонными к авантюризму. Авантюризм - это оценка смелого решения, неудача которого принесла неприятные последствия в силу случайного стечения обстоятельств. В случае удачи такое решение называется «нестандартным и новаторским ». События по подготовке к передислокации пла «К-10» к месту постоянного базирования развивались по самому плохому сценарию. На борт подводного ракетоносца доставлялся офицерский и мичманский состав, находившийся в полукоматозном состоянии от выпитого спиртного.
Говорят, что для снятия стресса достаточно 30 грамм водки для двухметрового гренадера. Хотел бы я посмотреть на того гренадера, который сможет остановиться на этой дозе!
Счетчик выпитого начинает здорово врать во время застолья, причем с каждым часом все больше, больше и больше. Это понимаешь уже утром.
«Перебор» - это тот же приступ морской болезни, но уже на берегу. Офицеры- операторы ядерных реакторов обоих бортов находясь в состоянии «перебора » спали на пульте ГЭУ тяжелым, беспробудным сном. 1 июня 1979 года пла «К-10» с полупьяным экипажем на борту вышла в море для перехода в Приморье. Подводная лодка следовала в подводном положении, шла зарядка аккумуляторной батареи. При работе аккумуляторной батареи (АБ) источником опасности является выделяющийся водород, образующий при определенной концентрации, в соединении с кислородом воздуха «гремучую смесь».
Необходимым условием взрыва является наличие очага воспламенения (искрения, открытого пламени и т.п.). Безопасность АБ обеспечивается, в основном, системой ее вентиляции, включающей в свой состав вентиляторы (основной и резервный), печь дожигания водорода, газоанализаторы (стационарный и переносной), систему автоматического управления, систему дистанционного управления. Несоблюдение элементарных правил техники безопасности при работе и обслуживании АБ приводит к серьезным авариям. Аварии во флоте бывают стихийные, случайно-роковые и отлично организованные. Они случаются чаще всего тогда, когда в одном месте собираются, чьи ни-будь: « Беспечность, Разгильдяйство, Непрофессионализм ». Когда присутствует хотя бы один из перечисленных факторов, все остальные обязательно приложатся. Сумма мелких ошибок и легкомыслия дает большую аварию. Все рукотворные аварии происходят из-за нарушения главного во флоте правила техники безопасности: «Прежде чем что-то сделать - подумай!», а большинство поломок и травм - в результате нарушения второго правила: «Не твое - не трогай!» Следствие: если перед тем, как что-то сделать не так, как полагается, все же думали-то, наверное, совсем не о том, о чем было нужно! Или не тем, чем бы нужно…
Известно, чем больше беспечность экипажа, тем выше вероятность аварии. Длительное отсутствие аварийных ситуаций вырабатывает самоуспокоенность и повышает вероятность их возникновения. Теоретические знания некоторых подводников об источниках опасности и механизмах различных несчастных случаях провоцируют у них неодолимую тягу к проведению «подтверждающих» экспериментов на подручных средствах, но потрясающей разрушительной силы! Если есть правила техники безопасности, значит, есть и исключения. Знания техники безопасности вызывают у нарушителей какие-то муки совести, но уже потом, когда что ни - будь, серьезное и непоправимое, уже произошло. Если не знаешь, что происходит в технике после нажатия кнопки или переключения манипулятора - лучше не нажимай, это - к вероятным неприятностям! И - малым, и - большим! Во флоте существует старая, добрая традиция – причину любой крупной аварии «сваливать» на заводской брак или конструктивную недоработку системы вышедшей из строя. Промышленность никогда не создаст такой техники, которую не смог бы сломать корабельный матрос. Даже чугунная станина ему вполне по силам.
Два матроса, оставшиеся на пять минут без присмотра, вполне в состоянии сломать устройство, рассчитанное на прямое попадание атомной бомбы. Рассмотрим действия личного состава, приведшие к взрыву водорода в аккумуляторной яме второго отсека пла «К-10». Именно в этом отсеке на нижней палубе располагалась АБ. В нем размещались: - кают- компания, а так же жилые помещения офицерского состава. В это время шла зарядка АБ током четвёртой ступени. Командир 2 дивизиона БЧ-5 капитан 3 ранга Соловьев, который должен был руководить зарядкой аккумуляторной батареи, напился шила (спирта) и лёг спать. Перед тем, как «принять на грудь» и погрузиться в оздоровительный сон, он не проконтролировал правильность сборки системы вентиляции АБ. Матросы электротехнического дивизиона не правильно собрали систему дожигания водорода. Аккумуляторная яма была вскрыта с целью производства замера плотности электролита в баках АБ №1. В этой связи образующийся при работе АБ водород концентрировался в свободном пространстве аккумуляторной ямы и воздухе второго отсека.
Контроль за содержанием водорода в аккумуляторной яме и воздухе отсека не осуществлялся, хотя для этих целей имелись: - стационарный, и переносной газоанализаторы. Все делалось на русское «авось». Почему не выполнялись элементарные правила техники безопасности? Возможно матросы, обслуживавшие аккумуляторную батарею, последовали примеру своего командира дивизиона и были пьяны. Хорошо известно: «Бутылка на подводной лодке опаснее, чем подводная лодка в бутылке. Пьяный личный состав подводного корабля соизмерим с зажигательной смесью - по вероятным последствиям их действий». Неожиданно остановились вентиляторы АБ ( по закону подлости сгорели предохранители). В результате безграмотных действий командира электротехнической группы капитан-лейтенанта Остаплюка в воздушном пространстве аккумуляторной ямы создалась «гремучая смесь». Для ее возгорания необходима была искра, которая не заставила себя долго ждать. Грянул взрыв водорода в аккумуляторной яме. В результате взрыва, аккумуляторной батарее № 1 был нанесен значительный технический ущерб. Частично или полностью были разрушены двадцать пять аккумуляторных баков. Взрывной волной разбило дверь в каюту доктора и осколком зеркала выбило правый глаз начальнику медицинской службы старшему лейтенанту Ястребову. Многие матросы и офицеры получили легкие травмы, ушибы и царапины. После взрыва сработала аварийная защита реакторов обоих бортов, что привело к полному обесточению подводного ракетоносца. Отсутствие электропитания стало причиной потери связи. Подводная лодка, потеряв ход, стала проваливаться на глубину. Благодаря грамотным действиям медведевского личного состава, удалось продуть цистерны главного балласта с воздушного пульта. Своими действиями они фактически спасли корабль от неминуемой гибели! Подводная лодка всплыла в надводное положение и, используя резервный источник движения, вернулась в базу, где было проведено расследование и восстановлена аккумуляторная батарея. Таким образом, закончилась преступно-бездарная, чрезвычайно- опасная по своей сути первая попытка передислокации пла «К-10» к новому месту базирования. Повторюсь, в это время командир пла «К-10» капитан 1 ранга Медведев В.Н. сдавал вступительные экзамены для поступления в академию. Я уверен, что капитан 1 ранга Медведев В.Н. не допустил бы кадровой вакханалии офицерами штаба дивизии, а, следовательно, и возникновения аварии. Подводное плавание – это особый род военно-морской службы. Он не имеет аналогов. Это специфический мир. И если сухопутного солдата или офицера можно обучать не в бою, а что называется, на пальцах и, в общем - то без ущерба для качества образования, то с подводниками все гораздо сложнее.
(продолжение следует)
Немає коментарів:
Дописати коментар