пʼятниця, липня 20, 2012

Держать глубину. Флотские были. В.Л.Березовский. - Северодвинск, 2009. Часть 34.



В этой связи хочу вспомнить добрым словом флагманского связиста бригады Вячеслава Николаевича Ламанова. Потери связи здесь, на Беломорском театре, при испытаниях подводных лодок не было.
Настигла болячка моего старого товарища - командира бригады охраны водного района БелВМБ Бориса Николаевича Иголкина. Это он в 70-х годах готовил тех, кто в море, к выполнению боевых задач и обеспечению испытаний подводных лодок. Я часто ходил на них и был свидетелем безукоризненной грамотности и решительности командиров при обеспечении торпедных и ракетных стрельб, закрытии районов и щитовых позиций.
http://flot.com/blog/historyofNVMU/derzhat-glubinu-flotskie-byli-vlberezovskiy-severodvinsk-2009-chast-34.php 

Обращаюсь к Владимиру Павловичу Браткову - последнему командиру «Ленинца», которым в свое время командовал и ныне командующий Северным флотом вице-адмирал Попов. На Вашу долю, Владимир Павлович, выпал самый тяжелый период службы на этом славном корабле - период последнего причала. Лично я бы не справился - запил.
Хотел бы добрым словом отметить многолетний плодотворный труд Евгения Сергеевича Мерзлова - опытного профессионального политработника, воспитателя.
Отдаю дань глубокого уважения руководителю нашего бригадного оркестра военному дирижеру Владимиру Ивановичу Морозову. Он провожал нас и встречал с морей.
Товарищи военные моряки, разрешите от вашего имени выразить искреннюю признательность и глубокое уважение руководителям и в их лице коллективам наших судостроительных предприятий.




Д.Г.Пашаев, генеральный директор СМП с 1988 по 2004 год. Н.Я.Калистратов, генеральный директор СМП , МП "Звездочка" с 1992 по 2007 год.

Нелегкая доля досталась и Давиду Гусейновичу Пашаеву и Николаю Яковлевичу Калистратову. Пожелаем им вместе с командирами производственных подразделений найти достойные пути сохранения производственного и технологического потенциала. Разрешите приветствовать присутствующих здесь ветеранов Севмаша и «Звездочки» и пожелать им здоровья и благополучия. И уж, конечно, надеемся, что городской совет, администрация, их руководители Владимир Васильевич Головченко и Александр Николаевич Беляев не обойдут вниманием ветеранов вооруженных сил и судостроителей.
Все наши родные и друзья служат на флоте или работают на судостроительных предприятиях Северодвинска. Я горжусь тем, что среди нас присутствует моя надежда - мой старший сын инженер-судостроитель Леонид Вадимович Березовский. Младший - Андрей Вадимович остался дома. Сторожит вещи и приглядывает за супругой.
Извините за многословие.
К делу!
За тех, кто в море!


АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Вадим Леонидович Березовский

Родился 21 марта 1929 года в Киеве. Украинец.
Отец Леонид Александрович Березовский, 1900 г.р., русский, военнослужащий, член РКП (б) с 1918 года, боец бригады Котовского. Мать Зинаида Владимировна Березовская, 1902 г.р., украинка, служащая, член ВКП(б) с 1952 года. В связи с переводами по службе отца семья часто переезжала: Киев, Белая Церковь, Шепетовка, Новоград-Волынск, Житомир и опять Киев, где и застала нас Великая Отечественная война. В августе 1941-го вместе с матерью одним из последних эшелонов, под бомбами, мы были эвакуированы в пос. Сорочинск Оренбургской (тогда Чкаловской) области. Там в 1943 году окончил 7 классов и пошел работать на подсобное хозяйство 53-го Запасного стрелкового полка прицепщиком, а затем учеником тракториста. В те времена закон запрещал работу по найму детям до 16 лет, поэтому мы, пацаны военных лет, полноценно выполняя мужскую работу, назывались учениками слесаря, учениками тракториста и т.д. В 1944 году полк вместе со своим подсобным хозяйством передислоцировался в Харьков. В 1945-м я, пропустив два года учебы, и с трудом, на шпаргалках и снисходительности преподавателей, сдал экзамены и поступил в Горьковское военно-морское подготовительное училище. В 1947-м здание училища из-за оползня грунта дало огромную трещину, стало разрушаться, и в конце концов училище было полностью переброшено в г. Энгельс под Саратовом в здание казармы, освободившееся после сокращения тамошней школы летчиков. С тех пор училище было переименовано в Саратовское ВМПУ.




В 1948 году я окончил училище, и всем курсом мы были направлены в Севастополь как первенцы, или «закваска», для послевоенного возрождения Черноморского высшего военно-морского училища, которому впоследствии было присвоено имя П.С.Нахимова.
Летом 1952 года, после сдачи выпускных государственных экзаменов, перед стажировкой, нас, мичманов, выстроили на плацу, и начальник училища Иван Александрович Колышкин обратился к строю: «Кто хочет служить на подводных лодках - шаг вперед!»
Вышло нас 25 человек, и с тех пор моя жизнь - на подводном флоте. Стажировку я проходил в бригаде подлодок в Поти, где впервые ступил на борт подводной лодки.
Получил диплом офицера-штурмана, вместе с другими выпускниками был направлен на курсы переподготовки в Краснознаменный учебный отряд подводного плавания им. С.М.Кирова в г. Ленинграде. По окончании курсов был назначен командиром рулевой группы подлодки «С-43» 33-й Краснознаменной ордена Ушакова дивизии подводных лодок Северного флота в Полярном. Это был февраль 1953 года, и моя лодка в числе первых двух лодок 613 проекта, пришедших на Север, стояла еще под красным заводским флагом. Командиром был Николай Иванович Царев, а моим первым начальником и учителем - незабываемый для старых северян Николай Никодимович Конюшков. В октябре 1953 года на той же «С-43» был назначен командиром боевой части, штурманской и связи.




