субота, серпня 11, 2012

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 21.


Вскормлённые с копья
Отдавая дань уважения «отцам-командирам» дизельного подводного флота постсталинского периода, автор считает необходимым напомнить читателю о таких замечательных подводниках-дизелистах, в свое время командирах подводных лодок, являвшихся поистине «становым хребтом» могущества Военно-Морского Флота, как Иван Завгородний, Николай Ханин, Александр Кодес, Геннадий Калайда, Алексей Ивлев, Виктор Туманов, Владимир Гриднев, Анатолий Луцкий, Анатолий Критский, Радий Писарский, Георгий Попов, Константин Казенов, Евгений Гайдуков, Исаак Людмирский, Михаил Горюнов, Игорь Стихии, Юрий Дворников, Юрий Степанцев, Владимир Лопато, Зиновий Портнов, Василий Беляев, Юрий Антоновский, Иридий Морозов, Владимир Качанов, Виталий Сидельников, Владимир Кобзарь, Николай Крицкий, Константин Шопотов, Игорь Онуфриенко, Орест Тарановский, Григорий Таргонин, Владимир Колесников, Юрий Лазарев, Илья Пивненко, Василий Рейдман и многие другие.
http://flot.com/blog/historyofNVMU/ 



Лучший командир на КТОФ Писарский Радомир Ионович, ПЛ Б-143. Так считает старшина 1 статьи, служивший на Б-143 Сергей Самойлов

Не все они достигли адмиральских высот, над некоторыми судьба сыграла воистину недобрую шутку, но можно с уверенностью сказать одно: в соответствующей боевой обстановке и в равных условиях они могли совершать во имя Родины не меньшие подвиги, чем Александр Маринеско, Николай Лунин или Владимир Котельников. Ибо это были подлинные мастера подводной науки.
Было бы несправедливым не упомянуть и о таких замечательных подводниках - инженерах-механиках, от которых подчас зависело все, что составляет боевые качества выходящих в тяжелые походы подводных лодок, - как Аркис Киселев, Александр Малахов, Алексей Белов, Лев Якушев, Виль Миланов и многих других.
Подводники-тихоокеанцы отдают дань высокого уважения таким мастерам обеспечения и обучения многих поколений подводников, как воистину морские подводные ветераны-боцманы Иван Михайлюк, Степан Боженко, бессменный «ловец торпед» в полигонах боевой подготовки ГВМБ ТОФ командир торпедоловов мичман Иван Иващик, за свою службу выловивший не одну сотню дорогостоящих практических торпед от стрелявших будущих адмиралов; таких мастеров водолазного дела, как мичман Владимир Буровилин, обучивший трудному аварийно-спасательному искусству многие десятки экипажей подводных лодок. Можно безо всякого преувеличения заявить, что именно такие люди и были подлинным «золотым фондом» подводного флота.
Внимательный читатель заметит, что выше указаны в основном подводники Тихоокеанского флота. Безусловно, и на других флотах, а в особенности на Северном, были и служили Родине не менее яркие подводники, закладывавшие основы могущества Военно-Морского Флота. Многие из них внесли свой вклад в трудную подводную службу и совершили не менее тяжелые, но славные для истории походы в удаленные от баз районы Мирового океана. К ним относятся такие замечательные и опытные командиры-подводники, как Л.Рыбалко, И.Пархоменко, И.Усков, А.Кузьмин, А.Жиделев, А.Юдин, Ю.Даньков, В.Козырь, Г.Дерюгин, Г.Кудряшов, В.Ларионов, Г.Вассер, Ф.Маслов, Я.Глоба, И.Жуйко, М.Илюхин, Г.Некрасов, А.Горожанкин, Ф.Гришин, М.Искандеров, Н.Ямщиков, И.Голота, Г.Неволин, В.Журавель, А.Акатов, В.Самойлов, А.Косов, В.Горонцов, участники «карибского похода» 1962 года - командиры ПЛ А.Дубивко, Р.Кетов, В.Савицкий, Н.Шумков и «второго эшелона» - А.Шейченко, О.Матвиевский, Л.Шабалин, В.Околелов, В.Шпунтов, Г.Кириллов, В.Лебедько, В.Антонов.
Нельзя не упомянуть таких известных подводников-дизелистов, внесших огромный вклад в дело выполнения государственных задач в удаленных просторах Мирового океана, как С.Егоров, Ж.Свербилов, Н.Затеев, А.Рулюк, В.Синельник, В.Любимов, В.Лепешинский, С.Холчанский.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Сегодня принято считать, что американская (английская, германская и, наконец, японская) военно-морская наука и техника лучше, надежнее и завиднее российской, доставшейся в наследие от советского имперского «монстра».
В определенной степени это преклонение передалось и на уничижительную оценку роли и места советского флота и военно-морского искусства в соревновании подводных флотов как современного атомного, так и вчерашнего дизельного.
Между тем это далеко не так. В практике взаимных «контактов» сил советских и американских ВМС периода холодной войны многочисленны факты и эпизоды, когда в равных или даже неравных условиях обстановки наши военные моряки одерживали явный верх. В том числе и в условной борьбе под водой. Автор считает уместным привести ряд таких случаев (далеко не полный, в действительности их было много больше).




Первыми «прищучили» в советских терводах американскую ПЛ («Гаджеон») тихоокеанские противолодочники в районе Владивостока. В августе 1957 года три МПК и один СКР двое суток гоняли супостата, подняли и с позором выгнали в нейтральные воды.
В апреле 1961 года, по данным первичного обнаружения нашей дизельной подлодкой, дежурная корабельная поисково-ударная группа (КПУГ) Северного флота из 3 «больших охотников» пр. 122-бис (командир ПУГ - капитан 3 ранга О.Максимов), вышедшая по тревоге из бухты Могильная, установила гидроакустический контакт с новейшей по тому времени английской ПЛ «Силайон» (ведшей разведку на подходах к ГВМБ Северного флота) и преследовала ее в течение 33 часов. Английская подводная лодка использовала для отрыва все доступные ей тактические приемы (броски скоростей и глубин, массированные постановки помех, имитаторов и ложных целей), но оторваться так и не смогла. Преследование прекращено с заходом и всплытием английской ПЛ «Силайон» в норвежских терводах. На вежливо-издевательский семафор с флагманского корабля КПУГ- «Не нуждаетесь ли в помощи?» - командир английской ПЛ отвернулся и не ответил.
В 1963-1965 годах автор (тогда командир С-141) по крайней мере трижды обнаруживал под водой (на подходах к Приморью) американские атомные ПЛ на скоростях «подкрадывания», притом обнаруживал первым, следовательно, имел преимущество первого (упреждающего) залпа. Подводники хорошо понимают, что это такое.




В 1966 году та же С-141 (под временным управлением А. Луцкого, впоследствии контр-адмирала) в дуэльной контрбаталии со своей атомной ПЛ выпустила самонаводящуюся (практическую) торпеду, которая «случайно» навелась на сунувшуюся в район американскую атомную подводную лодку. Последняя, обнаружив шум торпеды, рванула на отрыв с максимально возможной скоростью и выскочила прочь из залива Петра Великого.
В июле 1975 года в ходе противолодочной поисковой операции разнородных противолодочных сил ТОО в северной части Японского моря в результате «засадного офлажковывания» района как атомными, так и дизельными лодками противолодочная авиация флота быстро накрыла в прогнозируемых районах сразу две иностранные субмарины (американскую атомную «Сидрегон» и японскую новейшую дизельную «Удзусио»), передала контакт корабельным силам командира сил поиска капитана 1 ранга М.Хронопуло (впоследствии - командующего ЧФ); преследование велось в течение 12 часов.
Перепуганная неожиданным появлением преследующих сил, американская атомная лодка «Сидрегон» пробкой выскочила из Японского моря через Корейский пролив (о чем с известной долей ехидства через трое суток оповестило мир австралийское радио); японская же подводная лодка так и не заметила опасной для нее угрозы и была оставлена с выходом в нейтральные воды.
С появлением в составе сил флота новейших дизельных подводных лодок проекта 877 «Варшавянка» (по терминологии НАТО «Кило») условия для довольно-таки нахального ведения разведки у нашего побережья (Камчатка, Приморье) для американских атомных ПЛ изменились от «идеальных» до «озабоченных». Наши подводные лодки неизменно первыми обнаруживали, скрытно отслеживали американцев и передавали данные наведения своим противолодочникам.




Подводная лодка "Варшавянка". В.С.Емышев.

...Шли годы. Девальвировались понятия службы, долга и чести. И уже в хрущевско-брежневские (и особенно в горбачевские) времена мы столкнулись с таким поразительным для нас, ветеранов, явлением, когда морские офицеры отказываются от назначения командирами кораблей, а выпускные лейтенанты норовят прошмыгнуть мимо корабельных трапов в различные НИИ, штабы, склады и прочие «непыльно-хлебные» конторы. И даже в коммерческие структуры.
Так, благодаря усилиям политиков всех мастей и росту «прагматизма» исчезли «романтика моря» и чувство «призвания к флоту», столь присущее морским офицерам и «белого» (царского), и «красного» (советского) флота.
Не последнюю роль здесь сыграло и то обстоятельство, что от некогда мощного отечественного флота остались одни воспоминания. К примеру, в боевом строю Черноморского флота находится всего одна дизельная подводная лодка. Негусто их и на других флотах. И это в то время, когда дизельные подводные лодки, в том числе и российского производства, продолжают поступать на вооружение военно-морских сил Турции, Японии, Китая, Ирана, Южной Кореи, Индии. Строят их и европейцы - ФРГ, Англия, Швеция.
Верю, однако, что наступят новые времена, Российский флот возродится в своем грозном величии, возродятся и столь нужные сегодня флоту традиции, заложенные Великим Петром.
С этим и обращаюсь к морякам грядущих поколений - служить Отечеству на совесть и гордиться службой на Российском флоте, не менее богатом историческими боевыми традициями, чем военные флоты ведущих мировых держав.


Численность подводных лодок в боевом составе Российского флота



ПАМЯТНИКИ СОВЕТСКИМ ПОДВОДНЫМ ЛОДКАМ



Рубка ПЛ проекта 613 (Калининград) ПЛ М-296 проекта А615 (Одесса)



ПЛ С-79 в Сурабае (Индонезия) ПЛ С-194 в Норчепинге (Швеция)



ПЛ Б-80 в Ден-Хелдере (Нидерланды) Рубка ПЛ Б-807 проекта 641 (Санкт-Петербург)



Рубка ПЛ пр. 641Б (Полярный) Рубки ПЛ Л-3 и Щ-307 (Москва). Перенесены из Лиепаи в 1995 г.

Продолжение следует

Немає коментарів: