О Героях Советского Союза,
командирах боевых подлодок Великой Отечественной написано много.. Но очень редкий случай, когда к званию Героя был представлен
простой подводник, машинист-трюмный гвардейской подводной лодки "М-35"
Черноморского флота, Александр Сергеевич Морухов. Звание у него было
самое простое, даже не офицерское — старший краснофлотец (что-то вроде
нынешнего старшего матроса).
Родился Александр Морухов 23 марта 1919
года в деревне Митьково (ныне она уже не существует, сейчас это
территория Подсосонского сельского поселения Угранского района
Смоленской области). В 1931–1934 годах работал в колхозе, как и все его
ровесники. В 1937 году окончил семь классов школы в селе Климово (ныне
село Климовский Завод Юхновского района Калужской области). Надо
сказать, в те времена семь полных классов считались довольно неплохим
образованием. И тут его судьба сделала крутой вираж: пареньку
представилась возможность уехать из деревни, а это в те времена многие
колхозники почитали за счастье.
С 1937 года Александр Морухов жил и
работал в Москве. Пару лет работал слесарем сантехнической конторы, а с
января 1939 года — слесарем-сантехником в одной из контор строительства
московского Метростроя, стал передовиком производства, стахановцем.
Работа престижная по тем временам. На флот его призвали в ноябре 1939
года как передовика производства по путевке райкома комсомола. Попал
паренек в учебный отряд подводного плавания имени С. М. Кирова в
Ленинграде, где и выучился на машиниста-трюмного.
Чем-то профессия слесаря-сантехника и
подводника-трюмного похожи. Поверьте, знаю, о чем говорю, поскольку сам
много лет служил на подлодке (правда, атомной), командиром дивизиона
живучести — то есть начальником всех трюмных… И какие такие подвиги
может совершить на подлодке простой трюмный матрос, когда из трюма-то
редко вылезает, если корабль в море? Оказывается, такие чудесные подвиги
случаются.
Служить Александр после "учебки" попал
на Черноморский флот, сначала в так называемый полуэкипаж в Севастополе,
потом — на строящуюся в Николаеве подлодку класса "Малютка" — "М-35".
Именно на этом корабле под командованием Михаила Грешилова ("Правда.Ру"
уже писала об этом героическом подводнике) краснофлотец Морухов
участвовал в 34 боевых походах и в потоплении восьми транспортов и
других судов и кораблей противника.
Исторические первоисточники
рассказывают об одном из боевых эпизодов с участием героического
трюмного. В одном из боевых походов в район румынского порта Сулина
командир лодки после неудачной торпедной атаки против трех вражеских
буксиров с девятью баржами решил всплыть и с надводного положения
поразить их огнем 45-миллиметрового орудия и пулеметов.
Старший краснофлотец Морухов, который по
боевому расписанию исполнял обязанности пулеметчика, со своим "вторым
номером" вытащили пулемет на мостик и вместе с артиллеристами огнем
накрыли суда противника. На двух баржах возник пожар, и они затонули.
Третья баржа получила повреждения, ее волной выбросило на берег. Буксиры
обрубили концы и отправились восвояси. Следует заметить, что это был
первый случай потопления и повреждения судов противника лишь
артиллерийским и пулеметным вооружением подлодки Черноморского флота.
Но в представлении к званию Героя
фигурировал и такой эпизод, связанный с чисто трюмной специальностью
молодого подводника. 14 сентября 1942 года "М-352 вышла из Поти на
позицию в район порта Бургас. При обнаружении приближающихся самолетов
противника поступила команда "Срочное погружение!". Трюмный Морухов
принял балласт, и лодка ушла в морскую пучину.
Однако случилось непредвиденное:
достигнув заданной глубины 45 метров, лодка продолжала стремительно
погружаться, причем с опасным дифферентом на корму — подводники знают,
как это опасно. Превысив предельную глубину погружения, лодка будет
однозначно раздавлена давлением воды. Несмотря на все необходимые меры,
погружение лодки не удавалось остановить уже и на самой критической
глубине, когда корпус начал трещать под чудовищной толщей воды.
Уже потом, после устранения аварии,
выяснилось, что все произошло из-за оплошности курсанта-стажера, который
в дизельном отсеке ошибочно (спросонья!) открыл выхлопной клапан
дизельного коллектора, через который в отсек и хлынула забортная вода. И
хотя при помощи бросившихся туда двух старшин злополучный клапан был
закрыт, тонны попавшей в отсек воды и тянули лодку на глубину.
И матрос-трюмный Морухов, без всякой
команды из центрального поста (связь вышла из строя) нечеловеческими
усилиями ползком пробирался к аварийной колонке воздуха высокого
давления и открыл нужный воздушный клапан, подключив одновременно
аварийную группу баллонов. Воздух с характерным свистом (все подводники
знают этот шум!) устремился в кормовую балластную цистерну и разом
выдавил воду за борт. Лодка тут же пошла на всплытие с запредельной
глубины 100 метров. И была спасена!
Находчивого героического трюмного,
спасшего и экипаж, и лодку, и, по сути, успешное выполнение
ответственной боевой задачи, товарищи из экипажа благодарили долго, даже
после войны вспоминая этот роковой, но закончившийся благополучно
случай. Гвардейский командир-подводник Михаил Грешилов, получивший
звание Героя Советского Союза на два месяца раньше своего трюмного, в
1944 году, просто не мог не ходатайствовать о представлении его к
высокому званию. Кстати, и "М-35", если верить историческим
первоисточникам, стала Гвардейской именно после этого подвига трюмного
матроса.
Закончилась страшная война. В 1946 году
Александр Морухов, уже гвардии старшина 1-й статьи, уволился в запас. У
вернувшегося с войны подводника на груди были ордена Красного Знамени,
Отечественной войны I и II степени, две медали "За отвагу" — как
говорится, "полный боевой иконостас". И вернулся подводник опять к
своему довоенному делу, на Метрострой. Так сказать, сменил подводные
глубины опять на подземные. Окончил техникум, потом Институт инженеров
железнодорожного транспорта. Многие годы избирался парторгом крупного
строительно-монтажного управления. Несколько трудовых орденов пополнили
"иконостас".
Героический подводник Великой
Отечественной Александр Морухов застал и "новую Россию", прошел со
страной лихие 90-е — говорят, нахлебался вместе с ней "всех благ". Он
ушел из жизни 22 сентября 2001 года. Похоронен на Черкизовском
(северном) кладбище в Москве.
Долго думал, чем закончить повествование
о подвиге простого подводника-трюмного. И вдруг осознал: лучшей памятью
для него будет стих одного из героев цикла "Лики войны" на "Правде.Ру",
командира подлодки Великой Отечественной Героя Советского Союза Израиля
Ильича Фисановича — это четверостишье стало своеобразным тостом у
подводников нынешних, когда они поминают погибших коллег:
По материалам Источника
Немає коментарів:
Дописати коментар