«Главное, когда идешь на глубину, не застрять
в туалете, — предупреждает меня строевой офицер Дэвид „Бинг“ Кроссе.
— Перегородки на судне наклоняются, и двери блокируются». Забудьте все
эти технические дела с «баббл-чеком» оборудования, я вообще никогда
не понимал предназначения этих предметов — это почти все, что нужно
знать.
Источник материала смhttp://www.furfurmag.ru/furfur/all/heroes-furfur/159743-submarine
Все это время я постараюсь далеко не отходить от Бинга,
второго по старшинству, веселого и самого благоразумного человека
на атомной субмарине HMS Triumph. «Они как дети, — говорит он, наблюдая,
как младшие офицеры пытаются отвоевать себе местечко на утреннем
собрании. — У меня вот есть дети, и они, по-моему, даже хуже». Последнее
он произносит с нежностью.Источник материала смhttp://www.furfurmag.ru/furfur/all/heroes-furfur/159743-submarine
Я нахожусь на лодке — субмарины всегда зовут лодками, а не кораблями, — меньше суток, и пишу это с глубины 60 метров. Извините, что сразу проболтался. Мы только достигаем перископной глубины — 18 метров под водой — и высокий стол, за которым я сижу, уже стал крениться. Но я, хотя бы, не в туалете.
Субмарина подхватила меня на Крите, чтобы после совершить недельное погружение. Прежде я не бывал на подводных лодках, и мне не очень по нраву замкнутые пространства. Через шесть дней я рассчитываю сойти у Гибралтара, хотя капитан меня уже предупредил, что может быть и не сойду, поскольку в том районе ожидается смог, и лучше всего по ту сторону борта не появляться.
Лодка HMS Triumph проявила себя в прошлом году в Ливии, когда открыла огонь по ключевым военным подразделениям Каддафи, включая личный состав полковника. Капитан субмарины, Роберт Данн, сказал, что они просто стерли с лица земли ливийскую военную кампанию и что хочет, чтобы команда должным образом отнеслась к этому. «Но если жаждать славы — великий грех, то Я самый грешный из людей на свете», — говорит он мне за завтраком, цитируя Генриха V.
Я интересуюсь у капитана-лейтенанта Джонсона, почему он сменил надводные корабли на субмарины: «Меня призвали в 1983-м, у меня не было выбора. Я пытался уйти, не хотел быть подводным плавателем. Если спросить у простого парня в штатском, что он думает про субмарины, он скажет примерно следующее: ужасно, грязно, шумно, нет душевых кабин и ты постоянно воняешь. Вообще, в стародавние времена так и было — с водой было строго — но сейчас, ты и сам видишь — условия вполне сносные. То ли дело было на моей первой лодке, „Спартанце“, в 1983-м — там жизнь кардинально отличалась от условий на корабле».
Он повторяет расхожее моряцкое высказывание о том, что они больше всего любят в жизни под волнами: относительная неформальность. Есть, конечно, некоторые разграничения между офицерами и их рангами, но пребывание в замкнутых пространствах не имеет ничего общего со строгостью надводных кораблей. Здесь собралась морская элита, имя которой «братство»: товарищество, привыкшее полагаться исключительно друг на друга.
Когда человек — вне зависимости от его офицерского ранга — становится подводником, он получает бейдж с двумя дельфинами и короной. Бейдж — значит принадлежность к закрытому клубу, состоящему из 3500 британских подлодок. Это означает, что в экстренных ситуациях ты скорее помогаешь, чем мешаешь. В остальное время, согласно бескомпромиссному языку подводников, ты «кислородный вор».
«Все, кто носит значок с дельфинами, обладает командным духом, командным воспитанием и командной целью», — говорит лейтенант Стюарт Кейлор, внушительный 31-летний человек, который однажды станет командовать подлодкой. «Никто не справится с этой работой, если сам не захочет. Чтобы сознательно идти работать в такой обстановке на длительный срок, требуется большая сила воли. Нужно быть довольно лояльным — и по этой причине мне нравится работать со своей командой. Им, конечно, еще многое предстоит доказать, но, коль скоро они в клубе, можно быть уверенным, что они добьются необходимых стандартов».
Я СПОТКНУЛСЯ И СЛУЧАЙНО НАЖАЛ НА КНОПКУ. К СЧАСТЬЮ, ЭТО БЫЛА КНОПКА С НАДПИСЬЮ «ПОИСК», А НЕ СОСЕДНЯЯ, ГДЕ НАПИСАНО «АТАКА»
|
Субмарина делится на два разных мира. В передней части, где мужики (в данный момент на лодке только мужчины, хотя со следующего года будут и брать и женщин) спят, едят и воюют. В задней части расположен атомный реактор и туннель, разделяющий жилую и нежилую части подлодки. Я бываю в задней части не так-то часто, но захожу туда за пайком — картошкой, запеченной на дроссельной заслонке двигателя. Грубо говоря, команда подлодки разделяется на тех, кто воюет и тех, кто управляет лодкой. «Мы жмем, они дерутся», — лаконично объяснил один из обитателей задней части.
Важно понять ключевую разницу между субмаринами быстрого реагирования и атомными подлодками, одна из которых находится на боевом дежурстве и готова выпустить ядерные ракеты в день апокалипсис. Новейшие — называемые баллистическими субмаринами или «бомберами» — 180 метров в длину, почти в два раза больше Triumph, команда на борту по численности тоже больше и, по словам тех, кто на них служил, скука там смертная. «Их работа заключается в том, чтобы молчать», — говорит один из офицеров. «У вас вообще никакой связи с миром». Бомберы находятся всегда на глубине, очень медленно передвигаются и делают все, чтобы избежать обнаружения.
Другой матрос рассказал мне, что команда на борту бомбера раньше развлекалась тем, что рассказывала друг другу разные истории. «Spinning a dit» — это фраза, которую часто слышишь на борту HMS Triumph. Она означает рассказать байку — байку, которая по мере рассказывания всегда обрастает новыми подробностями. У одного парня c экипажа на спине огромная татуха: «Никогда не мешай мне мечтать», — что можно было бы считать девизом всего экипажа.
На четвертый день на борту я сделал величайшее открытие: говорят, где-то в заднем отсеке живет барсук, которого смыло на днище лодки в районе Бахрейна. И что есть даже реестр, предписывающий, как его кормить, и потому барсук каким-то чудесным образом жив. Я настоял на том, чтобы на него посмотреть — ведь это просто великолепная история! Мне сказали, конечно, заходи вечерком. Через пару часов, даже будучи в каком-то тупом, затуманенном состоянии и с больной головой, я понял, что меня просто надули. В Бахрейне вообще есть барсуки?...
Но для некоторых членов экипажа фантазия стала чем-то очень важным. «Помогает скоротать время», — делится со мной главный по барсуку. «Лишает наше существование всяких границ, — говорит один из старших по званию. — Когда обстановка накаляется, стоит вспомнить барсука, и все становится на свои места. Если ты все время на 100% сосредоточен, это очень утомляет. Способность расслабляться позволяет тебе, когда надо, оперативно отреагировать». Эта способность переключаться с барсука на потенциальное плавление реактора и определяет хорошую команду.
КОГДА ОБСТАНОВКА НАКАЛЯЕТСЯ, СТОИТ ВСПОМНИТЬ БАРСУКА, И ВСЕ СТАНОВИТСЯ НА СВОИ МЕСТА
|
Главный старшина Пол «Джеки» Форан, приятный, но внушающий ужас, следящий за тестами, может заставить пройти этот тест любого стажера (ака «кислородного вора»), которого застали с чашкой чая за столом младших по рангу. «Я считаю, что без квалификации вы бесполезны на борту — говорит старшина Форан. — Я говнюк, но в хорошем смысле».
Ты легко забываешь поспать. Экипаж работает 12 часов в день, с шестичасовой сменой дозора в час и в семь. Обитатели заднего отсека из-за условий высоких температур, в которых они вынуждены работать, стоят на посту меньше и чаще меняются. Когда они не работают, то большая их часть проводит время на полке, но спать на подлодке — дело непростое. Капитан единственный на борту спит в собственной каюте. Старшие по званию делят одну каюту. Все остальные спят в жарких, тесных и вонючих общагах. Кроватей так мало, что большинство младших чинов вынуждены делить кровать с кем-то еще, спать на полке, освобожденной человеком, который отправился дежурить.
Несколько человек говорят о «гробовых снах» — кошмары, в которых спящий начинает орать о том, что водой затопило машинный отсек или что его торпедировали. Я очень им сочувствую: мне хоть и не снились кошмары — не удавалось глубоко уснуть — спать на полках реально все равно что в гробу. Лучше всего спать в «бомбовом магазине», где хранятся ракеты и торпеды. Это самое тихое и просторное место на лодке, и спать в обнимку с 18-футовой круизной ракетой довольно прохладно, что приятно.
После долгих лет, проведенных под водой, некоторые начинают слетать с катушек; они просто уже не выдерживают вечный недостаток сна, отсутствие какого-либо личного пространства, повторяющиеся разговоры и одни и те же блюда в определенные дни (если среда, то карри), постоянную опасность, о которой не говорят вслух. Как понять, что кто-то слетел с катушек? «Шумные становятся тихими, а спокойные внезапно начинают шуметь», — говорит мне один матрос. Джонсон вспоминает одного опытного подводника, который «поехал» и завел книгу на тех его коллег, которые вызывали у него подозрение. «Ты тоже в списке», — так он сказал Джонсону перед тем, как его сняли с лодки. Он согласился уйти при условии, что официально остается капитаном спасенного судна.
ВАУ, Я НАШЕЛ ГРИБ В ГРИБНОМ СУПЕ
|
Я проникаю во многие аспекты жизни на подлодке за эти шесть дней на борту, но нераскрытой остается только тема секса. «Говорят, то, что случилось в море, остается в море, — загадочно говорит медбрат Ричард Бастианпулле. — Лично я не особо о нем думаю, пока не лягу спать...в одиночестве. Народ выпускает пар, когда выходит за борт. На этом я замолкаю, чтобы дать вам возможность самому придумать, что я имею в виду». Лодка пришвартовывается в порту каждые два месяца или около того, чтобы запастись провиантом, ну а мужчины — во всяком случае, холостые — пускаются во все тяжкие.
На борту есть только один открытый гомосексуалист. «Нет никакой разницы в отношении экипажа ко мне по сравнению с тем, как они относятся к другим, — говорит он. — Поначалу я никому не говорил. Давал им возможность интересоваться самим. Но лучше, конечно, не скрывать таких вещей и быть честным, чем пытаться это отрицать. Тебя все равно раскусят и станут распускать малоприятные слухи». Из-за его ориентации над ним частенько подшучивают, но он говорит, что тут вообще над всем подшучивают. «Подколы меня особо не парят. Я об этом стараюсь не думать. Иногда, конечно, приходит в голову всякое, но надо периодически чистить себе мозги и выкидывать это из головы».
ЭНДИ ШАРП РАССКАЗЫВАЕТ О КАЧЕСТВАХ
ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ХОРОШО ИДУТ НА ПОДЛОДКЕ: «НЕМНОГО НАСИЛИЯ, НЕМНОГО
ЕРУНДЫ, ПОБОЛЬШЕ ЛЮБВИ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НА АВТОМОБИЛЯХ И ХЭППИ-ЭНД»
|
Мне удается сойти на Гибралтаре в двух милях от побережья где-то на мелководье. С подлодки спускают шлюпку, и кто-то из экипажа подталкивает меня к шлюпке. Вовремя спрыгнуть в шлюпку — принципиальный момент; что-то пойдет не так и последствия будут самые плачевные. Я приземляюсь кверх-ногами и вывихиваю плечо. Я просто не создан быть подводником, и у меня нет шарма Кэри Гранта. Меня загружают на небольшое патрульное судно, из труб которых выпускают приветствия субмарине. Я с облегчением вдыхаю свежий воздух, хотя и сожалею, что не возвращаюсь домой вместе с командой HMS Triumph. В качестве подарка капитан дал мне почетный дельфиний значок, который я сберегу как большое сокровище. Несмотря на все мои жалобы, я почти стал частью команды. Вместе с моим барсуком.
Немає коментарів:
Дописати коментар