Поколение, выросшее в новой России, не
представляет, насколько нравы в СССР отличались от нынешних, российских. За
частное предпринимательство тогда сажали в тюрьму, продажа импортных “шмоток”
называлась спекуляцией и строго каралась. Граница - на замке, в стране сплошной
дефицит...
Но и “за железным
занавесом” люди умудрялись получать свой кусок с “маслом и икрой”. Об этом
времени вспоминает бортмеханик 263-го авиационного полка (тогда ещё дважды Краснознамённого
Балтийского флота) Михаил
Андреевич Слободчиков. В 1975 году он работал на станции
техобслуживания и чуть не угодил в тюрьму.
Источник-
Конфисковали даже ковры
- Меня обвинили в
получении взятки (100
рублей), но суд
оправдал, - рассказывает
Михаил Слободчиков. - Я тогда
работал в автосервисе на Московском проспекте. А вот моему сослуживцу, второму
пилоту майору Евгению
Тезикову, не
повезло. После выхода на пенсию он тоже трудился на станции техобслуживания -
начальником смены.
Однажды к нему обратился хозяин “Волги” с
просьбой покрасить машину без очереди. Мол, нужно уезжать в отпуск. Ждать
покраску по заведённому порядку аж шесть месяцев!
За ускорение работ хозяин
“Волги” подогнал Тезикову два колеса (каждое
по 150 рублей). Женя, ничего не подозревая, их продал, расплатился с
рабочими.
Но потом оказалось, что
водитель “Волги” - сотрудник ОБХСС (отдела
по борьбе с хищениями социалистической собственности).
На суде Евгения признали
виновным в получении взятки и дали четыре года “химии”с конфискацией имущества. (В 60-70-е годы в народе
“химией” называли принудительные работы на предприятии с вредным производством.
Так наказывали осуждённых за незначительные преступления, - прим.
авт.)
У Тезикова забрали личную
машину, холодильник, стиралку и даже ковры. Он отбывал срок вместе с П.Р. Беланом, командиром отдельного противолодочного
вертолётного полка, который базировался в посёлке Донское Калининградской
области.
Полковника Белана судили за растрату 1,5
миллионов рублей. Грозила расстрельная статья, но он отделался четырьмя годами
“химии” - без конфискации. А два капитана, его подчинённые, получили по 12 лет
тюрьмы.
Как украли 18 тонн спирта
- Сначала Пётр Белан проходил по делу как
свидетель. Началось с того, что в полку обнаружилась недостача спирта - 18
тонн. Скорее всего, кто-то настучал. Старшина, ведавший спиртом, когда поднялся
шум, застрелился. Хотя всем было ясно, что он - всего лишь пешка.
Кроме того, открылась тёмная история с
мотоциклами, которые поступали в военторг. Стоил мотоцикл “Урал” 1.501 рубль.
Военные везли их в Казахстан и там толкали по 5.000 рублей.
В общем, вертолётный полк
начали шерстить. КГБэшники копали под командира. А у Белана были в свояках
высокие начальники: командующий авиацией Балтфлота генерал-полковник С.А. Гуляев и столичная шишка Александр Шелепин (член политбюро ЦК КПСС, депутат
Верховного Совета СССР). Их жёны - родные сёстры жены полковника П.Р.
Белана.
Так вот, когда под командиром полка земля
загорелась, он кинулся к своякам, чтобы те его прикрыли. Гуляев и Шелепин
подсуетились.
Белан немедленно был
назначен командиром дивизии где-то на Востоке (вроде
бы в Советской гавани). Должность генеральская! Он даже слетал на Восток,
принял там дивизию и вернулся в Донское за вещами и семьёй.
Янтарь и золото
- У Петра Романовича Белана была новая “Волга”
ГАЗ-24. Он решил отогнать её в Киев, к родственникам. А за ним в то время уже
следили. Полковника тормознули в Гомеле - гаишники. Потребовали открыть
багажник, где обнаружили 20 кг
янтаря и золото.
Белану сказали: “Подпиши бумагу об изъятии. Если
не подпишешь, мы тебя арестуем и повезём в Москву”. Белан подписал
документы и поехал дальше. В Киеве у родственников спрятал машину. Её потом
правоохранительные органы так и не нашли.
Из Киева Белан прилетел в Калининград
гражданским самолётом. Тут его и арестовали. Два года он находился под
следствием.
Знаю обо всём потому, что
мой друг, Женя Тезиков, “мотал срок” на той самой “химии” в
Зеленоградске. Жили они в Калининграде, но каждый день ездили туда на работу.
Бизнес-акулы
- Так что в то время “бизнес” тоже развивался -
своеобразным образом. Директор станции техобслуживания, где я работал в 1975
году, в конце концов, погорел на махинациях. Его уволили с работы.
Я всех подробностей не знаю, но один эпизод
помню хорошо. За ремонт разбитой машины автосервис получал деньги - по
страховке. К примеру, какой-то друг директора разбил автомобиль. Ремонт оценили
в 1.500 рублей. А меня, слесаря, подрядили сделать машину за 150 рублей.
Таким образом провели
через предприятие ремонт ещё двух автомобилей. Директор “обварился” три раза -
по 1.500 рублей. В то время это были большие деньги. (Машина “Жигули” стоила около 5
тысяч рублей, а средняя зарплата в Калининграде составляла от 80 до 120 рублей, - прим.
авт.)
Я наряды по этим работам (на 150 рублей) в бухгалтерию не отдал, а спрятал у
себя в боксе. На всякий случай.
Потом моего напарника, молодого парня, тоже
слесаря, руководство автосервиса захотело подставить - подловить на взятке.
Чтобы самим выйти сухими из воды. Я пригрозил, что отнесу эти наряд-заказы в
милицию и расскажу про все директорские махинации.
От парня отстали. Но эти “акулы советского
бизнеса” нормально работать мне уже не дали. И я уволился.
О. Рамирес
Немає коментарів:
Дописати коментар