пʼятниця, вересня 14, 2012

Размещая рассказ о контр-адмирале Владлен Васильевиче Наумове тем самым я отдаю ему дань глубокого уважения и признательности за его службу на атомном подводном флоте которому он отдал десятки лет, начиная с должности штурмана АПЛ К-27, и заканчивая командиром ракетного атомного подводного ракетоносца К-182.В октябре месяце с.г. Владлену Васильевичу исполняется 77 лет и 50 лет исторического похода четырех дизельных подводных лодок во время Карибского кризиса(1962г) на Кубу,участником которого он был.Пожелаем ему доброго здоровья , и здравия на многие годы.

Контр-адмирал Наумов Владлен Васильевич. "Что не подвластно времени". Часть 1.


Публикуем первую из шестнадцати частей очерка, об истоках рождения командира, о маме, об отце, об училище. Далее - автобиография героя и биография РПК СН "К-182", рассказы о его учителях, о командирах АПЛ первого поколения, о подлинных друзьях подводников, изложение отдельных тактических приемов действий противолодочных сил ВМС США против одиночных подводных лодок ВМФ СССР, о так называемых "квакерах", и, наконец, описание командирского опыта организации соревнования, состязательности в целях повышения боеготовности. 

Вот тебе и "манюня", вот тебе и "черепаха"! 
Не верьте никому, кто скажет, что вы сироты. Помните, вы не сироты, вы дети своей Родины. 
... не было ни двоек, ни троек. Разве вот с танцами не ладилось... Совсем другие танцы в штурманской боевой части субмарины. 

http://flot.com/blog/historyofNVMU/index.php?PAGEN_1=11 



С первоначально подготовленным проектом публикации ознакомился ее герой. Указал на ошибки и неточности. Предоставил дополнительные материалы, фотографии. Именно поэтому очерк о замечательном однокашнике Юрия Георгиевича Панферова, единственном адмирале в выпуске Ленинградского Нахимовского училища 1953 года, представляем Вашему вниманию с некоторой задержкой. 

 

Роберт Борисович Семевский, их дружбе уже более 60 лет, помнит прозвища, которые однокашники дали Наумову Владлену Васильевичу: "черепаха", "манюня". Вот тебе и "манюня", вот тебе и "черепаха"! "После окончания штурманского факультета I ВВМУПП служил командиром рулевой группы пл 613пр. на Камчатке. В 1959 г. назначен командиром рулевой группы на новостроящуюся подводную лодку "Б-116" проекта 641 Северного флота. С 1961 г. штурман пл "Б-36"проекта 641, на которой участвовал в строго засекреченном групповом походе четырёх подводных лодок из состава 69 брпл СФ к Восточному побережью США в период Карибского кризиса." 

О данных событиях ранее в нашем блоге опубликовано сообщение "Маленькие моряки", ставшие "морскими волками". Известен, как советский подводник, державший флаг ВМФ над рубкой после всплытия ПЛ в окружении 3-х эсминцев и самолёта ПЛО ВМФ США. Начало.Окончание. 

Семевский Р.Б. 

"С 1963 г. перешел на атомные пл в пос. Гремиха, участвовал в разные годы в семи походах на боевую службу в океане. В 1970 г. назначен командиром атомного ракетного крейсера ПЛАРК 675пр., а с 1973 по 1980 г. командовал головным подводным ракетным крейсером стратегического назначения РПКСН пр.667БД «60 лет Великого Октября». В 1978-1979 гг. его корабль завоевывал призы ГК ВМФ за 1 место по ракетной стрельбе, а также стал известен на флоте как инициатор соц. соревнования в ВМФ. За достигнутые успехи корабля, его командиру в 1979 г. присвоено воинское звание контр-адмирал. В 1980-1985 гг. был зам. начальника ВВМУПП им. Ленинского комсомола, а в 1986 г., после окончания заочного факультета ВМА, руководил Государственными испытаниями тральщиков и атомных ракетных ПЛ в составе Балтийской группы Гос. приёмки ВМФ. С августа 1991 г. уволился в запас с 1995 г. в отставке. Женат с 1960 г. 

Пожалуй, наиболее интересная и полная статья о В.В. Наумове опубликована почти тридцать лет назад. Она принадлежит перу писателя и журналиста-мариниста Юрия (Юлия) Стволинского, автора многих интересных, скорее всего, временно забытых, книг, в частности, доступной сегодня в сети книги "Конструкторы подводных кораблей". — Л.: Лениздат, 1984. В ней - рассказ о некоторых конструкторах довоенных советских подводных лодок. На наш взгляд, строки, написанные, пусть и в другую историческую эпоху, написанные с пониманием существа дела и характеров, не устаревают, как все подлинное. И мы не стали освобождать строки от "налета" того времени, зачем, ведь эта "патина" того времени, обязательные тогда "формулы и заклинания", не мешают ныне понимать, как тогда иногда благодаря, чаще независимо, порой вопреки делалось дело, если в центре внимания была суть его, а не видимость. 

"Что не подвластно времени". Ю. Стволинский. - Ленинградская правда, 21.09.1980. 

"Сейчас в служебных документах эта формула не сохранилась, но лет двадцать пять назад один из них открывался утверждением: «Служба на подводных лодках трудна, но почетна». Речь шла о дизельных лодках. Теперь, в эру атомоходов, старая мысль, останься она в документах, откорректированная новой сутью лодок, наверняка подчеркивала бы, что служба на подводных кораблях «очень трудна, но очень почетна». 
Владлен Васильевич Наумов невольно усмехнулся. Можно, конечно, начать статью и так, но публицистика — сфера незнакомая. Воспитанный на военной лаконичности языка, он привык к конкретным понятиям. Следовательно, надо писать статью просто и по-деловому... А сроки, поставленные редакцией флотской газеты, истекали. Через несколько часов на корабле появится офицер из редакции. И потому после, обеда Наумов ушел в каюту, сев за стол, решительно придвинул бумагу. Статью эту командир атомного ракетоносца обдумывал давно, да и материал знакомее быть не может — свой корабль, люди, с которыми уже съел, как говорится, пуд соли. Быстро сложился первый абзац: 
«Атомный ракетоносец создан для морских глубин. Там в полной мере раскрываются его превосходные качества, необыкновенные возможности. Но чтобы техника отдала все то, что заложили в нее конструкторы, важно, чтобы ею управляли хорошо знающие свое дело люди. От каждого члена экипажа требуются не только отличные профессиональные знания, но и высокая морально-боевая закалка, постоянный боевой настрой, дух здорового соперничества, взаимовыручки. 
Все эти качества не приходят к подводникам сами собой. Они — результат многосторонней деятельности командования корабля, партийных и комсомольских активистов». 
Командир положил перо. Теперь надо подвести итоги последнего похода — дальнего и сложного. Обстановка в отсеках порой была напряженной. И, словно подчеркивая это, стенды на переборках рассказывали о делах подводников Великой Отечественной, а рядом с портретами героев и описанием их подвигов особенно значительно выглядели фотографии специалистов, отличившихся вчера, прямых наследников боевой славы отцов. 
Едва ли не по любой судьбе любого члена экипажа, начиная с него самого, командира, можно проследить связь времен, неразрывность традиций, бережно передаваемых от старших к младшим. Так думал Наумов, когда в дверь каюты вежливо постучали: «Товарищ командир, разрешите доложить...». 
Жизнь не оставляла времени для слишком долгих размышлений над тем, что не касается непосредственно корабельной службы. Служба — это все 1440 минут в сутках. Статью доканчивал ночью... 
Чуть меньше полувека назад Леонид Соболев, не скрывая радости, писал про молодой и растущий Красный Балтийский Флот: «Подводные лодки плотной, непроворотной стаей бродят теперь в тех местах, где когда-то сдерживали врага одиночные лодки девятнадцатого года «Пантера» и «Рысь»." 

  

Пантера. Подводная лодка № 7, № 14, Б-3, Рысь, Большевик, историческая справка. 

"Что не подвластно времени". Ю. Стволинский. - Ленинградская правда, 21.09.1980. 

"Соболев имел в виду советские лодки, построенные в первые пятилетки. Что бы сказал моряк и писатель, пламенно любивший флот, о советских лодках, идущих сегодня не Балтикой — Мировым океаном? Безбрежные просторы, на которых веками безраздельно властвовали флаги со всякими зигзагами, крестами, львами и прочими атрибутами, познакомились с такими символами, как Красная звезда, Серп и Молот — символами Страны Советов. Флаги, естественно, несут надводные корабли. Флаг субмарин на поверхности — редкий гость. 
О чем размышляет командир атомного ракетоносца, когда в штурманской рубке смотрит на карты далеких морей? Наумов не спешит с ответом: «Прошу понять правильно. Неслужебные мысли появятся позднее, уже на отдыхе. Прикинешь, где побывал, волны каких океанов над кораблем плескались, и придет гордость. А там только об одном — выполнить свою задачу. Только так. Иначе зачем же строить такие корабли, зачем вкладывать несметное количество труда и средств, если не для того, чтобы держать в узде всех, кому не нравится мир на земле». 
Подводная лодка — сложнейшее инженерное сооружение. Десятилетиями лодку учили плавать, погружаться, всплывать. Одним из самых мучительных вопросов были двигатели, двойная, над- и подводная энергетика. 
Едва ли не с той самой поры, как появились субмарины, у конструкторов и моряков-подводников была «хрустальная мечта» — надежный единый двигатель. Создавались хитроумнейшие проекты. Достойно удивления, что при относительно невысоком уровне техники прошлого инженеры отваживались на такое. Но ничего не получалось. Могло выйти у советских кораблестроителей — шли успешные опыты — помешала война. 
Удивительные корабли, хотя и носили гордое имя подводных, в действительности ими не являлись. Они были надводными, лишь приспособленными к сравнительно недолгому пребыванию под водой. Появление атомных энергетических установок реализовало «хрустальную мечту». И глубины, такие глубины, о каких и не помышляли подводники второй мировой войны, стали рабочей глубиной атомных лодок. Не на день, не на два — на недели. Оказалось, не всплывая, можно даже обогнуть «шарик», что и сделал отряд советских атомоходов в преддверии XXIII съезда партии." 

 Нахимовец В.В. Наумов. 1953 г. 

"Что не подвластно времени". Ю. Стволинский. - Ленинградская правда, 21.09.1980. 

"Жизнь Владлена Васильевича Наумова хронологически совпадает с важнейшими этапами в послевоенном развитии подводных сил его родной страны. Нахимовец, а потом курсант Наумов, готовился служить на дизельной лодке. Однако уже в то время, когда Наумов учился, в конструкторских бюро появлялись на чертежах контуры первых советских атомоходов. Партия сказала про них: «Строить!». 
Когда офицеру-коммунисту Наумову предложили перейти на лодку с новой энергетической установкой, он согласился без особых раздумий. Атом его не пугал, перспективы атомного подводного флота как будто хорошо проглядывались. Казалось, понимает и трудности, которые предстоит преодолевать. Вспоминая прошлое, он признает, что и то и другое прёдставлял себе чисто умозрительно. Трудностей было куда больше, а возможности атомоходов оказались такими, что в них сначала просто не верилось. Полностью они открылись в тот момент, когда он принимал ракетоносец, который потом получил имя «60 лет Великого Октября». 

 

Проект 667БД «Мурена-М» (NATO – “Delta II”). 

"Что не подвластно времени". Ю. Стволинский. - Ленинградская правда, 21.09.1980. 

"Наумов листал чертежи и документы, ходил по отсекам корабля, который по своим размерам был бы не из последних в надводном флоте, снова погружался в изучение документов. Не оставляла его гордость. Какой же дорогой прошла наша Родина под водительством партии, если от того, что было, мы пришли к тому, что есть! 
Могучее оружие дремлет в шахтах корабля Наумова. Советскому народу приходится создавать такое оружие. Пока не перевелись агрессоры, не усвоившие уроков истории, советские воины должны иметь все, что требуется для защиты Отечества. Ведь не утратил и сегодня своей актуальности завет В. И. Ленина — «Быть начеку». 
Принимая подводный атомный ракетоносец, Наумов не мог не почувствовать величайшего доверия, оказанного ему партией. Этим самым ему как бы сказали: тебе вручается сильнейшее оружие. С его помощью можно удержать безумцев, и с его же помощью, если это не удастся, надлежит тех безумцев наказать. Значит, ты и возглавляемый тобой экипаж должны быть готовы ежеминутно, ежесекундно. Учись, учи людей, сплачивай коллектив и ни на мгновение не забывай о долге перед страной. Пусть сквозь океанские толщи долетают до тебя волны любви и веры народа. 
Поистине могучее — больше о нем не скажешь — оружие доверено трудовым народом экипажу контр-адмирала В. В. Наумова, коммунисту и сыну коммуниста, внуку и сыну рабочих. 
У каждого из нас своя память о детстве. Поколению, чье мальчишество прервала война, может помниться колючий ворс солдатской шинели. На минутку прибегали отцы, чтобы уйти навсегда. Даже теперь, спустя десятилетия, бывшие ленинградские мальчишки слышат зловещий свист «зажигалок». Думая о прошлом, адмирал видит эшелон из теплушек, далекое ярославское село, ощущает каменную неподатливость земли, из которой по весне добывали мерзлую картошку, деликатес по тем голодным временам... Мрачен экран воспоминаний, когда появляются на нем рельсы, тускло поблескивавшие в промозглых сумерках. Это сумерки виноваты, что, шагая по путям в сорок третьем, не расслышали ни он, ни мать пыхтения маневрового паровоза. 
Как сказать о материнском подвиге? Мария Людвиговна последним движением в жизни успела вытолкнуть сына из-под колес. Сама осталась в земле возле станции Нерехта..." 

Мама. 

"Наумова (Томашевич) Мария Людвиговна в шестимесячном возрасте приехала в Петроград в 1915 г. До рождения сына работала на заводе «Электросила», а затем стала домохозяйкой. В эвакуации с 1941 г. до своей гибели в 1943 г. заведовала колхозным детским садом в деревне Берёзовка Нерехтского района". (Из автобиографии Наумова В.В.) 

 

"Что не подвластно времени". Ю. Стволинский. - Ленинградская правда, 21.09.1980. 

"Что еще живет от детства, похищенного войной? Огород. Его возделывали вместе с бабушкой после гибели матери. Еще два козленка — их выделил колхоз, даже в лихую годину не забывавший малышей — был и младший брат, — детей павшего воина... Дети. Не солдатские сироты. Дети. Спустя несколько лет он, уже нахимовец, услышит именно такие слова от знаменитого советского флотоводца (А. Головко. - Ред.)" 

 

"Что не подвластно времени". Ю. Стволинский. - Ленинградская правда, 21.09.1980. 

"В день 30-летия Великого Октября в парадном строю перед Мавзолеем Ленина должны были прошагать и самые юные представители Вооруженных Сил. Ленинградские нахимовцы приехали в столицу. Нескольких человек позвал к себе начальник высокого морского штаба. 
Но он узнал много позднее (тогда по младости не запомнил) фамилию и должность адмирала. Они вошли в большой, очень большой, как им, малышам, показалось, кабинет, одетые строго по форме, немного напуганные необычайностью ситуации. А адмирал, глядя на них, утратил привычную властность и командирские интонации, рассаживал за длинный стол ласково, по-отцовски. Беседовал не спеша, не поглядывая на часы, недовольно махнул адъютанту, когда тот вдруг появился: «Потом!». 
Адмирал говорил: «Не верьте никому, кто скажет, что вы сироты. Помните, вы не сироты, вы дети своей Родины. 
Служите ей честно, и Родина заменит вам и отца, и мать, никогда не оставит в беде». 
Им бы впору гонять мяч, резвиться, играть в лапту или прятки... Оставив за ними право на это, хотя и в отведенное строгим распорядком дня время, страна дала им кров и хлеб и готовила к служению тому священному делу, за которое пали их отцы. 
Суть вызова к одному из людей, вершивших судьбы флота, Наумов постиг окончательно лишь тогда, когда флот стал его судьбой, его единственным делом, поглотившим без остатка. Понял, что, всматриваясь в лица малышей, адмирал внимательно разглядывал будущих командиров будущих кораблей. Став сам отцом, понял, почему тогда дрогнул голос бесстрашного человека, героя войны в Испании, участника многих боевых действий. 

 

С парада вернулись на «Аврору». Легендарный корабль революции не один год был домом нахимовцев. О родном доме говорят только хорошее и с улыбкой. Разве не смешно теперь вспомнить, как, например, доставалось за скверный почерк. Детские каракули... но они перерастали в серьезнейший вопрос для нахимовца. Ему пришлось догонять однокашников, чье детство сложилось, быть может, капельку благополучнее. Наумову первый класс (в эвакуации) вообще не пришлось посещать. Зима стояла лютая, а валенок в семье купить не могли. Да и негде было. Итак, пришлось уже в Нахимовском наверстывать пропущенное. А тут придира-педагог, влюбленный в каллиграфию, и потому безжалостно ставивший двойки, хотя содержание сочинений нахимовца Наумова было, наверное, не самым плохим. Учителя, к счастью, вскоре сменили, и жизнь пошла иная. Новый педагог не принимал во внимание почерк, считая, что суть — в мальчишеских мыслях. 
С той поры не было ни двоек, ни троек. Разве вот с танцами не ладилось. Но это обстоятельство сильных огорчений не приносило. Командиру рулевой группы дизельной лодки — первая его должность на флоте — не до развлечений. Совсем другие танцы в штурманской боевой части субмарины." 

Владлен Васильевич, просматривая имеющиеся в нашем архиве фотографии, узнал своих однокашников. 

 Экзамен по танцам в 33 классе. 1951 г. Феликс Андреев (слева) и Сергей Брунов. 

 Анатолий Чаликов (слева) и Владимир Поваго – Потемкин. 

"Что не подвластно времени". Ю. Стволинский. - Ленинградская правда, 21.09.1980. 

"Впрочем, морское крещение произойдет еще до того, как он станет подводником. Курсант Наумов проходил практику на знаменитом "Комсомольце". 
Владлен шагнет на палубу старого судна с особым чувством, помня фотографию отца, сделанную на этом же самом «Комсомольце». Значит, и отец какое-то время плавал на нем. 
Владлен Васильевич Наумов живет на самом берегу океана. Холодные волны плещут едва ли не у порога дома. В семейном альбоме есть фотография молодого мужчины и красивой молодой женщины. Фотографиям —- пятый десяток лет. Это отец и мать подводника — Василий Георгиевич и Мария Людвиговна Наумовы, рабочие с Московской заставы. На нескольких фотографиях отец — в бескозырке." 

Жизненные пути многих и многих моряков связаны с судьбой этого корабля. "Океан", в дальнейшем "Комсомолец" имеет богатую историю, не только старший и младший Наумовы ступали по его палубе. 

 

Учебный корабль «Океан» вошел в историю русского флота, как первый советский корабль, который ходил в заграничное плавание. Целью похода была перевозка военнопленных и раненых русских солдат из Германии. В 1922 году решением Реввоенсовета учебный корабль «Океан» был переименован в «Комсомолец». В этом же году проводились крупные восстановительные работы корабля. 

О судьбе УК "Океан" ("Комсомолец"), о судьбах некоторых моряков, служивших или начинавших службу на его борту в следующем сообщении. В очередной раз убедимся, "как тесен мир", как все в нем переплетено. Это просто мы обычно невнимательны... 

Продолжение следует.

Немає коментарів: