пʼятниця, липня 27, 2012

Мои командиры. М.Коновалов. Часть 3.

Я оказался среди тех , кто, проявляя любопытство, вылез из трюма и сфотографировал четвёрку «Тандерджетов», «Ф-84-Е». Расправа последовала немедленно. Дружно направились отрабатывать камбузный наряд. На камбузе мы всё вымыли, вычистили. Поход возглавлял главный штурман ВМФ контр-адмирал Иванов. Он очень любил гречневую кашу, которую для него готовили ежедневно. Обладая здоровым аппетитом мы съели всё, что обнаружили, в том числе и адмиральскую кашу. По этому случаю был небольшой скандал. Остаток практики 1955 года провели в Кронштадте, на дивизии Е.Г.Юнакова, на подводных лодках «С-156» Н.А.Емельянова и Краснознамённом «Лембите», на котором служил во время войны прославленный капитан дальнего плавания, почётный полярник, Герой России А.М.Матиясевич. В основном стояли на якоре у острова Мощный (Лавенсаари) , отрабатывали боевую подготовку в прибрежных полигонах, принимали участие в работах по поддержанию корабля в чистоте и порядке. Спал на палубе первого отсека, между торпедными аппаратами. При прощании матросы дали нам на дорогу банку галет. Два часа, всё время перехода от Кронштадта до Ленинграда, мы их непрерывно грызли.



Слева направо - С.П.Лисин, И.С.Кабо, П.Д.Грищенко, А.М.Матиясевич.
http://flot.com/blog/historyofNVMU/moi-komandiry-mkonovalov-chast-3.php 


Весной 1956 года два старших курса училища убыло в Москву, для участия в первомайском параде. Для звонкости шага на каждый ботинок нам прибили по 6 (шесть) подковок. Во время ночной репетиции на Красной площади, под руководством маршала Г.К.Жукова, после дождя было скользко, поэтому непосредственно перед прохождением, в проезде Серова, после выгрузки из автомобилей, при помощи штыков все до единой подковы были оторваны. Практику, летом того же года, после сдачи экзаменов, проходили в Севастополе, в соединении подводных лодок. Меня распределили на «С-98». Среди местных острословов она именовалась «Верблюдом», из-за высокой рубки. Кораблём командовал Николай Владимирович Затеев, впоследствии он стал командиром «К-19». Это был грамотный, волевой офицер, с которого хотелось брать пример. Он не был лишён чувства юмора. Помню, на флотском учении наша лодка условно изображала подводный ракетоносец. Точка пуска ракеты была обозначена его командой - «Продуть баллон гальюна!». В море ходили часто. В точках якорной стоянки команда купалась. Перед тем, как прыгнуть за борт, обязательно полагалось оставить на палубе свою обувь. Будущие штурмана определяли и уничтожали девиацию магнитного компаса. Для этого была оборудована БДБ ( быстроходная десантная баржа). На её палубе стояли десятки компасов. Девиацию уничтожали на четырёх магнитных курсах, поперечными и продольными магнитами, встроенными в нактоузы.



Герой Советского Союза Колышкин Иван Александрович. В глубинах полярных морей. — М.: Воениздат, 1964.

После государственных экзаменов, где председательствовал Герой Советского Союза, прославленный подводник И. А. Колышкин, нас направили на флот. Я проходил стажировку на Балтике, на подводной лодке «С-280», которой командовал Виталий Наумович Агафонов. Лодка часто выходила в море, штурманами на ней был Б.Г.Мокшанчиков (рижский нахимовец 1950 г. выпуска), Белецкий и Тихонов. Капитан 1 ранга Агафонов, после окончания академии, командовал одной из бригад 4-й эскадры подводных лодок, в 1962 году возглавил поход четырёх дизельных подводных лодок Северного флота на Кубу. Часть офицеров его лодки в дальнейшем служили на Севере. П.И.Сюсюкин стал командиром ПЛ, а В.Гаврилов, погоревший «по женской части» во время командировки в Египет, остался верен минно-торпедной специальности. (Петя Сюсюкин умер в июне 2011-го). Затем прошли штурманскую практику на эскадренном миноносце Северного флота «Оживлённый», которым командовал капитан 2 ранга Фомичёв. Его старшим помощником был будущий вице-адмирал В.И.Зуб, помощником - А.И.Байков. В составе отряда кораблей мы перешли из Лиепаи в Североморск. Так я впервые попал на Северный флот, которому отдал свыше 30 лет жизни, оценил красоту Баренцева моря в полярный день, увидел остров Кильдин, с утёсом Лихой и мысом Бык, полуостров Рыбачий, Кольский и Мотовский заливы, острова Малый Кильдин, Седловатый и Сальный, мысы и маяки Цып-Наволок, Сеть-Наволок, Выев-Наволок, Погань-Наволок. Бесконечное количество губ - Сайда, Кислая, Пала, Ара, Мотка, Тюва, Ура, Эйна, Вичаны, Оленья, Девкина Заводь, …




Губа Долгая, Кольский полуостров. Илья Мельников

Как говорил прославленный подводник И.И.Фисанович, воевавший и погибший в студёных водах, - на Севере губ много, а целовать некого. При прощании с училищем получил офицерские погоны, кортик, диплом, трогательное офицерское «приданое» – байковое одеяло, две наволочки, две простынки и наматрасник, для набивания соломой. После короткого отпуска убыл к месту службы на Северный флот.


3. Руки в масле, нос в тавоте, но зато в подводном флоте.

Назначение получил в Ягельную, впоследствии этот посёлок получил наименование Гаджиево. 22-й бригадой командовал бывший помощник Героя Советского Союза Я.К.Иосселиани, капитан 1 ранга Я.Н.Глоба, награждённый тремя орденами Красного Знамени. Столько же орденов было у начальника штаба И. И. Жуйко. Позднее это соединение, вместе с 25-й и 212-й бригадой, вошло в состав дивизии, которую возглавил балтийский подводник Георгий Михайлович Егоров, ставший Командующим флотом, а затем начальником Главного штаба ВМФ, адмиралом флота, Героем Советского Союза.



Глоба Яков Николаевич. Жуйко Иван Иосифович. - Йолтуховский В.М. Знаменитые люди Северного флота Биографический словарь.

Начальником штаба дивизии был Николай Михайлович Баранов, будущий вице-адмирал, командир 4-й эскадры, начальник штаба Северного флота. Я попал на лодку, которой командовали вначале М.Д.Жержинский, затем Л.Н.Филиппов, где служили Г.Я.Лесков, Л.А.Кузнецов, В.Н.Поздняков, А.В.Дроздов, С.Симбирский, П.И.Щербина. Жили с экипажами на плавказармах и плавбазе. Пресную воду, топливо и продовольствие доставляли на судах и баржах. Магазинов не было, бани – тоже. По пятницам члены семей приходили с детьми мыться в судовом душе, в субботу и воскресенье смотрели вместе с нами кинофильмы в кают-компании.




Торжественный подъем флага С-363 (командир — капитан-лейтенант Б.А.Ананиашвили) в день Советской Армии и Военно-Морского Флота. - Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, серия "На страже Отчизны", выпуск 4, 2005 г.

В 1959 году меня назначили командиром БЧ-1-4 ПЛ «С-363», которой командовал Б. А. Ананиашвили, будущий контр-адмирал, начальник ВиС СФ. На этой подводной лодке впервые сходил в автономку, продолжительностью один месяц. На ней служили: будущий вице-адмирал В.В.Мочалов, офицеры А.Бобров, Ю.Алеев (если Юрий Александрович, то рижский нахимовец 1953 года выпуска?), А.Стук, А.Зыков (если Анатолий Иванович, то рижский нахимовец 1949 года выпуска?), А.Селиванов, Г.Яковец, Г.И.Шабунов, А.И.Щербина. В январе 1961 года, погибла одна из лодок нашей дивизии «С-80». Моя ПЛ в это время выполняла торпедную стрельбу в соседнем полигоне. Замполит однотипной погибшей лодки А.Тарасюк (если Анатолий Константинович, то ленинградский нахимовец 1952 года выпуска, золотой медалист?) рассказывал о том, как они погрузившись, искали её, непрерывно вызывая по ЗПС ( звукоподводной связи): «Твёрдый знак полсотни два, я твёрдый знак полсотни один, приём» . Очень тяжёлое впечатление производили фигуры жён офицеров погибшего корабля, стоявшие сутками на причале, откуда лодка ушла в море. Через несколько лет её нашли и подняли.




Н.Черкашин. "Повседневная жизнь российских подводников". М., 2000.

В мае 1961 года был сформирован экипаж подводной лодки «Б-105», 4-й эскадры подводных лодок, её командиром был назначен капитан 3 ранга Вилен Васильевич Лободенко, грамотный, талантливый, мужественный и глубоко порядочный человек. Его можно назвать эталоном командира. Он никогда не повышал голос, доверял своим подчинённым, которые его искренне любили. Меня назначили командиром штурманской боевой части. Экипаж после формирования отрабатывал курсовые задачи боевой подготовки. Эскадрой командовал активный участник Великой Отечественной войны Николай Иванович Ямщиков, командиром бригады был Эмиль Николаевич Спиридонов, который позднее командовал дивизией в Ура-губе, флотилией на Камчатке и Тихоокеанским флотом и погиб в 1981 году в авиакатастрофе.



Вилен Васильевич Лободенко, выпускник Ленинградского нахимовского училища 1948 года, с мая 1975 года контр-адмирал.

Наш командир был направлен на подводной лодке «Б-95», которой командовал В.С.Савицкий, в Атлантику для участия во флотских учениях «Полярный круг», продолжавшихся около месяца. Я попросил командира взять меня с собой. Штурманской боевой частью командовал капитан 3 ранга Николай Гаврилович Лущин, участник войны, награждённый орденом Славы, пришедший из Гидрографической службы МО, командиром БЧ-5 был Николай Павлинов, командиром БЧ-4, начальником РТС Александр Дубинин, помощником командира Иван Добрецов. В походе я освоил новую технику, изучил устройство корабля. Как известно, во время этих учений произошла тяжёлая авария на атомной ракетной подводной лодке «К-19», Н.В.Затеева, о котором я ранее упоминал. Сигнал об аварии приняли многие подводные лодки, в том числе и наша. Но ближе всех к ней оказались дизельные подводные лодки Ж.М.Свербилова и Г.А. Вассера, которые первыми прибыли ей на помощь. Жан Михайлович Свербилов позднее командовал подводной лодкой «Б-38» нашего соединения. Затем он преподавал на кафедре управления подводной лодкой Высших офицерских классов ВМФ. Это был интересный, остроумный офицер. Стал легендой его рассказ о разговоре командиров после швартовки к аварийной подводной лодке. Николай Владимирович предупредил собеседника о том, что с минуты на минуту ждёт взрыва. Жан Михайлович задал только один вопрос, какого взрыва, атомного? И получил утвердительный ответ . На что заметил – это хорошо, поскольку в его эпицентре не будет раненых. Была организована эвакуация части личного состава. Первым с аварийного борта перепрыгнул офицер одного из управлений штаба флота. В это же время получили радиограмму, содержание которой нужно было срочно довести до командира аварийной ПЛ. Этому офицеру предложили возвратиться на неё и передать полученное указание. Тот в категорической форме отказался. Жан Михайлович произнёс историческую фразу: - «Старпом, за невыполнение приказа командира, расстрелять его у кормового флага». Старпом И.Свищ сказал «есть», взял пистолет, вставил обойму с патронами и сказал «Пошли!». После этих действий неслух с большим ускорением выполнил приказание командира корабля.




Ж.М.Свербилов. Подробнее см. К-19. ЖАН СВЕРБИЛОВ "ЧП, КОТОРОГО НЕ БЫЛО". "Звезда". 1991 ...

Немає коментарів: