В истории флота, как российского, так и советского было немало
страниц, которые волею руководства страны засекречивались на многие десятилетия . Вот одна из них.
Гибель БПК "Отважный" в 1974 г.
30 августа 1974 года на Черноморском флоте в районе Севастополя
началось учение с зенитными ракетными стрельбами в условиях
радиолокационных помех. На большой противолодочный корабль (БПК)
"Отважный" возлагалась задача обеспечения учебных занятий четырех
противолодочных кораблей.
В 8.55 БПК вышел в море и ровно
через час прибыл в заданный район. Спустя минуту сыграли учебную боевую
тревогу, и командир корабля капитан 2 ранга И. П. Винник доложил
командованию о готовности к началу учения.
В 9.58 на мостике
почувствовали слабое сотрясение корабля, как будто в корме произошел
небольшой взрыв. Машины немедленно остановили и сразу же сыграли боевую и
аварийную тревоги. Через 10 секунд, после второго, более сильного
сотрясения за кормовой дымовой трубой появилась шапка белого дыма и сноп
пламени. Еще через 20 секунд произошел сильный третий взрыв в районе
ракетного погреба № 8, над которым поднялся столб огня и черного дыма.
Силой взрыва оторвало крышку погреба и вместе с пусковой установкой
зенитных ракет бросило на кормовую дымовую трубу правого борта. В этом
районе начался сильный пожар. Личный состав приступил к борьбе за
живучесть и непотопляемость корабля.
Как впоследствии установили
специалисты комиссии, назначенной главкомом ВМФ Адмиралом Флота
Советского Союза С. Г. Горшковым, на основании личного опроса,
письменных докладов и объяснений очевидцев происшествия личного состава
"Отважного", анализа динамики событий, сопоставления фактов и расчетных
величин, на корабле произошло следующее.
После объявления
учебной боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля
ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных барабанах
хранились 15 ракет В-601 в боевом снаряжении ракетного противовоздушного
комплекса "Волна", как положено по инструкции старшему по вахте в
погребе, приказал по внутренней связи дежурившим в посту матросам
подключить внешнее электропитание. Затем мичман с помощью тумблеров на
пульте подал напряжение на механизмы поворота пусковой установки - 380
вольт и в цепь стрельбы (110 вольт).
Сразу же после щелчка
последнего тумблера он увидел через иллюминатор сильный сноп пламени на
левом барабане. Не включив средства пожаротушения, мичман покинул пост и
побежал по коридору в носовую часть корабля. В это время произошел
сильный взрыв, ударной волной которого его отбросило в сторону...
Расследование
показало, что после появления огня в погребе до момента сильного взрыва
прошло не менее 18 секунд (время уточнили в ходе "следственного
эксперимента" на однотипном БПК "Комсомолец Украины", замеряя
секундомером продолжительность "пробега" мичмана от поста до места
падения после взрыва). Как выяснилось впоследствии, пламя в погребе
появилось вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной
ракеты, затем срабатывания ракетного двигателя ее же стартовой ступени и
последовавшего вслед за тем запуска нескольких стартовых двигателей
других ракет. Вследствие резкого повышения давления в погребе (около
трех атмосфер) на крышу погреба действовала сила не менее 2500 т, что и
явилось причиной его взрыва и отрыва крыши. В результате взрыва в
бортовой обшивке в районе погреба образовались две пробоины, через
которые вода затопила несколько отсеков корабля.
Как же
проходила борьба личного состава "Отважного" и экипажей подошедших на
помощь кораблей за живучесть и непотопляемость БПК? После того как в 10
часов объявили боевую тревогу и через минуту - аварийную, в погребе № 8 и
коридорах № 9 и № 10 продолжал бушевать сильный пожар. Корабль получил
крен 12° на правый борт. Между 10.10 и 10.20 дали команды включить
систему водяной защиты, орошение погребов и затопить погреба № 6, 7 и
10. Это сделать не удалось, поскольку трубопроводы обеих систем вышли из
строя. Семерых моряков взрывом сбросило с юта в море, и их подобрали
подошедшие корабли.
В 10.23 личному составу, находящемуся в
кормовых отсеках, приказали покинуть корабль. В это время пожар в корме
усилился. Погреба боезапаса № 6 и № 7 непрерывно поливались водой из
шлангов. На помощь "Отважному" в 10.40 подошел эсминец "Сознательный" и
спустя 12 минут - эсминец «Бедовый», с которого на корабль переправилась
спасательная партия. В 10.54 "Сознательный" начал буксировку
"Отважного", имевшего крен 13° на мелкое место в район Херсонеса. Через
семь минут для спрямления БПК начали перекачку топлива на левый борт, но
это не помогло. Корма "Отважного" погрузилась в воду по верхнюю
палубу, и крен на правый борт увеличился до 16°. С корабля эвакуировали
секретные документы на "Бедовый". В 11. 24 сбросили торпеды в море, крен
уменьшился до 14°. Погреба № 6 и № 7 затопили с помощью шлангов
пожарной системы. Для оказания помощи "Отважному" в 11.55 к нему подошел
БПК "Комсомолец Украины".
В 11.59 пожар локализовали, из
погребов повалил белый дым. Спустя семь минут оборвался буксир
"Сознательного", с "Бедового" начали заводить новый. Тем временем пожар в
кормовом машинном отделении продолжался, и в 12.27 дали команду
прекратить подавать в отсек воду и применять только пену. В кормовом
машинном отделении включили систему "ЖС" химического тушения. В 12.49
"Бедовый" со скоростью 3 уз начал буксировку "Отважного", крен которого
увеличился до 17 °.
Подошедшие спасательные суда (в 12.55 -
"Бештау", в 13.20 - СС-15 и СС-26, спустя еще четыре минуты -
пожарно-дезактивационное судно "Пламя") начали подавать пену в район
горящих погребов. После ряда попыток в 14.30 начали откачку воды из
кормовых отсеков. Однако через 17 минут произошел взрыв авиационного
боезапаса в погребе № 10. По-видимому, одновременно взорвалась и
цистерна с 6 т авиационного керосина, находящаяся в общем с погребом
авиабоезапаса отсеке в корме.
Корабль тем временем продолжали
буксировать на более мелкое место. Крен на правый борт с 19° быстро
увеличился до 25°, но в 15.07 стабилизировался на 27°. Через три минуты
отключилось освещение и прекратилась подача питания на приборы, и в
15.12 личному составу приказали покинуть корабль. Последним с
"Отважного" сошел его командир. В 15.35 корабль начал погружаться кормой
без опрокидывания, и с "Бедового" отдали буксир. Спустя 12 минут
"Отважный" скрылся под водой. Глубина моря в этом месте составляла около
125 м...
С момента обнаружения пожара до затопления корабля
прошло 5 часов 47 минут. В результате внутренних взрывов и полученных
пробоин БПК принял около 3600 т воды, шесть непроницаемых отсеков
оказались затопленными. После затопления четырех отсеков в кормовой
части крен и дифферент стабилизировались и корабль имел положительную
остойчивость. Однако, когда вода заполнила еще два отсека, запас
плавучести был исчерпан и "Отважный" затонул, показав высокую живучесть.
Согласно спецификации, корабли данного проекта должны сохранять
плавучесть и положительную остойчивость после затопления только трех
смежных отсеков корпуса.
Из 287 человек личного состава и
проходивших на "Отважном" практику курсантов в результате взрыва погибли
24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав корабля при
тушении пожара, в борьбе за живучесть и непотопляемость корабля проявил
мужество и действовал умело. Были приняты все меры по спасению БПК, но
после взрыва ракет, находившихся в погребе № 8, "Отважный" получил
настолько сильные повреждения, что спасти его оказалось невозможно.
Комиссия,
расследовавшая обстоятельства и причины гибели БПК "Отважный", в своем
заключении предложила провести огневые натурные испытания средств
противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного ракетного
комплекса (ЗРК) "Волна" с ракетами В-601 на опытовом натурном отсеке
корабля проекта 61. Такие испытания имели целью проверить достаточность
предусмотренных проектом средств защиты при несанкционированном
срабатывании одного из двигатели ракеты и, в случае необходимости,
разработать дополнительные мероприятия для повышения до нужного уровня
этой защиты на всех кораблях, оснащенных ракетами В-601.
В
соответствии с рекомендациями комиссии на основании совместного решения
Военно-Морского Флота и Министерства судостроительной промышленности
(МСП) на одном из судостроительных заводов в Ленинграде в 1 977 году
изготовили натурный отсек корабля, который полностью воспроизводил часть
корабля проекта 61 с кормовым погребом № 8 ЗРК "Волна-М". В
конструктивном отношении опытовый отсек полностью соответствовал участку
корпуса с надстройкой в районе 199-222 шпангоутов. Совместным решением
ВМФ, МСП и Министерства авиационной промышленности утвердили программу
проведения огневых междуведомственных испытаний, которые состоялись на
одном из полигонов ВМФ под Ленинградом в 1978 - 1979 годах. Программа
предусматривала все возможные варианты несанкционированного запуска
стартовых и маршевых двигателей ракет В-601, определение характера
развития аварии, проверку надежности удержания при этом ракет в
барабанах, пути повышения пожаро- и взрывобезопасности погреба и,
наконец, практическую проверку выработанных комиссией мероприятий.
В
результате проведенных натурных испытаний опытового отсека в "Отчете
междуведомственной Комиссии по проведению комплексных огневых натурных
испытаний средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба ЗРК
"Волна" с ракетами В-601 на опытовом отсеке корабля проекта 61",
подписанном в начале 1980 года, был сделан следующий основной вывод:
"Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК
"Волна" и "Волна-М" обладают необходимой эффективностью и высокой
надежностью. В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя
ракет они предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для
корабля в целом, и обеспечивают локализацию аварийного процесса в
пределах погреба без нанесения существенных повреждений оборудованию".
Штатные выхлопные устройства погребов, - констатировала комиссия, -
обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в
течение 1-2 секунд.
Как следует из заключения междуведомственной
комиссии по испытанию опытового отсека, при выполнении предусмотренных
инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса "Волна"
мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения развитие
аварии на БПК "Отважный" удалось бы предотвратить. Однако роковые
восемнадцать секунд, упущенные незадачливым мичманом, решили трагическую
участь корабля.
В конце сентября 1971 года по приказу
главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова в
Севастополь была направлена комиссия во главе с заместителем главкома
начальником тыла ВМФ вице-адмиралом Л. В. Мизиным. Перед комиссией
поставили задачу рассмотреть возможность и предложить метод подъема
затонувшего БПК "Отважный". Ознакомившись на месте с конструкцией
однотипного корабля и со всеми обстоятельствами катастрофы, комиссия
вышла в море к месту гибели "Отважного", где ее члены капитан 1 ранга
Яхненко и капитан 2 ранга Нежмаков, опустившись под воду в
наблюдательной камере, лично осмотрели затонувший БПК. Он лежал на
глубине около 120 м на илистом грунте с небольшими дифферентом на корму и
креном на правый борт. В районе кормового ракетного погреба, в котором
началась авария, корпус имел излом и был скручен (кормовая часть имела
крен больший, чем остальной корпус). Надстройки, изготовленные из легких
сплавов, сильно обгорели.
Дальнейшая работа комиссии пошла
несколько в ином направлении,чем предписал главком ВМФ, а именно по
линии оценки целесообразности подъема корабля. Для этого пришлось
опросить все организации Черноморского флота, заинтересованные в
подобной операции. Положительный ответ дала только одна, заявив о
необходимости демонтажа и подъема радиолокационных антенн, чтобы с ними
не мог ознакомиться вероятный противник. Учитывая исключительную
трудность подъема "Отважного" (удаленный от берега открытый ветру и
волнению район, большая глубина затопления, наметившийся разлом корпуса и
значительная его масса), комиссия рекомендовала корабль не поднимать,
ограничившись необходимым демонтажем оборудования.
Доклад
комиссии вызвал крейне негативную реакцию главкома ВМФ, заявившего, что
она не выполнила поставленной задачи и вместо того чтобы предложить
способ подъема нашла доводы в пользу отказа от него. В раздражении С.Г.
Горшков приводил оскорбительные высказывания иностранной печати, что
"русские потеряли лучший корабль и не могут поднять даже гайки с него".
Под его давлением Аварийно-спасательная служба (АСС) в лице Ю.К.
Сенатского дала обязательство поднять «Отважный». Фактически же, как и
предполагалось, демонтировали и подняли только радиолокационные антенны,
а сам корабль взорвали, так что почти вся возвышавшаяся над грунтом его
часть была уничтожена. Этим была поставлена точка в вопросе о подъеме
БПК "Отважный".
Материал с сайта ашttp://navsource.narod.ru/photos/02/178/index.html
http://forum.pogranichnik.ru/index.php?showtopic=12739&st=0&p=406712&
фотография с сайта- http://topwar.ru/10821-kamikadze-i-p-700-granit-chast-2.html
Немає коментарів:
Дописати коментар