Астрономическая обсервация. Баренцево море, 1953 г.

В сентябре 1954-го моя лодка была перебазирована на Белое море, в состав кораблей Беломорской ВМБ в Молотовске (Северодвинск), откуда, сдав дела, я убыл на Высшие специальные офицерские классы в Ленинград.



Выпуск Высших ордена Ленина специальных офицерских классов 1955 года. Ленинград. Охта.

В 1955 году, с отличием окончив курс наук, я был назначен старшим помощником командира подлодки «С-195» 33-й КОУДИПЛ, на которой под командованием Дмитрия Дмитриевича Янкина в 1956 году мы совершили один из первых боевых походов с оружием на борту и впервые - через Датский пролив, отделяющий Исландию от Гренландии, где я впервые увидел айсберг.
В мае 1957 года меня вызвал к себе командующий подводными силами СФ Александр Евстафьевич Орел и без предисловий приказал немедленно следовать в поселок Гремиха, вступить в командование подлодкой «С-266», о чем доложить через три дня после прибытия. Лодка входила в состав 14-й Отдельной бригады подлодок СФ, и командиром ее был самый строгий и человечный, по-сыновнему уважаемый всеми без исключения командирами, Владимир Матвеевич Гарвалинский.




Контр-адмирал Гарвалинский Владислав Матвеевич

Скажу, что отработка задач боевой подготовки, дальние плавания, участие в многочисленных флотских учениях, которые с таким блеском организовывал гениальный командующий Северным флотом Андрей Трофимович Чабаненко, были для меня праздником.



Экипаж ПЛ «С-266». В центре - заместитель командира 14 отдельной бригады ПЛ капитан 2 ранга Петр Николаевич Романенко. Памятная фотография в день ВМФ, 1958 г.

В марте 1960 года я был назначен командиром АПЛ «К-40» - атомной ракетной подводной лодкой 658 проекта с тремя баллистическими ракетами Р-13. После типовой обнинской круговерти, зимой 1960-1961 гг., экипаж прибыл в Северодвинск. В конце декабря 1961 года мы закончили государственные испытания, и поскольку по ледовой обстановке войти на рейд Северодвинска не удалось, подписали акт Государственной приемки на борту легендарного ледокола «Ермак», а 29 декабря пришли в Западную Лицу в состав 31-й дивизии подводных лодок, командовал которой Анатолий Иванович Сорокин. На другой день на лодку прибыл командующий Северным флотом адмирал Чабаненко. Осмотр, вопросы, доклады... «Сколько совместных решений?» - «Восемь». Преодолевая построечные недостатки и стихию Заполярья, мы отработали все задачи боевой подготовки, взяли флотский приз за ракетную стрельбу и в октябре 1962 года, загрузившись в Сайда-губе, где командиром эскадры подводных лодок был Георгий Михайлович Егоров, термоядерным боезапасом, находились «под парами» - в готовности к боевым действиям в обстановке Карибского кризиса. К счастью, обошлось... В начале 1964 мы совершили первую в практике ракетных подлодок боевую службу с ядерным боезапасом на борту в районе Северной Атлантики.



Матросы и старшины атомного ракетоносца «К-40» готовят дембельский альбом. В верхнем ряду второй слева — старшина 1 статьи Брынь, о котором шла речь в одном из моих рассказов.

После успешного завершения похода, в апреле 1964 года, я был назначен командиром головной атомной ракетной подводной лодки проекта 667А - подводного крейсера стратегического назначения «К-137» (впоследствии «Ленинец») с 16 баллистическими ракетами 4К-10. Приемный акт правительственной комиссии был подписан 5 ноября 1967 года. После ввода лодки в состав боевого ядра Северного флота, зимой 1968 года экипаж выполнил первую для лодок этого проекта боевую службу с полным ракетным боекомплектом. Успешное плавание подтвердило надежность новых технических решений, мореходность и живучесть корабля, а также подтвердило необходимость высокой боевой и специальной выучки личного состава. Главный конструктор лодки Сергей Никитич Ковалев, строитель и ответственный сдатчик Валерий Николаевич Фролов, председатель Правительственной комиссии Александр Иванович Петелин.
В январе 1969 года я был назначен на должность заместителя командира 31 дивизии подлодок, а в октябре убыл на Академические курсы офицерского состава при ВМА. В сентябре 1970 года, с окончанием АКОС, был назначен командиром 339 Отдельной бригады подводных лодок в Северодвинске.




Коллектив офицеров штаба и управления 339 отдельной бригады подводных лодок. Северодвинск. 1971 г.

Окончание следует

Немає коментарів: