Вяч. Шалагинов
ЗНАМЕНИТОЕ ФЕДОРОВСКОЕ «ХЕ--ХЕ»
Он не написал ни строчки воспоминаний, и на вопрос, почему Вы не пишите, отвечал уклончиво: «Правду писать нельзя — не напечатают. А множить вранье — и без меня много желающих. Много охотников… хе-хе… сделать из себя героев. Кого ни откроешь, увидишь враля. Неужели «они» думают, что другие не видят неправды?» При этом обоснованно подвергал сомнению количество самолетов противника, сбитых всеми нашими и немецкими асами: «Как
ты увидишь, сбит или только подбит самолет неприятеля, если голова твоя
крутится как на шарнирах, следя за противником. Чуть зазевался
и получишь порцию свинца…
Но надо было
подбодрить в первых вылетах молодых начинающих пилотов, научить их
не бояться немцев. Поэтому свои сбитые отдавал не бросившему меня в бою
ведомому… Как правило, большинство сбитых вражеских самолетов падало
на немецкую территорию, и штабы старались не засчитать их, чтобы
не платить премию летчику. А, даже если и упал на нашей стороне, то как
доказать, что именно ты сбил, а не Иван Иваныч? Хе-хе…
Ведь и зенитчики, и пехотинцы тоже заявляют, что это они сбили…
Для этого едешь в полк, берешь с собой бидончик спирта и подписываешь
справку у командира полка или замполита… Ведь все это знали и молчали.
Почему ни один пишущий летчик не сказал об этом! А Вы мне задаете
вопрос: почему не пишите? Хе-хе!»
Подтверждением мастерства начинающего пилота-инструктора 11-й авиашколы военных пилотов г. Луганска Федорова служит статья Героя Советского Союза В. Горанова «Крылатая молодость» («Правда», № 228, 19 августа 1938):
— Немало прекрасных образцов мужества и самообладания показывают молодые летчики в будничной своей работе.
При
взлете у самолета, который вел наш молодой пилот тов. Федоров,
подломилось одно шасси и колесо повисло. Все мы ждали аварии, неизбежной
при таких обстоятельствах. Как только Федорову был дан сигнал
о случившейся поломке шасси, он набрал высоту 1200 метров и приказал
находившемуся с ним курсанту выйти на плоскость и спрыгнуть с парашютом.
Курсант прыгнул, это был первый его прыжок. Федоров же повел машину
на посадку. Все ждали «капота». Но Федоров отчетливо сознавая риск,
рассчитал свой маневр: использовав силу ветра, он отлично посадил
машину.
ФАКТЫ БИОГРАФИИ
1.
Летчик-интернационалист Иван Федоров воевал в Испании с 31 мая 1937 по
28 января 1938 года, где сбил не менее 2-х самолетов противника и…
3 декабря 1937 г. подбил и заставил приземлиться на а/э Сабадель под
Барселоной новый немецкий истребитель Ме-109. За
эту «посадку» Федоров был представлен к званию Героя Советского Союза.
Однако 22 февраля 1938 года на банкете по случаю проводов в Испанию
большой группы добровольцев возникла драка, во время которой Иван
Евграфович ударом кулака нечаянно убил энкаведешника, за что и был лишен
высокого звания.
В представленном наградном листе на звание Героя Советского Союза из «личного дела» Федорова сказано: «С мая месяца 1937 года по 28 февраля 1938 года находился в Правительственной командировке — ИСПАНИЯ, где произвёл 286 боевых самолёто-вылетов
с 36 проведёнными воздушными боями, в которых показал исключительные
образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и
13 в группе, за что был награждён двумя орденами КРАСНОЕ ЗНАМЯ в
1937 году».
Известно, что в июле 1991 года в Главном архиве Разведывательного Управления Генерального Штаба Министерства
обороны было случайно обнаружено (но так и не опубликовано до сих пор)
представление на летчика Якушина Михаила Нестеровича к званию Героя
Советского Союза. Михаил Якушин первым из летчиков-интернационалистов
в июле 1937 года сбил ночью над Мадридом два франкистских
бомбардировщика Ю-52, за что получил от правительства Испанской
Республики
автомобиль
«оппель». Другой «испанский летчик» Анатолий Серов, сбивший вслед
за Якушиным в ночном вылете третий немецкий бомбардировщик, будучи
командиром группы, сразу же был представлен к званию Героя. Сегодня имя
Анатолия Константиновича Серова широко известно в нашей стране, в честь
его назван город на Урале. А Михаил Якушин, так и не дождавшийся
заслуженной награды, фактически умер в безвестности…
Не
исключено, что в архивах Генштаба до сих пор вместе с, так и
не увидевшим свет, представлением на М. Н. Якушина к званию Героя
находится и представление на И. Е. Федорова.
2.
В начале августа 1940 года И. Федоров совершил 4 полета на роковом
И-180, на котором разбились Валерий Чкалов, Томас Сузи, потерпел аварию
Степан Супрун. 9 августа 1940 г. Степан Павлович докладывал руководству НИИ ВВС РККА: «Выпустил
летчика Федорова И. Е. на самолете И-180. Тов. Федоров всего сделал
четыре полета. Взлет, виражи, посадки хорошие. Материальную часть
и технику пилотирования на И-180 летчик освоил хорошо».
После полетов на этом фатальном истребителе испытатель Федоров дал свое заключение:
«В
горизонтальном полете самолет неустойчив… На виражах требуется
отличная координация в управлении рулями. Высоту после взлета набирает
медленно, машина тяжелая, выражаясь вернее, — летающий мотор. Вывод:
для летчиков строевых частей в технике пилотирования с оценкой
“удовлетворительно” и даже “хорошо” машина в освоении недоступна. Могут
летать летчики… с летной оценкой “отлично”».
Больше
в кабину И-180 никто не садился, однако лучшие его технические решения
получили развитие в конструкции истребителя И-185. В дальнейшем все
дела, труды и специалистов по И-185 передали в КБ С. А. Лавочкина.
Это помогло Семену Алексеевичу довести до совершенства знаменитый
истребитель Ла-5.
3.
С ноября 1940 по февраль 1942 года Федоров был в командировке в Китае
на авиазаводе № 600 в городе Урумчи, где и испытывал и принимал И-16 для
народно-освободительной армии Китая. Факт хулиганского поведения в воздухе летчика Федорова, стрелявшего «где попало, даже по козам» нашел отражение в письме от 26
мая 1941 г. начальника Главного разведывательного управления
генерал-лейтенанта Голикова народному комиссару авиационной
промышленности Шахурину: «Тов. Федоров летал между заводских труб, низко над домами и в неположенной форме одежды».
Немає коментарів:
Дописати коментар