На фотографии-
Российские подводные лодки,
предназначенные к утилизации // Getty Images, Fotobank
Решение
о разработке «Булавы» было, по-видимому, принципиально ошибочным.
Возможно, оно означает, что российские стратегические ядерные силы в
обозримом будущем лишатся морской составляющей.
Что касается винтов, то для снижения шумности стали уменьшать количество их оборотов, увеличивать количество лопастей и придавать им специальную саблевидную форму, а также помещать винты в особые кольцевые насадки. А механизмы внутри лодки стали устанавливать на фундаменты, не связанные с корпусом, и использовать различного рода амортизаторы.
Со своей стороны, средства обнаружения подлодок тоже развивались. Повышалась мощность и чувствительность гидроакустических станций, кроме того, стала всё более широко применяться компьютерная обработка их сигналов, позволяющая ловить шумы лодки на фоне шумов моря.
При этом в гидроакустике стали всё больше учитывать свойства воды. Изменение температуры воды, давления, солёности, а также близость дна и характер грунта на дне очень существенно влияют на распространение звуковых волн. Особенно это касается мелководных районов, где звук может многократно отражаться от дна. Кроме того, для обнаружения ПЛ используются и неакустические методы. Например, лодку можно искать по создаваемому ей магнитному полю.
На начальном этапе холодной войны США безоговорочно выигрывали у СССР битву за тишину. Американцы, во-первых, обладали огромным опытом как подводной, так и противолодочной войны (у СССР первый был очень незначительным, а второй — практически нулевым), во-вторых, огромным же технологическим превосходством над Советским Союзом.
Советское руководство, догадываясь, что по надводным кораблям даже одни США, тем более — всё НАТО, нам не догнать никогда, сосредоточилось на строительстве подводного флота, повторяя таким образом немецкую стратегию обеих мировых войн. Собственно, поначалу и сами лодки были копиями немецких (советские подлодки проекта 613 содраны с наиболее совершенных подлодок кригсмарине ХХI серии). Построили их очень много, но счастья не было. Потому что американцы строили много противолодочных кораблей, самолётов, а потом и вертолётов с мощными гидроакустическими системами. Они достаточно легко обнаруживали наши лодки. Во время Карибского кризиса четыре новейшие по тем временам дизельные подлодки проекта 641 Северного флота были направлены к берегам Кубы. Однако ВМС США, развернув масштабную противолодочную операцию, «затравили» и заставили всплыть три из них. В случае войны это было бы равносильно гибели.
С атомными подлодками (АПЛ) у нас выходило нисколько не лучше. Первые образцы этой сложнейшей техники имели массу недоработок. Советский ВПК навязывал вооружённым силам, и в частности флоту, не то, что им было нужно, а то, что он был способен сделать. Недоделки промышленности устраняли потом сами моряки. Очень часто — ценой своего здоровья и даже жизни.
Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно. Американцы дали им унизительное прозвище «ревущие коровы». Погоня советских инженеров за другими характеристиками лодок (скоростью, глубиной погружения, мощностью вооружения) ситуацию не спасала. Самолёт, вертолёт или торпеда всё равно оказывались быстрей. А лодка, будучи обнаруженной, превращалась в «дичь», не успев стать «охотником».
В декабре 1969 года советская АПЛ проекта 661 установила мировой рекорд скорости под водой — 42 узла! Через год она свой же рекорд превысила — 44,7 узла (почти 83 км/ч). Правда, это сопровождалось таким «побочным явлением», как шум, напоминавший, по свидетельству участников тех испытаний, гул самолёта. Внутри лодки он превышал 100 децибел! И снаружи, соответственно, лодка была слышна очень хорошо и очень далеко. Несмотря на все усилия, добиться снижения уровня шума не удалось. В итоге уникальная рекордная лодка так и осталась в единственном экземпляре.
