В наше время срочники попадали на флот случайно -
как последствие от реализации планов и разнарядок местных военкомов. По
их воле легко можно было загреметь и в пограничники и в ракетчики и
куда угодно.
Спасение зависело только от слабого здоровья или
хитрости родителей. Ну, а уж если попал на корабль, то ясно дело, что
со здоровьем все нормально и с родителями тоже.
Коллективная корабельная жизнь по кубрикам и
изолированная служба по боевым постам быстро вселяет в сознание молодых
людей анархизм и энергию матроса Железняка. Такую команду в жестком
подчинения способен держать только строгий командир.
Наш командир – капитан 3 ранга Александр
Михайлович Жаров внешне был очень строг. Он говорил таким хриповатым,
отчитывающим голосом. Как в темечко долбил.
Помню как он меня изводил когда во время учений
накрылось специальное передающее устройство. Вина была моя. Штормило
прилично, а в рубке было жарко и я открутил немного грибок вентиляции.
Он у меня был почти под самой штурманской рубкой. Высоко, на рострах. Но
вентиляцию волной под большим давлением захлестнуло так, что морская
вода попала в рубку, на ламповую аппаратуру и сгорел маленький
трансформатор.
В ЗИПе был провод для перемотки, паяльник, и
всякое другое. Доложил как положено, соорудил маломальское
приспособление чтобы соблюдать порядовку и только настроился мотать
катушку как по громкой связи объявили – «Старшему матросу Долгиреву на
главнокомандный » Бегу. Командир меня оттягивает при всех и дает команду
немедленно устранить неисправность. Говорю – «Есть ! Будет сделано !».
Возвращаюсь, настраиваюсь на ремонт и опять команда с вызовом на
главнокомандный. И опять все снова. И так несколько раз.
До этого аварийного случая командир бывало
вызывал меня на мостик. Особенно зимой, когда нужно было разобраться с
замерзшим от слюны микрофоном. Поэтому я поначалу особо не робел. Но в
этот раз он совсем меня загонял.
И уже еле живой, задерганный, злой я обнаружил
редкое несоответствие. Море штормит, идут учения. спецсвязи нет. Он весь
как ежик, шипит, ругается, а глаза смотрят с сочувствием. Понимает, что
при такой болтанке ремонт не сделать, но на моем примере дает понять
всем, что поблажки никому не будет.
(Потом в своей гражданской жизни я тоже
использовал командирские приемы напускной жесткости и это всегда
помогало в работе и давало хороший конечный результат).
Когда вернулись с моря к Северному пирсу
командир вызвал меня к себе в каюту, выслушал мои честные признания по
затопленной волной аппаратуре, отругал хорошо и назначил приборщиком
своей каюты.
Можно сказать наградил за перенесенные страдания.
В каюте он не отдыхал. Командир был в постоянном
движении – то с мостика нас гоняет , то по кораблю ходит. Всё держал под
контролем.
В море сутками сидел на главнокомандном,
намерзнется идет спать. Под кроватью у него специально был установлен
отопительный прибор подключенный к паровой магистрали. Отогреется и
опять на мостик.
От природы аккуратный человек и настоящий морской
офицер командир никогда не бросал мусор куда попало, только в урну.
Спиртного я в его каюте не видел и пустых бутылок тоже.
Самое главное везение мое заключалось в его
библиотеке. Там были переводные книги американских адмиралов,
приключенческая литература и журналы – «Военный зарубежник», который
приходил в запакованных конвертах, «Морской сборник»,
«Военно-исторический журнал».
Телевизоры у нас тогда отсутствовали.
Во время приборок он никогда не заходил в свою
каюту, поэтому я все делал бегом и потом садился за его стол. Листал
журналы и толстые книги. Книги потоньше, честно теперь признаюсь, я без
спроса уносил в свою рубку и там читал. Возвращал всегда на тоже самое
место без мятых и загнутых страничек. Все как было.
Книжки периодически обновлялись за счет домашней библиотеки командира или же офицерской библиотеки при Совгаванской базе.
Наша корабельная библиотека состояла из последних томов разных полных сочинений и всякой ерунды, поэтому была скучновата.
На берегу у него была жена и дочка, я думаю лет
десяти. Отец редко бывал дома поэтому девочка, когда мы стояли у пирса,
приходила к нам на корабль к отцу. Вместе они смотрели фильмы, которые
крутили в кубрике БЧ-5.
Иногда мне приходилось брать чемодан с его
грязным бельем и везти к нему домой. Жена командира переворачивала этот
чемодан посреди комнаты на пол, потом закладывала чистые вещи и
отправляла меня обратно.
Особых льгот за мои старания по приборке я не
имел. Он все одно был строг со мной, как это и должно было быть на
военном корабле.
Когда в июне 1966 года закончились 3 года моей
службы, наш СКР-74 стали готовить к походу на боевое дежурство в
Корейский пролив. Командир посчитал, что обновленный экипаж не сможет
обеспечить выполнение всех задач, поэтому часть отслуживших домой не
отпустили. Пришлось нам защищать рубежи Отечества по второму кругу до
октября месяца.
С таким командиром парни особо не возмущались. Надо так надо. Вперед так вперед. Было интересно.
Наша с ним служба прошла в постоянной боевой
готовности. На 1966–1969 годы на СССР пришлось множество всяких событий.
Война во Вьетнаме, война на Даманском, ввод войск в Чехословакию,
заваруха с американским шпионским судном «Пуэбло», когда основные силы
7-го Тихоокеанского флота США пошли в Японское море и всякое другое
отразилось на нашем бытие. На берег нас практически не пускали.
Постоянные учения, сопровождения транспортов с секретными грузами,
боевые автономные дежурства по 3 месяца в Корейском проливе и локальные
спецзадания типа перехват линкора «Нью-Джерси» в Сангарском проливе.
Была у нас такая попытка, только линкор тогда передумал и не вошел в
пролив (а может нас напугался).
Понятно дело, что капитан 3 ранга Александр
Михайлович Жаров в одиночку всяко бы не справился с нашим братом, многое
зависело от офицеров и сверхсрочников (их у нас называли сундуками).
Про них я повспоминаю в другой раз.
Очень бы хотелось чтобы наш командир отозвался или чтобы нашлась его дочка. Ей сейчас должно быть где-то за 50 лет.
Очень жаль, что пока никто не может сказать где
служил наш командир после СКР-74. В экипаже говорили, что до СКР-74 он
был военным советником в Китае и награжден китайским орденом.
По материалам сайта-http://skr74-ktof.ucoz.ru/publ/pro_komandira_korablja_kapitana_3_ranga_aleksandra_mikhajlovicha_zharova/1-1-0-20
Немає коментарів:
Дописати коментар