пʼятницю, липня 13, 2012

МОЖНО СОГЛАШАТЬСЯ,МОЖНО ОТРИЦАТЬ.НО..ЭТО ИНТЕРЕСНО

Астрокарты капитана Лебедько и столкновения АПЛ К-19 с американской АПЛ USS Gato в 1969 г.
Если аварию с атомным реактором подлодки К-19 4.07.1961 г. можно объяснить конструкторскими недоработками, нарушениями технологии работ при ее изготовлении, ошибками при эксплуатации, а потому считать, в какой-то мере, техногенной, то вина за столкновение К-19 с американской подлодкой USS Gato 15.11.1969 г. лежит полностью на командире нашей АПЛ.
ПОЛНОСТЬЮ ИНФОРМАФИЮ СМ. НА  http://astrokras.narod.ru/pub/k-19-3.htm
14 ноября 1969 года К-19 вышла в Баренцево море на полигоны, удаленные на 25 миль от берега, для отработки задач боевой подготовки, определения и уничтожения радиодевиации. Этот выход осуществлял 345-й сменный экипаж под командованием капитана 2 ранга Шабанова В.А. Старшим на борту был заместитель командира 18-й дивизии подлодок по боевой подготовке, капитан I  ранга Лебедько В.Г.
15 ноября 1969 года в 6:13 GMT результате маневра нашей подлодки, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров, произошло столкновение К-19 с американской разведывательной подлодкой USS Gato. Эта подлодка выполняла разведывательную миссию по специальной программе. Ее командиру Буркхардту (L. Burghardt) разрешалось заходить в территориальные воды СССР, приближаться к берегу на дистанцию в 4 мили, производить радиоперехват и следить за советскими подводными лодками. В случае, если американскую лодку-нарушителя будут преследовать советские корабли, против них разрешалось применять боевое оружие, иными словами, лодка могла развязать войну.
Наша подлодка носовой частью ударила американской лодки почти под прямым углом в районе реакторного отсека и начала погружаться с сильным дифферентом на нос. Однако после продувания главного балласта был дан полный ход, и лодка благополучно всплыла. Получив значительные повреждения носовой части, К-19 все же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Тем не менее, на берегу подлодку ждала суровая комиссия и следователи. Капитана Шабанова В.А. чуть не сняли с должности и довели почти до инфаркта, а Лебедько, написав несколько подробных объяснительных, вышел из этой «мутно-водной» истории  «сухим».
Позднее, став контр-адмиралом, защитив кандидатскую диссертацию, Лебедько написал несколько книг по истории военно-морского флота и автобиографическую книгу «Верность долгу», описав свой героический жизненный путь военного моряка-подводника, включая и эпизод столкновения с американской АПЛ Gato, вина за которое и другое, уже с рыболовецким судном, была возложена на командира экипажа Шабанова.
Капитан 2 ранга в отставке Шабанов В.А., в свою очередь, в статье «Давайте быть честными!», размещенной на сайте  «Морская газета» (http://gazetam.ru/14-dekabrya/davayte-byit-chestnyimi.htm), сделал заявление по поводу вышедшей в свет книги воспоминаний контр-адмирала в отставке Лебедько В.Г. «Верность долгу», в котором обвинил Лебедько в искажении фактов и намерении переложить свою вину на Шабанова. Эти разбирательства командиров-подводников можно было бы не упоминать, если бы они не проливали свет на истинные причины столкновения АПЛ К-19 с американской подлодкой.
Наиболее полно картина происходившего на борту подлодки К-19 в эти дни описана в книге командир штурманской боевой части К-19 капитан-лейтенанта К.П. Костина (ныне капитана 3 ранга в отставке) «Записки штурмана АПЛ К-19» (Северодвинск, 2003. – 162 с.). Вот некоторые отрывки из «Записок» Кима Костина.
«Командиром на «К-19» был недавно назначенный капитан 2-го ранга Шабанов. Своими впечатлениями о нем я просто обязан поделиться. Небольшого роста, подвижный, со слегка вы­пученными красными глазами, как у Гурвинека, говорит как-то отрывисто и внезапно».
«многие порядки здесь, на атомных лод­ках, меня удивляли. Например, элементарное дело – перешвартовка. Перейти от одного пирса к другому командиру здесь не доверяют. Обязательно приходит или начальник штаба, или командир дивизии! «Ну, давай, командир, действуй!» Только командир начинает давать команды на руль и на телеграф, как сразу следует: «Стоп!» И начинается издевательская критика типа: «Шабанов! Ты соображаешь или нет!?», «Шабанов! Ну, ты даешь!» или «Шабанов! Ты чем думаешь: головой или ж...!?» И это, конечно, при всех, даже при матросах. В это время на командира было жалко смотреть. Особенно мастерски издевал­ся над Шабановым капитан 1-го ранга Лебедько – зам коман­дира дивизии. В столкновениях, о которых пойдет речь, именно его невыдержанность сыграла свою отрицательную роль».
«Утром 15 ноября мы были в полигоне БП в районе Териберки. Нейтральные воды. До берега порядка 25 миль. Я находился в штурманской рубке, решал астрономическую задачу. Накануне мы были под перископом, провели очередную трени­ровку астронавигационного расчета и измерили высоты светил для определения места. В центральном посту Лебедько «учил» Шабанова «военному делу настоящим образом». Он орал, бесновался, топал ногами. В штурманской рубке он так ударил кулаком по столу, что чудом не разбил стекло автопрок­ладчика. В центральном стояла немыслимая, гнетущая психо­логическая обстановка, такая, что нервы были на пределе. Хотелось забиться куда-нибудь в уголок или надеть шапку-невидимку. Обстановка разрядилась после того, как объявили команду завтракать. В отсеке наступила тишина. Мичман Пухта, старшина команды гидроакустиков, участник войны, мастер своего дела, с облегчением вздохнув, ушел завтракать, оставив за себя молодого акустика. Перед этим, помню, лодка изменила глубину — то ли с 60 на 90, то ли наоборот — с 90 на 60 метров. Ход был у нас, к счастью, небольшой. Молодой акустик, очевидно, не разобрался спросонок в акустической обстановке и не услышал шумы американской подводной лодки, с которой мы вскоре столкнулись».
«В результате совместных усилий комиссии и вышестоящего командования сделали вывод, что никто не виноват – ни техника, ни акустики, ни экипаж. Виновата во всем неудачная гидрология моря. Этот вариант устраивал всех. Уважаемый читатель, а Вы согласились бы с этим выводом, приняв во внимание следующее.
Во-первых, перед столкновением «Гэтоу», какой бы бесшумной она ни была, находилась на наших самых чутких носовых курсовых.
Во-вторых, акустик, который сменил Пухту, был хоть и молодой, но настоящий акустик, а не трюмный. Он сидел рядом с Пухтой и, как все, молил Бога, чтобы его не заметил Лебедько. Я уверен: он слышал шумы, но не решился доложить, побоявшись его гневных вопросов.
В-третьих, насколько я знаю, различного рода аномалии в распространении звука в морской воде обычно наблюдаются в теплых морях и не характерны для холодного Баренцева моря. Так что ссылки на неудачную гидрологию – это, мягко говоря, хитрая уловка.
В-четвертых, это видно невооруженным глазом командование постаралось, чтобы авторитет Северного флота не пострадал».
В книге контр-адмирала, бывшего начальника Технического управления Северного флота, Мормуля Н.Г. «Катастрофы под водой. (Гибель подводных лодок в эпоху «холодной войны»)» (Мурманск: Элтеко, 2001. – 658 с.) приводится рапорт старшего на борту капитана 1 ранга Лебедько об обстоятельствах столкновения подводной лодки К-19 с неизвестным подводным предметом в 07 ч 13 м 15 ноября 1969 года.
В этом рапорте Лебедько указывает, что в 04 ч 05 м он отпустил отдыхать командира подводной лодки Шабанова В.А., т.е. командовал подлодкой единолично. После описания действий экипажа и «разбора» его ошибок Лебедько продолжает: 
«В 07 ч 00 м вместе со мной в центральном посту находились: вахтенный офицер капитан 3 ранга Н.В. Беликов, вахтенный механик инженер капитан 3 ранга А.Н. Курков и штурмана капитан-лейтенанты В. Федотов и К.П. Костин.
Был получен доклад от акустиков, что горизонт чист. Считая, что горизонталыцик матрос Латышев отработан слабо, я решил посмотреть, как он будет осуществлять погружение в спокойной обстановке и приказал ему погружаться на глубину 60 метров.
Матрос Латышев погружение произвел правильно и в 07 ч 10 м ПЛ была на глубине 60 метров. Курс 90°, скорость 5 узлов, дифферент 0,5 градуса на нос. Глубина места 206 метров. Горизонт по докладу акустиков в этот момент был чист. Из отсеков последовали доклады об их осмотре и отсутствии замечаний.
Примерно в 07 ч 12 м, решив уточнить суточный план, я взял журнал и в это время в носовой части ПЛ раздалось два последовательных, почти слитных, сильных удара. Корабль вздрогнул, было ощутимо сильное сотрясение корпуса и буквально вибрация его носовой части... Получив дифферент около 3° на нос, «К-19» начала погружаться».
Далее следует изложение действий экипажа под руководством Лебедько по спасению подлодки и возвращению на базу.
Как видим, непосредственной причиной столкновения К-19 с американской подлодкой стало желание Лебедько «посмотреть» еще раз, как матрос-горизонтальщик будет погружаться «в спокойной обстановке». Матрос-акустик, который, по мнению К.Костина, слышал шумы и не решился доложить о них, побоявшись гневных вопросов и разноса Лебедько, стал другим виновником аварии. Таким образом, именно нездоровый морально-психологический климат, созданный на борту АПЛ К-19 Лебедько В.Г., и привел к столкновению К-19 с американской подлодкой.
Другое столкновение подлодки с рыбацким сейнером с участием Шабанова В.А. и Лебедько В.Г. произошло 30 марта 1970 года в Кольском заливе. Так как в это время К-19 еще находилась в ремонте, экипаж под командованием Шабанова В.А. вышел в море на подлодке К-40. Кроме того, в этот раз на подлодке в море вышла большая группа начальников – флагманский штурман дивизии, 2 командира, 2 старпома и Лебедько В.Г.
При возвращении в базу лодка шла в надводном положении в сильном тумане. Капитан Шабанов, находясь на мостике, как пишет в своей книге штурман К. Костин, «размечтался, расслабился и забыл начать радиолокационное наблюдение».
«Конечно, Лебедько дал волю своей командно-воспитательной фантазии, и в центральном вновь сгустилась нервная обстановка. Перед входом в Кольский залив на экране РЛС обнаружили цель – какое-то судно в глубине залива. Было пока непонятно – оно выходит или наоборот входит.
Радиометрист начал было докладывать на мостик данные по этой цели, но Лебедько резко оборвал его и громко объявил в центральном: «На мостик ничего не докладывать! Все доклады ко мне!» Таким образом, Лебедько фактически отстранил командира, и Шабанов стоял на мостике, как пешка с завязанными глазами.
В штурманской рубке у меня было все приготовлено для производства расчетов для расхождения в тумане. .. Но никаких команд штурману так и не было. … Вдруг в штурманскую рубку входит Шабанов (на мостике остался один сигнальщик?!). Я ему доложил, что у меня все готово для расчета данных, но никаких команд пока не было. Шабанов долго смотрел на карту и вдруг спрашивает: «А что это такое?» Признаюсь, я вначале не понял, о чем это он. Потом догадался: «Это планшет для расчета данных». Его слова я помню до сих пор:
«Только безграмотные штурмана рассчитывают на планшете! Убрать!» Мне с трудом удалось проглотить это неслыханное оскорбление».
«Между тем судно приближалось, и обстановка в Центральном все более накалялась. Через каждые 2-3 минуты по командам Лебедько лодка меняла то курс, то скорость. Но, по-видимому, эффекта от этих бестолковых маневров не было – отметка судна на экране все ближе и ближе приближалась к центру экрана. Тон и громкость истошных криков Лебедько из рубки РЛС вскоре достигли максимальной силы. И вдруг все, кто там находился, кинулись на мостик – это отметка судна вошла в «мертвую зону» РЛС. Не успел еще последний командир выскочить на мостик, как в наступившей тишине раздался удар.
Мы все-таки столкнулись с этим судном! После этого мы наконец застопорили ход и легли в дрейф».
После этой аварии Шабанова с должности командира подлодки сняли.
В своей статье «Давайте быть честными!» (http://gazetam.ru/14-dekabrya/davayte-byit-chestnyimi.htm), Шабанов В.А. написал:
«При плавании в тумане Лебедько, будучи старшим на борту ПЛ, растерялся, начал непродуманно вмешиваться в мои действия, командира ПЛ, полностью парализовав работу ГКП (главного командного пункта), что и послужило основной причиной аварии. Об этом указано в акте комиссии и приказе ГК ВМФ. Он своими действиями «организовал» столкновение с рыболовным траулером в довольно простой обстановке.  … Считаю, что даже через много лет офицеру флота полагается соблюдать честность в своих воспоминаниях и не пытаться оправдать свои былые упущения за счет других».
Учитывая роль капитана Лебедько В.Г. в столкновении К-19 с американской подлодкой, чуть не приведшему к ядерному конфликту между СССР и США, поскольку командир торпедного отсека американской лодки приказал приготовить к стрельбе торпедо-ракету «Саброк» с ядерными боеголовками, обратимся к его биографии.

Контр-адмирал Лебедько В.Г.
Лебедько Владимир Георгиевич родился в 1932 году в Москве в студенческой семье будущих врачей. Отец,  Лебедько Георгий Иванович, родом с Брянщины, происходил из бедной крестьянской семьи. Прошел Гражданскую войну, комбеды, рабфак и после окончания Первого Московского медицинского института стал санитарным врачом. Будучи всю жизнь военным, он больше был командиром, чем врачом.
Мать, урожденная Корнева Нина Андреевна, была родом из Башкирии из семьи фельдшера. После окончания того же института стала лечащим врачом.
В 1934 году отца Владимира призвали в армию, и жизнь понесла его по берегам морей, гарнизонам и городам. Сначала это был Хабаровск, Ворошилов-Уссурийск, затем Таллин.
С началом войны вместе с теткой из Москвы очутился в Красноусольске в Башкирии у деда Корнева Андрея Федоровича. Там, будучи школьником, вместе со взрослыми работал для нужд  фронта – на соляных источниках и на колхозных полях.
В ноябре 1944 года отца из Ленинграда перевели на Черноморский флот в Севастополь, где и собралась вся семья Лебедько. В 1946 году Владимир вступил в комсомол и сразу стал секретарем комсомольской организации пионерского лагеря Черноморского флота.
В Севастополе у него созрело желание стать офицером флота и в 1947 году отец отвез Владимира в Баку, где он поступил в Бакинское военно-морское подготовительное училище. 
В ноябре 1947 училище было переведено в г. Калининград. Окончив его в 1949 году, В. Лебедько стал  курсантом  первого  курса  2-го  Балтийского  высшего  военно-морского  училища.
Зимой 1951 года его из-за прогрессирующей болезни отца перевели в 1-е Балтийское Высшее Военно-морское училище в Ленинграде. Здесь Володя приобщился к миру искусства, театров, музеев и книг.
В 1952 году в коммуналку, где жили отец и мать Володи, приехали на жительство две студентки из Сталинска (ныне Новокузнецк). Одна из них, Надежда Бызова, через 7 лет стала его женой.
Свою биографию Лебедько кратко описывает такими словами: «Лебедько В.Г. окончил 1 Балтийское Высшее Военно-морское училище (1953), Высшие Офицерские классы ВМФ (1960), Военно-морскую академию (1968), Высшие Академические курсы руководящего состава Вооруженных сил СССР (1984), Военную академию Генерального штаба (1986). Последовательно занимал должности командира торпедной группы, командира минно-торпедной и артиллерийской боевой части, помощника и старшего помощника командира средней подводной лодки. Командовал крейсерской подводной лодкой, атомными ракетными подводными лодками. Являлся заместителем командира соединения подводных атомных ракетоносцев. Служил в штабе Северного флота в должностях: заместителя начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника штаба флота, начальника управлений. Был заместителем начальника штаба войск Юго-Западного направления – Начальником Военно-морского управления, которое включали Черноморский флот, Каспийскую и Средиземноморскую флотилии, войска Киевского, Одесского и Северо-Кавказского военных округов.
Разработал систему взаимодействия различных видов Вооруженных сил. Принимал участие в торпедных и ракетных стрельбах, испытаниях оружия и новой техники. Участвовал в межфлотских переходах кораблей, дальних походах в акватории всех океанов, в том числе в передаче кораблей Индонезии.
В должности командира Учебного центра Военно-морского флота принял активное участие в ликвидации последствий аварии ядерного объекта. После увольнения в запас более 10 лет занимался научно-исследовательской работой. Кандидат военных наук, доцент, профессор Академии военных наук, действительный член Международной Академии управленческих и организационных наук. Имеет 193 публикации по различным вопросам боевой готовности флотов, оперативному искусству, военно-морских истории и географии. Действительный член Географического общества, Почётный полярник.
Награждён орденами Мужества, Красной звезды, За службу Родине в Вооружённых Силах СССР 2 и 3 степени, многими медалями, Почётным знаком Российского Комитета ветеранов войны и Вооружённых Сил.
В 1995 году потерял сына, капитана 2 ранга, трагически погибшего при исполнении служебных обязанностей на флоте.
Несмотря на инвалидность, слепоту, с помощью преданной жены, Надежды Михайловны, завершил работу над книгой «Верность долгу», объёмом около 30 печатных листов, где увлекательно повествует в хроникально-историческом стиле о своей жизни и службе».
А вот как написали в отзыве о книге контр-адмирала в отставке В.Г. Лебедько «Верность долгу», воспитанники Ленинградского военно-морского подготовительного училища капитан 2 ранга в отставке Загускин Н.Е. и бывший замкомандира главной ракетно-технической базе Тихоокеанского флота, сотрудник  Ленинградского НИИ вооружения ВМФ Лапцевич Н.В. (http://flot.com/blog/historyofNVMU/1292.php).
«Его оценки происходящего и окружающих лиц предельно откровенны, порой жестки, но читатель видит, что и к себе автор не менее строг – не приукрашивает эпизоды, где был «на грани фола», не обходит молчанием ситуации, в которых он со своей требовательностью мог показаться смешным, неуместным».
«Из-за своей жесткости и требовательности он нажил немало недругов. Его не очень любили подчинённые, но лодки, которыми он командовал, всегда выходили в число лучших на флоте по боеготовности и техническому состоянию».
«Лебедько никогда не прогибался перед начальством, упорно не желал в угоду ему кривить душой и закрывать глаза на недостатки».
Как писал о себе в предисловии к своей книге сам контр-адмирал Лебедько:
« … отслужил в Военно-Морском флоте 43,5 года, в том числе 1306 суток в Сухопутных войсках.  Он  отплавал в 3-х океанах, в 30-и морях, на 4-х озерах и 13-и реках, пройдя на подводных лодках и надводных кораблях путь свыше пяти экваторов, пробыл под водой 3,5 года, командовал дизельной и атомной ракетными подводными лодками».
«На подводной лодке однажды тонул, дважды опрокидывался в доке, один раз горел и однажды  столкнулся с американской подводной лодкой на глубине 60 метров».
8 июля 2002 года в г. Санкт-Петербурге состоялась встреча членов экипажа АПЛ К-19 с USS Gato. Среди присутствующих с российской стороны старшим был, конечно, контр-адмирал В. Г. Лебедько. ( http://www.soldiering.ru/other/k19_hiroshima.php)

Астрокарта В.Г. Лебедько. К сожалению, Лебедько нигде не указывает точной даты своего рождения (очевидно, неспроста), а приводит лишь год – 1932. Это весьма затрудняет построение его натальной карты и рассмотрение ее синастрии с картой закладки АПЛ К-19.

Немає коментарів: