субота, травня 11, 2013

Дополнительные далеко не одназначные материалы к ранее освещённой теме о летчике Иване Федорове.

Вяч. Шалагинов
ЗНАМЕНИТОЕ ФЕДОРОВСКОЕ «ХЕ--ХЕ»
Он не написал ни строчки воспоминаний, и на вопрос, почему Вы не пишите, отвечал уклончиво: «Правду писать нельзя — не напечатают. А множить вранье — и без меня много желающих. Много охотников… хе-хе… сделать из себя героев. Кого ни откроешь, увидишь враля. Неужели «они» думают, что другие не видят неправды?» При этом обоснованно подвергал сомнению количество самолетов противника, сбитых всеми нашими и немецкими асами: «Как ты увидишь, сбит или только подбит самолет неприятеля, если голова твоя крутится как на шарнирах, следя за противником. Чуть зазевался и получишь порцию свинца…


Но надо было подбодрить в первых вылетах молодых начинающих пилотов, научить их не бояться немцев. Поэтому свои сбитые отдавал не бросившему меня в бою ведомому… Как правило, большинство сбитых вражеских самолетов падало на немецкую территорию, и штабы старались не засчитать их, чтобы не платить премию летчику. А, даже если и упал на нашей стороне, то как доказать, что именно ты сбил, а не Иван Иваныч? Хе-хе… Ведь и зенитчики, и пехотинцы тоже заявляют, что это они сбили… Для этого едешь в полк, берешь с собой бидончик спирта и подписываешь справку у командира полка или замполита… Ведь все это знали и молчали. Почему ни один пишущий летчик не сказал об этом! А Вы мне задаете вопрос: почему не пишите? Хе-хе!»

Подтверждением мастерства начинающего пилота-инструктора 11-й авиашколы военных пилотов г. Луганска Федорова служит статья Героя Советского Союза В. Горанова «Крылатая молодость» («Правда», № 228, 19 августа 1938):

Немало прекрасных образцов мужества и самообладания показывают молодые летчики в будничной своей работе.


При взлете у самолета, который вел наш молодой пилот тов. Федоров, подломилось одно шасси и колесо повисло. Все мы ждали аварии, неизбежной при таких обстоятельствах. Как только Федорову был дан сигнал о случившейся поломке шасси, он набрал высоту 1200 метров и приказал находившемуся с ним курсанту выйти на плоскость и спрыгнуть с парашютом. Курсант прыгнул, это был первый его прыжок. Федоров же повел машину на посадку. Все ждали «капота». Но Федоров отчетливо сознавая риск, рассчитал свой маневр: использовав силу ветра, он отлично посадил машину.

ФАКТЫ БИОГРАФИИ

1. Летчик-интернационалист Иван Федоров воевал в Испании с 31 мая 1937 по 28 января 1938 года, где сбил не менее 2-х самолетов противника и… 3 декабря 1937 г. подбил и заставил приземлиться на а/э Сабадель под Барселоной новый немецкий истребитель Ме-109. За эту «посадку» Федоров был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако 22 февраля 1938 года на банкете по случаю проводов в Испанию большой группы добровольцев возникла драка, во время которой Иван Евграфович ударом кулака нечаянно убил энкаведешника, за что и был лишен высокого звания.

В представленном наградном листе на звание Героя Советского Союза из «личного дела» Федорова сказано: «С мая месяца 1937 года по 28 февраля 1938 года находился в Правительственной командировке — ИСПАНИЯ, где произвёл 286 боевых самолёто-вылетов с 36 проведёнными воздушными боями, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе, за что был награждён двумя орденами КРАСНОЕ ЗНАМЯ в 1937 году».

Известно, что в июле 1991 года в Главном архиве Разведывательного Управления Генерального Штаба Министерства обороны было случайно обнаружено (но так и не опубликовано до сих пор) представление на летчика Якушина Михаила Нестеровича к званию Героя Советского Союза. Михаил Якушин первым из летчиков-интернационалистов в июле 1937 года сбил ночью над Мадридом два франкистских бомбардировщика Ю-52, за что получил от правительства Испанской Республики

автомобиль «оппель». Другой «испанский летчик» Анатолий Серов, сбивший вслед за Якушиным в ночном вылете третий немецкий бомбардировщик, будучи командиром группы, сразу же был представлен к званию Героя. Сегодня имя Анатолия Константиновича Серова широко известно в нашей стране, в честь его назван город на Урале. А Михаил Якушин, так и не дождавшийся заслуженной награды, фактически умер в безвестности…

Не исключено, что в архивах Генштаба до сих пор вместе с, так и не увидевшим свет, представлением на М. Н. Якушина к званию Героя находится и представление на И. Е. Федорова.

2. В начале августа 1940 года И. Федоров совершил 4 полета на роковом И-180, на котором разбились Валерий Чкалов, Томас Сузи, потерпел аварию Степан Супрун. 9 августа 1940 г. Степан Павлович докладывал руководству НИИ ВВС РККА: «Выпустил летчика Федорова И. Е. на са­молете И-180. Тов. Федоров всего сделал четыре полета. Взлет, виражи, посадки хорошие. Ма­териальную часть и технику пилотирования на И-180 летчик освоил хорошо».

После полетов на этом фатальном истребителе испытатель Федоров дал свое заключение:

«В горизонтальном полете са­молет неустойчив… На виражах требуется от­личная координация в управлении рулями. Вы­соту после взлета набирает медленно, машина тяжелая, выражаясь вернее, — летающий мо­тор. Вывод: для летчиков строевых частей в тех­нике пилотирования с оценкой “удовлетвори­тельно” и даже “хорошо” машина в освоении недоступна. Могут летать летчики… с летной оценкой “отлично”».

Больше в кабину И-180 ни­кто не садился, однако лучшие его технические решения получили развитие в конструкции истребителя И-185. В дальнейшем все дела, труды и специалистов по И-185 передали в КБ С. А. Лавочкина. Это помогло Семену Алексеевичу довести до совершенства знаменитый истребитель Ла-5.

3. С ноября 1940 по февраль 1942 года Федоров был в командировке в Китае на авиазаводе № 600 в городе Урумчи, где и испытывал и принимал И-16 для народно-освободительной армии Китая. Факт хулиганского поведения в воздухе летчика Федорова, стрелявшего «где попало, даже по козам» нашел отражение в письме от 26 мая 1941 г. начальника Главного разведывательного управления генерал-лейтенанта Голикова народному комиссару авиационной промышленности Шахурину: «Тов. Федоров летал между заводских труб, низко над домами и в неположенной форме одежды».

Немає коментарів: