Работы над созданием быстрых реакторов с жидкометаллическим теплоносителем (БР с ЖМТ) в нашей стране были начаты в 1950-х годы одновременно с созданием первых водо-водяных реакторов для подводных лодок. Этой проблемой продолжают заниматься: ФГУП ОКБ «Гидропресс» (г. Подольск), ФГУП РНЦ РФ-ФЭИ им. ак. Лейпунского А.И. (г. Обнинск), ГНИПКИИ «Атомэнергопроект», НПО «Аврора», ФГУП СПМБМ «Малахит» (Санкт-Петербург).
В 1963 году в состав ВМФ вошла первая опытная атомная подводная лодка (АПЛ) «К-27» 645 проекта с энергетической установкой, имевшей реактор на промежуточных нейтронах (РПН) с ЖМТ. В качестве теплоносителя был использован эвтектический сплав свинец-висмут (СВТ). В связи со слабой изученностью свойств СВТ на тот период на «К-27» в 1968 году произошла авария с оплавлением части активной зоны. С учетом опыта эксплуатации «К-27» было построено семь АПЛ проекта 705 с одним РПН с ЖМТ на каждой.
На фотографиях-слева апл К-27,справа апл 705 проекта.
Эти корабли имели превосходные скоростные качества, высокую маневренность и энергетическую эффективность ЯЭУ (КПД = 21%), на любых режимах без создания запаса мощности, а значит и без перерасхода энергозапаса активных зон. Уникальные характеристики АПЛ 705 проекта и его АЭУ отмечены в книге «Рекордов Гиннеса».
Кроме атомных подводных лодок были построены два полномасштабных наземных реакторных стенда-прототипа в ФЭИ в Обнинске и в НИТИ в Сосновом Бору. Общая наработка реакторных установок с ЯР с ЖМТ составила около 80 реакторо-лет без единой ядерной аварии.
При эксплуатации АПЛ 705 проекта случались аварийные происшествия вплоть до вытекания теплоносителя 1-го контура из реактора в отсек. Но переоблучения персонала выше установочных норм при проведении ремонтных и аварийных работ на кораблях, в том числе и с оборудованием не замерзшего первого контура, не было.
Для поддержания сплава в жидком состоянии необходимо было нести вахту в энергетических отсеках и на пульте главной энергетической установки даже в базе, поддерживая мощность реакторов на минимальном уровне, или принимать пар с берега для обогрева ЖМТ 1-го контура.
Несмотря на эти недостатки, за 25-летний период работы РПН и РБН с ЖМТ продемонстрировали более эффективную и безопасную ядерную энергетическую технология, не имеющую аналогов в мировой практике. Работы по совершенствованию этой технологии продолжались и после окончания срока службы АПЛ 705 проекта. Проведение принципиальных доработок, устранивших вскрытые недостатки, сегодня позволяет внедрить ядерную технологию с ЖМТ реакторами для ледокольного флота и плавучих АЭС.
Перспективы использования ЯЭУ с ЖМТ
С учетом опыта эксплуатации ЯЭУ с ЖМТ на АПЛ ряд организаций: ЕЦН РФ-ФЭИ, ФГУП ОКБ «Гидропресс», ГНИПКИ «Атомэнергопроект», калужский турбинный завод, НПО «Аврора», СПМБМ «Малахит» выполнили концептуальный проект модульной АЭС с двумя блоками на базе модульных ППУ с многоцелевыми свинцово-висмутовыми реакторами на быстрых нейтронах (СВБР–75/100, электрической мощностью 75 или 100 МВт в зависимости от параметров пара).
Союз Российских Судовладельцев обратился в СПМБМ «Малахит» с просьбой оценить возможность использования ЯЭУ с ЖМТ при освоении арктического шельфа и для реализации Морской доктрины РФ на трассе Северного морского пути. По мнению главного конструктора судовых энергетических установок СПМБМ «Малахит» В.В.Замукова наиболее рациональным направлением обеспечения электроэнергией и теплом северного и восточного побережья РФ, удовлетворяющим современным требованиям экономичности, ядерной, радиационной и экологической безопасности, является создание плавучих атомных станций ограниченной мощности, использующих ЯР с ЖМТ. Такого же мнения придерживается и главный конструктор ФГУП ОКБ «Гидропресс» В.С.Степанов.
Главная
проблема технологии тяжелого теплоносителя – проблема периодической
очистки теплоносителя после вскрытия первого контура или попадания в
него воды – сегодня уже решена.
Немалую роль в
усовершенствовании ППУ с СВТ могло бы сыграть применение биологической
защиты из теплоаккумулирующего твердого материала (например, из
химически пассивного кристаллического спрессованного порошка LiF,
обладающего высокой теплоемкостью) вместо металловодной. Биологическая
защита – тепловой аккумулятор (БЗ-ТА) с температурой от 700ºС до 1000ºС
полностью решает проблему поддержания сплава в жидком состоянии. Кроме
того энергия нейтронов и γ-излучения, преобразованная в БЗ-ТА в теплоту,
может быть возвращена в паротурбинный цикл, повышая таким образом
экономичность ЯЭУ.
Размещение в БЗ-ТА аварийных
парогенераторов (ПГ) и электронагревателей позволяет работать без
дроссельно-увлажнительного устройства и травления пара на главный
конденсатор. Недостаток пара при маневрировании и переменных нагрузках
можно компенсировать подключением аварийных ПГ, использующих тепло
БЗ-ТА. А возникающие избытки пара можно сбрасывать для
турбогенераторов с целью электрообогрева БЗ-ТА. Эксплуатационная
экономичность в условиях реверсирования и маневрирования, таким образом,
повышается, что особенно важно для атомных ледоколов.
Перспективность
и конкурентоспособность «малой» атомной энергетики зависит не только от
ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации, но и при
транспортировании, хранении, утилизации и захоронении, а стоимость
производства установок – от их серийности. Применение в «малой»
энергетике унифицированных интегральных ЯЭУ с СВТ на быстрых нейтронах,
благодаря их внутренней самозащищенности, компактности, маневренности,
высокому КПД и большому сроку службы активных зон, выгодно отличают их
от ППУ с ВВР.
Опыт эксплуатации ядерных реакторов с
жидкометаллическим теплоносителем на промежуточных нейтронах на атомных
подводных лодках, опыт проектирования и эксплуатации интегральных
стационарных ядерных установок со свинцово-висмутовым теплоносителем на
быстрых нейтронах, разработанных ФГУП ОКБ «Гидропресс», позволяет
говорить о перспективности перехода к таким установкам для атомных
ледоколов, боевых кораблей, атомных электростанций заполярных прибрежных
и шельфовых месторождений полезных ископаемых в новых экономических
условиях.
авторы-
В.И.Сычиков, д.т.н., проф.ВМИИ, капитан I ранга, В.В.Наумов, контр-адмирал в отставке, Ю.Л.Дьяченко,с.н.с.музея ГМА им.ад.С.О.Макарова
По материалам сайта-
http://www.antiatom.ru/2008_3-21.php
авторы-
В.И.Сычиков, д.т.н., проф.ВМИИ, капитан I ранга, В.В.Наумов, контр-адмирал в отставке, Ю.Л.Дьяченко,с.н.с.музея ГМА им.ад.С.О.Макарова
По материалам сайта-
http://www.antiatom.ru/2008_3-21.php
Мнение
автора блога не всегда совпадает с мнениями авторов публикуемых
материалов. Прошу всех, кто не равнодушен к обсуждаемым вопросам, пишите на мой адрес
Немає коментарів:
Дописати коментар