пʼятницю, листопада 30, 2012

ИГРАЕМ В ПОКЕР

АПЛ не должны стоять у стенки, а находиться в море – на боевой службе
АПЛ К-157 «Вепрь» проекта 971 (Akula II – по классификации НАТО).
Недавняя публикация газеты New York Times о появлении российских атомных подводных лодок у берегов США вызвала немало шума в Соединенных Штатах и у нас в стране. Лейтмотив выступлений СМИ был разный. Американские средства массовой информации выражали недоумение маневрами российских субмарин после 15-летнего отсутствия в водах у восточных границ США. Отечественные же СМИ вслед за заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генералом Анатолием Наговицыным утверждали, что в этом нет ничего необычного, что АПЛ не должны стоять у стенки, а находиться в море – на боевой службе.
Александр ФЕДОРОВ
ПРОКОЛ ИЛИ СИГНАЛ?
Обнаружение подводной лодки – это ЧП. Ведь потеря скрытности означает, что субмарину в условиях военного времени легко уничтожить. Так что же случилось у берегов США? Почему российские лодки дали себя обнаружить? Версий на сей счет можно выдвинуть немало.
Самое простое объяснение – российские подводники потеряли квалификацию, поскольку редко бывают в море. Несмотря на заявление представителя Главного штаба ВМФ о том, что «российские подлодки даже в самые трудные для флота времена в середине 90-х годов прошлого века выходили на боевое дежурство и патрулирование», количество таких выходов по сравнению с 70-80 гг. прошлого века, несомненно, существенно сократилось. Они превратились для моряков из повседневной практики в неординарные события. Утрата навыков по преодолению противолодочных рубежей, незнание методов и средств слежения противостоящей стороны не могли не привести к проколу
.
Отсюда, правда, нетрудно проложить тропу к другой версии. Для вскрытия противолодочных завес ВМС США и НАТО в западной части Северной Атлантики и были направлены российские субмарины. Ведь для того, чтобы их легче было в будущем преодолевать, нужно знать механизм и алгоритм их действия.
Тут уместно вспомнить об операциях АПЛ Северного флота «Апорт» в 1985 г. и «Атрина» в 1987 г. Они преследовали цель вскрытия противолодочных рубежей НАТО, выявления районов развертывания американских и британских ПЛАРБ, отработки приемов скрытного прорыва к берегам США. Обе эти операции оказались успешными. По словам последнего главкома ВМФ СССР и первого главкома ВМФ РФ адмирала флота Владимира Чернавина, кульминацией операции «Апорт» стала встречная «карусель» из пяти советских АПЛ в районе западнее Ньюфаундлендской банки, то есть вблизи Америки. «Обнаружили (американцы – прим. ред.) только К-488, и то в Исландском секторе, на обратном переходе, – констатирует Владимир Чернавин в своей книге «Атомный подводный...». – Наш «улов» был более весом… В результате вскрыты два района патрулирования американских ПЛАРБ типа James Madison, два района действий многоцелевых АПЛ США, а также выявлены тактические приемы американской авиации при поиске развернутых в море атомоходов».
Командир подводной лодки Grenadier Тэд Дэвис в 1959 г. и сегодня.

Еще более впечатляющими стали результаты операции «Атрина». В.Н. Чернавин по понятным причинам не раскрывает ключевые ее элементы, но сообщает: «Анализируя ее результаты, я еще раз убедился: для полного контроля над океаном в случае массового выхода АПЛ сил у американцев недостаточно. Во всяком случае, у Пентагона нет никаких гарантий, что развернутые до начала боевых действий советские атомные ракетоносцы будут обнаружены до нанесения ими ответного удара. Сами американцы подобных учений не проводили. При наличии военно-морских баз, разбросанных по всему миру, нужды в подобных акциях у них нет. Нас же, что называется, география заставила».
Нельзя исключить, что летом этого года у восточного побережья США Северный флот проводил маневры, подобные операциям «Апорт» и «Атрина».
Еще одна версия – через потерю скрытности своих АПЛ Москва предприняла попытку оказать влияние на администрацию Барака Обамы на переговорах по сокращению стратегических вооружений в части, касающейся развертывания американских средств ПРО в Европе. На первый взгляд такое предположение представляется абсурдным, но на самом деле оно имеет веские основания. Одну из лодок типа Akula американские средства ПЛО обнаружили в 320 км от восточного побережья США. Атомоходы типа Akula – это, по принятой в НАТО классификации, многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука-Б». Еще их именуют «барсами» – по названию лодки, первой построенной на Севмаше. Полное подводное водоизмещение АПЛ – более 12700 т, наибольшая подводная скорость – 33 узла, предельная глубина погружения – 600 м. Они имеют низкие уровни шумов, сопоставимые с американскими субмаринами типа Los Angeles. Две лодки (К-157 «Вепрь» и К-335 «Гепард») достроены по несколько измененному проекту и имеют более совершенное электронное оснащение (на Западе они классифицируются, как лодки типа Akula II, и одна из них, по утверждению американских СМИ, совершила бросок к берегам США). Их вооружение включает торпеды и ракеты для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, мины. В арсенал «барсов» входят также крылатые ракеты «Гранат» с обычными и ядерными боевыми частями. Предназначены они для атаки наземных целей и поражают их на дальности до 3000 км. То есть от того места, где была обнаружена русская Akula, она запросто могла ударить по Бостону, Нью-Йорку, Филадельфии, Вашингтону и множеству других менее известных американских городов. Это вам не «искандеры» в Калининградской области, способные «достать» цели только в Польше! То есть появление российских субмарин у берегов США могло сыграть определенную роль при принятии решения американской администрации об отказе от развертывания системы ПРО в Польше и Чехии.
Другими словами, появление российских АПЛ у США – своего рода сигнал Вашингтону о том, что в ответ на размещение ракет ПРО в Польше и радара управления ими в Чехии, Москва может предпринять ответные меры, которые существенно понизят порог безопасности Соединенных Штатов. Не случайно один из высокопоставленных представителей Пентагона сказал корреспонденту New York Times: «Всякий раз, когда российский ВМФ делает что-то необычное, это становится поводом для беспокойства». Тем паче, что одну из российских субмарин американские силы ПЛО потеряли. Одни источники говорят, что она ушла на Север, другие, что на Юг – в сторону Кубы.
Подводная лодка Grenadier входит в гавань Нью-Йорка.

Очень точное наблюдение сделал редактор известного британского военно-морского справочника Janes Fighting Ships коммодор Стивен Сондерс, который сказал, что «появление подводных лодок класса Akula возле восточного побережья США – это в равной мере политический и военный ход российского Военно-морского флота – такие походы никак не могут проводиться без команды сверху».
Но какой был смысл американским военным «трезвонить» на весь мир о появлении русских лодок у берегов США? Промолчали бы – было бы для них больше пользы. У российского ВМФ не возникло бы нужды в пересмотре тактики развертывания своих АПЛ. Но дело в том, что подводная война в мирное время сродни игре в покер, где место и точному расчету, и риску, а часто и блефу.
США явно встревожены растущей активностью российских подводных сил и возрождением российского подводного кораблестроения. Поэтому расчет американской стороны ясен: показать, что они всегда могут обнаружить русские субмарины, а значит, в военное время уничтожить их. Вот как высказался по поводу появления у берегов США атомных подводных лодок ВМФ РФ председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных Сил США адмирал Майк Маллен: «Меня это не тревожит, но я не забываю об этом и слежу за происходящим». Однако далеко не все в Соединенных Штатах разделяют оптимизм этого военачальника. Так, старейший и авторитетнейший американский военно-морской аналитик Норман Полмар заметил: «Я думаю, что это не первые атомные подводные лодки, появившиеся у американского побережья за минувшие 15 лет». То есть он фактически взял сторону российского Главного штаба ВМФ, а не адмирала Маллена.
Но лучше игра в покер, чем подводные корриды, которыми изобиловала эпоха «холодной войны».
НЕГРОМКИЙ ЮБИЛЕЙ
Как раз 28 мая этого года ВМС США без помпы, но все-таки отметили 50-летие «холодной войны» под водой. Почему с этой даты ведется отсчет?
В начале 1958 г. директор ЦРУ Ален Даллес подготовил для президента США и американского конгресса секретный доклад, в котором говорилось, что к восточному побережью Соединенных Штатов наведываются русские субмарины, «способные внезапной атакой уничтожить 1600 кв. миль (4144 кв. км) территории в индустриальных районах страны». 14 апреля того же года конгрессмен Карл Дархем заявил корреспонденту агентства Associated Press, что у американских берегов шныряют 184 советские подводные лодки!
Противолодочный рубеж GIUK.

ВМС США как-то должны были реагировать. Начальник военно-морских операций адмирал Эрли Берк приказал сформировать противолодочную группу Alfa (Task Force Alfa) для обнаружения и пресечения вылазок русских. Однако командующий Атлантическим флотом США адмирал Джеральд Райт выразил сомнение в эффективности противолодочных возможностей надводных кораблей и предложил использовать для перехвата советских подлодок американские. «Действуйте!» – коротко приказал Эрли Берк.
В конце апреля 1959 г. военно-морскую базу Ки-Уэст во Флориде покинули четыре подводные лодки ВМС США Grenadier (SS 525), Amberjack (SS 522), Atule (SS 403) и Grampus (SS 523). Их командиры получили от адмирала Джеральда Райта приказ занять позиции в Северной Атлантике на рубеже GIUK (Greenland to Iceland to the United Kingdom, то есть Гренландия – Исландия – Соединенное Королевство). Задача ставилась несколько замысловато: «обнаружить подводные лодки, не принадлежащие американскому флоту и флотам дружественных США государств». Это означало, что придется искать русские лодки. Награда первому выполнившему задание – бутылка отборного кукурузного виски Jack Daniels Old No. 7 black label. И выиграть этот приз довелось экипажу ПЛ Grenadier под командованием 36-летнего кэптена Тэда Дэвиса.
Дизель-электрическая подводная лодка Grenadier типа Tench относилась к числу новейших в американском флоте. Она была спущена на воду в 1951 г. и одна из первых прошла модернизацию по программе GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program – буквально: «Великая программа подводных энергетических установок»), которая предусматривала оснащение субмарин шноркелями, позволявшими заряжать аккумуляторные батареи без всплытия на поверхность, установку аккумуляторов повышенной емкости, придание корпусу и рубке более обтекаемой формы, размещение новейших по тому времени гидроакустических станций и т.д. Сама Grenadier и ее экипаж из 80 человек прошли несколько циклов подготовки по ведению противолодочной борьбы.
И вот 28 мая 1959 г. акустики этой американской подлодки, находившейся в завесе неподалеку от Исландии, обнаружили неизвестную субмарину. Судя по характеру шумов, это была русская подводная лодка. Она двигалась на Восток, то есть возвращалась после патрулирования домой. Grenadier то утрачивала контакт с целью, то восстанавливала его. Тэд Дэвис привлек к своей охоте авиацию флота. Он вызвал с авиабазы в Кефлавике базовые патрульные самолеты P-2V Neptune.
Погоня продолжалось 18 часов. Не один раз возникали драматические ситуации. Однажды Grenadier оказалась над русской лодкой, а та начала всплывать, словно стараясь ударить носом в винты американской субмарины. Так, во всяком случае, показалось Тэду Дэвису. Позже подобный маневр получил у американских подводников название «Бешеный Иван».
И вот, наконец, ночью 29 мая русская подлодка всплыла. Ей настало время заряжать аккумуляторы. А ночи в этих широтах в конце мая уже белые. Тэд Дэвис классифицировал свою соперницу как советскую ПЛ типа Zulu V – ракетную подводную лодку. Прилетевший по вызову Grenadier патрульный Neptune сфотографировал ее. И вскоре снимки этой лодки появились в американских газетах.
Заголовок в американской газете гласит: «Русская подлодка обнаружена и сфотографирована».

МИФ О «БЕШЕНОМ ИВАНЕ»
К сожалению, установить, какая советская подводная лодка стала объектом преследования Grenadier и кто ею командовал, не удалось. Но о ПЛ проекта АВ611 – первых в мировой практике серийных подводных лодках с баллистическими ракетами, получивших в НАТО обозначение Zulu V, – известно достаточно.
16 сентября 1955 г. впервые в мире с борта подводной лодки Б-67 проекта В611 был осуществлен старт баллистической ракеты Р-11ФМ разработки Сергея Королева. Затем последовало решение о модернизации и достройке пяти больших подводных лодок проекта 611 (Zulu) по откорректированному проекту АВ611 (главный конструктор – Николай Исанин). С современной точки зрения – это были довольно примитивные «стратеги». Во-первых, дальность стрельбы их ракет немногим превышала 150 км. Во-вторых, старт производился из надводного положения, что демаскировало носитель. В-третьих, предстартовая подготовка занимала не менее двух часов. В течение этого времени лодке надлежало идти неизменным курсом на скорости 3 узла на глубине 30-40 м, что тоже не способствовало скрытности. Наконец, трансформация очень удачных для своего времени больших подводных лодок проекта 611 в ракетоносцы не обошлась без потерь. Для размещения ракет и приборов, обслуживающих их, пришлось отказаться от одной группы аккумуляторных батарей. В результате наибольшая подводная скорость упала с 15 до 12,5 узла, а дальность подводного хода с 440 до 290 миль. Другими словами, Grenadier достался неравноценный соперник.
Противолодочные патрульные самолеты P-2V Neptune в 60-70-е годы прошлого века вели активную охоту за советскими субмаринами.

Старт ракеты Р-11ФМ с подводной лодки проекта АВ611 (Zulu V).

Однако даже малое количество ракетных подводных лодок, обладавших не самыми высокими характеристиками, вызвало большую озабоченность Вашингтона. Они представляли для Соединенных Штатов угрозу гораздо большую, чем сотни русских стратегических бомбардировщиков Ту-4, которые не способны были долететь до жизненно важных районов США, или новейших Ту-95, которые можно было заблаговременно засечь и перехватить средствами ПВО, не дав нанести удар по Америке. Русские же ракетные подлодки поддавались обнаружению и уничтожению лишь при известном везении. Зато бед они способны были наделать немало. Ведь каждая из двух их ракет несла мощный ядерный заряд.
«В 1957 г. на Северном флоте было сформировано первое соединение подводных ракетоносцев в составе четырех единиц, – сообщает в своих «Записках контр-адмирала» В.А. Дыгало. – Командиром бригады был назначен Сергей Степанович Хомчик. Командирами подводных лодок были: Б-78 – капитан 2 ранга Виктор Васильевич Горонцов; Б-79 – капитан 2 ранга Василий Григорьевич Смирнов; Б-73 – капитан 2 ранга Иван Сергеевич Лихарев; Б-89 – капитан 3 ранга Николай Федорович Ханин. Уже в конце марта 1958 г. подводная лодка Б-78 совершила первый автономный поход на боевое патрулирование с последующим пуском ракет». Вот кто-то из этих командиров и был соперником Тэда Дэвиса.
Надо отдать должное американской разведке. Она достаточно своевременно увидела угрозу в лодках типа Zulu V. Однако с развертыванием противолодочных рубежей США опоздали более чем на год. А если уж углубляться в историю вопроса, то еще на большее время.
В июле 1957 г. дизельная подводная лодка Б-77 проекта 611 под командованием капитана 2 ранга Аркадия Михайловского дошла до Флориды. Тогда же две средние субмарины 613 проекта – С-346 под командованием капитана 3 ранга Василия Зверева и С-347 под командованием капитана 3 ранга Владимира Чернавина – устроили в Ла-Манше учения по блокированию судоходства в проливе. В тот же год тихоокеанская Б-63 под командованием капитана 2 ранга Владимира Попова «укатила» за экватор. А на следующий год сразу две лодки – Б-75 под командованием капитана 2 ранга Михаила Малькова и Б-80 под командованием капитана 2 ранга Николая Рензаева – добрались до Южной Атлантики. То есть советский ВМФ начал всерьез оспаривать владение морем у США и Великобритании.
Подводная лодка Б-80 в морском музее Амстердама.

Справедливости ради, нельзя не сказать о том, что американские подводные лодки стали наведываться к советским берегам гораздо раньше. Первой с разведывательными задачами в Баренцево море пришла в 1949 г. Cochino (SS-345). На этой лодке случился пожар, и она затонула в 100 милях от северной оконечности Норвегии. Большую часть ее экипажа удалось спасти другой вовремя подоспевшей американской подлодкой Tusk.
Что же касается маневра под названием «Бешеный Иван» – то это миф. Американские подводники сами об этом прекрасно знают. Сочинили они его для того, чтобы нагнать страха на читателей популярных газет и журналов. Ни один командир подводной лодки, будь то русский или американец, будучи в здравом уме, не пойдет на умышленное столкновение с другой субмариной. Да, в годы «холодной войны» и в первые несколько лет после ее окончания зафиксировано около 20 таких столкновений. Причем статистика свидетельствует, что в большинстве случаев виноваты командиры американских подлодок, то есть «бешеные джоны». Но природа этих аварий, чреватых гибелью кораблей и людей, не в чьих-либо кознях, а в несовершенстве гидроакустических средств и недостаточной подготовленности командиров. Когда объект преследования совершал какой-либо маневр, то нередко оказывался в зоне акустической тени. Субмарина-преследователь теряла контакт и, пытаясь восстановить его, начинала метаться – совершала рискованные маневры, которые и приводили к столкновению.
Но будем надеяться, что нынешняя игра в покер не приведет к новым подводным корридам.
БУТЫЛКА JACK DANIELS И ЗАБЫТЫЕ «СТАЙЕРЫ»
У Тэда Дэвиса, которому перевалило за 85, на видном месте хранится большая бутылка отборного виски Jack Daniels. Но это лишь «копия» той, что была вручена ему адмиралом Джеральдом Райтом. «Оригинал» командир Grenadier давно распил с друзьями.
«Копия» бутылки виски, подаренная Тэду Дэвису адмиралом Джеральдом Райтом.

К сожалению, не сохранилось ни одной подводной лодки проекта АВ611. А они могли бы стать украшением любого военно-морского музея. Недавно – 31 декабря 2008 г. – исполнилось 55 лет после вступления в строй первой отечественной лодки-стайера Б-61 проекта 611 (дальность ее плавания составляла 22000 миль). Эта дата, увы, прошла незамеченной. И в наших музеях таких лодок нет. К счастью, в морском музее Амстердама сохранился последний корабль из этой замечательной плеяды. Это – Б-80. Та самая, что под командованием Николая Рензаева в 1958 г. одной из первых советских подводных лодок пересекла экватор. Если доведется побывать в Амстердаме, не забудьте поклониться нашей славной соотечественнице!

Немає коментарів: