четвер, червня 27, 2013

ПО СТРАНИЦАМ ЖИЗНИ ИНТЕРЕСНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛУКАШЕНКО ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ-КОМАНДИР АТОМНОЙ СУБМАРИНЫ.


Лукашенко Юрий Петрович. Капитан атомной подводной лодки— Хочешь — познакомлю с Лукашенко? — спросил меня приятель, бывший инженер-кораблестроитель, а ныне, как и я, пенсионер.
— С кем? С «батькой»? — неловко сострил я.
— Нет, мой Лукашенко поинтереснее, — серьезно сказал Юрий Константинович. — Живет в нашем подъезде. Я приглашу его к себе на чай. Посидим, пообщаемся. Ей-богу, не пожалеешь. Совсем недавно он был на вершине огромной пирамиды, которую создавали ученые, инженеры, рабочие. От них зависела судьба целого мира.
— Да говори скорее, кто такой твой Лукашенко? Космонавт, что ли? Я что-то не слыхал такой фамилии.
— Можно подумать, что ты в России знаешь всех Лукашенко.

Через день встреча состоялась. За 40 лет работы в школе словесником у меня выработалась привычка слушать любого собеседника и мысленно оценивать его умение вести диалог. С первых же минут разговора Юрий Петрович вызвал уважение и симпатию. Он немногословен. Больше слушает и оценивающе присматривается к собеседнику. Среднего роста, по-военному стройный и подтянутый, с короткой стрижкой седых волос и с такой же седой щеточкой усов, он ничем не выделялся бы среди прочих пенсионеров, если бы не простой и бесспорный факт: перед тобой сидит и рассказывает о себе КОМАНДИР АПЛ — для нас, людей гражданских, фигура почти фантастическая.
Приятно было узнать, что оба мы в разное время учились в Ленинграде, а Север, где на Рыбачьем воевал мой отец и где в послевоенном Мурманске я кончал среднюю школу, был местом службы подводника Лукашенко. 20 лет жизни отдал Юрий Петрович службе на подводном флоте, прошел все ее ступеньки: от командира торпедной группы до капитана атомной подводной лодки.
Выпускник Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С. О. Макарова, он начинал службу на дизельных подводных лодках. Три года в Магадане, на самом краю земли советской! Кто из нас может представить, какой груз несли на своих плечах моряки-подводники день за днем, между двух враждебных человеку стихий — холодной безжизненной землей, местом гибельной сталинской ссылки, и бескрайним океаном — в тесной, напичканной сложнейшими приборами и боевыми ракетами металлической утробе подводной лодки.
Быстро летело время. Он уже не один. Жена, верная любящая подруга, и два сына обязывали счастливого отца семейства думать о будущем.
Энергичный и целеустремленный, Лукашенко упорно идет навстречу своей мечте. В Обнинске Калужской области Юрий Петрович заканчивает учебный центр, готовящий экипажи АПЛ, через несколько лет — Военно-морскую академию им. Гречко в Ленинграде.
В 1977 году Ю. П. Лукашенко принял на «Красном Сормове» атомную подводную лодку проекта 670М1 «Чайка». Он до сих пор благодарен всей заводской сдаточной команде под руководством ответственного сдатчика А. А. Бублика и сдаточного механика Л. И. Коничкина. Благодаря им и замечательным специалистам А. М. Пропадееву (старшине команды трюмных специалистов), В. П. Дубровину (старшине команды судовых устройщиков) и Е. Бабину (старшине команды по паротурбинной установке), В. В. Итальянкину (старшине команды по пусковым установкам ракет) была организована дополнительная подготовка экипажа на переходе по внутренним водным путям (ВВП) на сдаточную базу и при проведении ходовых испытаний в Белом море.
И вот он командир АПЛ, облеченный огромной властью и ответственностью, полный хозяин маленького государства. С 1977 по 1983 год он будет честно нести на своих плечах нелегкое бремя, возложенное на него командованием Северного флота.
Январь 1980 года. У причала базы в Западной Лице готовится к автономному плаванию АПЛ капитана I ранга Ю. П. Лукашенко. Который день экипаж напряженно работает, не считаясь со временем: основательно проверяют все системы и механизмы, загружают боезапас, продукты, специальное снаряжение — всего не перечислишь. И вот они, волнующие минуты. Экипаж замер в строю на палубе. Торжественно звучит гимн. Поднимается флаг. При свете прожекторов видны лица провожающих. Все как обычно, как всегда. Привычная «автономка» в международные воды мирового океана. И все-таки каждый раз увлажняются глаза, и грудь стесняет тревожное предчувствие долгой разлуки. Все знают, что у подводных лодок есть один недостаток: иногда они не возвращаются. Но все уверены: это не о нас, у нас случайностей быть не может. Иначе думать нельзя. Звучат команды. Отдают концы. И лодка медленно отходит и растворяется во мраке полярной ночи.
Огромное тело лодки как сказочное чудовище поднимает из морской глубины тупым носом огромный вал, и он, бесшумно накатываясь на палубу, разваливается вдоль бортов. Из рубки видно, как в звездном небе прощально полощутся цветные ленты полярного сияния. В его призрачном свете едва различаются каменные сопки Рыбачьего.
Началась будничная работа. Привычная, размеренная, по минутам расписанная, не позволяющая расслабляться. Из отсеков каждые 30 минут поступают доклады об осмотре и состоянии механизмов. Через каждые 5 минут докладывают гидроакустик и рулевой. Каждой смене перед вахтой дается 4 часа на сон. Вахтенный офицер и инженер-механик проводят инструктаж. По своему плану работают врач и замполит. Начинается погружение. Теперь глаза и уши лодки — сложные приборы. Всем известно, что современная АПЛ может выполнять свои задачи лишь до того момента, пока ее не обнаружил противник. Поэтому скрытность — первое и обязательное условие всех действий по наблюдению и разведке в районе пребывания кораблей НАТО, и, в первую очередь, 6-го флота США.
Возле берегов Великобритании советских подводников ждала встреча с иностранной АПЛ «Пард». Вскоре обнаружили и вторую лодку, которая решила для прерывания контакта пойти на пересечку курса. Вывод: это «Пард» Великобритании, только они ведут боевое патрулирование в паре с многоцелевой лодкой. Командир передает на КП сообщение об обнаружении АПЛ «Пард» и об установлении слежения за ней. Были и другие контакты с оперативным временем слежения от 4 до 6 часов.
Лодка идет намеченным курсом. Впереди Гибралтар. Благополучно миновать пролив, получивший у моряков прозвище «мышеловка», — задача не для слабонервных. Сорокаметровая глубина, сильные течения, узкий фарватер, высокая вероятность обнаружения, множество встречных и попутных целей требуют от моряков знаний, опыта и мастерства. Благополучно форсировав Гибралтар, АПЛ уходит в назначенный район.
В один из сеансов связи была получена информация о движении в сторону Александрии ударного авианосца «Форрестол» 6-го американского флота. Эта громадина несет на себе до 100 самолетов и ядерный боезапас. Принимается решение всплыть для ведения разведки и обнаружения АВУ.
— После очередного всплытия засекаем сигналы приводного радиомаяка, обеспечивающего полеты палубной авиации, — рассказывает Лукашенко. — Погружаемся и вскоре обнаруживаем хорошо прослушиваемые шумы авианосца. Проводим классификацию цели. Определяем все элементы, характеризующие данный объект. Результаты слежения сообщаем на центральный КП ВМФ.
Сутки за сутками идет слежение за движением авианосца. Командир не покидает центральный пост. Как-то при смене района старпом доложил: нас обнаружили! Гидролокатор бьет по корпусу так, что с подволока сыплется изоляция. Лодку преследует эсминец. Оторваться от него удается не скоро. Лишь через 12 (!) часов после обнаружения других шумящих кораблей противника удается выявить их расположение, найти проход и прорваться к авианосцу. Вздохнули свободно. На ЦКП передали данные о восстановлении контакта с АВУ (авианосцем ударным) и характере его деятельности. Семь суток длилось слежение за АВУ… В ответной радиограмме получили приказ: прекратить слежение и начать движение в западном направлении…
Что может быть прекраснее возвращения на родную базу? Суровое Баренцево море устроило экипажу последнее испытание — свирепый шторм. Лодка шла в надводном положении, а потому экипаж, как говорится, «укачало по полной программе» всемогущего Нептуна.
Встречали, как положено. Командир дивизии поздравил с успешным выполнением боевой задачи и благополучным возвращением. На следующий день весь экипаж лодки принял участие в строевом смотре дивизии. Ребята надеялись, что их освободят от смотра, но командование было непреклонно: «Хватит, поплавали. Теперь полезно и по родной земле потопать». И действительно.
В настроении людей произошли странные перемены, словно открылись невидимые шлюзы, и хлынул поток энергии, духовной и физической. Ребята так браво прошагали на плацу и так вдохновенно спели строевые песни, что им единодушно было отдано первенство. По результатам боевой службы года экипаж занял 1-е место.
…Мы еще долго сидим за столом хлебосольного Юрия Константиновича Жулина. Я вижу, как теплеют глаза Лукашенко, когда он говорит о своей семье — жене и двух сыновьях. Сколько нелегких дней и ночей выпало на долю замечательных женщин, провожавших своих мужей и сыновей в долгие плавания.
— Какие прекрасные люди служили рядом со мной, — несколько раз повторяет Юрий Петрович. — У подводников своя педагогика и дисциплина. У нас нет проблем сухопутной армии. Не та служба, не те условия. И кто прошел нашу школу, тот — особенный человек.
— А если бы начать все снова? — не удержался я от вопроса.
— Я бы стал только подводником и только командиром, — твердо ответил Лукашенко. — Мое поколение отслужило. Стараемся не терять связи, переписываемся, встречаемся. У скольких служба отняла здоровье, а были молодыми, крепкими. АПЛ шутить не любит. На ней своя медицина и свои болезни. Жалею, что два моих сына, тоже, кстати, офицеры-подводники, вынуждены были оставить службу и занялись бизнесом. А может быть, зря жалею. Это их выбор. Сейчас на флоте новая техника и новые люди. Условия службы неизбежно будут улучшаться. И служить будут только самые подготовленные, с высокими морально-волевыми качествами. А учиться им есть у кого. И есть, кому учить. Верю, что Россия ни в чем не уступит Западу. Мы и раньше им ни в чем не уступали. Уважают только сильного. У нас богатые традиции, и они еще послужат не одному поколению российских моряков.
Альберт РЕБЦОВСКИЙ

Немає коментарів: