Астрокарты капитана Лебедько и столкновения АПЛ К-19 с американской АПЛ USS Gato в 1969 г. |
Если аварию с атомным реактором подлодки К-19 4.07.1961 г. можно объяснить конструкторскими недоработками, нарушениями технологии работ при ее изготовлении, ошибками при эксплуатации, а потому считать, в какой-то мере, техногенной, то вина за столкновение К-19 с американской подлодкой USS Gato 15.11.1969 г. лежит полностью на командире нашей АПЛ.
ПОЛНОСТЬЮ ИНФОРМАФИЮ СМ. НА http://astrokras.narod.ru/pub/k-19-3.htm
|
14 ноября 1969 года К-19 вышла в Баренцево море на полигоны, удаленные на 25 миль от берега, для отработки задач боевой подготовки, определения и уничтожения радиодевиации. Этот выход осуществлял 345-й сменный экипаж под командованием капитана 2 ранга Шабанова В.А. Старшим на борту был заместитель командира 18-й дивизии подлодок по боевой подготовке, капитан I ранга Лебедько В.Г. | | | | |
15 ноября 1969 года в 6:13 GMT результате маневра нашей подлодки, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров, произошло столкновение К-19 с американской разведывательной подлодкой USS Gato. Эта подлодка выполняла разведывательную миссию по специальной программе. Ее командиру Буркхардту (L. Burghardt) разрешалось заходить в территориальные воды СССР, приближаться к берегу на дистанцию в 4 мили, производить радиоперехват и следить за советскими подводными лодками. В случае, если американскую лодку-нарушителя будут преследовать советские корабли, против них разрешалось применять боевое оружие, иными словами, лодка могла развязать войну. |
|
| | Наша подлодка носовой частью ударила американской лодки почти под прямым углом в районе реакторного отсека и начала погружаться с сильным дифферентом на нос. Однако после продувания главного балласта был дан полный ход, и лодка благополучно всплыла. Получив значительные повреждения носовой части, К-19 все же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Тем не менее, на берегу подлодку ждала суровая комиссия и следователи. Капитана Шабанова В.А. чуть не сняли с должности и довели почти до инфаркта, а Лебедько, написав несколько подробных объяснительных, вышел из этой «мутно-водной» истории «сухим». |
Позднее, став контр-адмиралом, защитив кандидатскую диссертацию, Лебедько написал несколько книг по истории военно-морского флота и автобиографическую книгу «Верность долгу», описав свой героический жизненный путь военного моряка-подводника, включая и эпизод столкновения с американской АПЛ Gato, вина за которое и другое, уже с рыболовецким судном, была возложена на командира экипажа Шабанова. |
Капитан 2 ранга в отставке Шабанов В.А., в свою очередь, в статье «Давайте быть честными!», размещенной на сайте «Морская газета» (http://gazetam.ru/14-dekabrya/davayte-byit-chestnyimi.htm), сделал заявление по поводу вышедшей в свет книги воспоминаний контр-адмирала в отставке Лебедько В.Г. «Верность долгу», в котором обвинил Лебедько в искажении фактов и намерении переложить свою вину на Шабанова. Эти разбирательства командиров-подводников можно было бы не упоминать, если бы они не проливали свет на истинные причины столкновения АПЛ К-19 с американской подлодкой. |
|
Наиболее полно картина происходившего на борту подлодки К-19 в эти дни описана в книге командир штурманской боевой части К-19 капитан-лейтенанта К.П. Костина (ныне капитана 3 ранга в отставке) «Записки штурмана АПЛ К-19» (Северодвинск, 2003. – 162 с.). Вот некоторые отрывки из «Записок» Кима Костина. | | |
«Командиром на «К-19» был недавно назначенный капитан 2-го ранга Шабанов. Своими впечатлениями о нем я просто обязан поделиться. Небольшого роста, подвижный, со слегка выпученными красными глазами, как у Гурвинека, говорит как-то отрывисто и внезапно». |
«… многие порядки здесь, на атомных лодках, меня удивляли. Например, элементарное дело – перешвартовка. Перейти от одного пирса к другому командиру здесь не доверяют. Обязательно приходит или начальник штаба, или командир дивизии! «Ну, давай, командир, действуй!» Только командир начинает давать команды на руль и на телеграф, как сразу следует: «Стоп!» И начинается издевательская критика типа: «Шабанов! Ты соображаешь или нет!?», «Шабанов! Ну, ты даешь!» или «Шабанов! Ты чем думаешь: головой или ж...!?» И это, конечно, при всех, даже при матросах. В это время на командира было жалко смотреть. Особенно мастерски издевался над Шабановым капитан 1-го ранга Лебедько – зам командира дивизии. В столкновениях, о которых пойдет речь, именно его невыдержанность сыграла свою отрицательную роль». |
|
«Утром 15 ноября мы были в полигоне БП в районе Териберки. Нейтральные воды. До берега порядка 25 миль. Я находился в штурманской рубке, решал астрономическую задачу. Накануне мы были под перископом, провели очередную тренировку астронавигационного расчета и измерили высоты светил для определения места. В центральном посту Лебедько «учил» Шабанова «военному делу настоящим образом». Он орал, бесновался, топал ногами. В штурманской рубке он так ударил кулаком по столу, что чудом не разбил стекло автопрокладчика. В центральном стояла немыслимая, гнетущая психологическая обстановка, такая, что нервы были на пределе. Хотелось забиться куда-нибудь в уголок или надеть шапку-невидимку. Обстановка разрядилась после того, как объявили команду завтракать. В отсеке наступила тишина. Мичман Пухта, старшина команды гидроакустиков, участник войны, мастер своего дела, с облегчением вздохнув, ушел завтракать, оставив за себя молодого акустика. Перед этим, помню, лодка изменила глубину — то ли с 60 на 90, то ли наоборот — с 90 на 60 метров. Ход был у нас, к счастью, небольшой. Молодой акустик, очевидно, не разобрался спросонок в акустической обстановке и не услышал шумы американской подводной лодки, с которой мы вскоре столкнулись». |
«В результате совместных усилий комиссии и вышестоящего командования сделали вывод, что никто не виноват – ни техника, ни акустики, ни экипаж. Виновата во всем неудачная гидрология моря. Этот вариант устраивал всех. Уважаемый читатель, а Вы согласились бы с этим выводом, приняв во внимание следующее. |
Во-первых, перед столкновением «Гэтоу», какой бы бесшумной она ни была, находилась на наших самых чутких носовых курсовых. |
Во-вторых, акустик, который сменил Пухту, был хоть и молодой, но настоящий акустик, а не трюмный. Он сидел рядом с Пухтой и, как все, молил Бога, чтобы его не заметил Лебедько. Я уверен: он слышал шумы, но не решился доложить, побоявшись его гневных вопросов. |
В-третьих, насколько я знаю, различного рода аномалии в распространении звука в морской воде обычно наблюдаются в теплых морях и не характерны для холодного Баренцева моря. Так что ссылки на неудачную гидрологию – это, мягко говоря, хитрая уловка. |
В-четвертых, это видно невооруженным глазом командование постаралось, чтобы авторитет Северного флота не пострадал». |
| | В книге контр-адмирала, бывшего начальника Технического управления Северного флота, Мормуля Н.Г. «Катастрофы под водой. (Гибель подводных лодок в эпоху «холодной войны»)» (Мурманск: Элтеко, 2001. – 658 с.) приводится рапорт старшего на борту капитана 1 ранга Лебедько об обстоятельствах столкновения подводной лодки К-19 с неизвестным подводным предметом в 07 ч 13 м 15 ноября 1969 года. |
В этом рапорте Лебедько указывает, что в 04 ч 05 м он отпустил отдыхать командира подводной лодки Шабанова В.А., т.е. командовал подлодкой единолично. После описания действий экипажа и «разбора» его ошибок Лебедько продолжает: |
«В 07 ч 00 м вместе со мной в центральном посту находились: вахтенный офицер капитан 3 ранга Н.В. Беликов, вахтенный механик инженер капитан 3 ранга А.Н. Курков и штурмана капитан-лейтенанты В. Федотов и К.П. Костин. |
Был получен доклад от акустиков, что горизонт чист. Считая, что горизонталыцик матрос Латышев отработан слабо, я решил посмотреть, как он будет осуществлять погружение в спокойной обстановке и приказал ему погружаться на глубину 60 метров. |
Матрос Латышев погружение произвел правильно и в 07 ч 10 м ПЛ была на глубине 60 метров. Курс 90°, скорость 5 узлов, дифферент 0,5 градуса на нос. Глубина места 206 метров. Горизонт по докладу акустиков в этот момент был чист. Из отсеков последовали доклады об их осмотре и отсутствии замечаний. |
|
Примерно в 07 ч 12 м, решив уточнить суточный план, я взял журнал и в это время в носовой части ПЛ раздалось два последовательных, почти слитных, сильных удара. Корабль вздрогнул, было ощутимо сильное сотрясение корпуса и буквально вибрация его носовой части... Получив дифферент около 3° на нос, «К-19» начала погружаться». |
Далее следует изложение действий экипажа под руководством Лебедько по спасению подлодки и возвращению на базу. |
Как видим, непосредственной причиной столкновения К-19 с американской подлодкой стало желание Лебедько «посмотреть» еще раз, как матрос-горизонтальщик будет погружаться «в спокойной обстановке». Матрос-акустик, который, по мнению К.Костина, слышал шумы и не решился доложить о них, побоявшись гневных вопросов и разноса Лебедько, стал другим виновником аварии. Таким образом, именно нездоровый морально-психологический климат, созданный на борту АПЛ К-19 Лебедько В.Г., и привел к столкновению К-19 с американской подлодкой. |
Другое столкновение подлодки с рыбацким сейнером с участием Шабанова В.А. и Лебедько В.Г. произошло 30 марта 1970 года в Кольском заливе. Так как в это время К-19 еще находилась в ремонте, экипаж под командованием Шабанова В.А. вышел в море на подлодке К-40. Кроме того, в этот раз на подлодке в море вышла большая группа начальников – флагманский штурман дивизии, 2 командира, 2 старпома и Лебедько В.Г. |
При возвращении в базу лодка шла в надводном положении в сильном тумане. Капитан Шабанов, находясь на мостике, как пишет в своей книге штурман К. Костин, «размечтался, расслабился и забыл начать радиолокационное наблюдение». |
«Конечно, Лебедько дал волю своей командно-воспитательной фантазии, и в центральном вновь сгустилась нервная обстановка. Перед входом в Кольский залив на экране РЛС обнаружили цель – какое-то судно в глубине залива. Было пока непонятно – оно выходит или наоборот входит. |
Радиометрист начал было докладывать на мостик данные по этой цели, но Лебедько резко оборвал его и громко объявил в центральном: «На мостик ничего не докладывать! Все доклады ко мне!» Таким образом, Лебедько фактически отстранил командира, и Шабанов стоял на мостике, как пешка с завязанными глазами. |
В штурманской рубке у меня было все приготовлено для производства расчетов для расхождения в тумане. .. Но никаких команд штурману так и не было. … Вдруг в штурманскую рубку входит Шабанов (на мостике остался один сигнальщик?!). Я ему доложил, что у меня все готово для расчета данных, но никаких команд пока не было. Шабанов долго смотрел на карту и вдруг спрашивает: «А что это такое?» Признаюсь, я вначале не понял, о чем это он. Потом догадался: «Это планшет для расчета данных». Его слова я помню до сих пор: |
«Только безграмотные штурмана рассчитывают на планшете! Убрать!» Мне с трудом удалось проглотить это неслыханное оскорбление». |
«Между тем судно приближалось, и обстановка в Центральном все более накалялась. Через каждые 2-3 минуты по командам Лебедько лодка меняла то курс, то скорость. Но, по-видимому, эффекта от этих бестолковых маневров не было – отметка судна на экране все ближе и ближе приближалась к центру экрана. Тон и громкость истошных криков Лебедько из рубки РЛС вскоре достигли максимальной силы. И вдруг все, кто там находился, кинулись на мостик – это отметка судна вошла в «мертвую зону» РЛС. Не успел еще последний командир выскочить на мостик, как в наступившей тишине раздался удар. |
Мы все-таки столкнулись с этим судном! После этого мы наконец застопорили ход и легли в дрейф». |
После этой аварии Шабанова с должности командира подлодки сняли. |
В своей статье «Давайте быть честными!» (http://gazetam.ru/14-dekabrya/davayte-byit-chestnyimi.htm), Шабанов В.А. написал: |
«При плавании в тумане Лебедько, будучи старшим на борту ПЛ, растерялся, начал непродуманно вмешиваться в мои действия, командира ПЛ, полностью парализовав работу ГКП (главного командного пункта), что и послужило основной причиной аварии. Об этом указано в акте комиссии и приказе ГК ВМФ. Он своими действиями «организовал» столкновение с рыболовным траулером в довольно простой обстановке. … Считаю, что даже через много лет офицеру флота полагается соблюдать честность в своих воспоминаниях и не пытаться оправдать свои былые упущения за счет других». |
Учитывая роль капитана Лебедько В.Г. в столкновении К-19 с американской подлодкой, чуть не приведшему к ядерному конфликту между СССР и США, поскольку командир торпедного отсека американской лодки приказал приготовить к стрельбе торпедо-ракету «Саброк» с ядерными боеголовками, обратимся к его биографии. |
Контр-адмирал Лебедько В.Г. | | Лебедько Владимир Георгиевич родился в 1932 году в Москве в студенческой семье будущих врачей. Отец, Лебедько Георгий Иванович, родом с Брянщины, происходил из бедной крестьянской семьи. Прошел Гражданскую войну, комбеды, рабфак и после окончания Первого Московского медицинского института стал санитарным врачом. Будучи всю жизнь военным, он больше был командиром, чем врачом. |
Мать, урожденная Корнева Нина Андреевна, была родом из Башкирии из семьи фельдшера. После окончания того же института стала лечащим врачом. |
В 1934 году отца Владимира призвали в армию, и жизнь понесла его по берегам морей, гарнизонам и городам. Сначала это был Хабаровск, Ворошилов-Уссурийск, затем Таллин. |
С началом войны вместе с теткой из Москвы очутился в Красноусольске в Башкирии у деда Корнева Андрея Федоровича. Там, будучи школьником, вместе со взрослыми работал для нужд фронта – на соляных источниках и на колхозных полях. |
В ноябре 1944 года отца из Ленинграда перевели на Черноморский флот в Севастополь, где и собралась вся семья Лебедько. В 1946 году Владимир вступил в комсомол и сразу стал секретарем комсомольской организации пионерского лагеря Черноморского флота. |
В Севастополе у него созрело желание стать офицером флота и в 1947 году отец отвез Владимира в Баку, где он поступил в Бакинское военно-морское подготовительное училище. |
|
В ноябре 1947 училище было переведено в г. Калининград. Окончив его в 1949 году, В. Лебедько стал курсантом первого курса 2-го Балтийского высшего военно-морского училища. |
Зимой 1951 года его из-за прогрессирующей болезни отца перевели в 1-е Балтийское Высшее Военно-морское училище в Ленинграде. Здесь Володя приобщился к миру искусства, театров, музеев и книг. |
В 1952 году в коммуналку, где жили отец и мать Володи, приехали на жительство две студентки из Сталинска (ныне Новокузнецк). Одна из них, Надежда Бызова, через 7 лет стала его женой. |
Свою биографию Лебедько кратко описывает такими словами: «Лебедько В.Г. окончил 1 Балтийское Высшее Военно-морское училище (1953), Высшие Офицерские классы ВМФ (1960), Военно-морскую академию (1968), Высшие Академические курсы руководящего состава Вооруженных сил СССР (1984), Военную академию Генерального штаба (1986). Последовательно занимал должности командира торпедной группы, командира минно-торпедной и артиллерийской боевой части, помощника и старшего помощника командира средней подводной лодки. Командовал крейсерской подводной лодкой, атомными ракетными подводными лодками. Являлся заместителем командира соединения подводных атомных ракетоносцев. Служил в штабе Северного флота в должностях: заместителя начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника штаба флота, начальника управлений. Был заместителем начальника штаба войск Юго-Западного направления – Начальником Военно-морского управления, которое включали Черноморский флот, Каспийскую и Средиземноморскую флотилии, войска Киевского, Одесского и Северо-Кавказского военных округов. |
Разработал систему взаимодействия различных видов Вооруженных сил. Принимал участие в торпедных и ракетных стрельбах, испытаниях оружия и новой техники. Участвовал в межфлотских переходах кораблей, дальних походах в акватории всех океанов, в том числе в передаче кораблей Индонезии. |
В должности командира Учебного центра Военно-морского флота принял активное участие в ликвидации последствий аварии ядерного объекта. После увольнения в запас более 10 лет занимался научно-исследовательской работой. Кандидат военных наук, доцент, профессор Академии военных наук, действительный член Международной Академии управленческих и организационных наук. Имеет 193 публикации по различным вопросам боевой готовности флотов, оперативному искусству, военно-морских истории и географии. Действительный член Географического общества, Почётный полярник. |
Награждён орденами Мужества, Красной звезды, За службу Родине в Вооружённых Силах СССР 2 и 3 степени, многими медалями, Почётным знаком Российского Комитета ветеранов войны и Вооружённых Сил. |
В 1995 году потерял сына, капитана 2 ранга, трагически погибшего при исполнении служебных обязанностей на флоте. |
Несмотря на инвалидность, слепоту, с помощью преданной жены, Надежды Михайловны, завершил работу над книгой «Верность долгу», объёмом около 30 печатных листов, где увлекательно повествует в хроникально-историческом стиле о своей жизни и службе». |
А вот как написали в отзыве о книге контр-адмирала в отставке В.Г. Лебедько «Верность долгу», воспитанники Ленинградского военно-морского подготовительного училища капитан 2 ранга в отставке Загускин Н.Е. и бывший замкомандира главной ракетно-технической базе Тихоокеанского флота, сотрудник Ленинградского НИИ вооружения ВМФ Лапцевич Н.В. (http://flot.com/blog/historyofNVMU/1292.php). |
«Его оценки происходящего и окружающих лиц предельно откровенны, порой жестки, но читатель видит, что и к себе автор не менее строг – не приукрашивает эпизоды, где был «на грани фола», не обходит молчанием ситуации, в которых он со своей требовательностью мог показаться смешным, неуместным». |
«Из-за своей жесткости и требовательности он нажил немало недругов. Его не очень любили подчинённые, но лодки, которыми он командовал, всегда выходили в число лучших на флоте по боеготовности и техническому состоянию». |
«Лебедько никогда не прогибался перед начальством, упорно не желал в угоду ему кривить душой и закрывать глаза на недостатки». |
Как писал о себе в предисловии к своей книге сам контр-адмирал Лебедько: |
« … отслужил в Военно-Морском флоте 43,5 года, в том числе 1306 суток в Сухопутных войсках. Он отплавал в 3-х океанах, в 30-и морях, на 4-х озерах и 13-и реках, пройдя на подводных лодках и надводных кораблях путь свыше пяти экваторов, пробыл под водой 3,5 года, командовал дизельной и атомной ракетными подводными лодками». |
«На подводной лодке однажды тонул, дважды опрокидывался в доке, один раз горел и однажды столкнулся с американской подводной лодкой на глубине 60 метров». |
8 июля 2002 года в г. Санкт-Петербурге состоялась встреча членов экипажа АПЛ К-19 с USS Gato. Среди присутствующих с российской стороны старшим был, конечно, контр-адмирал В. Г. Лебедько. ( http://www.soldiering.ru/other/k19_hiroshima.php) |
|
Астрокарта В.Г. Лебедько. К сожалению, Лебедько нигде не указывает точной даты своего рождения (очевидно, неспроста), а приводит лишь год – 1932. Это весьма затрудняет построение его натальной карты и рассмотрение ее синастрии с картой закладки АПЛ К-19. |
Немає коментарів:
Дописати коментар