В США в 1950—1960-х годах развернули систему SOSUS (Sound Surveillance System), состоящую из уложенных на грунт гидрофонов, соединённых кабелями между собой и с наземными станциями обработки сигналов. Эта сеть протянулась от Гренландии до Норвегии и Великобритании (а также вдоль Тихоокеанского побережья США). На этих же рубежах действовало множество кораблей и патрульных самолётов, постоянно «слушающих» море. Надводные корабли тянули за собой гидроакустические антенны длиной до 2,5 км, погружённые на 100—500 м. Самолёты сбрасывали радиогидроакустические буи, что обеспечивало оперативное прослушивание океана в любой точке. И это, мягко говоря, чрезвычайно затрудняло деятельность советских подводников. Система постоянно расширялась, к 1980-м годам охватив 75% акватории Северного полушария, а также непрерывно модернизировалась в техническом плане.
Программа
строительства АПЛ типа «Сивулф» сократилась с 29 до трёх, эсминцев типа
«Замволт» — с 32 до двух. Хочется напомнить, что в ходе мировых войн
эсминцы, как и истребители, всегда были расходным материалом, а теперь и
они стали «сокровищем».
А вот задача обесшумливания собственных подлодок в начале 1980-х решаться начала. Главным средством снижения шумности отечественных лодок стали многослойные резиновые покрытия их корпусов. Как было сказано выше, такие покрытия решали троякую задачу — снижения трения о воду, поглощения шума, идущего изнутри подлодки от её механизмов, поглощения звуковых волн от гидролокаторов противника. Эти меры позволили снизить шумность АПЛ проекта 671 примерно в 5 раз по сравнению с первыми советскими атомоходами («ревущими коровами»). Правда, они всё равно оставались в 3—4 раза шумнее американских АПЛ типа «Лос-Анджелес».
Целью
американского военно-политического руководства является превращение ВС
США в единый гигантский разведывательно-ударный комплекс, где все
связаны со всеми линиями передачи информации и находятся в едином
информационном пространстве. Это позволяет постоянно отслеживать
оперативную обстановку на ТВД, на основе её изменений немедленно
принимать решения и доводить их до исполнителей. Противник должен
уничтожаться сразу после обнаружения с помощью тех сил и средств,
которые в данный момент могут сделать это с наибольшей скоростью и
эффективностью.
А потом случилась перестройка. После чего Россия выпала из битвы за тишину. В середине 1990-х в США ещё по инерции волновались, насколько тихой будет новейшая российская АПЛ типа «Северодвинск» (проект 885). Но потом перестали волноваться, ибо эта лодка, заложенная в конце 1993 года, и сегодня ещё даже не спущена на воду.
Американцы продолжили биться за тишину в одиночестве. Они создали самую малошумную в мире АПЛ «Сивулф», которая, впрочем, оказалась слишком дорогой. Поэтому её серия ограничилась тремя единицами. Впрочем, более простые и дешёвые «Вирджинии», которые строятся в США сейчас, тоже очень тихие.
Недавнее
сообщение американских СМИ об обнаружении двух российских ПЛА проекта
971 у берегов США в России, в соответствии с нынешней традицией, вызвало
всплеск гордости за державу. Между тем надо не гордиться, а ужасаться.
Если американцы обнаружили в открытом океане самые малошумные из наших
лодок, значит российский подводный флот можно списывать в утиль.
Надводный флот в него, по сути, уже списан.
Указанная система позволяет охватить огромные пространства океана сплошной сетью, вырваться из которой весьма затруднительно. Ведь даже самый тихий в мире «Сивулф» она уверенно обнаруживает на расстоянии 30—35 км. Неудивительно, что самые малошумные из наших лодок она «поймала» за 200 км. И это не единственное, чем располагают сегодня США в битве за тишину, в которой они вернули себе положение на начало 1950-х — безоговорочного превосходства над всеми.
Материал с источника-
http://www.chaskor.ru/article/silent_service_revushchih_korov_9210
Немає коментарів:
Дописати коментар