субота, вересня 08, 2012

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОНТР-АДМИРАЛА ШТЕФАНОВА Д.Б.

Часть 1. Как я попал в экипаж К-460.

События, о которых я расскажу ниже, на мой взгляд, интересны тем, что они показывают дух времени и ту атмосферу, в которой создавалась вся серия рпксн проекта 667Б.
Итак. Баку, весна 1971 года. С очередной практики съезжаются курсанты старшего курса и от своих друзей мы по большому секрету узнаем, что создаются и вот-вот начнут поступать на флот новые ракетные лодки проекта 667Б. Их сразу стали называть - "Букахи". Их основное достоинство - обалденно большая дальность стрельбы и возможность стрелять не только из подводного, но и надводного положения. Как раз в ту пору в открытой печати появилась информация о планах создания в США ракетно-ядерной системы "Трайдент" с ракетами большой дальности, но мы не думали, что наша система уже создана и обогнала американскую лет на 10. 
http://k460.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=48&sid=c9ce4b2236769dd0026361ae40ee1811 

Весной 1972 г. после практики сведения о "букахах" пополнились, но самой лодки пока никто не видел.
Тогда же приехал с преподавательской практики наш любимый преподаватель ТСК капитан 1 ранга Ганин и на первой же лекции взволнованно и очень торжественно сообщил, что принят на вооружение ВМФ первый советский инерциальный навигационный комплекс "Тобол". Тогда я еще не знал, что эти события будут иметь ко мне прямое отношение.
Я, как отличник, имел право выбора места офицерской службы и хотел служить на многоцелевых атомных лодках. Практику после четвертого курса и стажировку на пятом курсе проходил в Западной Лице на пла К-370 проекта 671. Туда же получил и предписание по выпуску.
Выпуск состоялся, мы в офицерской форме разъезжаемся в отпуск, чтобы по его окончанию убыть к местам своей новой службы. Иду по Зыху (это пригород Баку, где размещается училище) решать вопросы с отъездом в отпуск, а навстречу мне кто-то из моих однокашников. Говорит, срочно беги в училище, тебя командир роты ищет. И хотя мы были уже пару дней лейтенантами, но авторитет командира роты был непререкаем.
Прихожу, командир роты говорит: "Дуй в отдел кадров, сдавай предписание. Получишь новое". Я спрашиваю, в чем дело, куда пойду служить? Он отвечает, мол, там все узнаешь.
Прихожу в отдел кадров, гляжу - там еще таких же как я человек пять-шесть. И что интересно - все те, кто закончил училище с отличием. Никто ничего не знает.
И вот нас пригласил начальник отдела кадров и объявил следующее. 
Форсированно строится серия новых ракетных атомоходов проекта 667Б. Формируются экипажи. При подписании приказа о выпуске и производстве в офицеры лично ГК ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков распорядился всех отличников отправить на эту серию. Нам зачитали выписку из этого приказа и выдали новые предписания для убытия в Учебный центр в г. Палдиски Эстонской ССР.
Все мы были назначены на должность инженера ЭНГ: Витя Пахомов на К-472, Саша Агейков на К-465, я - на К-460, Коля Есаков - на К-475, Иван Бойко - на 450(?).
Вот так я оказался на К-460.


Часть 2. Палдиски.

1. Знакомство с экипажем

Столь крутое изменение в моих планах на будущую офицерскую службу конечно же вызвало определенные волнение и раздумья. С одной стороны, было приятна высокая оценка меня, пусть даже заочная, со стороны командования ВМФ. С другой стороны, имеемая у меня к тому времени информация о характере службы и плавания на ракетных лодках, которая была менее насыщенной и интересной, чем на многоцелевых лодках, вызывала сожаление.
К тому времени я успел свыкнуться с Западной Лицей, сходил в Норвежское море летом 1971 года на пларк К-1 проекта 675, заручился поддержкой флагманского штурмана 3 дивизии подводных лодок капитана 2 ранга Батрака о назначении меня командиром ЭНГ на одной из подводных лодок проекта 671. Очень хотел сходить в Средиземное море, где мы были на практике в 1970 году на крейсере "Михаил Кутузов". И вот пришло такое решение судьбы.
Однако делать было нечего и к назначенному времени в августе 1972 года я с молодой женой Галей убыл в Эстонию в неизвестный мне город Палдиски.
О Палдиски мы в училище знали, но очень поверхностно. В частности, потому, что туда перевелся наш преподаватель тактического маневрирования Н.А. Мозговой.
Прилетели в Таллин в воскресение в полдень. Спросили, как проехать в Палдиски. Нам сказали, что надо ехать на электричке с железнодорожного вокзала. Взяли такси, приехали на железнодорожный вокзал. Электричка уходила часа через полтора. Походили по окрестностям, получили первые впечатления о городе. Бросилась в глаза чистота и европейский стиль архитектуры. И хотя я уже был в Таллине в 1968 году, но все же внешне город понравился.
Позднее мы познакомились с Эстонией поглубже и увидели и грязцу, и хамство местных товарищей, но тогда Таллин оставил приятное впечатление.
Электричка запомнилась своей допотопностью (такие тогда я видел только в Баку и в дальних краях Мурманской области) и жутким качеством объявления остановок (мало того, что на эстонском языке, так и с ужасными помехами). Наконец, морское КПП, родная форма матросов и мичмана, проверка документов. Проехали колючую проволоку, одна остановка и – Палдиски.
В 1968 году на первой практике мы заходили в Палдиски на крейсере "Комсомолец". Тогда еще с моря бросился в глаза массив главного корпуса учебного центра. При выходе из электрички он оказался еще внушительнее.

_photo27.jpg

Фото взято отсюда: http://roogevik.narod.ru/photoalbum.html
Спросили у выходящих из электрички молодых людей, есть ли здесь гостиница? Веселые люди ответили, что их здесь четыре. Топайте вдоль улицы имени Лауристина (местные ее называли просто – улица Лауристини) и увидите.
Мы пошли. Полно молодых людей, на улицах обилие мам и пап с колясками. Коляски штук по двадцать у каждого магазина. А гостиницы мы сразу узнавали по огромному количеству колясок и оживленному движению народа. Многие в форме младших офицеров и мичманов. Матросов не видно.
В первой гостинице нам сказали, что мест нет, идите во вторую. Во второй – идите в третью. В третьей – зря ходите. Мы в гостиницы вообще не селим. Только по направлению МИСа учебного центра. А МИС – не работает, выходной, вечер. Свободно селят только в четвертой гостинице, она напротив. Но там в месяц надо платить более 60 рублей. А в первой-третьей – по десятке.
В вестибюле третьей гостиницы сидели две-три пары, на что-то надеялись. Я оставил Галю в вестибюле и сходил в четвертую гостиницу. Там тоже не было мест. Мы приуныли.

_гостиница_lauristini.jpg

Палдиски. Одна из гостиниц.
Фото взято отсюда: http://roogevik.narod.ru/photoalbum.html
После раздумий я вспомнил про капитана 1 ранга Мозгового Николая Алексеевича. Подумал, может он что подскажет.
Через дежурного администратора гостиницы узнал номер телефона дежурного по центру, а у него – номер домашнего телефона Николая Алексеевича. Звоню, объясняю обстановку. Прошу подсказать, можно ли где остановиться в надежде, что он походатайствует о размещении в гостинице?
Вместо этого я получил еще один урок проявления флотского братства. И очень благодарен судьбе, что она определила меня на флот. И до Палдиски, и после него я неоднократно получал помощь и выручку от товарищей и совсем малознакомых людей, потому что морская форма и даже само упоминание о службе на флоте сразу делала меня своим среди своих.
Николай Алексеевич просто спросил, ты где? Я объяснил, что в вестибюле третьей гостиницы. Он приказал: жди там!
Минут через пять смотрю, быстро идет в домашнем трико и по-моему, в тапочках. Поздоровался со мной, с Галей, подхватил чемоданы и говорит: пошли!
Приводит к себе домой, квартира оказалась в соседнем доме с гостиницей. Вот так штука!
Жена его, Нина Владимировна, приняла нас сердечно. Разместили, покормили. В тот вечер мы долго разговаривали о службе, о новой технике, об училище.
У Мозговых мы прожили два дня, пока я не пробил комнатушку в финском домике в 32 квартале города Палдиски. Но эти два дня я не забуду никогда.

_32квартал_dvor.jpg

Палдиски, 32 квартал. В одном из этих домов мы и поселились с Галей. Также в 32 квартале жил Шумский Коля с семьей.
Фото взято отсюда: http://roogevik.narod.ru/photoalbum.html 
Утром в понедельник пришел в Центр. В управлении кадров приняли, все рассказали, направили в аудиторию, где можно найти командование лодки. Сказали, что экипаж сформирован и начал обучение в мае 1972 года, что командира еще нет. Пока учатся офицеры, старший в экипаже – старпом капитан-лейтенант Лазукин Алексей Степанович. 
В вестибюле главного учебного корпуса Центра увидел Сашу Агейкова, очень обрадовался встрече. Он прибыл дня три назад и уже немного освоился. Кое о чем рассказал и по его описанию я направился в класс на представление экипажу. 
В классе увидел офицеров, все в кителях. Спросил, где найти Лазукина. Навстречу поднялся коренастый и солидный капитан-лейтенант. Я ему представился. Поговорили. 
Подошел капитан 3 ранга, представился замполитом. Это был Чупрынин Леонид Владимирович. Тогда же я познакомился с помощником капитан-лейтенантом Щегловым Виктором Павловичем, а также с командиром ЭНГ лейтенантом Беребера Володей. Он мне сказал, что закончил ВВМУ им. Фрунзе в г.Ленинграде в этом (1972) году и что в экипаже уже пару дней. А командир БЧ-1 у нас старший лейтенант Титаренко. Но сейчас его нет, будет завтра. 
Командование экипажа сказало мне, что офицеры уже сдали четыре зачета и всем молодым лейтенантам надо догонять. Меня отпустили и дали день на решение личных вопросов, получение секретных тетрадей, чемодана и подготовку к занятиям. 
Первое впечатление от общения с офицерами экипажа было благоприятным. Они казались такими опытными и взрослыми, хотя многие были старше меня только на год-два. Но они прибыли с действующих подводных лодок, а мне предстояло снова сесть за учебную парту. 
На следующий день я познакомился со своим командиром боевой части. Старший лейтенант Титаренко Георгий Александрович спускался по лестнице, а мы с Володей Беребера стояли на лестничной площадке. Он мне говорит: вот наш штурман идет.
Я сразу узнал Титаренко, так как неоднократно видел его в училище. Он выделялся из курсантов своей красивой внешностью, выправкой и правильной речью. Собственно он был одним из первых курсантов, кого я увидел при поступлении в училище и конечно не мог тогда предполагать, что буду служить под его началом, а впоследствии мы станем друзьями. Дружим мы по сей день. 
Мы подошли к Георгию Титаренко я представился. Познакомились, поговорили о предстоящей службе, об училище. Жора дал мне необходимые указания по организации учебы и отправился по своим делам. А мы с Володей Беребера (я сразу стал называть его – Вова) пошли в аудиторию.

Через день-другой прибыли и остальные выпускники училищ, назначенные на К-460. Больше всего их было в РТС, радиотехнической службе, сразу 7 человек. От них веяло Питером и радиоэлектроникой, к которой я относился тогда как к чему-то неведомому и загадочному. В Баку электроники было маловато, да и штурманам ее преподавали в сокращенном объеме. И прямо скажу, не очень интересно. От этого ее загадочность приобретала ореол таинственности, а молодые электронщики были уже с нею на ТЫ. Это вызывало большое уважение.
Я еще не знал, что на нашей лодке и у меня в заведовании будет сразу три компьютера, с которыми я тоже стану на ТЫ. Но тогда я смотрел на эртээсовцев, как их между собой называли офицеры, как на существ какого-то другого измерения.
Знакомство с офицерами завершилось просто и быстро. Сразу же возникло ощущение того, что ты отныне являешься не отдельной единицей, а частью целого. Того, что имеет очень емкое и многогранное понятие - ЭКИПАЖ!

Город Палдиски располагался на берегу пролива Хара Лахт. Он был небольшой, но уютный.

_ателье_мод_pald_cross_a.jpg

Палдиски. Продовольственный магазин и на втором этаже - Ателье мод, где работала моя жена Галя.
Фото взято отсюда: http://roogevik.narod.ru/photoalbum.html 

_универмаг_pald_cross_b.jpg

А это универмаг, возле которого всегда было много колясок. И велосипедов.
Фото взято отсюда: http://roogevik.narod.ru/photoalbum.html 

_бассейн_basseyn.jpg

Плавательный бассейн. Он размещался сразу за забором Учебного Центра.
Фото взято отсюда: http://roogevik.narod.ru/photoalbum.html 

В сентябре 1972 г. в экипаж прибыл командир. Представление экипажу произошло на построении в коридоре учебного корпуса. Так я впервые увидел Сергеева Владимира Михайловича.
Он кратко рассказал о себе и сказал, что поговорит с каждым в отдельности. Так и сделал. Беседы проходили дня два в нашей аудитории.
Когда очередь дошла до меня, то я был приглашен к столу, за которым сидел Сергеев. Представился, командир пригласил сесть напротив и рассказать о себе. Пока рассказывал, рассмотрел его более внимательно и отметил, что слушает он внимательно.
По-моему, мы оба понравились друг другу, по крайней мере отпустил он меня с некоторым одобрением.

Примерно в то же время после окончания 6 ВСОК ВМФ в экипаж прибыл командир БЧ-2. Солидный, молодой капитан-лейтенант Тимошенко Василий Федорович. Он сразу завоевал авторитет и уважение всех офицеров, т.к успел поплавать в океане на боевой службе, был простым, отзывчивым и просто хорошим человеком.
Тогда я не знал, что с этими людьми пройдет вся моя служба, мы станем друзьями и мне придется проводить сначала Сергеева В.М., а затем Тимошенко В.Ф. в последний путь.

Немає коментарів: